Экзамен по СКД. Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд
Скачать 464 Kb.
|
Вопрос № 14. Организация семейного досуга в учреждениях культуры. Семья как социально-культурный институт Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома. Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни. Проблемы современной семьи Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Функции семьи Семья как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений: Социально-биологические отношения – охватывают сферу численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей, наследования. Хозяйственно-экономические отношения – ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распределение обязанностей. Юридические отношения – брак, развод, раздел имущества, содержание детей. Нравственные отношения – любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство. Психологические отношения – психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий. Эстетические отношения – культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье. Семья несет в себе определенные функции: Репродуктивная – воспроизведение потомства Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха Роль КДУ в организации семейного отдыха Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами. Формы работы с семьей Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения. Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др. Рекреативный семейный отдых – туризм, походы. Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.). Семейные сеансы в кинотеатрах Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест. Совместное посещение концертов и массовых праздников Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности. Вопрос № 15. Основные виды и жанры НХТ. НХТ – это индивидуальный или коллективный способ самовыражения, коллективная память народа в разных направлениях, воплощение характерных особенностей художественного сознания народа в процессе индивидуальной или коллективной деятельности по созданию или исполнению произведений искусства. НТ – это вид творческой деятельности народа, который включает в себя различные жанры художественной деятельности народа. Традиция – это действие, принципы, нормы поведения людей, которые переходят из поколения в поколение из всех сфер жизни. Фольклор – народная мудрость, знания, передача опыта. Обычаи – часть традиций, одна из форм передачи информации от одного поколения к другому. Жанр – это тип художественного произведения, объединенный и имеющий единые функции, единую структуру и выразительность.. Виды и жанры народно поэтического творчества – Устное народное творчество: сказка, предания, легенды (и былина как его вид, пословицы, поговорки, заговоры, скороговорки составляют сокровищницу нашей культуры. Поэтические жанры: былина, исторические песни (старинные), балладные песни, песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки) Народная песня включает в себя сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом оказались необычно устойчивой формой художественного творчества, народная песня существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни любима людьми. Любовные, семейные, трудовые, солдатские, шуточные песни составляют самобытную традицию в русском фольклоре. Народный танец – хороводы, пляска, сольная пляска, массовый пляс – говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Фольклорный театр. Он начался с медвежьих потех и существует сейчас в виде театра площадного характера, где присутствуют элементы не только театральные, но и хореографические и музыкальные. Сформировалась система художественных элементов: 1. Музыкальное творчество – а) музыкальное – оркестры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. б) вокально–хоровое: хоры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. 2. Хореографическое творчество: народные танцы, пляски, хороводы; солисты, массовые танцы, игровые и сюжетно-бытовые танцы. 3. Изобразительное творчество: сюда входит все, что касается оформления праздника: костюмы, грим, бутафория, декорации, изготовление чучел, масок, и др. 4. Театральное творчество – это выступление театральных коллективов, ряженных, масленичные комедии, организация шествий, маскарадов, карнавалов, театральные игры. Сюда же относятся показы пьес, сценок, выступление кукольных театров и др. 5. Технические средства: фонограммы, озвучка, свет, пиротехнические средства. 6. Игры обрядовые, народные, подвижные, календарные. Внедрение народных традиций и фольклора в современные театрализованные праздники и обряды стало сегодня одним из важных направлений создания их сценарно-режиссерского замысла практически во всех регионах страны. Такой синтез дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению событийности с позиции исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, старое и новое. Вопрос № 16. Организация СКД с детьми. Формы работы КДУ с детьми. Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные, зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы. Задачей детских и юношеских КДУ становится правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый ребенок или подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью. В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности: Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали) Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры) Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами) Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей) Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра). Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей. Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт. Неделя детской книги: Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции. Работа с детьми младшего школьного возраста Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная организация их досуга: Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) – занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободного времени) – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники. Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) – походы, экскурсии, клубы общения по интересам. Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой – нужно сделать каждый день для ребенка незыбываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны – от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ: Осенние, зимние, весенние каникулы Творческие недели (детской книги, музыки, театра, кино) Дни открытых дверей в КДУ – Домах культуры, Домах детского творчества, ДМШ, библиотеках, клубах Конкурсно-игровые (иногда ежедневные) программы, костюмированные викторины, «Сладкоежки». Рекреативный отдых – туристические походы, дни общения с природой Экскурсионная работа – музеи, места боевой и трудовой славы, памятники искусства и архитектуры, дома-музеи известных деятелей Детские тематические кинопоказы (неделя детского кино, «Молодежь в объективе кинокамеры») Концерты, выставки, конкурсы и фестивали самодеятельных детских творческих коллективов, организация «гастрольных» поездок коллективов художественной самодеятельности. В период летних каникул основной упор в культурно-досуговой деятельности делается на сезонные особенности отдыха. Летние каникулы – время для экскурсионных поездок и туризма, отдыха в трудовых, спортивных и пришкольных лагерях, организации детских площадок и подростковых клубов по месту жительства. Цель КДД летом – максимально и социально заполнить свободное время детей. Вопрос № 18. Досуговые формы восточных словян. Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.Праздники«Праздный» - «пустой», «незанятый». Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября). Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. “Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом – «Братчины», помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения. По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Средние века К 15 веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 15 веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота. Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. И если женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины из боярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления. К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы. Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева. Письменность Византийские монахи Кирилл и Мефодий для создания письменности взяли за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнили его шипящими и получили славянский алфавит (43 буквы, близкие по написанию греческим). В честь своих создателей новая азбука получила название «кириллица». Наряду с кириллицей была в употреблении и глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в 18 – начале 20 веков. По мере складывания и развития сословий досуг россиян стал утрачивать единые черты. Каждое сословие по-разному сохраняло традиции досугового времяпрепровождения, обогащая их «заимствованиями» из западно-европейской культуры, тем самым создавая новые формы досуга. Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах. Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях. Дворянская среда стала порождать уже без указов царя свои формы развлечений. «Ассамблеи» в эпоху Екатерины 2 стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам. Появились первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, организовывались художественные выставки. К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы. В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности). Представители богатых кругов приобретали вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции – шумно отмечались свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники. В народных гуляниях купечество ограничивалось «конным выездом», не смешиваясь с «пешим» простым народом. Местом общения служила также и церковь. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности. Именно купцы стали поддерживать российскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений (купец 1 гильдии Третьяков). Увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия. |