Конспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА. Конспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность
Скачать 1.2 Mb.
|
Лекция № 19. Отраслевые учреждения и организации. Институты массовой коммуникации. Социально-культурная сфера представляет собой устойчивую совокупность общественных условий, духовных и материальных элементов культуры, влияющих на формирование и деятельность человека в социуме. Она характеризуется широкой вариативностью социально-культурных институтов, осуществляющих приобщение людей к ценностям культуры, досуговому общению. Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Социально-культурный институт - это культурологическая категория, «согласно которой большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, согласно закрепленным моральным и правовым нормам, и с использованием определенной организационной структуры, что получило название института». Социальный институт определяется как фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей для трансляции знаний и традиционных элементов культуры. Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это основное и наиболее заметное в процессе институализации. Институт включает в себя и виды целенаправленной деятельности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь. Институт как структурное образование состоит из ряда компонентов: 1) система функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы); 2) материальные средства (здание, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; 3) носители (кадры), действующие в соответствии с принципами деятельности данного института. Социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей. Таким образом, к институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие ценности культуры. Классификация ведущих институтов социально-культурной сферы: 1. Социальные институты духовного производства (научно-исследовательские учреждения, учреждения искусств, творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности. 2. Образовательно-воспитательные учреждения (учебные заведения, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. 3. Научно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, выставки, историко-мемориальные комплексы, лектории, планетарии и т.д.). 4. Культуроохранительные институты (заповедники, центры экологической культуры, архивы, реставрационные мастерские и т.д.). 5. Средства распространения культуры (средства массовой информации, книгоиздательства, информационно-компьютерные центры и т.д. 6. Культурно-досуговые учреждения (клубы, дома и дворцы культуры, парки, центры досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества, концертные учреждения и т.д.). 7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения (дома офице-ров, солдатские клубы, дома медицинского просвещения, дома творческих работников и т.д.). 8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, стадионы и т.д.). 9. Туристско-экскурсионные учреждения (гостиницы, мотели, кемпинги, туристические базы, туристические поезда и т.д.). 10.Учреждения развлекательно-коммерческого досуга (рестораны, кафе, дансинги, мюзик-холлы, бильярдные и иные центры игрового досуга. Опираясь на данную классификацию, мы более подробно рассмотрим те социальные институты, в деятельности которых в полном объеме представ-лены все основные функции социально-культурной деятельности. Наряду со средствами массовой информации, сферой образования в со-временном обществе одним из важных средств кумуляции, трансляции, циркуляции культурной информации являются специальные, организационно оформленные структуры, называемые учреждениями культуры. Учреждение культуры представляет собой общественную и государственную организацию с определенным штатом служащих и администрации, ведающую какой-либо областью культурной информации или активности, подчиненную, как правило, вышестоящим инстанциям. Его деятельность, структура, цели, задачи и пр. определяются нормативными документами, инструкциями. Соответственно учреждения культуры являются своеобразными проводниками различных совокупностей ценностно-нормативных систем, эталонов в виде культурных объектов или форм культурной активности, определяющих поведение человека, различные виды коллективных действий в специально организованных ситуациях (зритель в музее, слушатель в концертном зале, член клубного объединения и т.д.). Это область культуры, которая имеет дело непосредственно с сохранением, ретрансляцией, модификацией культурных эталонов. В урбанизированной среде, в процессах модернизации общества и, следовательно, дифференциации, специализации деятельности, при ослаблении и разрушении локальных общностей, ослаблении первичных неформальных связей (семейных, родственных, соседских и т.д.) в социуме перестают действовать традиционные механизмы саморегуляции, способы циркуляции, трансляции культуры, основанные на обычаях, традициях, привычках. В этих условиях формируются иные каналы, иные механизмы передачи, сохранения культурного опыта, норм, ценностей, культурных образцов. Одним из каналов такого типа являются учреждения культуры. Социальные функции учреждений культуры. В научной литературе и культурной практике существуют различные подходы при изучении учреждений культуры. Нередко их рассматривают согласно экономически ориентированной схеме: производство - распределение - потребление. К ней примыкает такая достаточно распространенная схема информационного характера: создание — хранение — передача - восприятие тех или иных культурных образцов. Названные подходы получили достаточно широкое распространение в практике управления учреждениями культуры. Согласно данным схемам на одном полюсе оказывается субъект культурной деятельности, создающий культурные объекты,- на другом — объект (аудитория), воспринимающая культурные ценности. Между ними находятся различные каналы передачи культурной информации, т.е. органы, организации, учреждения и пр., при посредстве которых субъект воздействует на объект. Технические средства, новые технологии, такие как звукозаписывающая, звукопроизводящая, кино, видеоаппаратура, компьютерная техника и т.д. служат вспомогательными средствами улучшающими движение информации от субъекта к объекту. Названные подходы правомерны, поскольку они отражают важные моменты культурного процесса, но имеют определенные ограничения. Далеко не все в культуре может быть описано в терминах создания — освоения. Прежде всего это относится к деятельности таких учреждений культуры как клубные учреждения, досуговые центры, социально-культурные объединения, парки и др.; их функционирование основано на активной социально-культурной деятельности посетителей, такие учреждения не являются «пассивными» каналами трансляции, а создают условия для проявления и организации культурной активности индивидов, социальных групп, выступающих здесь как субъекты деятельности. С культуролого-социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций. Под социальными функциями учреждений культуры понимается деятельность по ряду направлений, представляющих совокупность социально значимых проблем и задач, решаемых с помощью учреждений культуры в обществе или в отдельных его сферах. Можно выделить три блока социальных функций, которые выполняют учреждения культуры. Первый блок функций - это вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе. Второй блок функций - роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам; формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.д. Третий блок функций - возможности учреждений культуры по отношению к личности. Это создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки. В деятельности всех учреждений культуры так или иначе обнаруживается каждый из таких функциональных блоков. Однако для учреждений культуры разного типа могут быть характерны и разные функциональные доминанты. В силу причин и обстоятельств, профиля деятельности учреждения, те или иные функции выходят на первое место. Типы учреждений культуры. Концертно-зрелищные учреждения культуры. Они включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино и, главным образом, ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней. Исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище и. т.д. представляют собой индивидуальные события. По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую роль, приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально значимых ситуаций. Не случайно в России во все времена большое социальное значение придавали театру как «учителю жизни», способному воздействовать на ум и сердце человека. На героев пьес и фильмов нередко смотрят как на образец. Важна и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющих определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков. Блок функций, ориентированный на активность личности, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения. Музеи - это научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения. Музеи в основном реализуют два блока функций: блок функций, ориентированный на актуализацию культурных ценностей - создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение; экспонирование музейных предметов и пр. материалов; блок функций социализации личности — образование, просвещение разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред. Социальные функции выполняются специфически музейными средствами, где первостепенную роль играет музейный предмет, т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры. Музеефикация охватывает различные сферы культуры: искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду. Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами: самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п. Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация^ использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала. Библиотеки являются научно-информационными, культурно-просветительными учреждениями. Они являются связующим звеном в системе «книга - читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут так называемой мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем. Отсюда большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разностороннее информирование. Личностный, функциональный блок как бы отодвинут на второй план. Это - создание условий для саморазвития человека, его самообразования. Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотеки, но и от конкретной социокультурной ситуации, качества социальной среды. Парки культуры. Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой. На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализационные функции. Это прежде всего рекреационно-оздоровительное направление, т.е. активный, оздоровительно- развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживания социальных связей (гуляния, спортивные и пр. игры, праздники). Социализирующие функции должны быть вплетены в рекреационные процессы. Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру. Функция социализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет кумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде. Клубные учреждения. Клубные учреждения в отличие от других культурно-досуговых учреждений являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели об-раза жизни. Клуб необходимо рассматривать с двух позиций: - как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам; - как некоторый социальный институт, «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре). Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности - это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше - определенный образ их жизни. Клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В. досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации. Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности - индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, способствующая социальной интеграции людей. Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности; культурная самодеятельность и рекреация. Новые формы реализации личности в учреждениях культуры. Для со-временного развития учреждений культуры характерна тенденция на совмещение функций. Так, например, при музеях, библиотеках, парках, кинотеатрах стали складываться сообщества, основанные на общности каких-либо интересов, например, клубы любителей поэзии, театра, музыки, любителей археологии, истории, животных и др., а также объединения художественной направленности, кружки и студии декоративно-прикладного искусства, фольклорные, театральные, объединения непрофессиональных поэтов, литераторов и т.д. Эти социальные формирования реализуют модель функционирования, основанную на принципах самоорганизации, саморазвития, что позволяет стимулировать и поддерживать социальную и культурную активность участников. Общим для них является отсутствие административно-учрежденческих форм управления. Использование механизмов самоорганизации, саморегуляции делает такого рода организации более мобильными, чем государственные учреждения; более гибко реагирующими на изменения социально-культурного контекста, запросов, интересов членов разных социальных групп. Исходя из опыта функционирования организаций указанного типа, можно разделить их на однопрофильные и многопрофильные. К однопрофильным можно отнести те организации, которые ориентированы на один или несколько родственных видов деятельности (например, рок-клуб, рок-лаборатория, дом ремесел, дом фольклора, театральные мастерские, клуб самодеятельной песни, социально-экологический союз, центр современного искусства (изобразительного) и т.д. |