Конспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА. Конспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность
Скачать 1.2 Mb.
|
Лекция № 4. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке На рубеже XVII и в XVIII веков в России начинается развитие культуры нового времени. Петровская эпоха является переломной в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике, всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования. Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII веке представляла собой сложное и многогранное явление. В отличие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных были во многом сходны, опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, в начале XVIII века по мере возникновения и развития сословий, досуг россиян стал утрачивать свои единые черты. В это время начинаются постепенные изменения в досуговых традициях населения, проявляется дифференцированность форм досуговой деятельности в зависимости от принадлежности ее субъекта к той или иной социальной группе. В то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства. Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей. В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д. Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы. Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи. Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний. В 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. По словам крупнейшего исследователя ранней русской драматургии, Н.С. Тихонравова, "театр должен был служить Петру тем, чем была для него горячая искренняя проповедь Феофана Прокоповича: он должен был разъяснить всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя". Как известно, с этой задачей труппа "комедийной хоромины" не справилась, однако интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный. В какой-то мере требованиям Петра отвечали панегирические драмы, разыгрывавшиеся на сцене Славяно-греко-латинской академии и Московского госпиталя. Тематика и проблематика крупных народных драм, являющих связи с литературными и лубочными источниками на всех уровнях, тем не менее сходны с другими жанрами фольклора. "Разбойничья" драма особенно любима народом за атмосферу романтической вольности, в которой была возможность существовать вне социальной иерархии общества, мстить обидчикам, восстанавливать справедливость. Однако, необходимо драма и мрачных коллизий: постоянное ощущение опасности, неприкаянность разбойников, их "отверженность" были чреваты жестокостью. Столь же актуальной для народа была проблематика драмы, в которой борьба за веру (злободневная в период борьбы церкви и государства с расколом) осмыслялась как стойкость в убеждениях, способность противостоять тирану. Отличительной чертой народной драмы являются выходные монологи её героев. Развёрнутые характеристики персонажей были свойственны и ранней русской драматургии, и ветреным пьесам, и сценкам ряженья. В народных пьесах встречаются устойчивые по набору элементов-формул выходные монологи, что, конечно, способствовало их лёгкому запоминанию и воспроизведению. Герой должен был рассказать, кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается делать. Зрителей не удивляла эта своеобразная «самореклама», взаимных характеристик попросту не было. Особенности строения сюжета и образов героев связаны со спецификой народного представления. Оно происходило без сцены, занавеса, кулис, бутафории и реквизита. Действие развёртывалось в избе, среди народа; не участвующие в сцене актёры стояли полукругом, по мере надобности выходя вперёд и представляясь публике. Перерывов в представлении не было. Условность времени и пространства - ярчайшая черта народного театрального действа. Оно требовало активного сотворчества зрителей, которые должны были вообразить, руководствуясь словами героев, вместо событий. Опыт фейерверочного театра, «огненных действ», как их тогда называли, позднее использовался для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях. XVIII век называют «играющим веком». Игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила часто игровой характер. Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством. Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища. Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах. В самом деле, пестрота ярмарки, гулянья поражает. Там были русские традиционные горы или качели, которые мирно соседствовали с балаганом, где итальянские заезжие комедианты разыгрывали пантомимы-арлекинады; старинные наигрыши владимирских рожечников перебивались звуками многочисленных шарманок; ярославский вожак с учёным медведем выступал бок о бок с демонстрировавшим свои фокусы китайцам; отставной солдат-раешник старался перекричать балаганного деда-зазывалу; тут же Петрушка отбивал зрителей у балагана с учёными канарейками, а кабинет восковых фигур соперничал с куклами, разыгрывавшими «Доктора Фауста». Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы «артистов» вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги, прялки) представляли для глаза тоже, что для уха – «гигантский, чудовищный, безобразный хаос» звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни. Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка. Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы. Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин. Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй), а также с аккордовым сопровождением. XVIII столетие по праву считается временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения. На рубеже XVII - XVIII столетий зачитывались похождениями купеческого сына Саввы Грудцына и мелкого дворянина Фрола Скобеева - героев, каких на знала древнерусская литература. Большое распространение в рукописной светской литературе того времени получили и «жарты» - небольшие стихотворные произведения комического и сатирического характера (типа анекдота, бытовой новеллы), утверждающие в качестве положительных, ценных качеств человека здравый смысл, хитрость. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор, западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства. С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские «потешные» листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики. Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература. В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение. Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан. Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества». В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт). Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году. Академический университет пополнялся в основном за счет лиц разных сословий. Место дворянства в нем было минимальным. Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян. В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным. С 1731 по 1736 гг. уже после кончины Петра I в первом высшем учебном заведении России Славяно-Греко-Латинской академии обучался М.В. Ломоносов, преуспевший в развитии как технических, так и гуманитарных наук. Ломоносов создал значительное количество поэтических произведений. По предложению Петра I в 1724 г. принято решение Сената об основании Российской академии наук, которая открылась в 1725 после кончины царя. При Академии были созданы университет и гимназия. Академический университет окончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. Росло число научных и технических достижений, внедряемых в экономику. Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина». В общественном сознании к концу XVIII в. сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма», т.е. разумной власти. Продолжалось развитие русского языка. В 1783 г. в Петербурге была создана Российская академия с целью изучения российского языка и словесности. Был издан первый словарь русского языка. Интерес к истории Отечества был реализован в труде М.В.Ломоносова «Краткий русский летописец» (1760) и в четырехтомнике В.Н.Татищева «История Российская с древнейших времен» (1784). Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство. Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно»1. Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности. Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний. Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья. Досуговые занятия и развлечения дворянства. Дворянство было главным сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата. Поэтому абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опорного сословия самодержавия. Реформы Петра I привели к оформлению единого сословия – «шляхетства», как называют его указы того времени, или, говоря современным языком, дворянства. Петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга (сначала на голландско-немецкую, а затем на французскую). Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные, в соответствии с царским указом 1718 г., «ассамблеи». «Ассамблеи» должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Они должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т.п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт- Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику- зрелищу - «Учения Невского Флота». Манифест 1762 года, освободивший дворян от обязательной службы, способствовал оттоку основной дворянской массы из столиц в провинцию. Поместное дворянство способствовало развитию культуры в провинции. В поместьях, в провинции шло формирование творческих личностей, которые способны были привнести нечто новое в культуру столиц. После отмены обязательной службы основной задачей дворянства становится не служба, а служение в более широком смысле этого слова, включающем в себя в первую очередь общественное служение, что повлекло за собой необходимость реформировать систему дворянского образования. Реформирование системы образования в середине XVIII века преследовало две цели: во-первых, образовать дворян, дать сумму знаний, необходимых для выполнения служебных обязанностей; во-вторых, воспитать в духе служения престолу и Отечеству достойных, честных и благородных людей. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Выполнение служебных обязанностей, накладываемых обязательной службой, требовало от дворян определенной подготовки. К тому же для дворян мелкопоместных жалованье было одним из основных источников дохода. Таким образом, экономическая и социальная необходимость закрепляют в сознании дворянского сословия мысль о необходимости образования. В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия. Наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа в сфере образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия. В середине XVIII века ситуация меняется: служба и светская жизнь начинают резко разделяться. Елизавета Петровна умела веселиться и сделать досуг праздником. Не затрагивая сферу службы, она стремилась совершенствовать досуг. Вместе с понятием досуга, "праздного времени" появляются одобренные обществом способы его заполне- ния, такие как литература, театр, музицирование. Участие в светской жизни и развитие норм этикета требуют развития светских навыков. Под воздействием потребностей общества меняется и система образования. Это время создало целую систему сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. Вне зависимости от сферы деятельности - статской, военной или морской - дворянин обязан обладать определенными качествами, помогающими общаться с себе подобными; эти качества и умения отличают дворянина от представителей других сословий. Закрытые корпуса, наиболее ярко отражающие образовательно-воспитательные идеалы эпохи, были ареной для экспериментов в области дворянского образования. Кадетские корпуса не просто образовывали молодежь и готовили к определенной деятельности, но также служили ярким примером общественной жизни дворянства. Это была та социальная среда, в которой развивалась личность дворянина. К середине XVIII века изживает себя узкопрофессиональная система подготовки кадров. Учебные заведения, основанные Петром I, давали образование, примерно равное среднему специальному. В связи с ростом значимости дворянского сословия в российском обществе и повышением его общекультурного уровня в круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). Образование становится общим, готовящим ко всем видам службы, «пристойной» для дворянства. В то же время светское общество начинает требовать от дворянина некоторого знания истории, искусства, культуры, т.е. всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и пр.) должны были с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Принцип служения для дворян елизаветинского времени включает в себя не только служение государю и государству, но и деятельность, идущую на благо дворянскому социуму. И забота об образовании дворянства перестает восприниматься самим обществом как исключительное право и долг государства. Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым. Первый был поставлен руководить Инженерным корпусом, но мечтал о введении высшего образования для кадетов, второй - капитан Мордвинов - в свободное от службы время писал учебники для учащихся Морского кадетского корпуса и предлагал улучшить систему преподавания. Образование и воспитание дворянства становится сферой приложения сил для наиболее образованной части сословия. Лучшим дворянским учебным заведением считался Сухопутный шляхетский кадетский корпус, основанный в 1731 году. Там, содержалось 350 кадетов, выпуск которых был определен в армию и в статские чины. Еще в 1730-е годы кадеты обнаружили склонность к литературной и художественной деятельности. Вообще, привилегированное положение корпуса среди прочих учебных заведений, его близость ко двору, социальный состав учащихся создавали особую социокультурную атмосферу, способствовавшую началу самостоятельного культурного творчества. Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становится культурным авангардом дворянского сословия, перехватывая инициативу у высшей аристократии. Начиная с петровского времени все нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дворянское общество благодаря влиянию двора и высшего света. Культурное первенство принадлежало аристократическому слою дворянства, но это было первенство заимствования. В середине XVIII века рост национальных настроений и самосознания высшего сословия требовал самовыражения. И наиболее способной к нему оказалась молодежь из дворянских корпусов. Причин было несколько. Во-первых, сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы от засилья иноземцев, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний способствовали творческим исканиям дворянской молодежи. Во-вторых, молодежная среда была наиболее гибкой в восприятии нового и более способной к самостоятельному творчеству благодаря своей социальной активности. Творческий поиск и культурный эксперимент поощрялись правительством и приветствовались обществом. Разделение в общественном сознании службы и досуга требовало заполнить чем-то этот появившийся досуг. Частое пребывание при дворе не могло не заразить кадетов театроманией, столь свойственной данной культуре. Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре «рокайля». По сравнению с барокко рококо принесло не только жеманность и прихотливость. Оно освободилось от риторической напыщенности и отчасти реабилитировало естественные чувства, хотя сделано это было с налетом грусти и театральности. Процветавшее при дворе Людовика XV, жизненным принципом которого было «после нас - хоть потоп», рококо отражало дух времени, ощущение конца определенной эпохи. Подобные настроения не были свойственны русской придворной аристократии, сравнительно молодой и не успевшей еще устать от жизни. Перенесение западноевропейских обычаев выглядело игрой, поэтому эстетическая программа рококо оказалась близка мироощущению дворянства, особенно той его части, которая более всего соприкасалась с императорским двором. Придворный церемониал и светские условности предписывали определенное ролевое поведение всем участникам придворного действа, от императрицы до пажа. Театр входит в моду. Игра становится нормой поведения, а декорации и костюмы переносились в жизнь. Жизнь и театр наиболее прочно переплелись в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, «осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала - один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе». Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Таким образом, маскарады признавались чисто дворянским развлечением. В Петербурге это было действительно так, а в Москве публичные маскарады устраивались в здании итальянского театра для всех желающих. В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. За короткий промежуток времени эти труппы показали русскому зрителю весь лучший классический репертуар того времени. Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. Театромания приняла такие размеры, что правительство издало указ, разрешающий всем желающим устраивать театры. Но если во времена Петра I публичные шутовские шествия были в ходу, то в середине века подобное осмеяние духовного сословия, выполняющего свою роль в обществе, и превращение жизни в балаган осуждаются и правительством, и общественным мнением. Шутовство признается неприличным занятием для благородного сословия. В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, где играл Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов. «Для дворянства и всей публики» в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Была введена система абонирования лож для знатных фамилий, устраивались не только оперы, но и публичные маскарады. Деятельность (1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление в культурную и общественную жизнь города. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары. Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. Елизаветинское время дает пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни. Первенство в организации собственного театра принадлежит кадетам шляхетского корпуса. Вначале кадеты выступали в балетных дивертисментах, устраивали небольшие драматические спектакли и подносили императрице оды своего сочинения. Театр и музыка поощрялись начальством и служили педагогическим целям, отвлекая кадетов от праздного времяпрепровождения. В театральных постановках участвовали сами кадеты. Их спектакли удостаивались внимания императрицы Елизаветы, которая иногда «дозволяла» их в своем придворном театре и в знак особого расположения сама помогала актерам одеться и загримироваться. Первые опыты литературных сочинений и переводов читались кадетами в кругу своих товарищей, в образованном ими самими «Обществе любителей русской словесности» Эти занятия в течение нескольких лет были одним из любимейших способов проведения досуга. Как это часто бывает, из игры в театр и литературу возникли настоящие театр и литература. Специально для кадетского театра Сумароков пишет свою первую трагедию "Хорев", которая не только прославила автора, но и послужила прародительницей русской драмы. В 1749 году, когда была написана пьеса, ее автор еще не решил полностью посвятить себя литературе, он являлся одним из преподавателей корпуса. Но успех его произведения послужил достаточным основанием для продолжения творческой деятельности. Культурная роль шляхетского корпуса не ограничивалась развитием русского театрального искусства. Не менее важна роль корпуса в том, что благодаря ему в дворянском обществе закрепился интерес к литературе. Литературные произведения одинаково быстро расходились и в печатном виде, и в списках, потому что число людей, интересовавшихся литературными новинками, было ничтожно мало. Традиция распространения литературы в рукописных списках долго сохранялась в русской культуре. Но если в середине XVIII века переписывали практически все новинки, чтобы не ждать, пока их опубликуют, то уже к концу века в рукописях распространяются преимущественно запрещенные к печати произведения. Круг потребителей культуры значительно расширяется за счет воспитанников кадетских корпусов, активная творческая атмосфера в которых способствовала закреплению культурных интересов. В дворянском обществе середины века возникает «спрос на культуру». А печатных новинок выходило немного - четыре-пять наименований в год. Возникшую пустоту между общественным спросом и тем, что могли предложить существующие культурные институты, заполнили частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения. И в издании подобных журналов первенство принадлежало Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. В 1757 году при корпусе была учреждена типография, где печаталась учебная, художественная литература, как русская, так и переводная. В 1761 году начинает выходить журнал «Праздное время в пользу употребленное», в котором публикуют свои первые произведении воспитанники корпуса. Название «Праздное время» говорит о том, что досуг стал фактом, признанным дворянским обществом, и одним из важных самоценных явлений социальной жизни, как и служба. И это свободное время необходимо проводить с пользой для себя и для общества. Журналы привили дворянскому обществу вкус к чтению, способствовала усвоению не только развлекательных, но и более сложных, глубоких литературных произведений. К середине XVIII века литература стала формой самовыражения и ареной действия дворянского общества. Дворянство стремилось к общественной деятельности, одной службы для самовыражения было уже мало. Несомненная заслуга воспитанников кадетского корпуса в том, что они утвердили занятие культурой (прежде всего литературой) как одно из направлений общественной деятельности дворянина. С этого времени культура приобретает в глазах дворянского общества столь же важное значение, как политика или служба. В то же время дворянство чаще выступало в роли социального заказчика, чем создателя. Усадебные дворцы строились крепостными мастерами, произведения искусства создавались приглашенными художниками. Но все их творчество шло в русле эстетических представлений благородного сословия, для которого они работали. Развитие художественного вкуса, приобретение определенных эстетических представлений требовали мастеров-ремесленников, которые были бы способны создавать вещи, отвечающие этим возросшим потребностям. Поэтому в середине XVIII века в сословных корпусах начинают открывать специальные классы для ремесленников. То есть сословное учебное заведение не только прививало кадетам определенные представления о жизни, но и готовило людей, способных обслуживать «утонченные» вкусы дворянства. Крепостное право не только являлось материальной базой для развития дворянской культуры, но и служило практически неисчерпаемым источником людских ресурсов для воплощения в жизнь эстетических представлений благородного сословия. «Крепостная интеллигенция», воспитанная в русле дворянской культуры, по своему мировосприятию была значительно ближе дворянству, чем крестьянству с его традиционным сельскохозяйственным бытом. И трагедия крепостных художников заключалась в том, что по своему социальному положению они были крестьянами, а по системе мировоззренческих ценностей, роду занятий, творческим навыкам к крестьянскому миру уже не принадлежали. Отделение дворянства от других сословий шло двумя путями: от государства и от самого дворянства. Правительство стремилось законодательно подчеркнуть особое положение дворянства как рядом привилегий, так и чисто внешними отличиями. Для закрепления этого стереотипа и создавались сословные учебные заведения, потому что в обществе вместе с мыслью об особом положении благородного сословия возникало стремление дать дворянской молодежи специфически дворянское образование. Процесс воспитания помогал формированию мировоззрения, культурных вкусов, самосознания и четко определял место человека в обществе. Государство стремилось отделить дворян от других сословий, подготовить из них достойных слуг престола. Культурно-просветительная политика елизаветинского царствования в отношении дворянства отличается соединением заботы о воспитанниках «рыцарских академий», строгого надзора за обучением и стремлением вырастить из молодых шляхтичей людей, способных занять достойное место в государственной системе. Сложившуюся систему образования можно назвать сословно-общей, потому что и вне и внутри закрытых кадетских корпусов дворяне были отделены от остальных учащихся и визуально (парты разной высоты, разные ряды), и в бытовой жизни (каждый корпус имел свои церковь и лазарет). Таким образом воспитывалось в дворянах чувство сословной привилегированности. Сами дворяне также начинают следить за чистотой своих рядов. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе, становится основным средством дворянской коммуникации. Язык - еще одно отличие представителя благородного сословия. Дворянство стремится отделиться от других сословий не только родом занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями - одеждой, языком, нравами. Среди членов благородного сословия утверждается мнение, что дворянство как благородство рода, семьи и личности не может быть пожаловано. Сумароков в своих комедиях высмеивает «подьячих», т.е. тех, кто получил дворянское достоинство за выслугу или благодаря милости монарха. Общественное мнение считает «настоящим» дворянством только потомственное дворянство. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом, который формировал дворянина как личность. Привитые личные качества и стереотипы поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало "включение" дворянства в общеевропейскую культуру. Если во времена Петра I заимствовалась внешняя форма, европеизированный антураж, то в царствование Елизаветы дворянство было призвано уже не просто пассивно воспринимать достижения западноевропейской культуры, но и заниматься самостоятельным творчеством. Так, с одной стороны, освоение европейской культуры учило дворянство самостоятельному мышлению; шел интенсивный процесс развития самосознания сословия. С другой стороны, под влиянием европейской культуры формировались стереотипы поведения и художественные вкусы. Французский церемониал и правила «светского обхождения», принятые при дворе, уже к 60-м годам XVIII века становятся общепринятыми для дворянства в целом. Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа - европеец. В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ - древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм и полуазиатский быт. Это смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда, став более «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий. В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных собы тий. Конец XVIII в. отмечен особенно активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. В 1783 г. в Москве было создано «Московское Благородное дворянское общество» (Благородное собрание). В первые годы своего существования оно являлось местом проведения губернских собраний дворян, владевших имениями в Москве и Московской губернии, но вскоре стало выполнять роль своеобразного культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты, с начала XIX века - литературные вечера, выставки; организовывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкантов; ставились любительские спектакли и т.д. Конец XVIII века явился временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Они были как узко сословными, дворянскими так и более открытыми в сословном отношении. Последние особенно были характерны для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на гостевые вечера, но, в отличие от последних, их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п. В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов. Эти процессы значи тельно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Типичные для дворянства досуговые объединения - дворянские Благородные собрания, Английские клубы стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен доступ туда представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка. Досуг купеческой и мещанской среды. Российское купечество в XVIII - первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход отдельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятельности. Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранились и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, в основном, конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом. Местом общения для купцов служила церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словом, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними браков в будущем и т.п. В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему в качестве «общественной» деятельности разрешалось лишь строить церкви и больницы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-й гильдии ИМ. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им городу Москве в 1892 году. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца С.Т. Морозова, много сил и средств вложившего в создание Московского художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия. Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки". Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе «под горами» или «под качелями». С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства. Досуг крестьян. Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала XX века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки). Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастному принципу. Молодежной формой досуга были весенне-летние хороводы и посиделки, которые способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Молодежные посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за денежную или натуральную оплату. В будние дни девушки собирались обычно с работой по изготовлению пряжи, в воскресенья и праздники они занимались «чистым» рукоделием. Праздничные посиделки называлась «беседами»; менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих мужа или жену. Посиделочная изба становилась символической «семейной» избой в деревне. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы о страшном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. Со второй половины XIX в., после отмены крепостного права, крестьянский досуг подвергся трансформации. Основные причины этого явления заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении крестьянства. Все более ослаблялись власть и влияние старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. |