Главная страница

Конспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА. Конспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеКонспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность
АнкорКонспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА.doc
Дата12.04.2018
Размер1.2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА.doc
ТипКонспект
#17980
страница11 из 19
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19

Лекция № 12. Функции и принципы социально-культурной

деятельности

Слово «функция» (исполнение, деятельность) ши­роко используется в различных областях деятельности человека и при этом имеет различные социальные значения. Примени­тельно к социальным отношениям функция понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной сис­теме отношений. Речь идет о проявлении сущностных свойств объекта или явления, его специфических качеств.

Функции социально-культурной деятельности - это оп­ределенные направления, сферы, через которые реализуются ее сущность и общественное назначение, это категории, выражаю­щие основные ее свойства, направленные на реализацию куль-туросозидающих возможностей общества и личности.

Функции социально-культурной деятельности отражают по­требности, интересы личности и потребности требования обще­ства к ее развитию. Соотношение этих групп потребностей, личностных и общественных, разграничивается не по содержанию деятельности, а по уров­ню общественной значимости потребностей, на основе которых определяются функции.

Рассматриваются два основных уровня функций СКД: социологический, при ко­тором за основу берутся потребности общественного развития, ипрямая соединительная линия 8 личностный, когда функции СКД определяются с позиций по­требностей личности.

Социально-культурная деятельность многообразна: много­образны ее виды и подходы к человеку - главному элементу этой деятельности. Человек как субъект познания, как потреби­тель культуры, как объект воспитания - в этом многообразии можно выделить определяющее звено. Им является человек как объект социализации, инкультурации, воспитания и развития - субъект воспитывающей деятельности. И это звено – человек - может быть рассмотрено с точки зрения общест­венных потребностей.

Именно потребности общественного раз­вития, главным образом, позволяют верно установить основные социальные функции.

Потребности общества - фактор возник­новения и функционирования СКД, требования общественного развития оказывают определяющее влияние на формирование видов и и определение функций СКД. Потребности общества в социализации, инкультурации его чле­нов в сохранении и воспроизводстве культурного наследия, ин­теграции культурных сил, общении и взаимодействии различ­ных культур, эстетизации среды проживания вызвали к жизни такое явление как социально-культурная деятельность.

Потребности общественного уровня в функционировании СКД могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общест­ва к этому виду деятельности, как способствующему культурно­му развитию и укреплению общественных отношений.

Проблемы, связанные с социальной адаптацией личности, необходимостью развития у него общегуманистических нравст­венных качеств, основ физический и санитарно-гигиенической культуры, развитием способности к самоконтролю, решают­ся посредством различных институтов социально-культурной среды, деятельность которых направлена на достижение этих целей в соответствии с общественными ожиданиями.

Характеристика потребностей общественного развития.Потребности

общественного развития в функционировании социально-культурной деятельности могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности., как способствующему культурному развитию и укреплению об­щественных отношений.

Потребность в осуществлении процесса социализации через социокультурные институты является одной из ведущих.

Социокультурные институты воспитания, образования и до­суга представляют собой своеобразные хранилища неспецифи­ческого знания и механизмы его трансляции из поколения в по­коление. На социальном уровне наиболее показательным инсти­тутом является клуб, досуговый центр и др. учреждения культурно-досугового типа. Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о куль­турных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности, органи­зуемой этими учреждениями, приобретаются наборы разнород­ных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.

В культурно-досуговых учреждениях приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей друг с дру­гом в официальных и неформальных институциональных ситуа­циях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту, приобре­таемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навы­ки, необходимые для адекватного существования в непосредст­венной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоя­тельная подсистема общей системы социализации личности, со­циального воспитания и образования людей.

Потребность в сохранении и передаче культурного на­следия.

В культуре каждого народа можно выделить разновременные слои, которые аккумулируют культурные ценности, накоплен­ные прежними поколениями. Зафиксированные в них програм­мы человеческих отношений и деятельности концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общно­стей. Ключевым в этом плане является понятие «традиция».

«Традиция - это механизм непосредственной трансляции куль­турной информации во времени» [5, с. 353-354]. Одним из ком­понентов этнических традиционных культурных форм являются обряды. Празднично-обрядовая деятельность — одна из основных в работе социокультурных учреждений, выступает как эффек­тивное средство социального регулирования общественных и личных отношений. Обрядовая деятельность выполняет ряд важных функций: интериоризация индивидами групповых норм и ценностей; установление психологических сопереживаний групповой солидарности; снятие в повседневной жизни эмоцио­нальных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, вступление в брак, смерть); кооперирование деятельности индивидов. В этом своем качестве социокультурные учреждения реализуют важную социальную потребность в укреплении общества, связи между поколениями через процесс сохранения и передачи культурных ценностей.

Потребность в социальной регуляции досуга. Управлять деятельностью людей в целях их развития и рационального ис­пользования досуга - эта общественная потребность также обу­словила создание и развитие системы социально-культурных учреждений. Всякое общество, являясь саморегулирующей сис­темой, стремится направлять деятельность людей, добивается согласованности в их действиях, так или иначе регулирует их деятельность. В обществе действуют различные виды регулиро­вания, соответствующие конкретному периоду развития, по­требностям данного общества. Социально-культурная деятель­ность является одним из видов социального управления. В усло­виях досуга социальное управление осуществляется преимуще­ственно средствами ненормативного регулирования деятельно­сти людей, путем организации одобряемых обществом форм и средств удовлетворения культурных потребностей, путем фор­мирования и актуализации общественного мнения.

Потребность общества в регулировании деятельности людей в условиях досуга имеет следующие взаимосвязанные цели: во-первых, обеспечить развитие духовных творческих сил челове­ка; во-вторых, - рационально организовать досуг, создать усло­вия для позитивной деятельности личности, нейтрализуя отри­цательные способы времяпрепровождения.

Обществу далеко не безразлично, какой выбор сделает инди­вид, как он распоряжается своим свободным временем. К досугу предъявляются требования не только восстановления физиче­ских и психических сил человека, но также их дальнейшего обо­гащения и развития, расширенное воспроизводство личности. «Досуг - громадное культурное пространство со своими законо­мерностями. К нему относятся проблемы свободного развития личности, исторической преемственности и территориального взаимодействия культур, а также коммуникативной культуры личности, выработанной в сфере досуга». Таким обра­зом, целенаправленная организация досуговой сферы - важней­шая задача на государственном уровне.

Реализацией всех вышеуказанных потребностей не ограни­чивается деятельность социокультурных учреждений. Безуслов­но, потребностей общественного развития, удовлетворению и развитию которых призваны служить учреждения социально-культурной сферы, гораздо больше. Мы выбрали самые веду­щие, основные, которые отражают требования общества и дея­тельности учреждений данного типа и без удовлетворения и раз­вития которых невозможно существование общества как ста­бильного и продуктивно функционирующего целого.

Характеристика потребностей личностного развития.Любая деятельность, в основе которой лежит работа с лич­ностью, невозможна без понимания потребностей личности как одного из важнейших механизмов, ею управляющих. Функции социально-культурной деятельности определяются необходимо­стью удовлетворения объективных потребностей личности, ко­торые имеют большое значение для существования людей. По­требности рассматриваются как движущий фактор активности личности, имеющий различные формы проявления и находя­щийся в процессе постоянного развития.

Социально-культурная деятельность представляет собой ду­ховно-нравственный способ существования человека, а значит и удовлетворения его культурно-творческих и духовных потреб­ностей.

2.1. Потребность в оценке собственного поведения окру­жающими. Эта потребность вызвана необходимостью для чело­века корректировать свое поведение и ценности, соотносить с нормами поведения и ценностями, принятыми в группе обще­ния. Потребность согласовывать свои действия с действиями и поведением других людей изначально присуще человеку. Удов­летворение данной потребности является условием существова­ния человека в обществе.

Потребность реализуется путем обмена суждениями, пред­ставлениями, мнениями с последующей корректировкой собст­венного поведения в соответствии с принятыми в обществе нор­мами. Любое культурно-досуговое учреждение или досуговое объединение представляет собой такое пространство, где лич­ные устремления и представления увязываются с общественны­ми, где создаются условия для обмена информацией, суждения­ми и сопереживаниями, где формируется общественное мнение и общественное настроение.

Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутвер­ждении, в получении общественного признания. Именно с этой потребностью связано стремление личности к проявлению соци­альной активности, получения подтверждения собственной по­лезности и значимости. Стремление стать активным субъектом общественной жизни, оказывать реальное влияние на решение различных социально-политических, историко-культурных, эко­логических и других проблем региона является побудительной причиной участия личности в деятельности экологических, со­циально-культурных, историко-культурных общностей и объе­динений. Художественно-творческие коллективы и объединения непрофессиональной направленности также являются простран­ством для личностного самоутверждения и творческой самореа­лизации. Предоставляя личности иные дополнительные соци­альные роли и возможности, социально-культурные учреждения, объединения, общности выполняют компенсаторную функцию, т.е. представляют собой дополнительное поле для развития и самоутверждения личности.

Социально-культурное объединение или досуговое учрежде­ние, во-первых, компенсирует неудовлетворенность личности в основной трудовой сфере деятельности. Человек в силу различ­ных обстоятельств не получает возможности самоутверждения в трудовом коллективе, тогда он стремится проявить себя в другой сфере: в деятельности историко-культурных или поисковых клубах, на сцене, в турпоходах по краю, в заботе о тех, кто соци­ально не защищен и т.д. Во-вторых, получив признание в основ­ной сфере профессиональной деятельности, человек стремится добиться признания в других сферах, получить новые признания его способностей, умений.

С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации. Эта потребность в данной группе является наиболее сложной, так как предполагает достаточно высокий уровень самосознания личности, ее способность к творчеству и потребность занимать­ся творчеством. Безусловно, что самовыражение личности, как и
самоутверждение, осуществляется человеком в его основной профессиональной деятельности, но культурно-досуговые учре­ждения и досуговые объединения имеют значительные возмож­ности для удовлетворения потребности в самореализации в наиболее массовых ее проявлениях и на самых различных уровнях.

  1. Потребности, связанные с психофизическими особенно­стями человека. Под ними в данном случае подразумевается со­стояние человека, вызываемое нарушением гармонии между ре­альными физическими и психическими возможностями индивида и объемом нагрузок, с которыми нередко приходится иметь дело любому из нас. В связи с этим заметно возрастает роль многообразных профилактических средств, способствующих, наряду с другими общественными факторами, естественному восстановлению физических сил и ресурсов. Возможности такой профилактики увеличиваются с расширением досуга людей. Возрастание жизненных ритмов, интенсификация современного производства, значительное изменение характера труда, быта, экологических условий. В этой ситуации возникает необходи­мость снизить эмоциональную напряженность, помочь человеку в преодолении нервного переутомления, импульсов негативного порядка. Досуговые объединения и общности, культурно-досуговые учреждения располагают необходимым потенциалом средств, форм и методов, наличием условий, способствующих рекреации и релаксации. Участие в рекреационно-развлекательных программах, программах релаксации и оздоровления организма; занятия непрофессиональным художественным творчеством и социально ценными видами любительства — все это позволяет рассматривать культурно-досуговые учреждения и общности как действенные средства профилактики и психологи­ческой гармонизации. В интересах общества активизируются поиски культурно-досуговыми учреждениями оптимальных средств освобождения людей от угрожающих им стрессовых состояний.

Досуговая деятельность обладает возможностями освобож­дения человека от утомления, угрозы стресса, чреватого различ­ного рода срывами поведенческого характера, в укреплении их жизненного тонуса и психического состояния. Интересные досуговые занятия, заполненные любимым видом творчества, обес­печивают содержательный и приятный отдых от напряженности трудового дня. Тесно связана с вышеуказанной потребностью потреб­ность в получении социокультурной помощи в какой-либо соци­альной ситуации. Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на ока­зание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудо­способности, душевным срывом, безработицей, принятием жиз­ненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуа­циях, необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способ­ны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы — созда­ние благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике лич­ности; создавала определенные условия, необходимые для само­развития, самоутверждения и творчества. Рассмотренные социальные потребности личности проявля­ются в виде сложного и порой неочевидного переплетения кон­кретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой разви­вающего воздействия на личность.

Осуществление рассмотренных потребностей общественного развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складыва­ется из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей. Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют источником вышеуказанные потребности и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности с целью их удов­летворения и развития сложились основные виды, формы соци­ально-культурной деятельности; основные направления ее функционирования.

В результате проделанный анализ позволяет остановиться на следующих основных функциях социально-культурной деятель­ности, которые можно назвать постоянными, присущими боль­шинству социально-культурных институтов, в отличие от вспо­могательных, временных, которые возникают и исчезают на оп­ределенных временных отрезках. К основным функциям соци­ально-культурной деятельности относятся:

  • развивающая;

  • информационно-просветительная;

  • нормативная;

  • коммуникативная;

  • культуротворческая, преобразовательная;

  • рекреативно-игровая.

Развивающая функция. Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяют ее развиваю­щее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплоще­но в каждой функции.

Информационно-просветительная функция. В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распро­странения информации, культурно-просветительная деятель­ность. Цель этой функции формирование интеллектуальных качеств, стимулирование самообразования, приобретение опре­деленной системы знаний, получение необходимой информации;
обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений:

- информационно-просветительная функция не связана с оп­ределенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;

- обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых
интересов людей различного возраста и профессий;

  • использует более разнообразный потенциал средств, форм
    и методов приобретения знаний, умений, навыков;

  • продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту инфор­мацию, которую люди получают в учебных заведениях и из дру­гих источников.

Нормативная функция. Цель этой функции - формиро­вание общегуманистических нравственных качеств, социализа­ция личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образ­цы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид. Она дает воз­можность понять и принять особенности взаимодействия, обще­ния людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитар­но-гигиеническая культура, культура речи, способность к само­контролю, саморегуляции поведения и т.д.).

Коммуникативная функция проявляется на двух уров­нях.

На одном уровне - диалог культур, взаимовлияние локаль­ных культур, раскрытие достижений национальных и регио­нальных культур, обеспечение адекватного и гуманного воспри­ятия субкультур.

На другом уровне - межличностное общение, формирование культуры деловых и неформальных отношений. Общение в сис­теме социально-культурных учреждений и объединений удовле­творяет и развивает следующие культурные потребности:

а) человек получает ответы на интересующие его вопрос (информационно-познавательный аспект);

б) утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект);

в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопережива­нии (эмоциональный аспект);

г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуни­кативный аспект);

д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект);

е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рек­реационный аспект).

Культуротворческая функция - освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества. Способность к созиданию - не приви­легия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедея­тельности. В связи с этим представляется важным создание ус­ловий для реализации и развития творческих способностей ши­роких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество - одно из направлений реализации культуротворческой функции, наи­более эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественно­го творчества на освоение локальных национально-культурных традиций. Социальное творчество - созидательный процесс, на­правленный на преобразование социальных отношений, общественного бытия. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной по­мощи), общественное мнение и общественное настроение. Субъ­ектом этой деятельности выступает социально-активная, ини­циативная, а значит творчески утверждающая себя личность.

Рекреативно-игровая функция. Цель ее — формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зре­лищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регуляр­ного восстановления физических и интеллектуальных сил чело­века, гармонизации психики через организацию различных ви­дов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любитель­ское художественное исполнительство.

Все вышеуказанные функции представляют собой категории, которые выражают содержание, назначение социально-культурной деятельности и способы реализации ее в обществе. Через эти функции реализуются культуросозидающие возмож­ности общества, и происходит культурно-творческое развитие личности.

С функциями социально-культурной деятельности связано понятие «принципы социально-культурной деятельности». Сло­во «принцип» имеет латинское происхождение, означает «осно­ва», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами: основными, исходными положе­ниями, которые вытекают из установленных наукой закономер­ностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализа­ция которых происходит через определенные правила. Принци­пы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Таким образом, принцип - руководя­щая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности, Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требова­ния, которым следуют профессионалы в ее организации. Прин­ципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы» [1, с. 36].

Современная социально-культурная деятельность, ее функ­ции, виды, формы проявления основаны на следующих принци­пах:

1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества.
Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда
условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воз­действия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соот­ветствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учре­ждений (актуальность, динамичность реагирования на общест­венные процессы, стимулирование социальной активности личности);

г) непрерывность процесса социально-культурной деятель­ности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности социально-
культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограм­мированию личностного содержания своей культуроразвивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

  1. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В ос­нове действия этого принципа лежит потребность в самовыра­жении и утверждении себя в системе многообразных общест­венных отношений. Человеку присуще желание, расширить диа­пазон своей социальной роли и связей с обществом в проявле­нии себя как личности с различных сторон и в разных общест­венно-творческих качествах.

  2. Принцип преемственности и последовательности в освое­нии культурного наследия. Воспроизводство достижений чело­веческой культуры, передача традиционных ценностей от поко­ления к поколению всегда осуществляется обществом через вос­питание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценно­стные ориентиры личности формируются через культурную дея­тельность, организованную в учреждениях культуры. В совре­менных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии ее единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактиче­ского материала из многовековой истории предшествующих по­колений, так как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следова­тельно, этот принцип должен быть положен в основу деятельно­сти учреждений, располагающих подобным материалом, форма­ми его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксеологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохране­нию и развитию культурного наследия.

Принцип дифференцированного подхода к различным со­циально-демографическим группам. Изучение конкретных соци­ально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования), интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных меро­приятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности. Дифференци­рованный подход может осуществляться на групповом и инди­видуальном уровнях. Групповой подход предполагает вычлене­ние из состава аудитории совокупности лиц, характеризующих­ся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенно­стей, потребностей и интересов конкретной личности. Диффе­ренцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков: учитывать воз­раст, образование, профессию и характер проявления культур­ных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам. Также при организации социально-культурной работы необходимо учитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятель­ность должна рассматриваться с позиций системного подхода: целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее ком­понентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм со­циально-культурной деятельности — все эти элементы необхо­димо рассматривать как часть единой системы — взаимосвязан­ные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Дан­ным принципом необходимо руководствоваться при социокуль­турном проектировании - создании проектов развития различ­ных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы. Прогнозирование, моделирование и конст­руктивная разработка видов, форм, методов и технологий СКД, базируется также на реализации данного принципа.

­Итак, принципы социально-культурной деятельности пред­ставляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объектив­ный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в прак­тической работе.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19


написать администратору сайта