Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение

  • Понятие культуры в целом

  • Появление контркультуры и антикультуры

  • Понятие контркультуры

  • Понятие антикультуры

  • Различия контркультуры и антикультуры

  • Сходства контркультуры и антикультуры

  • Список использованной литературы

  • Список основных понятий

  • Контркультура и антикультура: сходства и различия. реферат по социологии. Контркультура и антикультура сходства и различия


    Скачать 37.62 Kb.
    НазваниеКонтркультура и антикультура сходства и различия
    АнкорКонтркультура и антикультура: сходства и различия
    Дата11.06.2022
    Размер37.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат по социологии.docx
    ТипРеферат
    #585320

    Министерство науки и высшего образования РФ

    Казанский государственный архитектурно-строительный университет

    Кафедра

    профессионального

    обучения, педагогики и –

    социологии

    Реферат

    По дисциплине «Социология культуры»

    на тему: «Контркультура и антикультура: сходства и различия»

    Выполнил:

    студент гр. 0ГП01

    Мырзаева Л.Н.

    Проверил:

    доцент Абдрахманова Л.В.

    Казань, 2020

    Содержание





    Введение

    В последние десятилетия феномен контркультуры и антикультуры стал объектом внимания социологов, культурологов, философов и религиоведов. Осмысление будущего культуры невозможно без уяснения новых духовных поисков, определенных молодежной контркультурой и антикультурой. Именно молодежная контркультура и антикультура Запада пятьдесят лет назад во многом обусловила появление новой (современной) картины мира, новый уровень взаимодействия и интеграции различных культурных моделей в современном мире. С этими феноменами было связано радикальное изменение ценностных и социальных установок, норм и моделей поведения, которые сейчас уже получили широкое распространение. Сегодня стало совершенно ясно, что контркультурные и антикультурные тенденции 60-х гг. ХХ в. имели далеко идущие последствия. С одной стороны, они были ярким выражением начавшихся социально-политических и культурных преобразований в западном обществе, с другой – определили характер мировоззренческих и религиозных поисков молодого поколения.

    В реферате поставлена следующая цель и задачи исследования.

    Научная цель – выявление сходств и различий феноменов контркультуры и антикультуры.

    Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:

    • раскрытие понятия контркультура и антикультура;

    • рассмотрение социально-культурной жизни, приведшей к контркультуре и антикультуре;

    • соотношение понятий культура и контркультура.

    Понятие культуры в целом

    Термин культура – латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и каждая дает ей свое определение. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

    Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

    Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

    Исходя из всего вышесказанного, сформируем «современное» представление культуры. Итак, культура – это:

    – система ценностей и норм, поддерживающих социализацию общества;

    – комплекс идей и их материальных воплощений, включающий в себя воспроизводство и развитие человека как субъекта деятельности;

    система культурных универсалий, обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями;

    – совокупность артефактов, знаний, верований, выражающих адаптацию и репродуцирование жизненного уклада человечества.

    Другими словами, культура и любой ее предмет или явление есть результат человеческой деятельности.

    Появление контркультуры и антикультуры

    Контркультурные и антикультурные тенденции появились в результате социально-политических и культурных преобразований в западном обществе. Эти тенденции определили характер мировоззренческих и религиозных поисков молодого поколения. Впервые на это стали обращать внимание сами теоретики контркультуры – преподаватели американских университетов, наблюдавшие развитие студенческого движения протеста. Среди них был Т.Роззак, выпускник Калифорнийского и профессор Принстонского и Стэнфордского университетов, автор нашумевшей книги 1969 г.: «Создание контркультуры: Размышления о технократическом обществе и его молодежной оппозиции». В ней предпринималась попытка показать формирование мироощущения американской бунтующей молодежи, выразить основные идеи различных лидеров нового, невиданного еще движения. Т.Роззак первым ввел в массовый обиход понятие «контркультура» и определил его как культурной совокупности того, что радикально расходится с ценностями и нормами мейнстрима (преобладающее направление в какой-либо области) нашего общества. В своей работе он указывал на скрытно идущий процесс кардинальных преобразований мировосприятия и форм поведения молодежи. Т.Роззак позитивно оценивал этот процесс и подчёркивал, что, говоря о контркультуре, он имеет в виду не только сам социальный протест, получивший распространение в США в начале 60-х гг. ХХ века, но и последовавшее за этим формирование принципиально нового самосознания. В отличие от известных лидеров молодежного движения он попытался осмыслить появление совершенно нового, неизвестного и никак не названного еще явления в общем историко-культурном контексте.

    В работе «Создание контркультуры: Размышления о технократическом обществе и его молодежной оппозиции» Т.Роззак уловил саму тенденцию движения, выраженную, с одной стороны, в формуле родоначальника и гуру психоделической (расширяющей сознание) революции Т.Лири «turn, mood, lunges!», ставшей девизом хиппи, которую можно перевести как «включись, настройся, выпади!», с другой – в концепции Великого Отказа тогдашнего главы радикального студенчества Г.Маркузе. Пытаясь осмыслить теоретическую базу движения, Т.Роззак отмечал, что именно революция на уровне сознания обусловливает создание контркультуры, т.е. того альтернативного объединения взыскательной молодежи и части ее взрослых наставников, сплотившихся против технократического тоталитаризма, которое знаменует рождение новых ценностей и в конечном счете создание нового общества.

    По мере того как 1960-е годы прогрессировали, широко распространенная напряженность развивалась в американском обществе, которое, как правило, разобщено в отношении войны во Вьетнаме, расовых отношений, сексуальных нравов, прав женщин, традиционных способов власти, экспериментирования с психоделическими наркотиками и преимущественно материалистической интерпретации “американской мечты”. Появился новый термин «антикультура». «Антикультура» – понятие в современной культурологии и социологии, используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

    Понятие контркультуры

    Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для контркультуры характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.

    Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.

    Контркультура – это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.

    Основные функции контркультуры:

    • разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру;

    • деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей;

    • революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.

    В качестве примеров контркультурных движений приведем следующие:

    1. Движение за гражданские права – основателем является Мартин Лютер Кинг, который стал вождем афроамериканского движения за гражданские права (19550-1968 гг.). это движение, основанное на библейских положениях, которое имело довольно серьезные последствия для Соединенных Штатов Америки;

    2. Антивоенное движение – движение, которое основано на противостоянии войне во Вьетнаме. Оно возникло в 1964 году, взяло свое начало в кампусах колледжа Соединенных Штатов Америки. Студенты довольно активно выступали против военных действий. Из-за отсрочек как для среднего, так и для верхнего классов в обществе сложилось непропорционально большое количество бедных и рабочих, что ввело общество в состояние кризиса. В 1967 году большая часть американцев выступили против военных действий и жестокости во Вьетнаме в частности, и в целом во всем мире;

    3. ЛСД – движение, которое популяризировало использование ЛСД на так называемых «кислотных тестах». Первоначально они проводились в пределах одной семьи, но затем распространялись по всему западному побережью США. Эксперименты как с ЛСД, так и иными психоделическими препаратами – это основные компоненты контркультуры, которые повлияли на философию жизни поколения, искусство, музыку и стиль одежды.


    Понятие антикультуры

    Антикультура – это совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре. Антикультура даёт человеку мнимую свободу, она навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Антикультура может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к замещению индивидуального общественным. В общем, антикультура служит инструментом разрушения, инструментом революции.

    Антикультура — это чрезмерное развитие определенных теневых сторон культуры. Опасность антикультуры не только в прямом действии на сознание и поведение людей. Она мимикрирует, маскируется под культуру. Люди нередко обманываются, ловятся на удочку антикультуры, принимая ее за культуру, за достижения культуры.

    К сожалению, деятели культуры всё больше превращаются в оборотней — деятелей антикультуры.

    Во-первых, вместо того, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" (Н. А. Некрасов), они пустились во все тяжкие: в изображение картин и сцен, демонстрирующих насилие, убийство, преступное поведение в целом, грубость, хамство, цинизм, всякие кривлянья, ёрничанья, издёвки.

    Во-вторых, красота, прекрасное у нынешних деятелей культуры не в моде: чем уродливее-безобразнее изображаемое, тем лучше (примеры: "Жизнь с идиотом" Виктора Ерофеева, "Лебединое озеро" в постановке Мориса Бежара и т. п.).

    В-третьих, истина не приветствуется. Характерный пример: в телевизионной рекламе (телеканал ОРТ от 15.01.99-12.30) прозвучало: "Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения". Эта реклама многократно передавалась по телевидению. Вдумайтесь только, что внушается людям: мир иллюзий, ирреальный мир более интересен, чем реальная жизнь?! Да здравствуют маниловщина, мюнхгаузеновщина, кастанедовщина, всякого рода дурманы, духовные и материальные! — Это почти прямой призыв к безумствованию, к уходу из реальной жизни вплоть до наркотической «бредомании».

    Одним словом, добро, красота, истина — фундаментальные человеческие ценности, на которых основывается жизнь, — деятелей антикультуры почти не интересуют, а если и интересуют, то только в обертке-окружении анормального (отклоняющегося или патологического).

    Черты антикультуры:

    1) постоянная обращенность к теме смерти, некрофилия: бесконечные романы и фильмы ужасов, катастроф, триллеры, боевики и т.п., информационная некрофилия в средствах массовой информации (СМИ).

    2) проповедь-пропаганда анормального в разных его видах: театр абсурда; философия абсурдизма; психоделическая философия; наркотическая антикультура; романтизация преступника (когда антигерои-преступники изображаются как герои), чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении (садизму, мазохизму, гомосексуализму); пристрастие к изображению психопатологии, болезненных проявлений человеческой психики, достоевщина.

    3) нигилизм по отношению к старой культуре, разрыв с ней или попытки ее "осовременивания" до неузнаваемости, одним словом, нарушение баланса между традициями и новаторством в пользу последнего; новаторство ради новаторства, соревнование за то, чтобы своим "новаторством" сильнее удивить, поразить воображение зрителя, читателя, слушателя.

    4) воинствующий иррационализм: от постмодернистских изысков и вывихов до восхваления мистицизма.

    Различия контркультуры и антикультуры

    Способ действия контркультуры – попытки реализовать культурную систему с иной центрацией. Способ «контркультурный» состоит в том, чтобы новые планы новой партии стали новыми планами народа – это задание нового как должного. Следовательно, всякая теория, сознательно ориентированная на перепланировку культурной сферы с заданием иных ценностей, иерархий и, соответственно, «центра», возводит систему, которая по определению состоит в контрах с имеющейся системой. Контркультура пытается произвести революцию и оккупировать центр культурными нормами, сформированными на замену существующим.

    Способ действия антикультуры– она не атакует культурные основания и не призывает к перестройке на новый лад. Строго говоря, антикультура вообще не преследует никакого конкретного, заведомо представленного «лада». Она не предлагает никакого определённого устройства, но проповедует расстройство имеющегося. При этом подразумевается, что возможная новая конфигурация возникнет «сама собой» после того, как имеющаяся конфигурация основательно расшатается.

    Принципиально то, что среди функций антикультуры можно обозначить 1) конструктивные, 2) деструктивные и 3) деконструктивные. Именно деконструктивные функции – отличительный элемент антикультуры. При безусловном наличии определённой доли конструктивизма антикультуры (нечто новое порождается), она не столь высока, как у официальной культуры. При очевидной склонности к разрушению (что-то всегда атакуется и разрушается), она не столь высока, как у контркультуры. Как раз деконструкция как – в самом общем смысле – разрушение/ созидание и есть визитная карточка антикультуры.

    Сходства контркультуры и антикультуры

    Сходство контркультуры и антикультуры заключается в том, что они оба могут негативно повлиять на развитие и жизнь общества. Так, для контркультуры и антикультуры может быть характерно:

    • продвижение изменений, служащих интересам маленького, крикливого меньшинства;

    • поощрение проблемного поведения;

    • деструктивное отношение к обществу и культуре;

    • демонстративное нарушение социальных норм;

    • разрушение вечных ценностей;

    • непринятие стереотипов и стандартов поведения;

    • охват значительного количества людей;

    • противоречие основным чертам господствующей культуры;

    • активная оппозиция.

    Также к сходствам можно отнести их историю возникновения, так как они оба сформировались в результате социально-политических и культурных преобразований в обществе.

    Заключение

    Поставленные в реферате цели и задачи работы достигнуты. Были проанализированы понятия контркультуры и антикультуры, а также были выявлены сходства и различия между ними.

    С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.

    Антикультура - разнородные проявления негативного отношения к культурным достижениям человечества, экстравагантная манера мышления, чувствования, общения; замена культа труда и морали, разума и науки культом бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза, богоискательством, открытостью интимных связей, праздностью, бродяжничеством, массовыми оргиями, наркоманией, алкоголизмом, экстремизмом, вандализмом, анархизмом, нигилизмом, технофобией и т. п. ;

    В отличие от антикультуры, тенденции контркультуры предлагают альтернативные модели поведения. Таким образом, контркультуры могут быть ценными в обществе, как проводники перемен, избегающие застоя и окостенения более не соответствующих норм. И это является главным отличием контркультуры от антикультуры.

    Сходством же является принадлежность к одной истории возникновения, к одной субкультуре.

    Список использованной литературы

    1. Статья «Феномен контркультуры в социально-философском аспекте» В.Т.Сейсяни

    2. Статья «Экология культуры как условие сохранения будущего» В.В.Сергеев

    3. Статья «Три основных формата истолкования сущности культуры» С.Г. Лавлинский

    4. Статья «Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий» Ю.Я.Ершова

    5. Статья «Возникновение контркультуры» Н.Бондарева, О.В.Василенко

    6. Интернет-сайт по культурологии https://kultyres.ru/stati2/kontrkultura.html


    Список основных понятий

    Культура – это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

    Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для контркультуры характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.

    Антикультура – это совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре. Антикультура даёт человеку мнимую свободу, она навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь.


    написать администратору сайта