Главная страница

Конспект. Конспект статьи Л. С. Выготского Легкое дыхание


Скачать 22.26 Kb.
НазваниеКонспект статьи Л. С. Выготского Легкое дыхание
Дата07.01.2022
Размер22.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект.docx
ТипКонспект
#325329



Конспект статьи Л.С. Выготского «Легкое дыхание».
Чтобы провести анализ того или иного рассказа, необходимо иметь дело с двумя главными понятиями – материалом и формой произведения. Материал – это взятые автором истории, реальные случаи, людские характеры, взаимоотношения людей. Одним словом, все то, что всегда существовало и будет существовать вне рассказа. Формой же называется расположение материала, то, в каком порядке и каким образом изложен материал, как он преподнесен.

Соотношение формы и материала – это соотношение сюжета и фабулы. Под фабулой будем понимать лежащий в основе рассказа материал. Сюжет относится к фабуле так, как стихотворение относится к словам, как мелодия – к звукам. Давно известно, что расположение событий произведения и способ подачи материала – главная задача словесного искусства.

Если рассматривать хронологию развития житейского события, можно условно представить его развертывание как прямую линию, на которой моменты сменяют друг друга по очереди. Напротив того, искусственное расположение событий, которое и превращает материал в художественный сюжет и не зависит от хронологии, можно условно обозначить кривой линией. И эта кривая будет являться кривой формы.

Все поэтические приемы по оформлению и расположению материала являются целенаправленными, каждый прием в рассказе отвечает за ту или иную функцию. И при исследовании функции и значимости каждого стилистического элемента можно объяснить живую жизнь произведения, превратить его из неживой конструкции в живую.

Рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание» удобен для проведения анализа тем, что он является типичной классической новеллой. В произведении ярко раскрываются главные стилистические черты новеллы как жанра.

Анализ начинается с сопоставления действительных событий (положенных в основу рассказа) и художественной формы материала. Все события, отраженные в рассказе, можно разбить на две группы: первая связана с жизнью Оли Мещерской, вторая – с историей жизни классной дамы. Схема диспозиции (т.е. естественное расположение событий) выглядит следующим образом:

Оля Мещерская:

  1. Детство

  2. Юность

  3. Эпизод с Шеншиным

  4. Разговор о легком дыхании

  5. Приезд Малютина

  6. Связь с Малютиным

  7. Запись в дневнике

  8. Последняя зима

  9. Эпизод с офицером

  10. Разговор с начальницей

  11. Убийство

  12. Похороны

  13. Допрос у следователя

  14. Могила.

Классная дама:

  1. Классная дама

  2. Мечта о брате

  3. Мечта об идейной труженице

  4. Разговор о легком дыхании

  5. Мечта об Оле Мещерской

  6. Прогулки на кладбище

  7. На могиле

Если составлять эту же схему в том порядке, в каком описаны события в рассказе, то четко видно, что они совсем не совпадают. Таким образом, если хронологически расположенные события — прямая, то полученная композиция произведения — это кривая. Например, Бунин сразу начинает описание могилы Оли Мещеряковой, а потом переходит к ее раннему детству. Затем вдруг описываются события последней зимы Оли, ее убийство. А ближе к концу рассказа автор снова описывает эпизод из ее гимназической жизни.

Подобный прием объясняется Выготским тем, что от хронологии изложения зависит впечатление, производимое на читателя.

Дальше – переход к анализу формы. Фактически, сам материал, взятый за основу рассказа, является «житейской мутью»: это всего лишь история жизни провинциальной гимназистки.

Название произведения «Легкое дыхание» Бунин выбрал неслучайно. Этот рассказ – не об Оле Мещеряковой, а о легком дыхании. Его основная черта – это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе. Нигде эта двойственность рассказа не представлена с такой очевидностью, как в обрамляющей весь рассказ истории классной дамы. Она давно живет выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь, и Бунин с безжалостностью поэта совершенно ясно говорит о том, что это идущее от его рассказа впечатление легкого дыхания есть выдумка, заменяющая ему действительную жизнь.

Таким образом, прямая линия – это действительные события, лежащие в основе произведения. А сложная художественная кривая этих событий – это их легкое дыхание. События соединены так, что они теряют бытовую тягость. Поэтому после прочтения рассказа у читателя складывается совершенное не то впечатление, какое он произвел бы, взятый в естественном ходе событий.

Если внимательно всматриваться в структуру формы рассказа, можно отметить, что все «скачки» сюжета имеют единственную цель – разрушить то непосредственное впечатление, которое исходит на нас от этих событий, и превратить его в совершенно обратное и противоположное первому. Очень ярко подобный закон уничтожения формой демонстрируется в эпизоде убийства и в эпизоде разговора Оли с начальницей.

Бунин специально взял за основу ужасающие события, чтобы показать, как борются фабула и сюжет. При этом сюжет «победил», уничтожив ту самую житейскую муть и оставив лишь легкое дыхание.

То, что форма дополняет содержание, по мнению Выготского, является величайшим заблуждением. На самом деле, они находятся в борьбе и противоречии, в которых и заключается настоящий психологический смысл эстетической реакции.

В результате мы приходим к главному выводу – автор всегда закладывает в свое произведение определенное противоречие, несоответствие между материалом и формой. И та форма, которую придал Бунин рассказу, направлена на то, чтобы «заставить ужасное говорить на языке легкого дыхания».


написать администратору сайта