Конспект ПО ФИЛОСОФИИ: Учение Плотина о Едином. УЧЕНИЕ ПЛОТИНА О ЕДИНОМ. Конспект "Учение Плотина о Едином"
Скачать 16.19 Kb.
|
Рогозин Виктор Анатольевич Задание № 19 Конспект: "Учение Плотина о Едином" Всё мироздание представляет собой совокупность постепенно эманирующих сущностей. Согласно Плотину, эти сущности есть Единое, Ум, Душа и космос. Плотин отделяет чувственный космос от трех сверхчувственных природ или ипостасей- Души, Ума, Единого. Абсолютно трансцендентным началом мира является Единое. Единое – это первосущность, первоначало, которое предшествует всему сущему и мыслящему. Плотин называет Единое также Благом, Светом, Отцом. Все из него. Единое есть все и в то же время ничто. Единое есть все, так как из него происходит все существующее. Но поскольку начало всего не может быть чем-то определенным, поэтому оно есть ничто. Познание Единого невозможно. Ему невозможно дать четкое понятие, т.к. оно выше всяких определений. Оно не имеет границ, формы, каких-либо определений и стоит выше всякого существования и мышления. "Поскольку природа Единого творит все вещи, оно само не есть что-либо из них. Следовательно, оно не есть ни качество, ни количество, ни душа, ни дух. Оно не движется и не покоится, не находится в пространстве или времени; оно совершенно однородно, более того, существует вне рода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие свойства присущи только сущему и делают его многим",- пишет Плотин. Единое совершенно неописуемо, т. к. нельзя выйти за его пределы и охватить его умным взором. Однако, существуют и положительные характеристики Единого, и Плотин называет его абсолютным благом, или абсолютной мощью. Единое просто и безусловно. Единое является абсолютно совершенным и самодостаточным. Единое ничем не ограничено и оно способно изливаться без всяких внешних причин. Единое абсолютно полно, кроме него нет ничего другого. Единое не теряет своей полноты, неизменно пребывая в себе. Единое обладает абсолютной потенциальностью. Единое как бы переполнено самим собою, оно не может не творить, т. к. это свойство его природы, и оно с избытком вытекает и создает другое. Этот процесс называется эманация. Плотин отмечает три особенности указанного выше процесса эманации. Во-первых, каждая следующая ступень порождения есть обязательно «худшее» в сравнении с источником творения, представляет лишь его образ. Во-вторых, вся цепь едина, ибо все происходит от Единого. В-третьих, каждое звено цепи дуалистично: оно обращено и к высшему уровню, получая от него ту или иную полноту бытия, и к низшему, сообщая следующей ступени ту или иную меру бытия. Эманацию, излияние Плотин понимает энергийно, но не вещественно. Именно поэтому он часто использует понятие света. Низшее есть ослабевающая от излияния вперед энергия более высшего. " Произведённое им обращается к нему, наполняется им и его созерцает: таким образом возникает Ум",- учит Плотин. Ум (Нус) - это созерцание, направленное на самое себя, как бы воображение Единого. Ум происходит из Единого, является следствием Единого. Ум – высшее совершенство после единого. Ум может созерцать только истинное. Он не подвергается никаким ошибкам. Ум – это сила, составляющая основу идеи, он производит множество идей или «умов». Эти идеи "одновременно и мысль Ума, или даже сам Ум, и мыслимая сущность, ибо каждая идея не отлична от Ума, но есть Ум.» Плотин пишет, что «ум же в своей целостности есть совокупность всех идей" Следствием нисхождения Ума является Мировая душа. Порождение Души обусловлено избыточностью все того же Единого. По мере удаления от Единого множественность возрастает, сила же и мощь ограничиваются. Если Нус при эманации остается неизменным, то Душа обладает движением. На уровне Души мы уже имеем внешнее единство, объединяющее в себе различные формы, мысли, рассудочную деятельность и пр. Душа так же, как и Нус, переполняется и порождает образ самой себя, но иное - Универсум. Душа также является творческим началом, с её помощью оформляется материальный космос. Мировая душа не мыслит себя как принадлежность к Единому, а лишь стремится к нему. Душа мира – деятель, осуществляющий форму и вещество. Она порождает материю – начало физического и чувственного мира. Душа – одна для всего мира. Она не тождественна ни красоте, ни единству, ни уму и не является их источником. Душа едина и универсальна, от нее происходит всякая индивидуальная душа. Дуалистичность Ума определяет происхождение ма-терии, которая в самом общем смысле понимается как инаковость. Ум уже не есть Единое, т.е. содержит в себе момент инаковости, поэтому можно сказать, что в Уме «присутствует материя» как умственная реальность. Это эйдосы. Эта умственная материя есть подлинная сущность бытия, поскольку именно она оформляет чувственную материю как абсолютную бесформенность и неопределенность. |