Фольклор. Фольклор конспекты 1-4.. Конспекты по Фольклору
Скачать 68.12 Kb.
|
Содержание: Тема 1. Понятие фольклор. Основные свойства фольклора……...3с. Тема 2. Этапы возникновения и развития фольклора……………..6с. Тема 3. Миф и мифологическое сознание……………………...…11с. Тема 4. Жанровая система русского фольклора………………….16с. Тема 1. Понятие фольклор. Основные свойства фольклора. План лекции: Происхождение термина Исторические типы фольклора Определение типов фольклора Фольклористика Свойства фольклора Отличие фольклора от литературы Происхождение термина.
Фольклор — это совокупность связанных между собой разных видов искусства, а также знаний о мире, выраженных в художественной форме.
Определение типов фольклора. Архаический фольклор (ритуальный) — это форма первобытного сознания, в основе которого лежат древние верования. Традиционный фольклор — совокупность произведений устного народного творчества, включенных в практическую деятельность человека. Современный фольклор — это произведения устного творчества отдельных людей или коллективов, перешедших в устное бытование и распространившихся в определённой среде.
Свойства фольклора: • Синкретизм • Устность • Коллективность • Вариативность • Народность • Традиционность 1. Синкретизм — соединение, в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к искусству означает первичную нерасчленённость разных его видов, родов, жанров. 2. Устность — установка на устное говорение, бытование и передача из поколения в поколение. 3.Коллективность — предполагает три аспекта: коллективный автор, коллективный исполнитель и слушатель. Первоначально принималось как выражение жизненного опыта, знаний о мире, мыслей и чувств всего племени, рода, общины. Анонимность — как свойство коллективного автора, которое заимствуется и ранней литературой. Появление профессиональных артистов — исполнителей фольклора на определенном этапе развития народного искусства: Аэды и Рапсоды в Древней Греции Мимы и Гистрионы в Древнем Риме Шпильманы в Средневековой Германии Жонглёры в Средневековой Франции Скоморохи в Древней Руси 4. Вариативность — изменчивость фольклорных текстов в процессе их бытования и приспособления к идеологическим потребностям и художественным вкусам исполнителей и слушателей и поскольку они существуют на протяжении многих веков и исполняются множеством различных людей. Контаминация — смешение, когда несколько сюжетов соединяются в одну редакцию (вариант) фольклорного произведения. «Общие места» — своеобразные повторяющиеся из произведения в произведение стереотипные формулы, могут быть связаны с определенными сюжетами, другие могут переходить из текста в текст. Продуктивный и непродуктивный период в жизни жанра – способность или неспособность создавать новые сюжеты. Возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение и угасание — историческая жизнь, которую переживает каждый жанр и каждое произведение. 5.Народность — это свойство фольклора, связанное с тем, что первоначально ( архаический и ранние стадии традиционного) фольклор отражал мировоззрение всего народа, независимо от социальных, возрастных, образовательных признаков носителей фольклора. 6.Традиционность — это свойство фольклора переткать одной жанровой формы в другую, традиционного выбирания в новые формы предшествующего материала.
Тема 2. Этапы возникновения и развития фольклора. План лекции: Древнейший период возникновения фольклора: -первобытное стадо -матриархат -патриархат Феодальный строй: -военная демократия -первоначальное феодальное государство -феодальная раздробленность -абсолютизм Эпоха капитализма и 20 век. Современное состояние фольклора. Первобытное стадо — возникновение первобытного искусства Трудовые обряды : Имитационный характер; Приоритет ритма над мелодией; Приоритет танца над песней. Матриархат — форма общественного устройства, где власть принадлежит женщине (матери). Особенности строя: Матрилокальность — семья формируется вокруг матери, Матрилинейность — распределения и наследования собственности передаётся по женской линии, Полигамия — отсутствие упорядоченной семьи (многомужие и многожёнство одновременно). Особенности общественного устройства — первобытный «коммунизм»: Охота, собирательство, зарождение скотоводства и огородничества, Отсутствие классов, Отсутствие собственности. Состояние фольклора в эпоху матриархата возникновение мифологического сознания как системы воззрений. возникновение развитой системы ритуального фольклора. круг семейно-бытовых обрядов. круг календарно-бытовых обрядов. Патриархат — автократическая власть мужчины — главы семьи. Особенности строя: Патрилинейность — счёт происхождения детей, родства и наследование по линии отца, Патрилокальность — проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем, Моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), т.е. упорядоченные половые связи мужа с одной женой при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многоженстве. Общественное устройство: Возникновение классового общества; Скотоводство, земледелие, ремесла; Разделение труда в семье; Возникновение собственности; Возникновение классов; Предпосылки к возникновению государства. Формирование жанров неритуального фольклора: Десакрализация фольклора — мифы и обряды порождают эпические жанры; Тотемистический миф переходит в сказку о животных; Обряд инициации становится сюжетной основой волшебной сказки; Героический миф переходит в архаический эпос; Из обряда выделяются в качестве отдельных жанров загадка и заговор; В отличие от других жанров заговор до сих пор сохраняет свою ритуальную природу. Феодализм. Этапы развития феодального общества: Военная демократия — стадия перехода от первобытнообщинного строя к государству. Период расцвета первоначального государства — Киевская Русь. Феодальная раздробленность и национально-освободительная борьба.
Эпоха капитализма и начало 20 века
Рабочий фольклор: Песни рабочих: лирические, социально-бытовые, корильные (сатирические), гимнические; Былички; Малые жанры фольклора; Загадки, пословицы, поговорки; Частушки; Народная драма. Городской фольклор: Городской (жестокий романс); Песни тюрьмы, каторги, ссылки; Возникновение городского мифа: предания, легенды, былички, сказы; Жанровые разновидности народного театра. Солдатский фольклор: Солдатские песни: лирические, социально-бытовые, корильные, военно-исторические; Социально-бытовые сказки; Исторические предания; Малые жанры фольклора — загадки, пословицы, поговорки; Народная драма. Современное состояние фольклора (или постфольклор) — область массовой и индивидуальной словесной деятельности, которые созданы и развиваются по фольклорным схемам и принципам. Постфольклор относится к «третьей культуре», которая дистанцируется и от культуры элитарной, и от патриархальной сельской. Он полицентричен и фрагментирован в соответствии с социальными расслоениями общества. Тема 3. Миф и мифологическое сознание. План лекции: Основные понятия о мифе. Предпосылки возникновения мифологического сознания. Характеристики мифологического сознания. Пространственные представления. Мифологические представления о мире древнего человека. Категории мифа в процессе эволюции. Категории мифологических персонажей. Миф — слово, сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология — совокупность подробных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Обряд — совокупность действий стереотипного (повторяющегося) характера, которым присуще символико-религиозное значение. Исполнитель обряда воспроизводит в настоящем рассказанные в мифе (произошедшие в прошлом) события, тем самым восстанавливая порядок и регулируя установленные мифом отношения людей и богов. Сокральное — в широком смысле всё имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, источескому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений и требующее благоговейного отношения. Профанное — мирское, не связанное с религиозным, священным; светское. Профан — тот, кто не прошёл инициации, не введён в тайны эзотерического знания. Предпосылки возникновения мифологического сознания:
Хаос — категория космогонии, первичное состояние вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства, неупорядоченность мира. Космос— термин древнегреческой мифологии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса. Характеристики мифологического сознания: Мифологические представления о времени основаны на циклической модели, что обусловлено эмпирическим и аграрным характером древних культур, вовлеченностью человека в бесконечно сменяемый цикл повторений. Время сокральное — это время деятельности богов и первопредков в эпоху первотворения. Время профанное — то время, которое проживает человечество. Пространственные представления: Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определённым тотемом. Бинарное (двоичное) — горизонтальное представление о мире. Важную роль играет граница между пространством рода (миром жизни) и всем остальным миром (миром смерти). Трихотомическое (троичное) — вертикальное представление о мире. Трихотомическая модель мира воплощается в мифе в виде мирового дерева или мировой горы и описывает мир богов, мир людей, мир демонический. Мифологические представления о мире древнего человека можно описать в следующих понятиях: Анимизм— вера в существование души и духов как сверхъестественных двойников природных, культурных и социальных объектов, управляющими всеми предметами и явлениями материального и нематериального характера. Душа связывается с каким-либо отдельным объектом, а дух действует независимо. Фетишизм— представление о том, что некоторые неодушевлённые предметы наделены сверхъестественной силой и поэтому могут стать предметом поклонения. Тотемизм – вера, связанная с представлениями о сверхъестественном родстве данного рода с животными, растением или другим явлением окружающей природы, так называемым тотемом, первопредком и родичем одновременно. Магизм – представления о том, что слова и действия людей, произведённые в определённых условиях и в определённом порядке, могут воздействовать на жизнь и здоровье человека и природы. Корпогоническя магия – вызывание подобного подобным. Симпатическая магия – воздействие на часть, чтобы воздействовать на целое. Категории мифа в процессе эволюции: Этиологический миф; Тотемистический миф; Космогонический миф (антропогонический, астральный, солярный, лунарный); Близнечный миф; Календарный миф; Героический миф; Эсхатологический миф. Этиологические мифы – первопричинный, это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов, рассказы о происхождении некоторых животных и растений и т.д. Тотемистические мифы – мифы о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей и т.н. тотемами, т.е. видами животных и растений. Космогонические мифы – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Астральные мифы – мифы о звёздах и планетах. Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека, первых людей или племенных первопредков. Солярные и лунарные мифы – разновидность астральных мифов и одновременно близнечных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры. Близнечные мифы – это мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Календарные мифы – мифы об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскрешающем герое. Героические мифы – строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Эсхатологические мифы – мифы о «последних» вещах, о конце мира.
Первопредки - прародители родов и племён, они моделируют родовую общину как социальную группу, противостоящую другим общинам и природным силам. Тотемные предки – представляются в виде существ двойной, зооантропоморфной природы. Умирая, сами первопредки могут превращаться в природные предметы или в животных, а также в духов. Культурные герои – мифические персонажи, которые добывают или впервые создают для людей различные предметы культуры, учат их охотничьим приёмам, возделыванию земли, ремесла, искусствам, вводят социальные и религиозные установления и праздники, брачные правила и т.п. Трикстер – мифологический плут, является либо братом, либо «вторым лицом» культурного героя, сочетает черты демонизма и комизма. Демиурги – изготавливают культурные и природные объекты с помощью гончарных, кузнечных и других инструментов. Духи – мифологические существа, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком( покровители человека, родовые духи, духи предлог, духи шаманские, духи болезней, духи-хозяева природы и т.д.). Боги – могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. В образах богов сливаются черты культурных героев-демиургов, покровителей обрядов инициации, различных духов; творческие функции сочетаются с управлением. Тема 4. Жанровая система русского фольклора. План лекции: Родовые формы фольклора. Русский народный театр. Календарные песни. Семейно-бытовые песни. Сказка и несказочная проза. Героический эпос русского народа/былины; -сюжетные группы русских былин. Исторические песни русского народа; -хронологическая классификация исторических песен. Русская народная баллада. Родовые формы фольклора Эпос – в объективной повествовательно-сюжетной форме изображает внешнее по отношению к исполнителю события. Поэтический эпос Русский героический эпос/былины Исторические песни Русские народные баллады
Драма – при помощи прямой речи персонажей и соответствующих действий передает характеры героя и создаёт картину мира. Лирика – субъективно и эмоционально воспроизводит внутренний мир человека, выражая его мысли и переживания.
Необрядовая лирика – бурлатские песни, любовные/семейные песни, казачьи/разбойничьи песни, песни тюрьмы/каторги/ссылки, жесткий романс, лирические песни рабочих. Русский народный театр Театр в обрядах и обрядовые игры Крестьянский сатирический крепостной театр Собственно народная драма Кукольный театр Театр в городских зрелища Календарные песни Календарные песни – колядки подблюдные, масленичные, веснянки, жнивные, купальские, егорьевские, троицко-семицкие. Песни больших народных земледельческих праздников. Невелики по объему. Имеют мажорный характер. Включают в себя заклички, имеющие магическое значение. В центре песни персонифицированный образ божества растительности. Песни носят величальный (возвеличивают, славят) или корильный (укоряют, осмеивают) характер. Семейно-бытовые песни Семейно-бытовые обряды – свадебные причитания, похоронные причитания, рекрутские причитания, причеть, вопь. Монологический, импровизационный, лирический, женский жанр. Метрическое построение – размер близок к хореическому с дактилическим окончанием. Длинные строки – от 4 до 7 стоп в строке. Строки стилистически закончены, потому что после каждой строки следует вздох, всхлип и т.д. Характерно единоначатие, анафора, безударный первый слог( начало из-за такта). Художественные приёмы – олицетворение, сравнение, эпитеты, символика. В свадебной поэзии кроме причитаний встречаются песни: Величальные – предназначены для жениха и невесты, родителей, почётных гостей. Корильные – предназначены для дружек, подружек, сватов. Сказка и несказосная проза Сказка Сказочная проза обладает установкой на вымысел. О чем бы не рассказывал сказитель, слушатель воспринимает сказку как вымысел. Докучные сказки – повторяет один и тот же текст, чтобы отвадить докучливых детей. Кумулятивная сказка – построена на цепочном нанизывании повторяющихся действий. Несказочная проза Быличка (мифологический рассказ, суверенный меморат) – рассказ о якобы имевшей место встрече человека со сверхъестественным существом. Предание: Историческое – рассказ о исторических персонажах или событиях. Топонимическое – рассказ о происхождении и названиях гор, рек, озер, городов и др. географических объектов. Легенда (то, что подлежит чтению) – рассказы о персонажах Ветхого и Нового Завета, о чудесах и святых. Сказ – рассказ очевидца, который при устном бытовании обрастал подробностями. Общее свойство – установка на достоверность. Героический эпос русского народа/ былины Былины – эпические песни героического содержания. Исполняются сольно, под аккомпанемент музыкального инструмента. Возникают в период возникновения государства. Делятся традиционно на три цикла: Архаические циклы; Киевский цикл/ Владимировский цикл; Новгородский цикл. Сюжетные группы русских былин 1.Героические былины – собственно национальный героический эпос: Воинские былины, изображающие сражение богатырей/богатыря с врагами. Единоборство двух богатырей или врагов или неузнанных друзей/ родственников. Борьба героя с чудовищем, обладающим зооморфными чертами. Борьба социального характера. 2.Былины сказочного характера, антагонистом героя часто является женщина – колдунья. 3. Былины новеллистические, рассказывают о раздоре «между своими». 4. Былины-скоморошины – былины пародийно-комического характера, непрояснённый генезис. Исторические песни русского народа Исторические песни объединены только предметом повествования – исторические лица или события. Возникают и бытуют в среде «свидетелей» того или иного события московские посадские люди, казаки, солдаты. Поются преимущественно хором, в сопровождении музыкального инструмента или акапелло, мужской жанр. Хронологическая классификация исторических песен Ранние исторические песни, 14-15 вв. Песни 16 в., которые распадаются на два синхронных цикла: об Иване Грозном и о казачьем атамане Ермаке. Песни 17 в. имеют два основных цикла: один относится к началу века – песни о смутном времени; второй относится к концу века – о Степане Разине. Песни 18 в. имеют два цикла: О Петре 1 и о Емельяне Пугачеве. Песни 19 в. имеют цикл об Отечественной воне 1812 года. Остальные песни разрознены по тематике, во второй трети 19 века носят исключительно военно-исторический характер. Русская народная баллада Баллада – эпический жанр 14 – 16 вв., возник как потребность человека отразить в фольклоре мир человеческих страстей, трактуемый всегда трагически и необъяснимо. Условно делится на тематические группы: Любовные баллады; Семейные баллады; Социальные баллады. |