Обучение формообразующим движениям в рисовании в разных возрастных группах. Консультация для педагогов. Консультация для педагогов Обучение формообразующим движениям в рисовании в разных возрастных группах
Скачать 39 Kb.
|
Консультация для педагогов «Обучение формообразующим движениям в рисовании в разных возрастных группах». Рудик Т.И. старший воспитатель ГБДОУ д/с №40 Приморского района Санкт-Петербурга Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Графические навыки – это согласованная деятельность глаза и руки, это умелое, правильное изображение контура, формы предмета. Способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе совместной деятельности со взрослым. «Качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено: - восприятием (качеством анализа изображаемого предмета0 - техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и целенаправленной рисовальной деятельности с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения». Возрастные особенности детей в освоении формообразующих движений: генезис развития. Правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомлении с ней. Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно – двигательными ощущениями, восприятием самого движения : ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. В младшем возрасте зрительный контроль за движением руки имеет большое значение, так как опыт движения только образуется. По мере формирования движений, роль зрительного контроля снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Передача пространственных свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накоплением опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимися представлением. Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете. В среднем возрасте происходит регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения, так как сформировано представление о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными: они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, чтобы изобразить предмет (передать его пространственные свойства). В старшем возрасте ориентировочно – исследовательская деятельность при предварительном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано. Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения. Усложнение в обучении формообразующим движениям. Качества движений следует начинать отрабатывать во второй младшей группе. Начинается отработка навыков сохранения направления движении по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов и предметов прямолинейного контура. Учитывая сложность формообразующего движения, требующего координации движения руки и зрительного контроля, целесообразно обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом. Навык удержании направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается до подготовительной группы. В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать, тем самым повторяя форму предмета: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений. Продолжать учить изменять направление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных, квадратных, круглых, овальных). Так, движение руки при рисовании овала отличается от движении руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков, но одно из средств выразительности рисунка – использование линий разной интенсивности. Начинать учить проводить легкие линии, это позволяет находить нужную форму предмета или объекта. В этой группе окончательно сформированы движения, направленные на изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты, треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции, разные по пропорциям). Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки. При этом формообразующее движение остается прежним, но изменяется положение руки рисующего. Рисуя формы в различном пространственном положении, дети упражняют руку, она становится более подвижной, и ребенок легко справляется с различными поворотами. Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Умение подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен. В подготовительной группе дети свободно владеют умением менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное (Н. при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (вазы, фигурки животных)). Овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений. |