Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема

  • Форма

  • Вопрос № 36. Билет 19. Организация досуга за рубежом.

  • Деятельность туристических агентств

  • Национальные фонды поощрения искусства

  • Экскурсии на языках

  • Гид-кассеты Туризм

  • Туристско-оздоровительный

  • Коммерческий досуговый сектор

  • Производство досуговых

  • Зарубежные тематические парки

  • Вопрос № 37. Праздники. Классификация праздников. «Праздный» - «пустой», «незанятый».

  • Государственные праздники

  • Профессиональные праздники

  • Методика проведения праздника

  • Выбор формы воплощения замысла

  • Экзамен по СКД. Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд


    Скачать 464 Kb.
    НазваниеВопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд
    АнкорЭкзамен по СКД
    Дата30.01.2023
    Размер464 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаEkzamen_po_SKD.doc
    ТипДокументы
    #911837
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла КДП. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария КДП в одном русле, соединяя их в единое целое, усиливая впечатление при их восприятии. Тема – основное содержание художественного произведения, выражающего его главную мысль, проблема, круг жизненных явлений, имеющих значение для конкретной аудитории и отраженных в сценарии Идея – основная обобщающая мысль художественного произведения, эмоционально выстроенная всем строем произведения. Сюжет воспроизводит развитие определенной жизненной ситуации, который вытекает из особенностей характеров и положений. Сценарный ход – художественно-педагогический прием, при помощи которого в сценарии осуществляется синтез отдельных видов деятельности участников праздника. Он не только заставляет зрителей следить за развитием действия, но и понимать и принимать логику его построения, а порой и воспринимать включенный в представление тот или иной номер с неожиданной точки зрения. Содержание и форма – еще одна важная деталь замысла. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы, искусства, документальные материалы, способные наиболее полно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы. Форма КДП активно влияет на содержание, а содержание, в свою очередь, формирует форму. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма – это способ существования содержания. Выбранная форма, ее жанровая окраска заставляет автора сценария наиболее полно раскрыть идею с чувством меры. Многообразие форм КДП: театрализованные представления, праздники, гала-концерты, просто концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые, конкурсные программы, ток-шоу, диктует и свои законы в выборе соответствующего решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы – поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. В замысле сценария программы находит свое отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция; драматическое действие отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в КДП многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск художественного, зрелищного образа также является важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, цвет, свет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы, концерта.

    Можно проследить следующие этапы: 1. Социальный заказ, сбор и поиск материала.2. Определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач. 3. Поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа ними и над документами. 4. Отбор художественного материала. 5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности. 6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов. 7. Сценарная запись. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла. В зависимости от сценарной обработки материала существуют различные уровни записи:

    1) сценарный план или набросок композиционного построения с разработанной темой, идеей, задачами и целями и предполагаемой ситуацией, жанрами.

    2) Либретто – развернутое краткое содержание

    3) Литературный сценарий – подробная литературная разборка идейно - тематического замысла с текстом, описанием действующих лиц, местом действия, атмосферой.

    4) Постановочный (режиссерский) – развернутый литературный сценарий с точным указанием сценической площадки, с разработкой текста и т.д. и т.п. и организационными моментами. Необходимо так же помнить и о картах Проппа, которые позволяют грамотно, не нарушая логики развития сюжета написать литературный сценарий будущего мероприятия. В сценарии культурно-досуговой программы художественный материал свободно взаимодействует с документальным, что и создает уникальную драматургическую ситуацию. Художественный материал – это совокупность произведений всех видов искусств. Документальный материал – это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности. Носителем такой информации может выступать бумага, кино-, видео и аудиопленка, компьютерная дискета. Достоверность документа подтверждается собственноручной подписью составителя, различными печатями, фактом появления в научных трудах и средствах массовой информации, мнением историков, если речь идет о «делах давно минувших дней», и авторитетных современников, если речь идет о событиях нынешних. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием, формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Второй способ. Сценарист подбирает документы (тексты, аудио, видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя так называемый эффект монтажа. Однако, как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его отбора. Поэтому следует рассмотреть главные требования, которые мы к нему предъявляем.1.Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход). 2. Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария сосуществование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. 3. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, художественные и документальные киноролики. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, что обесценивает зрелищность театрализованного представления. 4. Художественный материал должен быть высокого качества. Убогий материал порождает и убогий сценарий. 5. Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. По поводу каждого спорного факта следует выслушать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения. С известной доли осторожности следует относиться и к историческим свидетельствам. Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависит от замысла и способа создания драматургической основы культурно-досуговой программы.

    Вопрос № 36. Билет 19.

    Организация досуга за рубежом.

    Организация социально-культурной деятельности за рубежом

    В зарубежных странах идет процесс увеличения объема свободного времени у населения – а, следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.

    За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный (восстановление сил и оздоровление). Рекреационные зоны – туристические маршруты, национальные морские побережья, природные достопримечательности.

    Деятельность туристических агентств:

    1. Следят за эксплуатацией, сохранностью территорий и объектов туризма

    2. Ведут строительство и благоустройство стоянок, причалов, мест для пикников, прогулочных троп, трасс для верховой езды и др.

    Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки и развития художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они фи7нансируют различные проекты и программы в области искусства, оказывают поддержку творческой интеллигенции, КДУ.

    Огромное значение придается в США, Канаде, странах запада и других странах с развитой индустрией туризма работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую работу по организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки. Плоховидящим и малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги:

    Экскурсии на языках жестов и знаков.

    Тексты магнитофонных экскурсий

    Световая сигнализация (язык)

    Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха

    Гид-кассеты

    Туризм

    Весь мир путешествует. Сегодня мировой туризм и путешествия — наиболее динамично развивающийся сектор человеческой деятельности.

    Туризм – временный выезд граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания или месте. Устойчивый экономический рост за рубежом, повышение благосостояния и увеличение свободного времени населения, укрепление взаимосвязей во всех сферах деятельности позволили существенно расширить географию, увеличить объём туристического обмена, внести конструктивный вклад в общее развитие международного туризма.

    Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов:

    Туристско-оздоровительный тип

    Познавательно-туристский тип

    Общественно-добровольные молодежные организации – «бойскауты», «герлскауты» организуют молодежный туризм и рекреацию. В США свои услуги молодежи представляет более 400 организаций (в том числе религиозные концессии). Они располагают солидной материальной базой – спортивными залами и площадками, бассейнами, библиотеками и т.д.

    Коммерческий досуговый сектор – это высокодоходный вид бизнеса. Областями досугово-рекреационного бизнеса являются:

    Путешествия и туризм, отдых на природе

    Производство досуговых товаров

    Развлекательная индустрия (кабаре, клубы, казино, парки, цирки, родео, бега, эстрада и др.)

    Индустрия спорта (производство обуви и спортивных реквизитов, содержание спортивных залов и стадионов)

    Примеры выгодного досугового бизнеса: во Франции созданы университеты, где пожилые люди могут получить высшее образование, пенсионеры и инвалиды имеют возможность заниматься спортом. В Германии торговые центры превращаются силами владельцев в развлекательные центры путем оборудования в них баров, клубов, музеев, проведения встреч с известными людьми. Таким образом, досуг превращается в «полезную и приятную» трату материальных средств.
    Зарубежные тематические парки

    Парки развлечений

    Американец Уолт Дисней, владелец студии мультфильмов, увековечил себя в истории также созданием увеселительных парков, названных его именем и получивших распространение по всему миру.

    Чтобы отличаться от парков Диснея, разбросанных по всему миру, в разных странах постоянно идут поиски новой тематики для увеселительных парков. В Китае действуют круглосуточные аквапарки, парки фонарей, тигриные парки, во Франции – парк иллюзорных путешествий (футуроскоп), в котором можно путешествовать и, не вставая с кресел, побывать в любой стране.

    Национальные парки

    Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

    Природные парки

    Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Марш парков

    Ежегодно 22 апреля во многих странах мира отмечается День Земли. Начиная с1990 г. темой Дня Земли в США становятся национальные парки. В этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий. Праздник приобрел новое значение , а вместе с ним и новое название - Марш Парков. Во время Марша Парков люди по всему миру проводят самые разные мероприятия, но самым важным остается экологическое просвещение.
    Вопрос № 37. Праздники. Классификация праздников.

    «Праздный» - «пустой», «незанятый». Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя. Праздник – это комплекс культурных и художественных мероприятий. Для него характерна масштабность действия, он тяготеет к площадям, большим залам. Масштабность, значимость праздников связана с конкретными событиями, выражена в конкретной определенной тематике. Чтобы праздник стал действительно массовым, он должен быть посвящен такому событию, которое не оставит людей равнодушными, вызовет энтузиазм. События, ставшие темой праздника определяют и границы праздничной ситуации. Праздник включает в себя все виды жанры народного творчества: это концерты, и театрализованные представления, спектакли, карнавалы, шествия, выступления профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, игровые, конкурсные программы.

    Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

    Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

    Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

    Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

    Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

    Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

    Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

    Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения (С 4 по 12 июня в г. Томске проходили большие праздничные мероприятия, посвященные 403 годовщине рождения города, это и концерты, карнавал, и др.).

    Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

    Методика проведения праздника:

    Определение темы мероприятия (О чем?)

    Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)

    Определение масштаба мероприятия

    Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель)

    Создание сценария

    Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)

    Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта