Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная защита и реабилитация

  • Основные институты, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью

  • Конспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА. Конспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций Специальность 071800. 62 Социальнокультурная деятельность
    АнкорКонспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА.doc
    Дата12.04.2018
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по СКД от ЛЕДЕНЕВА.doc
    ТипКонспект
    #17980
    страница15 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Лекция 16.Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.Социальная защита и реабилитация

    До начала ХХ века досуг рассматривали исключитель­но как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

    На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях:

    • в качестве синонима свободного времени;

    • как свободная (нерабочая) деятельность;

    • как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»).

    Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». «Свободное время - это про­странство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще все­го рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в боль­шей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т.д.

    Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, - это не просто празд­ность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать, как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научить­ся. Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самооб­разование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, обще­ственная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эсте­тическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.

    Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует раз­личать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо опре­деленный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и со­вершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными си­стемами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреж­дений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

    Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, пе­реплетением типов и видов деятельности.

    Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидар­ности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценнос­тно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге, под которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

    Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической про­граммы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируе­мым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематичес­кое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической мо­дели личности и уклада ее жизни.

    Таким образом, культурно-досуговая деятельность (далее - КДД) - это процесс созда­ния, распространения и умножения духовных ценностей.

    Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические иссле­дования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.

    Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществле­ние принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными обществен­ными проблемами предполагает соблюдение ряда условий:

    • целенаправленность КДД;

    • конкретность КДД;

    • оперативность учреждений культуры;

    • непрерывность процесса КДД.

    Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является диффе­ренцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей.

    В подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным заня­тиям моделированием, рисованием, фотографией. В юности, хотя и сохраняются ценност­ные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознан­но относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр ви­деофильмов. Вступление в трудовую жизнь корректирует содержание и формы проведения досуга, который приобретает характер семейного отдыха. В зрелом возрасте, по свидетель­ству психологов, в структуру досуговых ценностей входят общение с природой, посещение концертов и театров, занятие спортом. В этой связи работа с молодежью, детьми и подрос­тками - очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержа­ние, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры - большинство.

    Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры для пенсионеров. Это наиболее благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответс­твующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, явля­ются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.

    Дифференцированный подход необходим и по гендерному признаку. Организация ра­боты среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Это следует принимать во внимание. Но несмотря на это, многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы с женщинами. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность женщинам-матерям посещать культурно-досуговые мероприятия.

    Принцип опоры на самодеятельность людей означает наличие в учреждениях культу­ры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения. Данный принцип способствует, с одной стороны, социализации той или иной личности, а с другой - индивидуализации, возможности проявить себя, реализовать свои способности, самоутвердиться.

    Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие; в систему каких предшествующих и последующих занятий включено данное занятие.

    Принцип системного подхода подразу­мевает осуществление КДД согласно сформированному плану, учитывающему государс­твенные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, для которой проводятся те или иные мероприятия, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и форм организации до­суга, которые, кроме пассивного присутствия, подразумевают и активное участие в КДД.

    Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

    Социальные функции культурно-досуговой деятельности: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы.

    Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности. Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует разделять на три уровня; федеральный, региональный и местный. все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической ра­боте. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к приниже­нию роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на раз­витие личности.

    Индустрия развлечений. Развлекательные виды досуга используют искусство, которое свя­зано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями. Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение.

    К индустрии развлечений относятся следую­щие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг:

    • газеты, журналы, книги развлекательного содержания;

    • киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов,
      радио- и телепрограмм, видеорекламы и др.);

    • сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции;

    • музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствую­щую музыкальную продукцию — компакт-диски, компакт-кассеты и др.;

    • артбизнес (галереи, выставочные залы);

    • организация концертов, туров и т.п. (шоу-бизнес);

    • игровой и игорный бизнес;

    • театры, концертные организации, цирки;

    • досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;

    • модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;

    • парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные пар­ки, экопарки и др.);

    • сеть общественного питания (кафе, рестораны).

    Основные институты, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью:

    I. Семья как изначальный социокультурный институт. Здесь необходимо обратить вни­мание на следующие моменты:

    • роль семьи в жизни ребенка, подростка, взрослого человека;

    • формирование жизненных ориентиров и моральных ценностей в семье;

    • процесс социализации в рамках семьи;

    • проблемы современных семей (разобщенность членов семьи, оторванность детей от до­машних забот, трудовых и нравственных традиций и т. д.). Пути преодоления этих проблем.

    • формы семейного отдыха;

    • помощь социальных работников семьям в решении психологических проблем, а так­же организации совместного семейного отдыха.

    II. Государственные институты культурно-досуговой деятельности. Государственные институты культурно-досуговой деятельности (учреждения искусства, научно-просвети­тельные учреждения, клубы, дома и дворцы культуры, кинотеатры, парки культуры, центры национальных культур, дома ремесел, дома и центры народного творчества, центры моло­дежного досуга, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения - санато­рии, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря и базы отдыха, стадионы, спортивные залы, пляжи, сауны, бассейны и т. д.) занимают одно из ведущих мест в структуре социаль­но-культурной деятельности. Они выступают как полномочные субъекты разработки и пре­творения в жизнь общегосударственной культурной политики, которая находит отражение в программах по сохранению и развитию культуры, а также способствует формированию ду­ховного и физического здоровья граждан. Государство обладает исключительными правами в деле охраны национального культурного достояния и целостности национально значимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Выделим основные приоритеты государственной культурной политики Республики Беларусь:

    1. Поддержка талантливых детей и молодежи (учреждение ежегодных премий, проведе­ние различных конкурсов, финансирование и развитие школ искусств, центров детского и молодежного творчества и т. д.).

    2. Покровительство государством развития национальной белорусской культуры (поддержка народных ремесел, творческих коллективов, музыкальных и танцевальных объединений).

    3. Развитие физической культуры и здоровья нации (финансирование и развитие объек­тов спортивного назначения, пропаганда здорового образа жизни).

    4. Идеологическое воспитание нации (выработка основ идеологии белорусского госу­дарства, введение обязательного дня информирования, финансирование мероприятий, спо­собствующих патриотическому воспитанию).

    Внешкольному образованию и развитию детей и молодежи всегда уделяется особое внимание. Начало было положено в 1978 году с появлением домов пионеров, которые в 1992 году были преобразованы в детско-юношеские центры, с сохранением своих основ­ных задач: предоставление возможностей творческой самореализации личности, участие в художественной самодеятельности, организация свободного времени детей и молодежи. Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся дома детского творчества, дома и дворцы молодежи, центры эстетического вос­питания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Одним из наиболее эффективно действующих и популяр­ных центров досуга для детей и молодежи являются Центры творчества детей и молодежи. В состав Центров входят клубы и кружки различного направления, обучаются коллекти­вы художественной самодеятельности, методический отдел занимается раз­работкой сценариев, подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов вхо­дит обеспечение необходимыми материальными ресурсами. Осуществляется оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

    Работа ведется по четырем основным направлениям:

    • интеллектуальное и технологическое творчество;

    художественное творчество;

    • экология и туристско-краеведческая работа;

    • декоративное и изобразительное искусство.

    Основной формой групповой работы в Центрах являются кружки - творческие объеди­нения людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, основной деятельнос­тью которых является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Центры насчитывает множество кружков, клубы по месту жительства. В Центрах работают педагоги, психологи, администраторы и ме­тодисты. Кружковая работа позволяет детям получить не только знания и умения, но и возможность пообщаться со сверстниками. В Центах работают социально-психолого-педагогические службы, телефоны доверия для родителей и учеников, отделы профориента­ции молодежи и психологическая помощь детям и их родителям. Для инвалидов создаются кружки компьютерной грамотности, журналистики, фотографии, вокала и керамики.

    Для дошкольников работают кружки гимнастики, хореографии, народного пения, художественной гимнастики, коллектив бального танца, функционируют психологические театры, в программу которых входит психогимнастика, танцевальная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок.

    III. Культурно-досуговая деятельность общественных и добровольных формирований. Под общественными и добровольными формированиями принято понимать различные фонды, движения, общества, инициативы и т. д. Чаще всего они реагируют на спрос, и в этой связи их деятельность поддерживается определенными группами населения. В рамках данного института культурно-досуговой деятельности можно выделить, с одной стороны, общества, имеющие свои дома культуры, где организуется досуг, с другой - движения, ос­новная деятельность которых - проведение различных акций (за здоровый образ жизни, чистый город, против насилия, против наркотиков и т. д.).

    Инвалиды - это люди, частично или полностью утратившие трудоспособность. Инва­лидность может быть как врожденной, так и приобретенной. Инвалидность по слуху и речи создает определенные трудности в деле приобщения человека к труду, общественной жиз­ни, овладении им знаниями и квалификацией, интеграции его в общество. Важнейшим условием преодоления этих трудностей является не только решение вопросов общего и профессионального образования, трудоуст­ройства и обслуживания, но и помощь людям с ограниченными возможностями в развитии народных промыслов силами объединений инвалидов, организации досуга. Для того, что­бы инвалиды по слуху были полноправными и полноценными гражданами, создается сеть дошкольных и школьных учреждений, профессиональных училищ, учебно-производственных предприятий, медицинских и учебных заведений и культурно-просветительных учреждений.

    В настоящее время социальная защита инвалидов осуществля­ется как на уровне государства, так и на уровне общественных организаций. Для помощи инвалидам по слуху и речи в социальной адаптации созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Эти общественные организации ока­зывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию данных людей в общество. В структуре общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры.

    Их задача - методическая и организационная помощь Обществу инвалидов в организации досуга его членов, организацию общения нетрудоспособных людей, помощь им в адаптации и расширении кругозора в современном мире, а также пропаганда и развитие творчества инвалидов. Работа ведется по трем основным направлениям: художественное творчество, спорт и досуг. В структуре Центров -

    Отдел художественного творчества (включает в себя кружки народной самодеятель­ности, клубы, театры, студии живописи, фотостудии), спортивный отдел (спортивные тренировки и соревнования по плаванию, легкой атлетике, футболу, волейболу, оздоровительные мероприятия, консультации врачей-специа­листов, профилактические мероприятия, посещения бассейна, тренажерного зала),

    отдел досуга (совместно с художественным отделом организует культурно-просвети­тельскую и культурно-досуговую работу с инвалидами).

    Таким образом, основные формы работы с инвалидами в Центрах культу­ры - это кружки художественной самодеятельности и художественного творчества; вече­ра общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха); вечера знакомств для детей и взрослых, цель которых - помощь детям-инвалидам обрести новых друзей, для взрос­лых - помощь в знакомствах и создании семьи.

    Культурно-досуговая деятельность помогает в решении многих социаль­ных проблем. Ее важность для инвалидов в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потреб­ностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

    Художественная культура и искусство. Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общест­венной социально-культурной практики, постоянных объектов культур­ных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населе­ния. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государст­венных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных ус­луг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

    Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведе­ние мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художест­венного предложения, государственная поддержка гастрольной деятель­ности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

    С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг худо­жественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций фор­мирования репертуара.

    Особое место отводится созданию необходимых условий для выяв­ления, становления и развития талантов, самореализации мастеров ис­кусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддерж­кой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспе­чиваются благоприятные возможности для художественного совершен­ствования молодь»! деятелям искусств, их участия в конкурсах, фести­валях, творческих лабораториях, мастерских, семинаров.

    По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу худо­жественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных про­грамм, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

    Развивается и совершенствуется практика приобретения произве­дений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, госу­дарственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях уси­ления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государ­ства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные фор­мы финансовой поддержки (Федеральная целевая программа «Культура России» (2006– 2010 годы).

    Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.

    Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

    Под социальным творчеством понимается общественная, ос­нованная на демократических, добровольных началах деятель­ность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем уча­стие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комис­сий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поруче­ний. Отметим большое влияние социального творчества на разви­тие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.

    Обширную сферу представляет самодеятельное художествен­ное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивиду­альную и коллективную деятельность в области театрального, во­кального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эст­радного, циркового и других видов искусства. Следует подчерк­нуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художествен­ной самодеятельности.

    Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивиду­альные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развле­чений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усилен­ной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для лю­бого общества деятельность по гражданскому формированию лич­ности.

    Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, со­циально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия дея­тельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созда­нию, сохранению, распространению и освоению культурных цен­ностей.

    Образование и карьера. Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое усло­вие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются сле­дующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).

    Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной Рос­сии и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот во­прос даёт представление об устройстве самого образования как общественной социально-культурной практики.

    Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).

    Разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие мо­лодого поколения, культивирование навыков самообразования для твор­ческой самореализации личности. Это формирование у детей и молоде­жи целостного миропонимания, мировосприятия и современного науч­ного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэт­нических отношений. Это систематическое обновление содержания об­разования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отража­ет изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

    Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной штиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - её недостаточной прикладной направленности.

    Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет финансовых сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творче­ском процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере освоил этот род деятельности; за сотворческой деятельностью следует самостоя­тельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, фор­мируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.

    Названные стадии предопределяют специфику содержания дополни­тельного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного про­цесса позволяет учреждениям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «Я».

    Дополнительное образование характеризуется как одна из наиболее ярко выраженных разновидностей вариативного обра­зования и эффективных форм общественной практики, в которых реали­зуется социально-культурная деятельность общества.

    Особая актуальность института дополнительного образования со­стоит в том, что он изначально ориентирован на свободный выбор чело­веком видов и форм социокультурной, в частности образовательной, дея­тельности, формирование его собственных представлений о мире, разви­тие познавательной мотивации способностей.

    Социальная защита и реабилитация. Система социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики со­циально-культурной деятельности. В этой области занят много­численный отряд специалистов - профессионалов самых различ­ных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участ­вуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осу­ществлении многочисленных культуротерапевтических, реабилитационных технологий.

    Совершенст­вование и развитие социально-культурной реабилитации незащи­щенных групп населения - сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отноше­нием к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов.

    Образ жизни людей с ограниченными возможностями в пер­вую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным же­ланиям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оп­равдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особен­ности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.

    Дети и взрослые - инвалиды, представители старшего поколе­ния во многих случаях являются организаторами и непосредст­венными участниками творческих мероприятий, субъектами мно­гих культурных инициатив, носителями и хранителями общена­ционального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование, самодеятельность, самоутвер­ждение и самореализацию.

    Такая интеграционная политика существенно отличается с практики государственного попечительства и патронажа, в кото­рой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена ин­теграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчу­ждению от контактов с окружающим миром.

    Трудности, переживаемые в процессе экономических и соци­альных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздей­ствие на социально-незащищенные группы населения. Социаль­но-культурная сфера существенно расширяет возможности для са­моопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга - это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда.

    Возрастает роль креативной педагогики, формирования у лю­дей с социальной недостаточностью желания и готовности участ­вовать в социально развивающих акциях, образовательных, худо­жественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и другую досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множе­ства параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта