Главная страница
Навигация по странице:

  • «Основы законодательства РФ о культуре».

  • Отличительные черты СКД

  • Функции СКД : Развлекательные

  • Физкультурно – оздоровительные

  • Стимулирование творческой активности

  • Вопрос № 2. Фестивали. Технология. Фестиваль – это

  • Методика подготовки и проведения фестиваля

  • Реализация

  • Вопрос № 4. Конкурсы. Виды. Технология. Технология

  • Создание постановочной группы : сценарист-режиссер, художник,музыкальный руководитель,осветительСоздание сценария

  • Написание сценария Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходовПостановка мероприятия

  • Репетиционный период

  • Анализ мероприятия

  • Термином «социально-культурный институт» обозначают

  • Сеть культурно-досуговых учреждений.

  • Территориальный признак

  • Вопрос № 7. КД среда. Роль среды в СКД.

  • Экзамен по СКД. Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд


    Скачать 464 Kb.
    НазваниеВопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд
    АнкорЭкзамен по СКД
    Дата30.01.2023
    Размер464 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаEkzamen_po_SKD.doc
    ТипДокументы
    #911837
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос №1 СКД. Основные понятия предмета «СКД». Принципы СКД

    В разные исторические периоды СКД называлась:

    -внешкольное образование (до 1920.-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

    -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.).

    -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов).

    -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).

    До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

    СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

    КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

    КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

    Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

    Особенности СКД:- наличие профессионала для работы с аудиторией, -осуществляется в свободное время, -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.- характеризуется многообразием видов-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

    Отличительные черты СКД: - гуманистический характер -культурологический характер -развивающий характер

    Функции СКД: -развивающая Информационно-просветительская; -культурно-творческая -рекреационно-оздоровительная

    Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

    Функции СКД:

    1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

    2. Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.

    3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

    4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

    5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

    6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и

    организациям.

    Вопрос № 2. Фестивали. Технология.

    Фестиваль – это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Занимают значительное место в любом художественном творчестве. Его многогранность позволяет рассматривать наравне с другими формами: концерты, праздники, конкурсы и др. Виды фестиваля: 1) по масштабам (международный, всероссийский, региональный, областной). 2) по жанрам (театральные, хореографические, вокала, музыкальные, кинофестивали и др.). 3) по степени мастерства (самодеятельного и профессионального творчества). Роль: воспитание, приобщение людей к культуре других народов

    Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Технология организации и проведения фестивалей как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.

    В Положении о фестивале указывают 1) название фестиваля, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа фестиваля, его этапы, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации могут относится: мастер-классы, досуг и развлечения.

    Методика подготовки и проведения фестиваля:

    1. Определение темы мероприятия (О чем?)

    2. Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)

    1. Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель)

    2. Создание сценария

    Определение масштаба мероприятия

    Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)

    Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)

    Составление сметы расходов

    1. Проведение мероприятия и его анализ.

    Система учреждений для детей и подростков

    Реализация:

    1.Создание постановочной группы:

    сценарист-режиссер

    художник

    музыкальный руководитель

    осветитель

    1. Создание сценария:

    =1 вариант - социальный заказ

    =2 вариант - плановое мероприятие

    Определение темы (О чем?)

    Определение сверхзадачи (Ради чего?)

    Подбор и исследование материала (художественного

    или документального). Написание сценария

    Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

    Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ, и афишах, репетиционный период)

    1. Постановка мероприятия:

    Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

    Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

    Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

    Репетиционный период (подбор участников и

    распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

    1. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

    2. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.



    Вопрос № 4. Конкурсы. Виды. Технология.

    Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Конкурс – одна из самых популярных видов КДП. Конкурс – это состязание, турнир, борьба за победу. Но это еще и игра – одна из форм непродуктивной деятельности, в результате которой определяется победитель. Виды конкурсных программ 1) зависит от содержания: сюжетно-ролевые (к ним относятся все «Мисс», мистеры, киски; к ним же относятся «Лучший по профессии». Все «А, ну-ка, девушки!».) к ним так же можно отнести «Устами младенца».

    2) интеллектуально – познавательные: к таким можно отнести «Умники и умники, Перепутовы острова, За семью печатями, Сто к одному и т.д. Структура таких программ характеризуется множеством таймов, рингов, геймов. Сценарный ход идет через ведущего, на кону большой приз и поступенчатый ход до приза. Как правило, вид задания предусматривает ответ – вопрос. Таким конкурсам присуще зрелищность.

    Следующий вид: азартно – коммерческие и развлекательные конкурсы, игры.

    Аукционы. Бывают двух видов: 1) торг товаров (публичный торг с молотка), 2) забавные, шуточные, познавательного характера. В первом варианте ведущий – спикер определяет условия для покупателя. Торг бывает 1) согласный (звуковой) торг. 2) немой торг (жест, карточка) 3) заочный торг. Существуют остановки и ход аукциона. Используется черный ящик.

    Технология организации и проведения конкурсов как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.

    В Положении о конкурсах указывают 1) название конкурса, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа фестиваля, его этапы, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации может относится: мастер-классы, досуг и развлечения.

    Методика подготовки:

    Определение темы (О чем?)

    Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального)

    Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)

    Создание постановочной группы:

    сценарист-режиссер, художник,

    музыкальный руководитель,

    осветитель

    Создание сценария:

    =1 вариант - социальный заказ

    =2 вариант - плановое мероприятие

    Написание сценария

    Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов

    Постановка мероприятия:

    Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

    Репетиционный период (подбор участников и

    распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

    Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

    Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.
    Вопрос № 5. Современная система досуговых учреждений и организаций в России.

    Социально-культурный институт.

    Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.

    Термином «социально-культурный институт» обозначают:

    - семья

    - государственные и муниципальные структуры

    - производственные объединения и предприятия

    - негосударственные общественные организации

    - системы народного образования

    - средства массовой информации

    - специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.

    Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

    Сеть культурно-досуговых учреждений.

    Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

    Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

    Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

    - государственные

    - муниципальные (местный бюджет)

    - общественные (профсоюзные, различных обществ)

    - коммерческие

    - частные (ЧП и др.)

    - ведомственные

    До 1917 г. сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

    1830 – публичные библиотеки

    1834 – библиотеки в 18 городах России

    середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

    70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч). Общедоступные профессиональные театры.

    80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих

    90-е годы – народные дома и народный театр. Растет сеть школ для взрослых.

    Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную. К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

    Таким образом к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

    С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает: - возрождается киносеть

    - увеличивается музейная сеть

    - сеть театров (в т.ч. негосударственных)

    - сеть частных клубов игорного направления.
    Вопрос № 7. КД среда. Роль среды в СКД.

    Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, форму существования и деятельности. По предметному и пространственным признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусства КДС можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и др. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство, ремесла, народные промыслы, художественные промыслы, орнаментальное искусство и др. Рассматривая СКД как самоценное образование, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства - Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы и т.д. КДС данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, КДС - это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Духовное потребление культурно-досуговой среды составляет особую ценность художественного познания. Оно включает в себя непосредственную психологическую реакцию человека: компенсаторную (снятие напряжения, эмоциональную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждения) и катарсическую (очищение, возвышение). Без человека, без людей , без ситуации деятельности КДС представляет собой «мертвое» предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в КДС и дизайнерском ее конструировании. Коммуникативная функция КДС определяется ее социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. КДС является фактором активного формирования воздействия на человека, она формирует эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. КДС формирует свой особый язык. Его отличительная черта – сочетание особенностей художественного языка с языком рациональной информации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, в другом – для передачи практического сообщения. Восприятие КДС происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа как системы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Они суммируются, образуя синтетический сплав. Образ КДС складывается уже при первом знакомстве с учреждением культуры. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. КДС учреждений культуры можно типологизировать. Первая группа – это КДС, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненным единым целям – созданию условий для индивидуального выбора занятий. Вторая группа – рекреационная КДС, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы. Третья группа – музейно-выставочная среда. К четвертой группе отнесена концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищность протекаемого процесса. Пятая группа – театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Стихийно складывающаяся КДС открытых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок. С учетом потребностей населения создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д. Выбор в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности системы культурной среды населенного места. Модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений. Культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляет собой художественно-эстетический объект, композиционную структуру. Принципы создания композиционной структуры КДС культурно-досугового учреждения заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой КДС, учете особенностей учреждений культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения. Функция работников культуры – это создание социально культурной досуговой среды.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта