Главная страница

Конспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА. Конспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеКонспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность
АнкорКонспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА.doc
Дата12.04.2018
Размер1.2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА.doc
ТипКонспект
#17980
страница14 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

МОДУЛЬ 3. СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики

Содержание - это категория, обозначающая единство всех составных элементов деятельности, ее свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует предел у целостности. Система СКД относится к категории социальных систем, которая действует внутри общества. Деятельность - это специфически человеческая форма, активное действие к окружающей среде, предполагающее ее целесообразное изменение и преобразование. Объект - это общественно-научное толкование предмета или явления, противоречие субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. Цель - один из элементов сознательной деятельности субъекта, который характеризует предвосхищение в осмыслении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Определение целей всегда есть результат мыслительной деятельности человека; всегда перспектива деятельности; это категория идеальная, желательная, максимально возвышенный результат деятельности.
Те же самые характеристики относятся и к социальным задачам. Различия между целями и задачами.
1. Цель выдвигается в единственном числе, а задачи - во множественном.
2. Задачей конкретизируется цель, является составным его элементом.
3.Достижение целей предваряется выполнением задач.
Целевые установки СКД:

- Генеральные, стратегические - Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными.

- Мировоззренческие - Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека.
- Тактические - Воспитание человека и его духовное развитие, пропаганда искусства как задача, просветительная работа, экологическое воспитание, эстетическое развитие, развитие творческих способностей, организация культурного отдыха.
- Ситуативные - Обогащение личности конкретными знаниями, умениями, навыками

Содержанием социально-культурной деятельности выступа­ет развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. «Общественные отношения оказываются показа­телем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индиви­дов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, по­скольку они реально раскрываются как «человеческие отноше­ния».

Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека — это система отношений и ин­ститутов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Со­циально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение спосо­бов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек пере­стает быть прежде всего объектом воздействия со стороны без­личных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого «самодостраивается», самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности.

Новый уровень развития, прямая соединительная линия 15когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими струк­турами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

Анализ социальной природы социально-культурной деятель­ности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социаль­ные институты реализуется в обществе, каково ее предназначе­ние, целевые установки и принципиальные отличия от анало­гичных видов деятельности. Рассматривая социально-культур­ную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникаль­ность ее характеристик.

Социально-культурная деятельность выступает сред­ством социализации индивида, т.е. приобщением к общест­венному целому, становления как' члена общества. Отечествен­ная социология в понимании социализации опирается на поло­жение об определяющей роли социальной сферы в формирова­нии личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализа­цию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В крат­ком словаре по социологии социализация определяется как про­цесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и свя­занная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию. Социальная адаптация - процесс активного усвоения человече­ского опыта и приспособления к изменяющейся среде с помо­щью различных социальных средств. Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обуслов­ленных общественными процессами. Социально-культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованного обществом.

Принцип деятельностного подхода применительно к социа­лизации, осуществляющейся социально-культурными средства­ми, является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере. При этом социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом со­циального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны ... процесс активного воспроизводства системы соци­альных связей индивидом за счет его активной деятельности». Это означает, что человек не просто усваивает социаль­ный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объедине­ний экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в актив­ной роли в деятельности этих объединений, каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравст­венную позицию, свое отношение к проблеме сохранения при­роды, историческому прошлому, культурному наследию и т.д.

В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.

Передача опыта может осуществляться как целенаправлен­ное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно разли­чают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к на­правленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа лично­сти в соответствии с целями и интересами общества. Она обу­словлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности кото­рых учитывается социальная структура общества, специфичепрямая соединительная линия 16ские жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Ненаправленные или стихийные формы социализации - это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непо­средственном социальном окружении. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной со­циализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой сте­реотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п.

Различные институты социально-культурной сферы, задей­ствованные в процессе социализации, используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутст­вие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоз­зренческого характера отрицательно сказываются на результатах социализации. При создании эмоциональных ситуаций с ориен­тацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действен­ной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя). Эффективно действие внушения через идентификацию - чувст­во принадлежности к той или иной группе (например, художест­венные студии и клубные досуговые группы, неформальные мо­лодежные и социально-культурные объединения). Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воз­действия на личность, рассчитанные на выработку определенно­го поведения, не выходящего за рамки его интересов.

Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответст­вующего требованиям новой социальности.

Социально-культурная деятельность выступает сред­ством инкультурации индивида. Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение куль­турных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек форми­рует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управ­лении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в дея­тельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветитель­ного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человече­ское бытие и становятся формой проявления разнообразной дея­тельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпре­тацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

Для того чтобы культурные творения стали достоянием мно­гих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор — пер­вая стадия процесса сохранения элементов и достижений куль­туры. Сохранение духовных ценностей - это не только предот­вращение их от физической гибели или забвения. Это также спо­соб обеспечения преемственности в развитии духовной культупрямая соединительная линия 17ры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распростра­нение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произве­дения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

Распространение ценностей культуры осуществляется преж­де всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, фи­лармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиоте­ки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы до­полнительной образовательной и непрофессиональной творче­ской деятельности, доступные для самых широких масс.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, инфор­мации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в дея­тельность различных любительских художественных объедине­ний, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологиче­ские уровни социально-культурной деятельности.

Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном твор­честве, в процессе познания и обучения. В то же время для уча­стников художественной студии, любительского театра, художе­ственного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс по­знания, реализации своих творческих возможностей и способно­стей - не только репродукция, но и творчество. Поэтому типоло­гические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: репродуктивный - про­стое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий- открытие человеком нового для себя, что объективно не явля­ется новым; творческий — преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и дос­тижению творческих результатов.

Таким образом, процесс инкультурации средствами социаль­но-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм ос­воения культурного опыта и включения его в собственную лично­стную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.

Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процес­сы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная дея­тельность охватывает постоянно действующие или долговре­менные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регу­ляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления челове­ческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нор­мативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряже­ние, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с норма­тивными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодо­лению негативных состояний и позволяют человеку актуализи­ровать не только творческий потенциал, но и позитивные эмопрямая соединительная линия 18ции, настроения. Социально-культурная деятельность преобра­зует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия.

Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции. Социально признанные образцы поведе­ния складываются в обычаи, по которым накопленный опыт пе­редается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, фор­мы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычай выполня­ет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием «обряд», который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образ­цы посвящения индивида в данное общество или возрастную груп­пу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в ар­мию и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные об­ряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических и памятных датах и т.д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной ре­гуляции поведения человека и общности в целом.

Устойчивое и действенное регулирование социальных отно­шений осуществляется через нормы, которые обеспечивают ус­тойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые меро­приятия, посвященные профилактике наркозависимости, алко­голизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма но­сит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.

Таким образом, социально-культурная деятельность выпол­няет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.

Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее струк­туру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти «блоки» тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.

Когнитивный блок характеризует социально-культурную
деятельность как развивающуюся, движущуюся совокупность
социально-культурного опыта, накопленного человечеством -
мировоззренческих представлений, знаний, навыков, умений -
во всех видах культурной деятельности.

Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется «поведенче­ским» блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художе­ственно-образные и информационно-логические средства и ме­тоды, представляют собой действенный потенциал нормативно­го воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий «блоки» синтезируются праксеологическим блоком.

Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его мож­но назвать «культуроорганизующим». Средством такого регули­рования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые цен­тры, концертно-зрелищные учреждения и др.).

Структура социально-культурной деятельности, представ­ленная тремя блоками - когнитивным, поведенческим, праксеологическим, - наиболее полно раскрывает сущностный потенци­ал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и це­левые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представ­лений о ее структуре.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.

а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;

прямая соединительная линия 5б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

в) характеризуется многообразием видов, на основе много­образия интересов (художественные, познавательные, политиче­ские, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);

г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;

д) отличается глубокой личностной направленностью, по­скольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;

е) осуществляется через систему массовых, групповых и ин­дивидуальных форм деятельности;

ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели опре­деляют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;

з) носит гуманистический, культурологический, развиваю­щий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;

и) ориентирована на социальную помощь, социальную защи­ту и социально-психологическую реабилитацию различных со­циально-демографических групп культурно-досуговыми средст­вами.

Рассматривая специфику социально-культурной деятельно­сти как проявление ее сущностного начала и назначения в обще­стве, необходимо остановиться на проблеме включенности со­циально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно оха­рактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности об­щества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует дупрямая соединительная линия 6ховную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса со­циализации, инкультурации и самореализации личности.

  1. ­Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в це­лом дифференцированной системой знаний и ориентации, необ­ходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции
    общества и различных его групп.

  2. Социально-культурная деятельность включена в поли­тические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и дви­жениями, имеют место политические формы работы пропаганди­стской направленности. Социально-культурная деятельность мо­жет выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политиче­ских лидеров, политико-предвыборные кампании).

  3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформирова­лась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов администра­тивного и методического руководства, научных центров и учеб­ных заведений, систему экономического учета и отчетности.

4. Социально-культурная деятельность независимо от
характера и сферы проявления призвана решать важнейшие
социальные задачи:


  • изучение, удовлетворение и возвышение духовных потреб­ностей и интересов личности;

  • формирование общественно значимых качеств личности;

  • развитие творческих способностей;

  • создание благоприятной культурной макро-микро-среды;

  • организация социальной помощи и социально-психологи­ческой реабилитации через социокультурные формы деятельно­сти.

Таким образом, социальная значимость социально-культур­ной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферыпрямая соединительная линия 19 жизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса со­циализации, инкультурации и самореализации личности.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта