религиозные войны. религиоз войны. Конспект урока. Тема урока Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции Цели урока
Скачать 71 Kb.
|
Развернутый конспект урока. Тема урока: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции» Цели урока: - Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции. -Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения. - Воспитывать толерантность. Оборудование урока: Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; Атласы по Новой истории для 7 класса; Карта «Религиозные (гугенотские ) войны во Франции .1562-1598 гг.»; Карта «Реформация в Европе в XVI в.»; Памятка оценки деятельности правителя; Мультимедиапроектор. И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997). Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации. Форма урока: урок-презентация. Методы обучения: словесный, наглядный. План урока: Актуализация ранее изученной темы. Распространение Реформации во Франции. Начало религиозных войн. «Варфоломеевская ночь» Война трех Генрихов. Добрый король» Генрих IV Наваррский Правление Ришелье. Закрепление изученного материала. Основные понятия и термины: Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант Ход урока I.Оргмомент. II. Повторение 1. Фронтальный опрос: по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1: 1.Реформация 2.Революция 3.Протестанты 4. Лютеранская церковь 5. Кальвинистская церковь 6.Англиканская церковь 7. Пуритане. по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2: 1517 год, 1524-1526 гг., 1555 год, 1534 год. по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации) слайд 3 Мартин Лютер, 4.Филипп II, Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола, Жан Кальвин, 6.Генрих VIII. 2. Работа с картой : покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви. III. Изучение нового материала. 1).Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек. Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока ( демонстрируется слайд4) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке ( дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана). 2). Работа по плану урока. 1.Распространение Реформации во Франции.( 5 слайд). В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/: Распространение кальвинистского учения во Франции
В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской. Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию. В тетрадь записывается понятие. Гугеноты – это французские кальвинисты. 2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом. В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси , устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562—1598). В тетрадь записывается дата религиозных войн. 1562—1598 – религиозные войны во Франции. Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король. С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/. Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем. "Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел". Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода. Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8). «Варфоломеевская ночь» (слайд 9) ?Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив. Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997). "Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень. Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож — католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты. ...Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля". В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек /Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/ 1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции. 4.Война трех Генрихов (слайды 10,11) После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. - «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру. Месса – католическое богослужение. ? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему? Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость. Организуется работа с документом «Нантский эдикт» Учебник, с. 125-126 5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский ( слайд 12) Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии. ?Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? /Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./ 6.Правление Ришелье ( слайд 13) . По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя». 1.Годы правления. 2.Какие цели перед собой ставил? 3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели? 4.Какими были последствия его действий? 5.Ваша оценка деятельности правителя. Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/ Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод Подведение итогов урока. ? Что нового вы узнали сегодня на уроке? ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе IV. Закрепление изученного материала. - Кто такие гугеноты? - Когда начались религиозные войны во Франции? -Когда закончились религиозные войны во Франции? -Какой документ был подписан в 1598 году? V.Подведение итогов урока, выставление оценок. VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа. /слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./ VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске
Оценка " " / / Руководитель практики учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 М.А.Степыкина. |