Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ по дисциплине ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

  • Информационное обеспечение реализации программы

  • Дополнительные источники

  • Электронные издания (электронные ресурсы) 1. https://infourok.ru/kurs-lekciy-po-discipline-tehnicheskie-sredstva- informatizacii-421652.html 2. http://www.ict.edu.ru/

  • Тема 1.2 Арифметические основы ЭВМ

  • Тема 2.1 Базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем

  • Тема 2.2 Типы вычислительных систем и их архитектурные особенности систем

  • Тема 2.3 Организация и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем

  • Тема 2.4 Управление ресурсами вычислительных систем

  • ЛЕКЦИЯ 1 Определение и классификация информации. Измерение количества информации. Кодирование символьной информации.

  • Вопросы для самопроверки 1. Что называется информацией. 2. Как можно записать информационные сообшения 3. Как можно записать не текстовые вкличины ЛЕКЦИЯ 2

  • Типы и структуры данных. Передача данных Двоичное кодирование звуковой и мультимедиа информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации..

  • Конспект лекций архитектура аппаратных средств. 10.-Конспекты-лекций.-ОП.02-Арх-итектура-аппаратных-средств.-09.. Конспекты лекций по дисциплине


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций по дисциплине
    АнкорКонспект лекций архитектура аппаратных средств
    Дата23.08.2022
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла10.-Конспекты-лекций.-ОП.02-Арх-итектура-аппаратных-средств.-09..pdf
    ТипКонспект
    #651101
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
    «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ
    ИМ. А. А. НИКОЛАЕВА»
    КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
    по дисциплине
    ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ
    Специальность:
    09.02.07
    Информационные системы и программирование
    Москва
    2020

    Составители (авторы):
    Антошков А.А, - преподаватель высшей квалификационной категории
    ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
    Образовательная дисциплина ОП.02 Архитектура аппаратных средств относится к дисциплинамматематического и общего естественнонаучного цикла и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.
    В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
    Код
    Наименование общих компетенций
    ОК 1
    Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
    ОК 2
    Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
    ОК 3
    Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
    ОК 4
    Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
    ОК 5
    Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
    ОК 9
    Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 10
    Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
    ОК 11
    Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
    ПК 5.2
    Получать информацию о параметрах компьютерной системы
    ПК 5.4
    Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации
    ПК 4.1
    Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.
    ПК 4.4
    Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.
    Информационное обеспечение реализации программы
    Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
    Основные источники:
    1)
    Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ, 2017.
    2)
    Мелехин В.Ф., Павловский Е.В. Вычислительные машины, системы и сети:
    Учебник. М.: ACADEMA, 2016.

    Дополнительные источники:
    1)
    Пятибратов А.П., Гудыно П.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: Финансы и статистика, 2014.
    2)
    Таненбаум Э. Архитектура компьютера – СПб.: Питер, 2014.
    3)
    Хорошевский В.Г. Архитектура вычислительных систем. Москва: МГТУ им.
    Баумана, 2014.
    Электронные издания (электронные ресурсы)
    1. https://infourok.ru/kurs-lekciy-po-discipline-tehnicheskie-sredstva-
    informatizacii-421652.html
    2. http://www.ict.edu.ru/
    ПЕРЧЕНЬ ЛЕКЦИЙ

    лекци
    и
    Темы лекций
    Тема 1.1 Информация. Кодирование и обработка информации в
    ЭВМ
    1
    Определение и классификация информации. Измерение количества информации. Кодирование символьной информации.
    2
    Типы и структуры данных. Передача данных Двоичное кодирование звуковой и мультимедиа информации. Сжатие информации.
    Кодирование видеоинформации.
    Тема 1.2 Арифметические основы ЭВМ
    3
    Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Свойства позиционных систем счисления.
    Тема 1.3 Логические основы ЭВМ, элементы и узлы
    4
    Логические операции и базовые элементы компьютера. Вентили.
    Таблицы истинности.
    Тема 1.4 Алгоритмы и программы
    5
    Понятие алгоритма. Классификация, структура и свойства алгоритмов. Базовые структуры алгоритмов.
    Тема 2.1 Базовые понятия и основные принципы построения
    архитектур вычислительных систем
    6
    Основные функциональные элементы ЭВМ. Общее устройство и структура вычислительной системы.
    7
    Базовые понятия архитектуры вычислительных систем. Основные принципы построения архитектур вычислительных систем. Принципы
    Фон Неймана.
    Тема 2.2 Типы вычислительных систем и их архитектурные
    особенности систем
    8
    Классификация вычислительных систем и их характеристики.
    Архитектуры, основанные на использовании общей шины.
    Тема 2.3 Организация и принцип работы основных логических
    блоков компьютерных систем

    9
    Арифметико-логическое устройство и устройство управления: назначение, принцип работы. Процессор: устройство и принцип работы.
    Системы команд и классы процессоров: СISC, RISC, MISC, VLIM.
    10
    Основные принципы построения оперативной памяти. Иерархическая организация памяти. Стратегии управления памятью. Принципы работы кэш-памяти.
    11
    Виды интерфейсов. Внутренние и внешние интерфейсы.
    Тема 2.4 Управление ресурсами вычислительных систем
    12
    Основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем.
    Обеспечение защиты программного обеспечения компьютерных систем программными средствами

    ЛЕКЦИЯ 1
    Определение и классификация информации. Измерение количества
    информации. Кодирование символьной информации.
    План.
    1 Определение и классификация информации
    2. Измерение количества информации
    3. Кодирование символьной информации
    За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа "бит".
    Для информации существуют свои единицы измерения информации. Если рассматривать сообщения информации как последовательность знаков, то их можно представлять битами, а измерять в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и петабайтах.
    Давайте разберемся с этим, ведь нам придется измерять объем памяти и быстродействие компьютера.
    Бит
    Единицей измерения количества информации является бит – это наименьшая
    (элементарная) единица.
    1бит – это количество информации, содержащейся в сообщении, которое вдвое уменьшает неопределенность знаний о чем-либо.
    Байт
    Байт – основная единица измерения количества информации.
    Байтом называется последовательность из 8 битов.
    Байт – довольно мелкая единица измерения информации. Например, 1 символ – это
    1 байт.
    Производные единицы измерения количества информации
    1 байт=8 битов
    1 килобайт (Кб)=1024 байта =210 байтов
    1 мегабайт (Мб)=1024 килобайта =210 килобайтов=220 байтов
    1 гигабайт (Гб)=1024 мегабайта =210 мегабайтов=230 байтов
    1 терабайт (Гб)=1024 гигабайта =210 гигабайтов=240 байтов
    Запомните, приставка КИЛО в информатике – это не 1000, а 1024, то есть 210 .
    Методы измерения количества информации
    Итак, количество информации в 1 бит вдвое уменьшает неопределенность знаний.
    Связь же между количеством возможных событий N и количеством информации I определяется формулой Хартли:
    N=2i.
    Алфавитный подход к измерению количества информации
    При этом подходе отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают ее как последовательность знаков определенной знаковой системы. Набор символов языка, т.е. его алфавит можно рассматривать как различные возможные события. Тогда, если считать, что появление символов в сообщении равновероятно, по формуле Хартли можно рассчитать, какое количество информации несет в себе каждый символ:
    I=log2N.
    Вероятностный подход к измерению количества информации
    Этот подход применяют, когда возможные события имеют различные вероятности реализации. В этом случае количество информации определяют по формуле Шеннона:

    , где
    I – количество информации,
    N – количество возможных событий,
    Pi – вероятность i-го события.
    6. Кодирование информации различных видов
    1.6.1. КОДИРОВАНИЕ ЧИСЕЛ.
    Используя n бит, можно записывать двоичные коды чисел от 0 до 2n-1, всего 2n чисел.
    1) Кодирование положительных чисел: Для записи положительных чисел в байте заданное число слева дополняют нулями до восьми цифр. Эти нули называют незначимыми.
    Например: записать в байте число 1310 = 11012
    Результат: 00001101 2) Кодирование отрицательных чисел:Наибольшее положительное число, которое можно записать в байт, - это 127, поэтому для записи отрицательных чисел используют числа с 128-го по 255-е. В этом случае, чтобы записать отрицательное число, к нему добавляют 256, и полученное число записывают в ячейку.
    1.6.2. КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
    Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символа. Как правило, код символа хранится в одном байте, поэтому коды символов могут принимать значение от 0 до 255. Такие кодировки называют однобайтными. Они позволяют использовать 256 символов. Таблица кодов символов называется ASCII (American
    StandardCodeforInformationInterchange- Американский стандартный код для обмена информацией). Таблица ASCII-кодов состоит из двух частей:
    Коды от 0 до 127 одинаковы для всех IBM-PC совместимых компьютеров и содержат: коды управляющих символов; коды цифр, арифметических операций, знаков препинания; некоторые специальные символы; коды больших и маленьких латинских букв.
    Вторая часть таблицы (коды от 128 до 255) бывает различной в различных компьютерах. Она содержит: коды букв национального алфавита; коды некоторых математическихсимволов; коды символов псевдографики.
    В настоящее время все большее распространение приобретает двухбайтная кодировка Unicode. В ней коды символов могут принимать значение от 0 до 65535.
    1.6.3. КОДИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
    Одним байтом можно закодировать 256 различных цветов. Это достаточно для рисованных изображений типа мультфильмов, но не достаточно для полноцветных изображений живой природы. Если для кодирования цвета использовать 2 байта, можно закодировать уже 65536 цветов. А если 3 байта – 16,5 млн. различных цветов. Такой режим позволяет хранить, обрабатывать и передавать изображения, не уступающие по качеству наблюдаемым в живой природе.
    Из курса физики известно, что любой цвет можно представить в виде комбинации трех основных цветов: красного, зеленого, синего (их называют цветовыми составляющими). Если кодировать цвет точки с помощью 3 байтов, то первый байт выделяется красной составляющей, второй – зеленой, третий – синей. Чем больше значение байта цветовой составляющей, тем ярче этот цвет.

    Белый цвет – у точки есть все цветовые составляющие, и они имеют полную яркость. Поэтому белый цвет кодируется так: 255 255 255. (11111111 11111111 11111111)
    Черный цвет – отсутствие всех прочих цветов: 0 0 0. (00000000 00000000 00000000)
    Серый цвет – промежуточный между черным и белым. В нем есть все цветовые составляющие, но они одинаковы и нейтрализуют друг друга.
    Например: 100 100 100 или 150 150 150. (2-й вариант - ярче).
    Красный цвет – все составляющие, кроме красной, равны 0. Темно-красный: 128 0 0. Ярко-красный: 255 0 0.
    Зеленый цвет – 0 255 0.
    Синий цвет – 0 0 255.
    Вопросы для самопроверки
    1.
    Что называется информацией.
    2.
    Как можно записать информационные сообшения?
    3.
    Как можно записать не текстовые вкличины ?
    ЛЕКЦИЯ 2
    Типы и структуры данных. Передача данных Двоичное кодирование звуковой
    и мультимедиа информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации..
    План.
    1. Контрольный опрос
    2. Типы и структуры данных
    3. Двоичное кодирование звуковой и мультимедиа информации.
    4. Сжатие информации.
    Что такое структуры данных?
    Простыми словами, структура данных – это контейнер, который хранит информацию в определенном виде. Из-за такой «компоновки» она может быть эффективной в одних операциях и неэффективной в других. Цель разработчика – выбрать из существующих структур оптимальный для конкретной задачи вариант.
    Зачем нужны структуры данных?
    Данные являются самой важной сущностью в информатике, а структуры позволяют хранить их в организованной форме.
    Какую бы проблему вы не решали, вам приходится иметь дело с данными — будь то зарплата сотрудника, цены на акции, список покупок или даже простой телефонный справочник.
    В зависимости от ситуации данные должны храниться в некотором определенном формате. Структуры данных предлагают несколько вариантов таких размещений.
    8 часто используемых структур
    Давайте сначала перечислим наиболее часто используемые структуры данных, а затем рассмотрим их одну за другой:
    1.
    Массив (Array)
    2.
    Стек (Stack)
    3.
    Очередь (Queue)
    4.
    Связный список (Linked List)
    5.
    Дерево (Tree)
    6.
    Граф (Graph)
    7.
    Префиксное дерево (Trie)
    8.
    Хэш-Таблица (Hash Table)
    Массивы
    Массив – это самая простая и наиболее широко используемая из структур. Стеки и очереди являются производными от массивов.

    Вот изображение простого массива размером 4, содержащего элементы (1, 2, 3 и 4).
    Каждому из них присваивается неотрицательное числовое значение – индекс, который соответствует позиции этого элемента в массиве. Большинство языков определяют начальный индекс массива как 0.
    Существует два типа массивов:

    Одномерные массивы (как на картинке).

    Многомерные массивы (массивы массивов).
    Основные операции с массивами

    Insert – вставка.

    Get – получение элемента.

    Delete – удаление.

    Size – получение общего количества элементов в массиве.
    Частые вопросы о массивах

    Найти второй минимальный элемент.

    Первые не повторяющиеся целые числа.

    Объединить два отсортированных массива.

    Переставить положительные и отрицательные значения.
    Стеки
    Мы все знакомы с опцией Отменить (Undo), которая присутствует практически в каждом приложении. Вы когда-нибудь задумывались, как это работает?
    Для этого вы сохраняете предыдущие состояния приложения (определенное их количество) в памяти в таком порядке, что последнее сохраненное появляется первым.
    Это не может быть сделано только с помощью массивов. Здесь на помощь приходит стек.
    Пример стека из реальной жизни – куча книг, лежащих друг на друге. Чтобы получить книгу, которая находится где-то в середине, вам нужно удалить все, что лежит сверху. Так работает метод LIFO (Last In First Out, последним пришел – первым ушел).
    Вот изображение стека, содержащего три элемента (1, 2 и 3). Элемент 3 находится сверху и будет удален первым:
    Основные операции со стеками

    Push – вставка элемента наверх стека.

    Pop – получение верхнего элемента и его удаление.
     isEmpty – возвращает true, если стек пуст.

    Top – получение верхнего элемента без удаления.
    Часто задаваемые вопросы о стеках

    Вычисление постфиксного выражения с помощью стека.

    Сортировка значений в стеке.

    Проверка сбалансированности скобок в выражении.
    Очереди

    Как и стек, очередь – это линейная структура данных, которая хранит элементы последовательно. Единственное существенное различие заключается в том, что вместо использования метода LIFO, очередь реализует метод FIFO (First in First Out, первым пришел – первым ушел).
    Идеальный пример этих структур в реальной жизни – очереди людей в билетную кассу. Если придет новый человек, он присоединится к линии с конца, а не с начала. А человек, стоящий впереди, первым получит билет и, следовательно, покинет очередь.
    Вот изображение очереди, содержащей четыре элемента (1, 2, 3 и 4). Здесь 1 находится вверху и будет удален первым:
    Основные операции с очередями

    Enqueue – вставка в конец.

    Dequeue – удаление из начала.
     isEmpty – возвращает true, если очередь пуста.

    Top – получение первого элемента.
    Часто задаваемые вопросы об очередях

    Реализация стека с помощью очереди.

    Развернуть первые k элементов.

    Генерация двоичных чисел от 1 до n с помощью очереди.
    Связный список
    Еще одна важная линейная структура данных, которая на первый взгляд похожа на массив, но отличается распределением памяти, внутренней организацией и способом выполнения основных операций вставки и удаления.
    Связный список – это сеть узлов, каждый из которых содержит данные и указатель на следующий узел в цепочке. Также есть указатель на первый элемент – head. Если список пуст, то он указывает на null.
    Связные списки используются для реализации файловых систем, хэш-таблиц и списков смежности.
    Вот визуальное представление внутренней структуры связного списка:
    Типы связных списков:

    Однонаправленный

    Двунаправленный
    Основные операции со связными списками

    InsertAtEnd – вставка в конец.


    InsertAtHead – вставка в начало.

    Delete – удаление указанного элемента.

    DeleteAtHead – удаление первого элемента.

    Search – получение указанного элемента.
     isEmpty – возвращает true, если связный список пуст.
    Часто задаваемые вопросы о связных списках

    Разворот связного списка.

    Обнаружение цикла.

    Получение N-го узла с конца.

    Удаление дубликатов.
    Графы
    Граф представляет собой набор узлов, соединенных друг с другом в виде сети.
    Узлы также называются вершинами. Пара (x, y) называется ребром, которое указывает, что вершина xсоединена с вершиной y. Ребро может содержать вес/стоимость, показывая, сколько затрат требуется, чтобы пройти от x до y.
    Типы графов:

    Неориентированный

    Ориентированный
    В языке программирования графы могут быть представлены в двух формах:

    Матрица смежности

    Список смежности
    Общие алгоритмы обхода графов:

    В ширину

    В глубину
    Часто задаваемые вопросы о графах

    Реализовать поиск по ширине и глубине.

    Проверка, является ли граф деревом.

    Количество ребер в графе.

    Кратчайший путь между двумя вершинами.
    Деревья
    Дерево – это иерархическая структура данных, состоящая из вершин (узлов) и ребер, соединяющих их. Они похожи на графы, но есть одно важное отличие: в дереве не может быть цикла.
    Деревья широко используются в искусственном интеллекте и сложных алгоритмах для обеспечения эффективного механизма хранения данных.
    Вот изображение простого дерева, и основные термины:

    Типы деревьев:

    N-арное дерево;
     сбалансированное дерево;
     бинарное дерево;
     бинарное дерево поиска;
     дерево AVL;
     красно-чёрное дерево;

    2-3 дерево.
    Из всех типов чаще всего используются бинарное дерево и бинарное дерево поиска.
    Часто задаваемые вопросы о деревьях

    Высота бинарного дерева.

    Найти k-ое максимальное значение в дереве бинарного поиска.

    Узлы на расстоянии k от корня.

    Предки заданного узла в бинарном дереве.
    Префиксное дерево
    Префиксные деревья (tries) – древовидные структуры данных, эффективные для решения задач со строками. Они обеспечивают быстрый поиск и используются преимущественно для поиска слов в словаре, автодополнения в поисковых системах и даже для IP-маршрутизации.
    Вот иллюстрация того, как три слова top, thus и their хранятся в префиксном дереве:

    Слова размещаются сверху вниз. Выделенные зеленым элементы показывают конец каждого слова.
    Часто задаваемые вопросы о префиксных деревьях

    Общее количество слов.

    Вывод всех слов.

    Сортировка элементов массива.

    Формирование слов из словаря.

    Создание словаря T9.
    Хеш-Таблица
    Хеширование – это процесс, используемый для уникальной идентификации объектов и хранения каждого из них в некотором предварительно вычисленном уникальном индексе – ключе. Итак, объект хранится в виде пары
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта