Экзамен по СКД. Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд
Скачать 464 Kb.
|
Вопрос № 19. Проектная деятельность в СКД. Основные этапы создания проектов. Разработка творческих проектов. Проект – (лат) брошенный вперед. Творческий проект – подробный, четко сформулированный и тщательно подготовленный документ описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей, и как будет выглядеть после их достижения. Структура творческого проекта: 1) краткая характеристика (резюме), в котором в сжатом виде описываются суть проекта, характеристика, необходимый персонал, определяется потребность в финансовых ресурсах. Такая сжатая информация предназначена для потенциального инвестора с целью побудить его к изучению других разделов творческого проекта. 2) характеристика сферы деятельности: характеристика компании, представляющей культурный проект, ее роль и возможности в сфере культуры, существующие достижения организации, а именно: участие в конкурсах, фестивалях, результаты его участия (места, премии, награды и т.д.) участие в международных конкурсах, фестивалях, достигнутые в них успехи. Дается характеристика производственных возможностей и творческого потенциала, авторских прав, договоров о привлечении авторов, указывается наличие квалифицированного персонала, состояние сценических площадок, договоров с телевидением и т.д. Также указываются сведения о характере проекта (отрасли культуры), степени его развитости в стране, дается оценка существующего и потенциального спроса, характеристика рыночного сегмента, повозрастная структура потребителей, их уровень дохода, образования и т.д. Важно указать основных конкурентов и их долю в рыночном сегменте. Указываются преимущества и недостатки конкурентов, предполагаемый объем рыночного спроса для предлагаемого культурного проекта. 3) описание товаров и услуг: большое значение в культурных проектах имеет литературная и музыкальная основа, по которой создается товар или услуга. В театральных проектах указывается название спектакля, автор (описание его творчества и послужной список), аннотация к произведению, перечисляются количество его постановок другими коллективами, музыкальная основа, указывается композитор, автор текста песен, жанровые характеристики спектакля, категории зрителей, для которых предназначен спектакль, возможности гастрольного проекта, видеозаписи. Концертные программы: краткое описание концертных номеров, их литературная, музыкальная и хореографическая основа, костюмы, наличие специального оборудования, характеристика сценических площадок, зрительской аудитории и пр. 4) исследование и анализ рынка: определение сегмента рынка, его объем и выявление потенциального потребителя по различным параметрам (пол, возраст, семейное положение, социальная группа, уровень доходов и образования). Кроме того учреждения культуры реализуют театральные программы, буклеты, диски, книжную продукцию, спектакли на радио и телевиденье. Следует указать возможные рекламные компании (афиши, газеты, журналы, радио, телевиденье, Интернет и т.д.). 5) производственные ресурсы, технологии (производственный план): после прогнозирования объемов продаж составляется план производства сценического или аудиовизуального продукта, который включает: анализ различных стадий этого процесса (мероприятий и графики их осуществления), а также определение производственных ресурсов (потребность в оборудовании, материалах, автотранспорте, производственных площадях, объемах услуг и работ, осуществляемых сторонними организациями) и их стоимости. 6) организационный план и график осуществления проекта: реализация культурного проекта охватывает значительный период времени, включая принятие решения по проекту и его завершение. Организационный план предполагает перечень необходимых мероприятий и сроков их осуществления, а также расчет нужных для подготовки проекта издержек. Важной стадией проекта является определение источников и методов финансирования. Нечеткое решение этого вопроса ведет к перерывам в осуществлении проекта, затягиванию сроков, а иногда – и к прекращению работы над проектом. Организационный план предусматривает такие этапы, как проведение переговоров, заключение контрактов, этапы подготовительных работ, выполнение капитальных работ. В некоторых случаях требуется определение договорных отношений с органами власти и лицензирования. Получение налоговых льгот, установления объема арендной платы. Итогом организационного плана должны стать график претворения в жизнь проекта и расчет издержек на его производство. В издержки по выполнению плана входят: заработная плата, расходы на транспорт и средства связи, налоги и пошлины в период осуществления проекта, расходы на рекламу, подготовку и обучение продавцов, кассиров и т.д. 7) финансовый план и оценка культурного проекта: финансирование культурных проектов имеет несколько источников: бюджетные ресурсы, средства заказчиков, инвесторов, собственные средства предприятия, спонсорские благотворительные взносы. Обычно в плане культурного проекта применяют ограниченный круг финансовых показателей, характеризующих прибыльность проекта, сроки окупаемости, график безубыточности, который строится на прогнозах (отчетах) прибылях и убытках, потоке наличности. Смета увязывает структуру финансовых ресурсов, дает возможность оценить эту структуру и соотношение ее отдельных частей по источникам и формам. 8) оценка возможных рисков: рыночная система постоянно порождает риски в реализации любых проектов. Продюсер должен предусмотреть и по возможности застраховаться от рисков, желательно кратко отобразить их в творческом проекте. Вопрос № 22. Клуб как форма социально-культурной деятельности. Клуб – объединение или ассоциация людей, организации, встречи, общение. Клуб – это коммуникативная складчина. Клуб – избирательная общность, круг общения. Слово «клуб» в значении «собрание людей для избирательного досугового общения» стало употребляться в Англии уже в середине 17 века. Уже тогда в Англии была мода на кофейни-клубы. В 18 веке клубам, как постоянно собирающимся для бесед, еды и питья компаниям, дружески расположенных друг к другу людей, стало тесно в таких кофейнях, поэтому для таких клубов стали специально заказываться и возводиться на главных улицах Лондона « клаб-хаузы»(клубные дома), в которых создавались все условия для комфортного, разностороннего, элитного, и как правило, закрытого для других досуга и общения клубменов. В Оксфордском словаре клуб – это : 1. объединение или союз определенной массы людей. 2. объединение для содействия какому либо делу в целях его интенсификации. 3. место встречи или собрания людей в товерне и ей подобной учреждении для неофициального общения. 4. группа людей собирающиеся вместе. 5. общество лиц, объединившихся на основе взаимных симпатий или общих интересов, увлечений, склонностей. 6. организация людей, сформировавшиеся для объединения усилий, по содействию какому либо объекту. 7. ассоциация лиц, организованная главным образом для общественных целей и имеющая здание или часть его специально приспособленное исключительно для сбора и деятельности своих членов. 8. здание или комната для деятельности такой организации. 9. организация, создаваемая в поддержку деятельность каких либо партий. 10. современное наименование древних организаций (например: древ.греч. гетерий или древ.рим. коллегий). В современное время активно употребляются и новые значения слова клуб. Наиболее распространённые 1. клуб, как заочное объединение читателей, на страницах газет, журналов, др. периодических изданий (клуб «Алый парус» на страниц. «Комсомольской правды», бизне клуба на страницах многих газет) 2. клуб как очно-заочное объединение любителей и участников популярных телевизионных или радио программ, передач, игр ( клуб «Что, где, когда», КВН, и т.п.). 3. Клуб как символическое объединение людей достигших определённых показателей в каком либо виде деятельности, преимущественно в спорте, искусстве, науки.(клуб Григория Федотова, для футболистов забивших 100 и более голов, клуб 500 для штангистов, поднявших этот вес, клубы лауреатов творческих конкурсов и т.п.) 4. клуб как спортивная команда, в том числе с инфраструктурой, способствующей её деятельности ( футбольный клуб ЦСК, Томь и т.д). младший спутник такой команды обычно называется «Фарм клуб».5. клуб как ассоциация руководителей и предпринимателей, решающих вопросы оптимизации финансово экономических отношений в мире (Парижский и Лондонский клубы финансистов) . 6. общество людей одной демографической или профессиональной группы, организованная с целью удовлетворения деловых, практических и досуговых интересов ( женские, молодёжные, бизнес клубы, клуб для тех кому за 30,40, 50 и т.д.) 7. учреждения, организованные для отдыха и общения, определённой категории населения (дет.клуб, армейский клуб, клуб ветеранов и т.п.) 8. объединение поклонников известного артиста, спортсмена, спорт.команды, муз.группы, так называемый «Фан клуб». 9. творческий коллектив, студия, ставящая своей целью культивирование и развитие в обществе определённого вида и направление деятельности с одновременным изучением и освоением его в этом коллективе ( клуб общение, клуб затейник, дискуссионный клуб и т.д.). типология клубов. Исходя из определённой организаторами клуба основной цели его деятельности, формируется тип клуба это : досуговый клуб, деловой клуб, учебный или информационный клуб, коммерческий клуб, дискуссионный клуб, спортивно оздоровительный клуб, элитарный закрытый клуб английского типа, ночной клуб, игорный клуб, клуб казино, клуб по интересам, фанклуб, мужской(женский) клуб, Военно-патриотический клуб, молодёжный клуб, детский (подростковый) клуб, артистический клуб, клуб учёных, клуб ветеранов, литературный клуб и т.д. Вопрос № 25. Профессиограмма работника досуговой сферы. 1. Цели подготовки специалиста КДД отражаются в квалификационных характеристиках, которые определяют область и виды профессиональной деятельности выпускника. Профессиональное мастерство – это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он стремится достичь еще более высоких вершин, это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющий творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Мастерство – это высокое искусство в какой-либо области. Мастер – специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Деятельность – процесс, включающий цель, средства, результат. Профессиональное мастерство – качественный уровень профессиональной деятельности, имеющий творческий характер, ориентированный на социально значимый конечный результат. Методологическую основу квалификационной характеристики специалиста составляет активно-деятельный подход. Менеджер – постановщик ККП должен обладать высоким уровнем профессионализма в области современного менеджмента, методики КДД и режиссуры КДП, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции. Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видах деятельности: 1) менеджера организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центров, в государственных, кооперативных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурологичекой направленности.2) директора, менеджера, художественного руководителя, заведущего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов и пр. 3) режиссера-постановщика и сценариста разнообразных культурно-развлекательных, художественно-публицистических, информационных, дискуссионных программ и пр. 4) методиста – консультанта по вопросам сценарного мастерства, режиссуры и постановочной работы, обобщение и распространение лучших современных отечественных и зарубежных методик культурно-досуговой практики. 5) руководителя любительских объединений по интересам, отдельных творческих самодеятельных коллективов, исполнителя в творческих профессиональных коллективах. 6) научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов ВУЗов культуры, научного руководителя по проблемам теории, методики и организации КДД. Данный специалист должен обладать следующими способностями умениями. Одним из главных средств проф.мастерства является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом – системой,. Успешная деятельность зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта, умело пользуется соответсвующим «багажом». Для специалиста КДД таким «багажом» является: художественное творчество, психология и педагогика, социология, наука общения и организации. Кроме того, специалист сферы досуга владеет режиссурой, сценарным мастерством, сценической пластикой, музыкальным оформлением, знает законы театрализации, иллюстрации игры. Виды деятельности и знания, необходимые для целостного описания объекта деятельности и составляют научный фундамент подготовки специалиста в облати КДЦ. Элементы педагогической культуры. 1)ценностный 2) деятельностный (культура педагогического общения, стиль педагогической деятельности) 3) творческий, 4) личностный (культура внешнего вида, физическая культура). Этапы становления. 1) изучение педагогической теории 2) развитие педагогического мышления, 3) изучение опыта коллег и внедрение лучшего опыта в свою деятельность, 4) формирование в устойчивой потребности в профессионально-личностном развитии, профессионально-личностные деформации. Этапы: 1) проблема ощущения недовольства, 2) самоанализ т.е. я – творец своей собственной жизни, 3) осознание потребности меняется, 4) цель 5) программа 6) выбор методов самовоспитания и самообучения. Становление 1) развитие: Психологически педагогической направленности, развитие, стиль мышления, концепция. 2) формирование стиля; 3) стиль. Самосовершенствование.1) наличие проблемы, 2) самоанализ и оценка, 3) план - программа совершенствования, 4) реализация деятельности, 5) цель - зачем?, 6) средства и методы. Ролевые функции организаторов СКД: Новаторство, лидерство, участие в создании необходимых социально-экономических условий развития различных формах досуговой деятельности жителей социума. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Вопрос №26. Организация СКД молодежи. Проблемы молодежного досуга Досуг – это время для восстановления физических и духовных сил человека, совершенствование его способностей в тех направлениях, которые соответствуют его природным склонностям и духовным интересам. Характерные возрастные и психологические особенности, формирование мировоззрения. Юношеское самоопределение – важный этап формирования личности. Стремление определить свое призвание и место в жизни, проявляются интересы к разнообразным проблемам современности. Стремление общаться со сверстниками и с людьми старшего возраста. Задача организаторов КДД: обеспечить набор разнообразных видов деятельности. Вовлекать в объединения, в клубы по интересам. Необходимо формировать интересы, связанные со стремлением решить проблему «Кем быть?», так как каждых хочет найти себя в этом возрасте. Проводить диагностику профессиональных интересов. Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус. Формы работы с молодежью Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные) Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы) Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов) Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы) Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные Диспут-кулубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы. Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов. Молодежный досуг всегда характеризовался разнообразием развлечений, которые представляют собой способ реализации свободного времени, предполагающий расслабляющий отдых, нервную разрядку. Развлекательностью характеризуются многие формы досуговой деятельности и занятий. Множество разнообразных вариантов проведения свободного времени объединены в 5 групп: 1. Общение с друзьями: у себя дома или у друзей, вне дома. 2) Пассивные домашние формы отдыха: чтение книг, журналов, газет; просмотр телепередач, слушание радио; просмотр видеофильмов, слушание музыки. 3) Активные формы отдыха вне дома: посещение дискотек, посещение кафе, баров, ресторанов, посещение кино, театров, концертов, туризм, выезд на природу. 4) Саморазвитие: занятие спортом, любительские занятия, самодеятельное творчество. 5) Домашнее хозяйство: занятие по дому, садоводство огородничество. СМИ являются важным фактором социализации современной молодежи. Обладая ценностно-ориентирующей, культурно-образовательной функциями СМИ могут и должны играть ведущую роль в формировании мировоззрения молодых людей. Итак, досуг дает возможность современной молодежи развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант, если подходить к этому с позиции своей жизненной задачи, своего призвания. Вопрос № 27. Финансирование организаций культуры. Каналы финансирования: 1. прямое бюджетное финансирование: а. Капитальные вложения (инвестиции) – средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение. б. Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, выделяемые по смете в соответсвии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства. в. Целевые поступления – бюджетные средства, предоставленные на ведение основной деятельности. 2. косвенное бюджетное финансирование. а. Налоговые льготы – льготы предоставляемые учреждению культуры по уплате налогов б. Иные финансовые льготы – например, закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях – передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы, льготные тарифы на коммунальные услуги. в. Доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использование имущества. 3. привлеченные средства – альтернативные, внебюджетные источники финансирования: благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов. Вопрос № 28. Игра в социокультурной деятельности. Игровые формы досуга. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. На протяжении всей истории человечества миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – категория вечная. Игра – сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых. Игра – неповторимый мир детства, живущий по своим вечным законам. Игра – понятие многогранное. Оно означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, тренинг. Особое значение игра имеет в жизни ребенка. В процессе игры происходит познание ребенком мира и самого себя. Это связано с тем, что игра многофункциональна. Функции игры. Социокультурная. В процессе игры происходит усвоение ребенком знаний, культурных ценностей и норм поведения данного общества. Кроме того, происходит освоение им будущих социальных ролей (игры в дочки – матери, в профессии). Коммуникативная в процессе игры ребенок и любой играющий осваивает навыки общения с коллективом и отдельными его членами. Диагностическая функция. Игра наиболее объективно раскрывает интеллектуальные способности ребенка, двигательный потенциал, творческие задатки, характер, отношения к другим людям. Наблюдая ребенка в процессе игры, можно составить о нем объективное мнение. Терапевтическая функция. Игра часто выступает как средство терапии к больным детям, стимулирует работу больных органов. Коррекционная функция. Эта функция рассматривается психологами как способ раскрытия потенциальных возможностей ребенка, правильного развития его психики. Рекреационная функция. Игра доставляет удовольствие, развлекает, раскрепощает, воодушевляет, несет радость. Все это позволяет человеку восстановить свои физические силы и душевное равновесие. Структура игры. Игра имеет свою структуру. В структуру игры, как деятельность, входят: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов. В структуру игры, как процесса, входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сожжет ( содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Мотивация игровой деятельности – это добровольность, свобода выбора вида игры, самореализация и самоутверждение, удовольствие, азарт, соревновательность, получение материального или морального поощрения и т.д. Виды игры. Мир игры разнообразен. С.А. Шмаков выделяет следующие группы игр: физические игры. Их основная функция – физическое развитие, укрепление здоровья. К ним относятся подвижные, спортивные, лечебные игры. К подвижным относятся народные игры и забавы, современные игры, в основе которых лежит борьба, состязательность, конкуренция (кто быстрее, выше, дальше, результативнее). Это игры не имеют жестких границ и правил, и приемлемы для детей любого возраста, а так же для людей любого возраста, отдыхающих на природе. К спортивным играм относятся преимущественно командные игры с точно установленным количеством игроков, нормированным пространством, жесткими правилами игры. Эти игры больше подходят для детей старшего возраста и физически подготовленным людям. Лечебные игры – это игры с щадящими нагрузками и имеющие определенную направленность, позволяющую стимулировать работу больных органов. Интеллектуально-творческие игры. Основная функция таких игр – развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей. Сюда относятся: дидактические игры (обучающие и развивающие), электронные, компьютерные, игры-автоматы (кнопочные) настольные игры (шахматы, шашки). Социальные игры. Основная их функция – подготовка детей к жизни. К этой группе игр относятся сюжетно-ролевые игры и деловые игры. В сюжетно-ролевые игры играют, как правило, дети младшего и среднего возраста, в деловые – взрослые (в рамках повышения квалификации). Сюжетно-ролевые игры являются для детей своеобразной практикой. Они моделируют жизненные ситуации и играют в них определенные роли: семейные роли (отец, мать, дочь, сын); роли - профессии (летчик, моряк, учитель) роль известного взрослого человека ( известного деятеля, героя фильма, книги). Деловая игра – способ освоения подростками и молодежью сферы какой-либо серьезной деятельности. Например, освоение субординации в трудовом коллективе, примеривание какой-либо профессиональной роли (руководителя фирмы, менеджера). Комплексная игра – коллективная театрализованная игра, где игры используются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами. Игры по виду деятельности: Физические (подвижные), интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. Игры, определяемые по характеру процесса: обучающие, познавательные, воспитательные, творческие, коммуникативные, профориентационные. Игры, определяемые по характеру методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, игры-драматизации. Игры, определяемые по направленности: экологические, музыкальные, театральные, литературные, технические, экономические, народные. Технология подготовки и проведения игры Игра требует определенной подготовки, в которую входят: выявление интересов, склонностей и возможностей участников; выбор места и времени предстоящей игры; оформление игрового пространства, решение технических вопросов; выбор игровых и педагогических приемов для решения поставленных задач; выработка стиля, манеры поведения, игрового образа ведущего игры; отбор участников, формирование команд. Технология проведения игры может иметь следующую схему: изложение правил игры; открытие перспективы будущей радости (подарки, призы); вовлечение участников в игру, управление игровым действием; организация финала; чествование победителей. Игровые программы. Это совокупность различных игр, состязаний, конкурсов, театрализаций, объединенных общим сюжетом. Сущность игровой программы заключается в том, что в ней важен не только результат, но и сам процесс переживаний, связанный с игровым действием. Игровая программа имеет богатые возможности сформировать положительное отношение к некоей неигровой деятельности. Начиная работать на программой необходимо определить: 1) цель (для чего и для кого, почему именно игровая программа). 2) участники (возраст, пол, их интереса, где учатся). 3) направление (спортивное, экологическое, эстетическое и т.д.). 4) видом (познавательная, развлекательная, интеллектуальная). 5) названием. 6) содержанием. 7) оформлением. 8) ведущим. Облегчит составление игровой программы деление ее на части: 1. Вводная часть. Она дает настрой, знакомит участников с условиями, сюжетом. 2. Основная часть. Раскрывает содержание, дает возможность для реализации поставленных задач и т.д. 3. Итоговая часть. Дает возможность подвести итоги, наградить победителей и участников, проанализировать программу. 4. Последействие. Будут ли ожидать следующую игру, захотят ли играть с этим ведущим, и доволен ли ведущий проведением программы, есть ли у него желание продолжить свою деятельность в том же качестве. Вопрос № 29. Программно - целевой метод финансирования. Финансирование – выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство и реконструкцию объектов, сожржание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и др. Финансирование культуры – показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики. Каналы финансирования: прямое бюджетное финансирование: - капительные вложения (средства на строительство, приобретение оборудование, ремонт) - бюджетные средства выделяемые по смете учреждению на ведение основной деятельности косвенное бюджетное финансирование: - льготы по уплате налогов (# на имущество, на землю и тд.) - закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды (в основном плата за аренду незначительна) 3. внебюджетные средства т.е. самостоятельно заработанные учреждением в рамках его основной (уставной) деятельности. Программа – согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки. Основные характеристики программ: - направленность на решение конкретных проблем - комплексный характер плановых мероприятий - согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполнителям, времени осуществления. Порядок разработки программ: анализ социокультурной ситуации: - выявление проблем решение которых возможно с помощью программных средств - определение наиболее важных проблем 2. разработка программ: - постановка целей - определение целей в системе задач - определение конкретных мероприятий, которые обеспечат выполнение поставленных целей увязанных с ресурсами и сроками. Федеральные программы предназначены для решения задач приоритетных для всей страны – финансируются за счет федерального бюджета. # федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы. # федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)". Региональные (областные) программы – позволяют выбрать стратегию развития конкретных регионов (областей, краев), финансируются за счет средств региона, области. Территориальные (муниципальные) программы – разрабатываются применительно к муниципальным образованиям с учетом специфики развития культуры именно этой территории # целевая программа "Культура ЗАТО Северск" на 2009 - 2011 годы. # целевая программа сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности; охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. Основные достоинства программ: - направлены на достижение определенной цели, - определяются не количественными показателями а проведенными мероприятиями, - часто объединяют разные учреждения, заставляя их работать вместе. Вопрос № 31. Роль социологических исследований в СКД. Методы социологических исследований. Социология – наука об обществе как о целостной системе, законах его развития и функция, включая все его структуры, а так же развитие всех форм социума. Социологические исследования – система теоретических и эмперических (чувственных) процедур, позволяющих получить знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем. Существует определенное учение о формах и методах исследования или познания – методология. Совокупность приемов исследования, включая методику, технику, поиск соц.информации. Методология социологического исследования. Функции социологического исследования: познавательная (аналитическая – анализ). Диагностическая – прогнозирование. Объяснительная – критическая. Виды социологического исследования. По научной глубине и степени сложности: Разведывательные, описательные, аналитические (научное социологическое исследование. Отличающееся глубиной и масштабностью используемых процедур) По месту проведения: лабораторные (проводятся в специально созданных условиях), полевые (проводятся в естественных условиях), В зависимости от сроков проведения исследования плановые, случайно-оперативные, В зависимости от основного метода сбора первичной информации: опрос, наблюдение, эксперимент, контент-анализ (анализ документов, социометрия. Программа социологического исследования досуга: составление начинается с выбора: темы, постановки цели, определения задач, объекта исследуемого предмета, гипотезы, определение объема выборки, то есть число опрашиваемых. Выборка должна быть оптимальной. Основные методы выборки: метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Метод формирования выборки на базе трудовых коллективов. Почтовый опрос читателей газеты или журнала. Составление общего плана и этапов исследований Характеристика методов исследования. Инструментарий социологического исследования – набор специальных документов (анкеты, опрос) с помощью которых производится социологическое исследование. В отличие от других социологических методов в контент-анализе объектом исследования являются тексты. Наблюдение используется для сбора и обобщения первичной информации, занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального поведения индивидов, отражает конкретные события в конкретных ситуациях. Эксперимент в сфере досуга. С помощью эксперимента можно получить информацию о результатах досуговой деятельности людей в процессе воздействия на них заданных и контролируемых факторов. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинных связях социокультурных процессов, выявление наиболее существенных из них. Метод анкетирования. Анкетирование – один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента. Метод тестирования – метод техники изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Опрос – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе анкетирования или интервью социолога и респондента путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Вопрос № 32. Концертная деятельность учреждений. Концерты. Технология. Виды концерта: театрализованный концерт, праздничный, тематический, и др. Театрализованный концерт – это Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Технология организации и проведения концертов как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д. В Положении о концерте указывают 1) название концерта, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа концерта, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации может относится: мастер-классы, досуг и развлечения. Методика подготовки: Определение темы (О чем?) Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального) Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.) Создание постановочной группы: сценарист-режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель Создание сценария: =1 вариант - социальный заказ =2 вариант - плановое мероприятие Написание сценария Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов Постановка мероприятия: Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты) Репетиционный период (подбор участников и ведущих, концертных номров, распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров) Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку) Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала. Вопрос № 33. Фольклор в системе художественного народного творчества. Фольклор - традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философское эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений. Фольклор - важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий крупнейшие события в жизни народа и государства, определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор – это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия. Традиция – это действие, принципы, нормы поведения людей, которые переходят из поколения в поколение из всех сфер жизни. Фольклор – народная мудрость, знания, передача опыта. Обычаи – часть традиций, одна из форм передачи информации от одного поколения к другому. Фольклор имеет конкретную историческую окраску и конкретный исторический смысл: сакральный, ритуальный, эстетический, прагматический. В границах исторических эпох возникали различные фольклорные парадигмы или волны, связанные с конкретными историческими событиями. При этом каждый фольклорный жанр отличают свои закономерности возникновения, расцвета, затухания, включения в культуру. Его развитие не совпадает по своим временным рамкам с границами явления, их вызвавшего. Исторические песни, сказания о Пугачевском или Разинском восстаниях были рождены ими, но остались в культуре и после их подавления. Рамки периодизации художественного явления в истории всегда относительны. Они скорее показывают время зарождения, социальный и художественный контексты, а также указывают на их связь. При этом всегда остаются элементы субъективности в восприятии исторических событий и в оценке производимого ими влияния в целом на художественную культуру и ее отдельные структуры. В современной социокультурной ситуации формируется новая этнофольклорная среда, в котрой развивается сохраняя наиболее привлекательные стороны и черты, фольклор. Легенды, былины, песни, сказания, заклинания, предания. Этнические стихотворные жанры. Малые лирические жанры: частушки, припевки, куплеты. Состав и классификация жанров русского фольклора: Литературный фольклор подразделяется на роды и жанры. Долгий процесс формирования родов и жанров был у восточных славян. Возникновение фольклора связано с трудовой деятельностью, начиная с первобытно-общинного строя. Возникает и развивается искусство, что связано с развитием языка, который, в свою очередь, возникает и развивается в процессе труда. Первичное искусство связано с трудом, в нем проявляются первичные формы: анимизм, магия, тотемизм, мифология. Древние наскальные рисунки изображают зверей, человека. Человек изображается в пляске. Прежде чем возникла песня, возник и развивался язык (речь). В процессе развития языка возникает художественные элементы. Особую роль играл ритм. В начале трудовых действий, которым подчинялась речь (восклицания, выкрики), выкрики упорядочивались, что облегчало ритм. Это привело к возникновению поэзии труда. Они имели цель облегчить труд, объединить усилия работающих, приобретали эстетическую окраску. Ритмические звуки превращались в эмоциональные восклицания – интонационные мелодии. Состав и классификация жанров русского фольклора: Литературный фольклор подразделяется на роды и жанры:I Обрядовая поэзия. 1. календарные (зимние, осенние, весенние, летние, цикличные). 2. семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная). 3. заговоры. II. Необрядовая поэзия. 1. Эпические, прозаические жанры. Устное народное творчество :сказка, предания, легенды (и былина как его вид), поговорки, пословицы, скороговорки, Заклички, детские стишки. 2) эпические стихотворные жанры – былина, исторические песни(старинные), балладные песни. 3) Лирические стихотворные жанры – песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки) 4) Малые не лирические – пословицы, поговорки, загадки. 5) драматические тексты и действия – ряженье, игры, хороводы, сцена и пьесы. Сформировалась система художественных элементов: 1. Музыкальное творчество – а) музыкальное – оркестры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. б) вокально–хоровое: хоры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. 2. Хореографическое творчество: народные танцы, пляски, хороводы; солисты, массовые танцы, игровые и сюжетно-бытовые танцы. 3. Изобразительное творчество: сюда входит все, что касается оформления праздника: костюмы, грим, бутафория, декорации, изготовление чучел, масок, и др. 4. Театральное творчество – это выступление театральных коллективов, ряженных, масленичные комедии, организация шествий, маскарадов, карнавалов, театральные игры. Сюда же относятся показы пьес, сценок, выступление кукольных театров и др. 5. Технические средства: фонограммы, озвучка, свет, пиротехнические средства. 6. Игры обрядовые, народные, подвижные, календарные. Внедрение народных традиций и фольклора в современные театрализованные праздники и обряды стало сегодня одним из важных направлений создания их сценарно-режиссерского замысла практически во всех регионах страны. Такой синтез дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению событийности с позиции исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, старое и новое. Тем самым исконно народные праздники обретают новое содержание. В связи с этим стоит проследить эволюцию старинного народного праздника Ивана Купалы. Праздник Ивана Купала является одним из главных языческих праздников славян. После принятия христианства он совпал с рождеством Иоанна Крестителя. В ночь на Ивана Купала молодые люди искали себе пару, выбирали свою судьбу: девушки бросали на воду венки с зажженными свечами, а юноши должны были их выловить — чей венок поймает, та девушка и станет его женой. Купальские обряды, в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, разжигание костров, гадания на суженого, купание. В Ночь Ивана Купала разжигали огромный костер на берегу реки и танцевали на пляже под живую музыку. В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает волшебные силы травам и цветам, и в ночь Рождества Иоанна Предтечи запасались разными травами и цветами. Их обычно приносили в церковь к обедне для освящения, чтоб «употреблять потом против наваждения нечистой силы, против переполоху». Через фольклор ребенок с раннего детства познает мир, детские стихи – в них выражено отношение, обращение и одухотоворение явлений природы. Еще в младенчестве ребенок слышит колыбельные, которые также пробщают его к народной культуре. Сегодня уделяется большое внимание к сохранению и развитию фольклора. Фольклор имеет огромное значение в системе народного творчества и главное, посредством фольклора реализуются задачи по формированию народного сознания. Вопрос № 34. СКД по формированию здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это комплекс полезных привычек, единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, улучшение здоровья людей. Здоровье – это состояние достаточно широких возможностей организма, необходимых для нейтрализации вредных факторов окружающей среды. Здоровье включает в себя культуру развлечений, психического здоровья, культуру межличностных отношений. В детстве при правильном режиме дня, нужном воспитании, и условиях здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ, вырабатывается легко и быстро, а главное прочно и на всю жизнь. Это единственное средство от всех болезней, способное обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Формирование такого стиля жизни – важнейшая задача государственного значения. На данный момент ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. Залогом психического здоровья является воспитание культуры межличностных отношений. Кроме того, вести ЗОЖ очень выгодно, не надо тратиться на лекарство, а на сегодняшний день это еще и модно. Массовое открытие фитнес клубов (тренажерные залы, аэробика, танцевальные клубы) , где женщинам различного возраста предлагаются не только косметические услуги, но и занятия физкультурой и спортом, улучшающие физическое состояние человека. Можно обучаться различным видам танца – танец живота стимулирует пищеварительный процесс, фламенко развивает координацию движения, ирландский степ укрепляет мышцы ног и является лучшим способом похудения. Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деятельности: Самообразование Общественная деятельность потребление культурных ценностей Занятие спортом Туризм и путешествия Развлечения Общение с людьми Общение с природой Пассивный отдых Антисоциальные виды досуга Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона. В основе организации досуга лежат следующие методы: 1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.) 2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.) Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень. Вопрос № 35. Сценарий – основа КД программ учреждений культуры. Сценарий – вновь созданное драматургическое произведение, подчиненное законам композиционного построения. Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий с латинского это предметно-изобразительная и композиционная основа театрализованного представления, в которой с прямой речью персонажей соответствует описательно-повествовательная речь. Существуют четыре важнейших элемента в выстраивании сценария – вступление (экспозиция), развитие действия, решительный момент (перелом или кульминация) и финал. Завершенная внутри себя композиционная структура культурно-досуговой программы делится на ряд циклов действия. Драма состоит из нескольких таких циклов, названия которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии акт, действие принято называть эпизодом. Первой и главной особенностью сценария является его документальная основа. Сердцевина праздника – реальное событие. Юбилей школы, города, творческий отчет коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традиционных гуляниях, связанных с народным календарем. Кроме того, документ является структурным элементом праздничной драматургии. Аудио и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия – строительный материал сценариста. Вторая особенность сценария – его синтетический, собирательный характер. Здесь встречаются все виды исскуств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архитектура) и различного рода документалистика. Варьирование сочетаний того и другого породило видовое разнообразие театрализованных представлений. Сценарий определяет пути реализации темы, идеи, сверхзадачи массового праздника. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста: 1. Умение выбирать пластический образ ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающий свое содержание. 2. Умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник – краской и линией. 3. Овладение методом литературной композиции, последовательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, методом монтажа. Замысел представляет собой задуманное автором, сценаристом, режиссером построение произведения, включающего в себя разработку основной мысли (идеи), (темы) элементы творческого процесса и его воплощение. В основе сценарного замысла КДП лежит правильное определение темы – тот круг вопросов о чем автор может рассказать зрителю. |