Досуговая деятельность района. 1 Теоретические основы организации досуга населения 5
Скачать 65.08 Kb.
|
СодержаниеВведение 3 1 Теоретические основы организации досуга населения 5 1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности) 5 1.2 Анализ НПБ организации досуга населения 18 1.3 Инновации в государственном муниципальном управлении 21 2 Анализ организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска 23 2.1 Структура и функции отдела «по делам молодежи, культуры и спорта» Калининского района города Новосибирска 23 2.2 Анализ показателей организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска 25 3 Разработка проекта (внедрения инноваций) в организацию досуга населения Калининского района 30 3.1 Основания мероприятия проекта и их характеристика 30 3.2 Оценка эффектов внедрения инноваций в организацию досуга населения 32 Заключение 34 Список использованных источников 35 ВведениеАктуальность курсовой работы заключается в стремительном развитии появления на рынке учреждений культурно-досугового направления. В наше время досуговая деятельность является неотъемлемой частью жизни любого человека в обществе. Участие в культурно-досуговой деятельности дает человеку не только проявить себя в социуме, но и отдохнуть от ежедневных рутинных обязанностей. На этой основе, появляется большое количество учреждений, для проведения культурно-досуговой деятельности. Рост количества таких учреждений все сильнее затрудняет поддержку репутации и их продвижение. Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется необходимостью развития новых форм организации досуговой деятельности района. Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется появлением новых видов досуговой деятельности населения, методы управления которыми просто не разработаны. Целью написания курсовой работы является изучение способов внедрения инноваций в сфере организации досуга населения на муниципальном уровне. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: 1) изучение видов досуга населения досуга населения в России и за рубежом; 2) изучение нормативно-правовой базы организации досуга населения; 3) изучение инноваций в государственном муниципальном управлении; 4) проведение анализа организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска; 5) разработка проекта в организацию досуга населения Калининского района. Объектом исследования курсовой работы является досуговая деятельность населения. Предметом исследования – досуговая деятельность населения Калининского района города Новосибирска. Проблема исследования досуга стала предметом изучения в социологии, психологии, культурологи, педагогике, культурно - образовательной работе. Так, ученые С. Иконникова, И. Мельников, Д. Половеня, Л. Пелех, О. Семашко, Д. Трегубов, К. Шульга определили концептуальные основы свободного времени как фактора формирования личности. Ю. Афанасьев, А. Вишняк, И. Зязюн, Г. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, С. Цюлюпа в своих публикациях рассматривают досуг как фактор формирования культуры личности Методами исследования, использованными в курсовой работе, являются: анализ литературы по проблеме исследования, метод наблюдения. Практическая значимость заключается в разработке мероприятий по совершенствованию досуговой деятельности Калининского района города Новосибирска и возможности внедрения предложенных мероприятий. 1 Теоретические основы организации досуга населения1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности)Досуг – это внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических духовных и социальных потребностей людей в свободное время [10, c. 15]. Досуг – свободное время, оставшееся после выполнения всех функционально-ролевых обязанностей, в том числе семейно – бытовых и тех, что связаны с участием в различных видах формализованной учебной деятельности. Следовательно, досуг – эта оставшаяся после работы часть свободного времени, во время которой человек восстанавливает свою способность к труду, развивает умения и способности которые не удается, или на которые не хватает времени во время трудовой деятельности. Досуг - это не пусто времяпровождение. Еще с древних времен он рассматривался, как способ и цель, что бы удовлетворить свои потребности, в том числе культурные. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, путешествия – этим и многим другим может заниматься в свободное время [4, c. 27]. Характер досуговой деятельности связан с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Человеческие потребности делятся на три вида: врожденные – это физиологические, материальные и физиологические потребности; социальные – это потребности человека в трудовой деятельности, духовной культуре и социальной активности; культурные – это потребности в образовании, духовном развитии, потребности в самореализации себя как человека; Так как, с врожденными потребностями человек рождается, они, как правило, появляются спонтанно благодаря состоянию организма. Что касается социальных и культурных потребностей, то тут, активную и решающую роль играет культурная среда, уровень образования и социальный статус человека. Социальные и культурные потребности преследуют человека в течении всей его жизни, меняясь в зависимости от возраста, новых условий жизни, социального окружения и т.д. Содержание досуговой деятельности представляет собой: различные состояния, испытываемые при занятии конкретным видом досуговой деятельности; понимание той информации, которую человек получает при занятии досуговой деятельностью; различные оценки, оказываемых ему, во время досуговой деятельности услуг [14, c. 95]. Во время досуга, человек пытается реализовать свои жизненные устремления, другими словами, пытается обратиться к любимому делу (хобби). Человек обращается к хобби, когда он не в состоянии реализовать себя в трудовой деятельности, или же, его угнетает однообразие совершаемых им ежедневных занятий. В хобби человек может проявить наибольшую свободу, нежели в трудовой деятельности. У любого досуга есть свои мотивы и цели. Целью досуга складывается из того результата, которого хочет добиться человек при занятии желаемым им досуговым занятием и оценки этого результата. Цели досуга человек пытается вывести за рамки практичности и обыденности, желая получить от них положительные эмоции. Мотивы досуга человек не всегда осознаются им в полной мере, нежели цели. Они имеют более сложный характер, так как складываются как из внутренних желаний человека, так и внешних причин [17]. Мотивы состоят из потребностей, целей, влечений, желаний и комплексов человека. Как и любая деятельность, досуговая деятельность имеет свои функции. Функции досуговой деятельности делятся на: компенсирующая функция. Она помогает человеку компенсировать повседневную трудовую и деловую деятельность более свободной, направленной на занятие любимым делом, реализацию творческого потенциала и т.д.; просветительная функция. Она направлена на расширение кругозора и индивидуальное развитие; рекреационно-оздоровительная функция. Функция направлена на борьбу со стрессом и психической неуравновешенностью. Таким образом, досуг способен помогать человеку в развитии внутреннего мира, оздоровления психического состояния и познании своей жизненной среды. Он контролирует многие аспекты жизни человека и формирует его сознание. Виды досуговой деятельности: отдых – снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и духовные силы человека. развлечения – прежде всего, работают как компенсация и возмещают человеку однообразный труд. праздники – позволяют освободиться от повседневных забот, ощутить эмоциональный подъем и открыто выразить свои чувства. самообразование – направлено на приобщение человека к ценностям культуры, и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой или повышением квалификации. творчество – позволяет расширять свою деятельность за пределы профессии [8, c. 85]. В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: приобщение к искусству, путешествия и туризм, художественное и музыкальное творчество, театральное искусство, занятие танцами и другое. То есть, культурный досуг – это время, которое человек посвящает деятельности, которая никак не связана с его профессиональным, образовательным и обязательным развитием. Культурный досуг направлен на активное, ориентированное на получение удовольствий и позитивных впечатлений времяпрепровождение. Существует множество разнообразных типологий современного досуга. Досуг принято делить на: деятельный ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный домашний и внедомашний индивидуально организованный и коллективно организованный Виды деятельности человека в свободное время можно разделить на: просто отдых: развлечения, посещение мероприятий, досуговых центров, различные игры и т.д.; просвещение: обучение в необязательной, но интересной для человека сфере, познание культурных ценностей; творчество: художественное увлечение, посещение театров/концертов/выставок и других культурных учреждений, занятие музыкой или танцами и т.д. Первая группа наполнена стандартными для человека ценностями. В свободное от работы время он хочет просто отдохнуть, восстановить свои силы и душевное равновесие. Первая группа включает в себя такое времяпрепровождение как: прогулки в парке, катание на лыжах, посещение кинотеатров, посещение торгово–развлекательных центров и другие подобные мероприятия. Вторая группа вида деятельности в свободное от работы время – просвещение. В широком смысле слова это приобщение к культуре. К этой группе относится ознакомление с культурной жизнью: посещение музеев, картинных выставок и галерей; получение знаний в сфере, отличной от профессиональной; и просто изучение искусства. Третья группа включает в себя стремление человека не только к чтению, слушанью музыки, хождению в театр, а к понимаю особенностей этих процессов. Нужно, что бы человек слушал музыку не только ради удовольствия, а в большей степени пытался понять ее особенности, знакомился с биографией исполнителя, с его жизнью в целом [6, c. 27]. Досуговые предпочтения являются одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой специальной группой. Поскольку жизнь молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере [2, c. 113]. Из сказанного выше, можно понять, что досуговая сфера является доминирующей в жизни людей. Она имеет огромное значение и оказывает неизмеримое влияние на развитие личности. В условиях досуга происходит активный контакт человека с окружающим миром, познание духовно-культурных ценностей и стимулирование творчества и развития [12, c. 85]. Следовательно, содержание досуга может быть никак не связано с его привычным образом жизни и его профессионально-трудовой деятельностью. На пример: для артиста, выход на сцену его работа, а для человека, который занимается в театральном кружке – хороший повод показать себя, духовно обогатиться и получить приятные эмоции; или же для фигуриста, его деятельность – тяжелый труд и упорные тренировки, в то время как для просто человека, катание на коньках – отличный вариант активного досуга. Исходя из этой позиции, досуг рассматривается как форма любительской деятельности, психологически воспринимаемый как удовольствие [9, c. 82]. Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это процесс по созданию, распространению и увеличению духовных ценностей человека. По Н.Ф. Максютину: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [16, c. 21]. В качестве субъектов культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, которые обладают потребностью в досуге, а также различные специалисты, люди, работающие в учреждениях культуры и т.д.), так и совокупные субъекты (представительные и исполнительные органы сферы культуры, коллективы фирм и организаций и т.д.) Содержание культурно-досуговой деятельности: противостоять обесцениванию культуры, способствовать сохранению культурных ценностей поколений; обеспечить защиту права людей на удовлетворение духовных потребностей и на доступ к различным образцам искусства; создать условия для содержательного и развивающего досуга населения, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека; поспособствовать разделению подходов в работе с различными социальными и возрастными группами населения, особенно с богатыми в культурном отношении группами. простимулировать активность и инициативу граждан к созданию самодеятельных досуговых организаций, оказывать им поддержку и помощь. Одно из важных мест в организации культурно-досуговой деятельности занимают массовые досуговые мероприятия [19, c. 85]. Массовое мероприятие – это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи [17, c. 196]. Массовое досуговое мероприятие – это высокоэффективное средство, важное средство коммуникации между различными субъектами социальной жизни: органами власти, средствами массовой информации и, конечно же, общественностью. Виды массовых мероприятий: Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные выступления; Рекламно-коммерческие и благотворительные: презентации, ярмарки, благотворительные мероприятия по сбору средств на что-либо; Бизнес- мероприятия: деловые встречи и приемы, заседания, собрания, семинары и т.д.; Особые мероприятия: церемонии, свадьбы, юбилеи и прочие торжественные события. Массовые мероприятия можно разделить: 1) по содержанию: а) культурно-массовые (фестивали); б) общественно-политические (конференции, симпозиумы); в) спортивные (матчи, олимпиады); 2) по значимости: а) международные; б) региональные; в) местные. 3) по способу возникновения: а) организованные; б) спонтанные. 4) по месту проведения: а) в зданиях (помещениях); б) на открытой территории. 5) по периодичности: а) повседневные; б) разовые; в) периодические. 6) по возможности участия: а) общедоступные; б) ограниченные по количеству; в) ограниченные по статусу [13, c. 214]. Также, массовые досуговые мероприятия можно поделить на: концерты, фестивали, выставки, ярмарки и состязательные мероприятия – конкурсы, олимпиады и т.д. [3, c. 21]. Концерт – это исполнение музыкальных произведений, танцевальных номеров и других выступлений на публику. Фестиваль – массовое празднество, показ или смотр достижений театрального, музыкального, эстрадного или киноискусства. Ярмарка – это периодический действующий рынок, собирающийся регулярно в одних и тех же местах в определенное время года и установленный срок для демонстрации образцов товаров и заключения коммерческих сделок [1, c. 115]. Конкурс – соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы [18, c. 254]. Олимпиады – различные соревнования, состязания. Могут быть спортивные, творческие, или в области определенных знаний. Таким образом, культурно – досуговые мероприятия – это мероприятия, направленные на смену обстановки, развития личности, отдыха от ежедневной трудовой деятельности и получения положительных эмоций. Все подобные мероприятия могут проводиться как самостоятельно, так и за счет организационного сотрудничества. В первую очередь планируемое культурное событие должно быть определено в зависимости от масштаба, целей и формата его проведения. В качестве примера можно привести такое массовое мероприятие как фестиваль. Он включает в себя, как уже говорилось ранее, показ или смотр достижений в области театра, кино или музыки. Организация фестиваля достаточно трудное мероприятие, которое включает в себя охват большого количества людей, и колоссальные финансовые потери. Организатор фестиваля должен: составить план подготовки проведения фестиваля; точно распределить обязанности среди подчиненных; вести наблюдение за подчиненными. Проведение фестивалей различных форм и направлений направлено на: укрепление международных связей; укрепление позиции культуры в обществе; развития отечественной культуры [22]. Таким образом, можно сказать, что массовые мероприятия, направленные на смену обстановки, развитие личности, отдыха от повседневной трудовой и образовательной деятельности и получения положительных эмоций, являются главной составляющей культурно-досуговой сферы, вне зависимости от своих форм, видов и целей деятельности. В развитых странах культурно-досуговая деятельность является ключевым направлением культурной политики, так как уровень развития цивилизации измеряется не только характером производства материальных благ, но и тем как организован досуг населения. Культура с полным основанием может рассматриваться как достаточно быстро развивающийся сектор экономики, что является весомым аргументом для разработки стратегий социально-экономического развития территорий. Все основательнее становится убеждение, что без поддержки, возрождения социального сектора, в том числе таких его составляющих, как наука, образование, культура, трудно рассчитывать на экономическое продвижение. Актуальность темы заключается в том, что в зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан. На Западе культурно-досуговая деятельность имеет особое значение. Досуг является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры. В настоящее время, отдавая должное социальной значимости культуры, экономическому вкладу отрасли в хозяйство, (например, через рост качества кадрового потенциала), целый ряд субъектов РФ и муниципальных образований в рамках одного из весьма значимых разделов своих планов стратегического развития представляют культуру в системе измеримых показателей, характеризующих количественные и качественные параметры отрасли на перспективу, объемы необходимой финансовой поддержки культуры. Автором проанализирован и систематизирован большой объем материалапо этому вопросу. Оценку существующей зарубежной практики, возможности использования ее позитивных элементов в России представляем по результатам исследования данных на примере США и ряда европейских стран. Взаимоотношения культуры и государства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в том числе устанавливаются и финансовые условия. Многие исследователи, обращаясь к проблеме взаимоотношений государства и культуры, делали акцент преимущественно на финансовой стороне. В мировой практике существует три типа финансовых систем в сфере культуры, основанных, во-первых, на финансировании только за счет сборов; во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований; в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (так называемая англо-американская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального финансирования (германская модель), широко применяется в европейских странах, включая Россию. Каждая из названных моделей имеет черты сходства и различия с остальными. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В основе экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и, прежде всего, ценности свободы. Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государства в условиях конкретной страны. Финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и тиражируемый продукт) в США осуществляется по четырем каналам: за счет доходов от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, и за счет поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами. Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи. Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах. В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в бюджетах стран составляют сравнительно небольшую часть их совокупных расходов – доля расходов на культуру и искусство колеблется по разным странам от 0,2% до 5%. Центральные бюджеты европейских стран поддерживают сферу культуры и искусства по нескольким каналам: в форме прямого финансирования; при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования. Прямое финансирование организаций культуры используется во всех странах, но наиболее широко в европейских унитарных государствах. Существуют следующие основные его формы: полное финансирование текущих издержек и капиталовложений; специальные целевые трансферты; гранты организациям культуры; индивидуальные гранты. Во многих развитых странах постиндустриальная стадия характеризуется переходом от индустриальной экономики к так называемой «креативной экономике». Основной сферой занятости и источником дохода становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Моделью общества становится коммуникационная модель взаимного «обмена услугами». Главные изменения обусловлены ведущей ролью науки, технологий, культуры и информации в общественном развитии. В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощный конгломерат творческих индустрий. В условиях кризиса бюджетная поддержка и элитарные технологии меценатства уже не могут обеспечить приток финансовых ресурсов в сферу культуры, необходимый для сохранения, а главное развития культуры и искусства. В связи с этим получают развитие технологии государственно-частного партнерства, основанные на модели многоканального финансирования. Ее преимущество в возможности консолидации финансовых ресурсов из разных источников и расходовании их в соответствии с потребностями устойчивого развития территорий, с задачами сохранения культурного наследия и обеспечения поддержки инноваций в культурной сфере, а также их доступности широкому кругу участников культурного процесса. Таким образом, в каждой стране на основе выбора финансовых методов, форм и механизмов складывается собственная модель многоканального финансирования сферы культуры и искусства. Она формируется в рамках национальной модели бюджетирования и определяется ее спецификой, в частности, степенью централизации или децентрализации государственного управления, характером бюджетных отношений между разными уровнями власти и бизнесом, социальной ориентацией и предпочитаемыми методами государственного регулирования экономики. |