|
программа. Программирование_Паскаль_ЛабРаб 1 семестр. Контроль обучения 4 Первое контрольное задание 5 Второе контрольное задание 31
Третье контрольное задание
Третье контрольное (текстовое) задание состоит из четырех задач. Первая задача посвящена созданию программ, отражающих приемы работы с файлами. Необходимо в начале программы создать файл (элементы файла вводим с клавиатуры), а в конце программы сначала вывести на экран содержимое созданного файла, а затем отразить полученные результаты. Во второй задаче необходимо составить программу, реализующую алгоритм сортировки. На экран выводятся исходный и результирующий массивы. Алгоритм сортировки оформить в виде процедуры. Третья задача состоит в разработке программы, реализующей рекурсивный алгоритм. Четвертое задание посвящено созданию программ в графическом режиме.
Вам требуется составить программы на языке Паскаль. Примеры задач с решением ФАЙЛЫ 1. type series=file of real;
Описать функцию neg(s), подсчитывающую сумму отрицательных элементов в файле s типа series. Переменные:
а) основная программа:
f – файл вещественных чисел (глобальная переменная);
y – очередное число для записи в файл (глобальная переменная);
n – сумма отрицательных элементов файла (глобальная переменная);
k – счетчик цифр.
б) функция neg:
s – файловая переменная (локальная, формальная переменная);
x – очередной элемент файла (локальная переменная);
sum – сумма отрицательных элементов файла (локальная переменная).
Алгоритм решения задачи:
свяжем файл proba.txt с файловой переменной f и откроем его для записи; организуем цикл, в котором вводим числа и записываем их в файл до тех пор, пока не введем 0; вызываем функцию neg, в которой открываем файл для чтения, считываем последовательно элементы файла и определяем сумму отрицательных элементов файла; выводим значение суммы на экран.
type series=file of real;
var f : series;
n,y : real;
function neg(var s : series) : real;
var sum,x : real;
begin
reset(s); sum:=0;
while not eof(s) do
begin
read(s,x);
if x<0 then sum:=sum+x
end;
neg:=sum ; close(s)
end;
begin
assign (f,'c:\tp\bin\proba.txt');
rewrite(f);
repeat
write('Введите число (0 – конец ввода)– ');
readln(y);
write(f,y);
until (y=0);
close (f);
n:=neg(f);
writeln('Сумма отрицательных элементов файла n= ',n:10:3);
close(f);
end.
2. type row=file of 0..999;
Описать логическую функцию sort(r), проверяющую, упорядочены ли по возрастанию элементы непустого файла r типа row.
type row1 = 0..999;
row = file of row1; var r : row;
x,y : row1;
i,k : integer;
function sort(var r : row) : boolean;
var x,y : row1; ok : boolean;
begin
reset(r);
read(r,y); ok:=true;
while not eof(r) and ok do
begin x:=y; read(r,y); ok:=x sort:=ok; close(r)
end;
begin
write('Введите количество элементов файла');
readln(k);
assign(r,'c:\tp\work\12.dat');
rewrite(r);
for i:= 1 to k do
begin
writeln('Введите ',i,'-ый элемент файла');
read(x); write(r,x);
end;
close(r);
if sort(r) then writeln('Упорядочены по возрастанию')
else writeln('Не упорядочены по возрастанию');
end. 3. type reals=file of real;
Описать функцию less(f) от непустого файла f типа reals, которая подсчитывает количество элементов файла f, меньших среднего арифметического всех элементов этого файла.
type reals = file of real;
var f1 : reals;
a : real;l,i : integer;
function less(var f : reals) : integer;
var k : integer; x,s : real;
begin {подсчет среднего арифметического:}
reset(f); k:=0; s:=0;
repeat
read(f,x);
k:=k+1;
s:=s+x
until eof(f);
s:=s/k;
{новый просмотр f и подсчет элементов reset(f); k:=0;
repeat
read(f,x);
if x until eof(f);
less:=k; close(f)
end;
begin
assign(f1,'c:\tp\work\23.dat');
rewrite(f1);
for i:=1 to 10 do
begin readln(a); write(f1,a); end;
l:=less(f1); close(f1);
writeln('l=', l);
end. СОРТИРОВКА СЛИЯНИЕМ 4. const k=50; m=20; n=70; {n=k+m}
var x : array [1..k] of real;
y : array [1..m] of real;
z : array [1..n] of real;
i,p,j : integer;
Элементы каждого из массивов x и y упорядочены по неубыванию. Объединить элементы этих двух массивов в один массив z так, чтобы они снова оказались упорядоченными по неубыванию.
const k=50; m=20; n=70; {n=k+m}
var x : array [1..k] of real;
y : array [1..m] of real;
z : array [1..n] of real;
i, p, j : integer;
begin
writeln('Введите массив x');
for i:=1 to k do read(x[i]);
writeln;
writeln('Введите массив y');
for i:=1 to m do read(y[i]);
writeln;
writeln('Введенные Вами массивы');
writeln('Массив x');
for i:=1 to k do write(x[i]:7:3);
writeln;
writeln('Массив y');
for i:=1 to m do write(y[i]:7:3);
writeln;
p:=1; {индекс очередного элемента из z}
i:=1; {из х}
j:=1; {из y}
{пока есть нерассмотренные элементы и в x, и в y: }
repeat if x[i] begin
z[p]:=x[i]; i:=i+1
end
else
begin
z[p]:=y[j]; j:=j+1
end;
p:=p+1
until (i>k)or(j>m);
{один из массивов x или y исчерпан --> перепись в z
оставшихся элементов другого массива:}
if i>k {исчерпан массив x:}
then repeat z[p]:=y[j]; j:=j+1; p:=p+1 until j>m
else repeat z[p]:=x[i]; i:=i+1; p:=p+1 until i>k;
writeln('Полученный массив: ');
for i:=1 to n do write(z[i]:7:3);
end.
РЕКУРСИЯ 5. Использовать рекурсию для нахождения цифрового корня целого числа.
Цифровой корень находится суммой через сумму цифр числа до тех пор, пока эта сумма сама не станет цифрой. Например, для числа 9999999 цифровой корень находится так:
9+9+9+9+9+9+9 = 63;
6+3 = 9.
Цифровой корень 9999999 равен девяти. Переменные:
а) в функции num:
n – целое число (глобальная переменная);
s – вспомогательная переменная (локальная переменная);
б) в функции root:
n – целое число (глобальная переменная);
в) в основной программе:
n – целое число (глобальная переменная). Алгоритм решения задачи:
создаем описание функций num и root; вводим целое число n; вызываем рекурсивную функцию root и определяем цифровой корень числа n; завершаем работу программы.
var n:longint;
function num(i:longint):integer;
var s: integer;
begin
s:=0;
repeat
s:=s+n mod 10;
n:= n div 10;
until n=0;
num:=s;
end;
function root(l:longint):integer;
begin
if n<10 then root:=n
else
begin
n:=num(n);
root:=root(n);
end;
end; begin
write('Введите целое число n=');
readln(n);
writeln('Его цифровой корень равен : ', root(n));
end. 6. Напишите рекурсивную программу вычисления суммы var n : integer;
function sum(i : integer) : real;
begin
if i=1 then sum:=0 else sum:=sum(i–1)+i*i+i+5;
end; begin
writeln('Введите n');
readln(n);
writeln('Значение суммы равно – ', sum(n));
end. ПРОГРАММЫ, РАБОТАЮЩИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 7. Построить семейство одинаковых окружностей, центры которых лежат на вертикально вращающемся отрезке, верхний конец которого закреплен. Переменные:
x, y – координаты центра очередного маленького круга;
y0 – смещение кругов по вертикале;
i – переменная цикла;
t – угол поворота;
drive – тип графического драйвера;
mode – режим работы графического адаптера. Для решения задачи:
инициируем модуль graph; устанавливаем начальные значения радиуса, координаты центра; организуем цикл, в котором закрашиваем круги со все большим радиусом до тех пор, пока не будет нажата любая клавиша.
uses crt,graph;
var drive,mode,x,y,i,t,y0:integer;
begin
drive:=detect;
initgraph(drive,mode,'c:\tp\bgi');
setfillstyle(1,1);
floodfill(1,4,1);
t:=–4;
y0:=10;
setcolor(16);
for i:=1 to 150 do
begin
t:=t+2;
y0:=y0+3;
x:=getmaxx div 2 + trunc(cos(t/10)*i);
y:=y0 – trunc(sin(t/10)*i);
setfillstyle(1,14);
fillellipse(x,y,20,20);
delay(100);
end;
repeat
until keypressed;
closegraph;
end.
8. Построить движущиеся изображения НЛО на фоне звездного неба.
8.1 Переменные:
x, y – случайные координаты;
r – радиус;
i – переменная цикла;
drive – тип графического драйвера;
mode – режим работы графического адаптера. Алгоритм решения задачи:
инициируем модуль graph; организуем безусловный цикл по переменной i и рисуем звездное небо; организуем цикл до тех пор, пока не будет нажата любая клавиша; в этом цикле рисуем НЛО с помощью двух эллипсов, двух линий и двух маленьких кружочков, держим на экране, затем стираем изображение процедурой CLEARDEVICE; опять рисуем звездное небо; определяем случайным образом координаты следующего изображения НЛО; после нажатия любой клавиши закрываем графический режим.
uses crt,graph;
var drive,mode,x,y,i,r:integer;
begin
r:=40;
x:=r*5;
y:=r*2;
drive:=detect;
initgraph(drive,mode,'c:\tp\bgi');
setcolor(3);
for i:=1 to 600 do
putpixel(random(i),random(i),i);
repeat
ellipse(x,y,0,360,r,(r div 3)+2);
ellipse(x,y–4,190,357,r,r div 3);
line(x–17,y–16,x–25,y–22);
line(x+17,y–16,x+25,y–22);
circle(x+25, y–25,2);
circle(x–25, y–25,2);
setfillstyle(1,3);
floodfill(x+1,y+4,3);
delay(150);
cleardevice;
for i:=1 to 600 do
putpixel(random(i),random(i),i);
x:=x+random(10);
y:=y+random(10);
until (keypressed);
closegraph;
end.
8.2 Та же программа может быть написана с использованием пары процедур GETIMAGE(lx,ly,rx,ry,saucer^) и PUTIMAGE(x,y,saucer^,xorput).
Процедура GETIMAGE(lx,ly,rx,ry,saucer^) помещает изображение в буфер, а PUTIMAGE(x,y,saucer^,xorput) выводит в заданное место изображение.
Параметр xorput определяет способ вывода на экран – исключающее ИЛИ.
Например, операторами
GETIMAGE(lx,ly,rx,ry,saucer^);
READLN;
PUTIMAGE(x,y,saucer^,xorput);
мы выводим изображение на экран и после нажатия любой клавиши стираем его.
Можно использовать другие способы вывода изображения на экран, например:
NORMALPUT – стирает часть экрана и на это место выводит изображение;
NOTPUT – делает то же самое, но изображение инвертируется;
ORPUY – дописывает новое изображение.
Переменные:
x, y – случайные координаты;
r – радиус;
i – переменная цикла;
saucer – указатель буфера хранения изображения;
drive – тип графического драйвера;
mode – режим работы графического адаптера. Алгоритм решения задачи:
инициируем модуль graph; рисуем НЛО с помощью двух эллипсов, двух линий и двух маленьких кружочков, держим на экране, затем стираем изображение процедурой CLEARDEVICE; определяем размер буфера и помещаем в него изображение; организуем безусловный цикл по переменной i и рисуем звездное небо; организуем цикл до тех пор, пока не будет нажата любая клавиша; опять рисуем звездное небо; в этом цикле помещаем изображение из буфера на экран, держим его на экране, затем стираем изображение; определяем случайным образом координаты следующего изображения НЛО; после нажатия любой клавиши закрываем графический режим.
uses crt,graph;
var drive,mode,x,y,i,r,rx,ry,lx,ly,size:integer;
saucer:pointer;
begin
r:=20;
x:=r*5;
y:=r*2;
drive:=detect;
initgraph(drive,mode,'c:\tp\bgi');
setcolor(3);
ellipse(x,y,0,360,r,(r div 3)+2);
ellipse(x,y–4,190,357,r,r div 3);
line(x–17,y–16,x–25,y–22);
line(x+17,y–16,x+25,y–22);
circle(x+25, y–25,2);
circle(x–25, y–25,2);
setfillstyle(1,3);
floodfill(x+1,y+4,3);
lx:=x–r–30;
ly:=y–30;
rx:=x+r+30;
ry:=y+r div 3+30;
size:=imagesize(lx,ly,rx,ry);
getmem(saucer,size);
getimage(lx,ly,rx,ry,saucer^);
readln;
putimage(lx,ly,saucer^,xorput);
for i:=1 to 600 do
putpixel(random(i),random(i),i);
repeat
putimage(x,y,saucer^,xorput);
delay(150);
putimage(x,y,saucer^,xorput);
x:=x+random(10);
y:=y+random(10);
until (keypressed);
readln;
closegraph;
end.
9. Построить астроиду-кривую, заданную параметрическим уравнением x = b cos 3(t), y = b sin 3(t), t принадлежит интервалу [0, 2] (рис. 1).
Рис. 1 – Астроида
uses crt,graph;
const B=200;
var drive,mode,i:integer;
x,y,t:real;
begin
drive:=detect;
initgraph(drive,mode,'c:\tp\bgi'); {инициализация графического режима}
setcolor(3);
line(10,240,630,240); {ось X}
line(320,10,320,470); {ось Y}
line(630,240,610,235); {стрелки на оси X}
line(630,240,610,245);
line(320,10,315,30); {стрелки на оси Y}
line(320,10,325,30);
t:=0;
while t<=2*pi do
begin
x:=b*sqr(cos(t))*cos(t); {рассчитываем по формуле координаты точек}
y:=b*sqr(sin(t))*sin(t);
x:=320+x; y:=240+y; {рисуем в центре экрана}
{рисуем точку с координатами x, y}
putpixel(round(x),round(y),random(15)); t:=t+0.001;
end;
repeat until keypressed;
closegraph;
end. Варианты заданий
Вариант 1
| Задача 1
type ряд = file of integer;
Описать процедуру p(f,g) от двух файлов типа ряд, которая в пустой файл f переписывает положительные элементы файла g.
Указание: введите файл g (последний элемент равен 0). Выполните процедуру p(f,g). Распечатайте файл f. Задача 2
Пусть для целого n>0 функция s(n) равна сумме цифр числа n. Дано m>0. Упорядочить все числа n от 1 до m в порядке невозрастания значений s(n). Указание: использовать только один массив длиной m. Задача 3
Напишите рекурсивную подпрограмму, которая печатает в обратном порядке заданную строку. Задача 4
Напишите программу для графической иллюстрации сортировки массива алгоритмом простого выбора. Массив изобразите в виде диаграммы – каждый элемент массива представляется в виде столбика, высота которого пропорциональна значению элемента. Визуализация сортировки сводится к показу массива после каждого перемещения элементов.
| Вариант 2
| Задача 1
type fr = file of real;
Описать процедуру predlast(f), значением которой является предпоследний элемент файла f, имеющего тип fr и содержащего не менее двух элементов.
Указание: введите файл f (последний элемент = 0) и вычислите функцию predlast(f). Задача 2
Дан массив a: array [1..n] of integer. Упорядочить элементы массива а по неубыванию в соответствии со следующим критерием: элемент x считается «больше» элемента y, если первая цифра числа x больше первой цифры y.
Задача 3
type
reals = file of real;
var f : reals;
Опишите рекурсивную функцию sum без параметров для нахождения суммы элементов файла f. Задача 4
Построить эпициклоиду – кривую, заданную параметрическим уравнением
x = (a+b) cos(t) – a cos((a+b) t/a),
y = (a+b) sin(t) – a sin((a+b) t/a), a>0, b>0, b /a – целое положительное число, t принадлежит интервалу [0,2].
| Вариант 3
| Задача 1
type rad = file of integer;
Описать процедуру p(f,g) от двух файлов типа rаd, которая из файла f переписывает в пустой файл g сначала все положительные числа, а потом все отрицательные.
Указание: введите файл f (последний элемент равен 0). Выполните процедуру p(f,g). Распечатайте файл g. Задача 2
Пусть для целого n>0 функция d(n) равна наименьшему делителю числа n, не равному 1. Дано m>0. Упорядочить все числа n от 1 до m в порядке неубывания значений d(n).
Указание: использовать только один массив длиной m. Задача 3
Описать рекурсивную функцию letter (s), которая подсчитывает количество букв в строке s.
Задача 4
Построить лемнискату – кривую, уравнение которой в полярных координатах
= , a>0.
| Вариант 4
| Задача 1
type seria = file of integer;
Описать функцию prod(s) с вещественным значением, подсчитывающую произведение ненулевых элементов файла s.
Указание: введите файл s (последний элемент равен 0) и напечатайте значение функции prod(s). Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Пусть для каждой строки матрицы определена функция f(a), равная сумме нечетных элементов строки a. Упорядочить (переставить) строки матрицы по неубыванию в соответствии со следующим критерием: строка a считается «больше» строки b, если f(a) > f(b).
Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Напишите рекурсивную программу, которая n раз выводит на экран текст истории о попе и его собаке (рассказ в рассказе). Задача 4
Построить строфоиду – кривую, заданную параметрическим уравнением
x = a(t 2 – 1)/(t 2 + 1),
y = at (t 2 – 1)/(t 2 +1), a>0,
t принадлежит интервалу [– , + ].
| В ариант 5
| Задача 1
type seria = file of integer;
var s:seria;
Описать функцию max(s), вычисляющую значение максимального элемента файла s.
Указание: введите файл s (последний элемент равен 0) и напечатайте значение функции max(s). Задача 2
Дана целочисленная матрица размером MN. Пусть для каждой строки матрицы определена функция f(a), равная количеству простых чисел среди элементов строки a. Упорядочить (переставить) строки матрицы по невозрастанию в соответствии со следующим критерием: строка a считается «больше» строки b, если f(a) > f(b). Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Во входном файле задана непустая последовательность положительных вещественных чисел, за которой следует отрицательное число. Описать рекурсивную функцию sum без параметров для нахождения суммы этих положительных чисел. Задача 4
Построить кривую «улитку Паскаля» по заданному параметрическому уравнению
x = a cos 2 (t) + b cos(t),
y = a cos(t) sin(t) + b sin(t), a>0, b>0,
t принадлежит интервалу [0, 2].
Рассмотреть три случая:
1) b >= 2a (см. рис.); 2) a < b< 2a; 3) a > b.
| В ариант 6
| Задача 1
Описать логическую функцию check(s) для текстового файла s, проверяющую, содержит ли файл s латинские буквы.
Указание: введите файл s (последний элемент в файле '.') и вычислите значение функции check(s). Задача 2
Дана целочисленная матрица размером MN. Пусть для каждой строки матрицы определена функция f(a), равная сумме составных чисел, являющихся элементами строки a. Упорядочить (переставить) строки матрицы по неубыванию в соответствии со следующим критерием: строка a считается «больше» строки b, если f(a) > f(b). Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
type
reals = file of real;
var f : reals;
Напишите рекурсивную программу, которая печатает сначала все отрицательные элементы этого файла, а затем положительные (в любом порядке). Задача 4
Соединить конечное множество точек на плоскости замкнутой ломаной линией без самопересечений с вершинами в этих точках. (Полный перебор не делать; ответом будет порядок обхода точек плоскости.)
Указание: перейти к полярным координатам и упорядочить точки по значениям угла, а для точек с одинаковым значением угла – по расстоянию до полюса.
| Вариант 7
| Задача 1
Для файла s, состоящего из целых чисел, определите процедуру, которая находит значения максимального и минимального элементов файла s.
Указание: введите файл s (последний элемент равен 0) и напечатайте значения максимального и минимального элементов файла s. Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Пусть для каждой строки матрицы определена функция f(a), равная индексу наименьшего элемента в строке a. Упорядочить (переставить) строки матрицы по возрастанию в соответствии со следующим критерием: строка a считается «больше» строки b, если f(a) > f(b). Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
const n=...;
type vector = array [1..n] of real;
Описать функцию min (x) для определения минимального элемента вектора x, введя вспомогательную рекурсивную функцию min1 (k), находящую минимум среди последних элементов вектора x, начиная с k-го. Указание: пусть min(x) – функция, которая вычисляет минимум среди элементов массива x, а min1(k) – функция, которая вычисляет минимум среди элементов xk, xk+1, …, xn массива x (для этой функции массив x есть глобальная переменная, определенная в главной программе).
Имеем равенство
min(x) = min1(1).
Определим функцию min1(k) рекурсивно:
если k=n, то функция возвращает результат xn; если kk и min1(k+1) (второе число получается при рекурсивном вызове).
Задача 4
Даны целые числа t1, t2, ... t31, – задающие график температур за март месяц. Построить график температур. Отрезки прямых, лежащие выше 0 градусов Цельсия и лежащие ниже 0 градусов Цельсия, должны быть окрашены в разные цвета.
| Вариант 8
| Задача 1
type rad = file of 1..maxint;
Описать процедуру prim(f,n), записывающую в файл f все простые числа 2,3,5,7,11,13,17..., не превосходящие целого положительного числа n.
Указание: введите n. Выполните процедуру prim(f,n). Распечатайте файл f. Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Пусть для каждой строки матрицы определена функция s(a), равная разности между максимальным и минимальным элементами строки a.
Упорядочить (переставить) строки матрицы по неубыванию значений функции s(a). Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
const n=...;
type vector = array [1..n] of real;
Описать функцию max (x) для определения максимального элемента вектора x, введя вспомогательную рекурсивную функцию max1 (k), находящую максимум среди первых k элементов вектора x.
Указание: пусть max(x) – функция, которая вычисляет максимум среди элементов массива x, а max1(k) – функция, которая вычисляет максимум среди элементов xk, xk+1, …, xn массива x (для этой функции массив x есть глобальная переменная, определенная в главной программе).
Имеем равенство
max (x) = max1(1).
Определим функцию max1(k) рекурсивно:
если k=n, то функция возвращает результат xn; если kk и max1(k+1) (второе число получается при рекурсивном вызове).
Задача 4
Построить кривую кардиоиду по заданному параметрическому уравнению
x = a cos t (1+ cos t),
y = a sin t (1 + cos t), a>0, t [0, 2).
| Вариант 9
| Задача 1
type ряд = file of integer;
Описать процедуру append(f,g,h) от трех файлов типа ряд, которая записывает в файл f сначала все элементы файла g, а затем все элементы файла h.
Указание: введите два файла g и h. Выполните процедуру append(f,g,h). Напечатайте файл f. Задача 2
Дана матрица A из целых чисел размером MN. Переставить строки матрицы так, чтобы строки стали расположены по возрастанию в лексикографическом порядке. Задача 3
Дан массив a : array [1..n] of integer;
Напишите рекурсивную программу для вычисления суммы
Указание:
Пусть функция f(k) вычисляет сумму 1/a[1]+1/a[2]+…+1/a[k].
Нам надо вычислить f(n).
Определим f(k) рекурсивно:
если k=1, то f(k)=1/a[1]; если k>1, то значение функции равно сумме 1/a[k] и f(k–1).
Задача 4
Построить кривую циссоиду по заданному параметрическому уравнению
x = a t2/(1+t2),
y = a t3 /(1 + t2), a>0, t (–, ).
| В ариант 10
| Задача 1
Type fr = file of real;
Описать функцию s3(f), значением которой является сумма последних трех элементов файла f, имеющего тип fr и содержащего не менее 3 элементов.
Указание: введите файл f (последний элемент = 0) и вычислите функцию s3(f). Задача 2
Дана матрица A из целых чисел размером MN. Переставить строки матрицы так, чтобы строки стали расположены по убыванию в лексикографическом порядке. Задача 3
type
reals = file of real;
var f : reals;
Опишите рекурсивную функцию sum (n) для нахождения суммы
, где a[ i ] – элемент файла f.
Указание.
Пусть функция f(k) вычисляет сумму a[1]n+a[2]n+…+a[k]n.
Нам надо вычислить f(n).
Определим f(k) рекурсивно:
если k=1, то f(k)=a[1]n; если k>1, то значение функции равно сумме a[k]n и f(k–1).
Задача 4
Построить спираль вокруг начала координат с n витками и внешним радиусом r; начальное направление спирали образует с осью x угол . Параметрическое представление спирали:
x = r cos t,
y = r sin t,
r = t/2, t2 n.
| Вариант 11
| Задача 1
type seria = file of integer;
var s:seria;
Описать функцию poz(s), подсчитывающую количество положительных чисел в файле s.
Указание: введите файл s (последний элемент равен 0) и напечатайте значение функции poz(s). Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Упорядочить (переставить) строки матрицы по убыванию значений наибольших элементов строк. Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Напишите рекурсивную программу для вычисления суммы
.
Указания.
Пусть функция f(k) вычисляет сумму a[1]*a[2]*…a[k].
Нам надо вычислить f(n).
Определим f(k) рекурсивно:
если k=1, то f(k)=a[1]; если k>1, то значение функции равно сумме a[k] и f(k–1).
Задача 4
Напишите программу для графической иллюстрации сортировки массива алгоритмом «пузырька». Массив изобразите в виде диаграммы – каждый элемент массива представляется в виде столбика, высота которого пропорциональна значению элемента. Визуализация сортировки сводится к показу массива после каждого перемещения элементов.
| Вариант 12
| Задача 1
Описать процедуру letter(s,t), которая записывает в текстовый файл t все латинские буквы из строки s.
Указание: введите строку s. Выполните процедуру letter(s,t) и распечатайте элементы файла t. Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Упорядочить (переставить) строки матрицы по возрастанию значений первых элементов строк. Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Функция f (n) определена для целых положительных чисел следующим образом:
Вычислить f (k) для k=15, 16,..., 30. Задача 4
Напишите программу для графической иллюстрации сортировки массива алгоритмом простых включений. Массив изобразите в виде диаграммы – каждый элемент массива представляется в виде столбика, высота которого пропорциональна значению элемента. Визуализация сортировки сводится к показу массива после каждого перемещения элементов.
| Вариант 13
| Задача 1
type reals = file of real;
Описать процедуру p(f,g,h) от трех файлов типа reals, которая переписывает из файла f в непустой файл g все элементы, меньшие среднего арифметического всех элементов файла f, и в непустой файл h записывает все остальные числа.
Указание: введите файл f (последний элемент = 0). Выполните процедуру p(f,g,h). Распечатайте файлы g и h. Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Упорядочить (переставить) строки матрицы по убыванию сумм элементов строк. Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Напишите рекурсивную программу для вычисления суммы
.
Указание:
Пусть функция f(k) вычисляет сумму a[1]*a[2]*…a[k].
Нам надо вычислить f(n).
Определим f(k) рекурсивно:
если k=1, то f(k)=a[1]; если k>1, то значение функции равно сумме a[k] и f(k–1).
Задача 4
Напишите программу для графической иллюстрации сортировки массивов алгоритмом слияния. Массивы изобразите в виде диаграммы – каждый элемент массива представляется в виде столбика, высота которого пропорциональна значению элемента. Визуализация сортировки сводится к показу массивов после каждого перемещения элементов.
| Вариант 14
| Задача 1
Дан текстовый файл, в котором строки содержат как латинские буквы, так и цифры. Необходимо создать другой текстовый файл, содержащий строки из первого, преобразованные по следующему принципу: в начале строки расположены все буквы исходной строки, а затем все цифры (в том же порядке).
Описать процедуру letter(s,t), которая записывает в текстовый файл t сначала все латинские буквы из строки s, а затем все цифры.
Указание: введите исходный файл. Выполните процедуру letter(s,t) и распечатайте элементы файла t. Задача 2
Дана действительная матрица размером MN. Упорядочить (переставить) строки матрицы по убыванию значений последних элементов строк. Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Дан массив a : array [1..n] of integer;
Напишите рекурсивную программу для вычисления произведения
.
Указание.
Пусть функция f(k) вычисляет произведение a[1]*a[2]*…a[k].
Нам надо вычислить f(n).
Определим f(k) рекурсивно:
если k=1, то f(k)=a[1]; если k>1, то значение функции равно произведению a[k] и f(k–1).
Задача 4
Напишите программу, которая имитирует движение велосипеда.
Указание: напишите процедуру отображения велосипеда с параметрами. В качестве параметра возьмите координаты какой-нибудь точки велосипеда (например, середина педалей – x1, y1). Назовем данную точку «центральной». Построение велосипеда ведите относительно центральной точки (например, чтобы нарисовать колесо велосипеда, можно воспользоваться следующим действием: circle(x1+50,y1,25)). Перемещение велосипеда по экрану можно получить, реализовав, например, следующий алгоритм:
Задаем начальные значения переменным x1 и y1. Рисуем велосипед заданным цветом с данными значениями x1 и y1 (вызываем процедуру рисования велосипеда). Изменяем цвет линий на цвет, соответствующий цвету фона. Рисуем велосипед измененным цветом с теми же значениями x1 и y1 (вызываем процедуру рисования велосипеда). Изменяем координаты x1. Изменяем цвет линий на цвет, соответствующий цвету велосипеда. Рисуем велосипед заданным цветом с новыми значениями x1 и y1 (вызываем процедуру рисования велосипеда). Повторяем действия 2–7.
| Вариант 15
| Задача 1
type seria = file of integer;
var s:seria;
Описать функцию poz(s, n), подсчитывающую количество положительных и отрицательных чисел в файле s.
Указание: введите файл s (последний элемент равен 0) и напечатайте значение функции poz(s, n). Задача 2
Дана целочисленная матрица размером MN. Пусть для каждой строки матрицы определена функция f(a), равная сумме простых чисел, являющихся элементами строки a. Упорядочить (переставить) строки матрицы по неубыванию в соответствии со следующим критерием: строка a считается «больше» строки b, если f(a) > f(b). Используйте алгоритм простого выбора. Задача 3
Описать рекурсивную функцию digits (s), которая подсчитывает сумму цифр в строке s. Задача 4
Написать программу, вызывающую пульсацию окружности в центре экрана. Окружность должна увеличиваться в диаметре до тех пор, пока не достигнет границ экрана, затем она начинает сжиматься. Процесс должен циклически повториться, при этом необходимо обеспечить чередование цветов при увеличении и уменьшении диаметра окружности.
|
10>0> |
|
|