Конспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА. Конспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность
Скачать 1.2 Mb.
|
Лекция № 10. Современное развитие социально-культурной деятельности Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору. Российское законодательство о регулировании отношений в сфере сервиса, культуры, досуга. В 1992 г. выступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, включая потребителей культурно-досуговых услуг. В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятельности, искусства и художественного творчества. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» регулирует правовые отношения в сфере создания, использования и обращения в стране культурных ценностей. Отношения в сфере культуры регулируются также федеральными законами «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах» и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации. Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоотношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм; Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры; Федеральный закон от 14.03.95 №> 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков; Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при международном информационном обмене. Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга. В новой общественной и экономической ситуации в стране сравнительно быстро трансформировались основные качества досуга предыдущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало интересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется. В последние 10-15 лет в российском обществе трансформировались важнейшие стороны жизни большей части населения страны. Основной удар пришелся на занятость — значительная доля занятого населения пережила состояние полностью или частично безработных. В результате многие люди вынуждены были сменить профессию, переквалифицироваться. Крайне болезненным для них стало резкое повышение стоимости жизни при одновременном падении доходов. Поэтому на первом плане стояла задача выживания, и только потом вставали вопросы, как использовать свободное время, восстановить работоспособность и т.п. В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места — в регионы, в города, на муниципальный уровень. В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-досуговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций выполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммерческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов. Социальная дифференциация досуговых потребностей и способов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с развитием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структура общества — в стране появилась небольшая часть состоятельных и сверхбогатых людей, разные социальные группы получили разные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга. Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачиваемые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, представителей бизнес-среды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорогостоящим зарубежным туризмом. Состоятельные группы подчеркнуто проводят свободное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия. Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые занятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена культурных предпочтений и ориентации. У основной части населения досуг тоже изменился - уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функциональная направленность, произошла перекомпоновка внутренних элементов досуга. Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. У женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже несколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимостью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы. В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения. Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга. В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство - производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Многие способы организации досуга, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития. Ведущим фактором, определившим стремительное развитие куль турно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры. По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить. Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными возможностями восстанавливаться в свободное время. Досуг с помощью компьютера. Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером. Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов: ♦ он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
Отрицательные влияние экранной культуры на досуговые занятия - опасность индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи сужает их время, отводимое на активные формы досуга. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п. Обращение к организованному досугу современного типа. В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как:
Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов, дискотек. Дети и родители в парках получали расширенные возможности отдыха: они могут не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п. Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными. Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. В обществе создаются условия для свободы художественного творчества, снимаются многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, искусственные препятствия в процессе получения новой информации. Но доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа. Процессы межкультурного взаимодействия важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада. Россия — это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически — они всегда обретали в российской культуре собственную форму. Российская молодежь в наибольшей степени идентифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением. Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между: - невысоким уровнем доходов основной части населения и относительно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа; - многообразием досуговых потребностей основной части населения и стремительным развитием в общественной практике преимущественно развлекательно-игровых форм организованного досуга; - национальными, а также духовными традициями в культурно-досуговой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов поведения, распространяемых массовой культурой постмодерна. В отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает. Модуль 2. Теоретические основы социально-культурной деятельности Лекция № 11. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний Феномен культуры, начинает осмысливаться как явление, пронизывающее все элементы человеческого бытия. Культура становится формой бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и предвидимого будущего, формой диалога культур. Культура предстает также и формой самодетерминации индивида, способом свободного решения своей судьбы. Понятие «культура» многомерно и сегодня рассматривается не только как совокупность материальных и духовных ценностей, социально значимых результатов созидательной деятельности личности, но и как форма личностного самовыражения, как пространство для проявления инициативы и творческой активности, как способ включения личности в социальные контакты. В этом случае мы имеем дело с так называемым феноменом социально-культурной деятельности. Всепоглощающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность». Это понятие чрезвычайно широко и охватывает самые разнообразные явления культуры, но вместе с тем имеет свои границы. В структуре культурологического знания сегодня заметно выделяется сфера представлений, связанных с закономерностями развития и саморазвития человека путем включения в разнообразные виды культуроформирующей деятельности в сфере производственно-бытовых, семейно-бытовых, художественно-творческих, культурно-досуговых отношений; в системе непрерывного образования. Эти виды деятельности получили название социокультурных. Виды социально-культурной деятельности складывались исторически, постепенно оформлялись в систему, выполняющую посреднические функции между личностью и миром культуры. Цель этих видов деятельности — приобщение личности к миру культурных ценностей, включение ее в развивающий и культуроформирующий процесс. В.В. Туев: «Определенная сфера социальной деятельности, ориентированная на приобщение (адаптацию) человека к культуре». Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентироваиной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры. В российской педагогической традиции с конца XIX века по настоящее время данная научная теория была представлена в виде следующих научных концептов: - внешкольное образование, - политико-просветительная деятельность, - клубное дело, - культурно-просветительная работа, - культурно-досуговая деятельность, - социально-культурная деятельность. Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического знания; развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Прежде чем определить объект и предмет исследования, обратим внимание на сам термин «социально-культурная деятельность». Он состоит из трех основных понятий: «социальная», «культурная» и «деятельность», как бы объединяющих их значения. Такое объединение этих понятий не случайно - оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции — объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. В культурологии как науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли. К таким наукам можно отнести прикладную культурологию, которая является областью научного знания, «обеспечивающей методологическое, методическое и организационное осмысление сути, природы и источников функционирования социально-культурной сферы». Прикладная культурология раскрывает механизм реализации нравственно-эстетического потенциала культуры, обосновывает технологию вовлечения людей в процесс освоения ценностей мировой и отечественной культуры и различные формы социально-культурного творчества». Социально-культурная деятельность как область реализации закономерностей прикладной культурологии базируется на выработанных ею методологических основах, закономерностях, принципах, средствах, методах и формах вовлечения человека в мир культуры. Одна из задач прикладной культурологии как научной дисциплины — разработка механизма создания благоприятной культурной среды, технологических условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих возможностей людей, проявления их социально-культурной активности. Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания. В этом своем качестве она смыкается с понятием «прикладная культурология». В дальнейшем предлагаем рассматривать «социально-культурную деятельность» как «прикладную культурологию». Социально-культурная деятельность как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, теорией управления, и в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры. Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека, предметом социально-культурной деятельности является преимущественно процесс постижения индивидом результатов культуротворческой, культуросоздающей деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры. Иными словами, предмет социально-культурной деятельности представляет собой процесс приобщения личности к ценностям культуры через организацию активной, инициативной, творческой деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В социально-культурной деятельности на первое место выдвигается коммуникативный компонент культуры - уровень общения различных социальных групп и общностей, посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей, происходит культурный обмен. Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах СКД как научной дисциплины. Ее предметом выступает процесс включения личности в культуроформирующую деятельность, направленную на освоение ценностей культуры. Объектом является личность в системе социально-культурных связей и отношений. Остановимся на самом понятии «социально-культурная деятельность». Деятельность - ключевое понятие данной научной дисциплины. Деятельность как основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта. Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность — это процесс реализации социальной активности, поскольку сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности». Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н.С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление сущностных свойств личности в общественной жизни, то есть в таких социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней. Социально-культурная деятельность как научная дисциплина тесно связана с педагогикой, и в поле ее зрения находятся процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются в определенном, специфическом ключе: педагогический процесс, средства, формы, методы и др. понятия. Связь с педагогикой обусловлена тем, что социально-культурная деятельность носит развивающий характер, способна оказать направленное воздействие на личность. Этот процесс осуществляется на основе во многом общих с педагогикой закономерностей. Социально-культурная деятельность - неотъемлемый элемент жизни общества; сегодня она оказывает реальное влияние на различные стороны его существования, различные общественные отношения. К наиболее заметным можно отнести следующее: 1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения. 2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактик девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства. 3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества (клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др.) обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей. Социально-культурная деятельность - это область профессиональной деятельности. В номенклатуре специальностей и специализаций учебных заведений Министерства культуры РФ выделена специальность «Социально-культурная деятельность» со специальным предметом «Социально-культурная деятельность». Данный курс является профилирующим предметом специальности; системообразующим в содержании и структуре учебного плана, а значит и в подготовке специалиста. Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой общественно значимый феномен, подсистему духовной жизни общества, которая в свою очередь подразделяется на педагогическую, социальную и обучающую подсистемы. Компоненты внутри этих подсистем тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономерных связей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функционирования целостной системы «социально-культурной деятельности». Компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящие в системы СКД. Преломление в практике социально-культурной деятельности положений и закономерностей философии, социологии, педагогики, общей и социальной психологии, теории культуры, этики и искусствоведения, права, теории управлении и экономики. Теория и практика социально-культурной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека. Взаимосвязь социально-культурных процессов с историей православной церкви, культуры, просвещения, общественных связей и отношений, общественно-просветительных движений и инициатив в России. Перечень некоторых разделов общественных наук, связанных с теорией СКД. Философия - законы общественного развития, взаимодействие человека и общества, человек в окружающем мире. Культурология - культура и общество, культура личности, культура как система. Психология - темперамент человека, особенности развития психики, психологическая диагностика личности. Педагогика - образовательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая система, педагогические исследования. Социология - теория социальной группы, социальные движения, социокультурный процесс. Политология - политическая жизнь общества, политические системы, политическая культура. Экономическая теория - экономические системы, понятие рынка, экономическая культура. Искусствоведение - виды искусства, учреждения искусства, проблемы и тенденции развития искусства. Экология - экологическое движение, экологическая культура. Религиоведение - история религии, религиозные концессии, движения. Эстетика - эстетическое воспитание, эстетические категории, художественное воспитание. В системе общественных наук философия является ведущей, методологической основой всех наук. Теория СКД связана, прежде всего, с педагогикой, поскольку СКД стремится к постижению общих закономерностей развития личности, формирования ее общественно значимых качеств. Остальные науки по отношению к теории СКД примерно одинаковы значимы. Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой, идеологией. СКД как педагогическая подсистема, выражая суть и методику педагогического воздействия, выступает как связь субъекта и объекта. Система, следовательно, состоит из следующих необходимых и достаточных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. В рамках этой системы социально-культурная деятельность рассматривается как педагогически направленная, формирующая и развивающая личность. Социально-культурная деятельность представляет собой достаточно крупный общественный феномен, который связан с включением личности в общественные отношения через ведущие институты социально-культурной сферы. Социальные институты формируют благоприятную культурную среду, необходимую для осуществления разнообразных видов социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как социальная система функционально объединяет различные социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение каждой личностью. Социально-культурная деятельность как учебная дисциплина ставит своей целью профессиональную подготовку специалиста, владеющего знаниями, умениями и навыками организации различных видов и форм социально-культурной деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность, являясь подсистемой духовной жизни общества, вместе с тем как система подразделяется на ряд подсистем, через функционирование которых проявляются и воспроизводятся сущность, содержание, специфика и социальная природа данного явления. Остановимся на содержательных характеристиках социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:
деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно- посреднические и административно-управленческие функции (процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности). |