Главная страница

философия. философия Н. Контрольная работа группы Ф. И. О. обучающегося Шифр Дисциплина кр


Скачать 37.23 Kb.
НазваниеКонтрольная работа группы Ф. И. О. обучающегося Шифр Дисциплина кр
Анкорфилософия
Дата23.01.2022
Размер37.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия Н.docx
ТипКонтрольная работа
#339538


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский социально-профессиональный колледж «Сфера»»

Копейский филиал ГБПОУ ЧСПК «Сфера»

Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

№ группы

Ф.И.О. обучающегося

Шифр

Дисциплина

№ к/р

ОЛ-242

Гималдинова Н.А.

24

Философия

8


Проверил_________________(Вейс И.А.)

Копейск 2021

Оглавление


1.Принципиальное различие между «Идеалистической» и «материалистической» философиями 1

1.1Материалистическая философия 2

1.2Идеалистическая философия 4

1.3Различия материализма и идеализма 5

2.Сущность философского понятия «Онтология», «Бытие – пространство - время» с позиций идеалистической и материалистической философии. 7

3.Сократ, раскрыть смысл понятия «Я знаю, что ничего не знаю» 13

Библиографический список 16



  1. Принципиальное различие между «Идеалистической» и «материалистической» философиями


Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему её основной вопрос. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание. Так, для античных философов это вопрос о первоначалах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Среди них вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.
    1. Материалистическая философия


Материализм (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «Материализм» начали употреблять в 17 в. в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму.

В философской литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.

1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм. Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектического материализма.

2) Единственно последовательным является марксистский материализм. Ленин называл Маркса «... основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...». «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Такого понимания материализма придерживался и В. И. Ленин.

Противники материализма употребляют неправильную терминологию для обозначения материализма: 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют материализм «метафизикой» (поскольку материализм признаёт независимое существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне нашего сознания; материализм здесь смешивается с определенными видами идеализма; 2) материализм называют «реализмом», поскольку материализм признаёт объективную реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово «материализм», и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово "реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом»; 3) Пытаясь принизить материализм до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги материализма именуют его «наивным реализмом»; 4) Отождествляя материализм в целом как направление с механическим материализмом, некоторые критики материализма называют его «механицизмом».

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.
    1. Идеалистическая философия


Идеализм (франц. idealisme, от греч. ιδέα — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в. Философский термин «Идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обеденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Поскольку идеалистические или материалистические решения основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки и развитием общественной практики.

Значительными представителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира - это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа - это в иной форме существующий Мировой Разум и называл ее “застывшей мыслью”.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.
    1. Различия материализма и идеализма


Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм.

Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное.

Второе отличие между материалистической философией и идеалистической в ответ на вопрос о соотношении идеального и материального. Коротко об отношении нашего сознания к бытию, психического к физическому. Согласно материалистам, первично материя. Согласно идеалистам, первична идея.

Признавая первичность материального, материалисты на примере данных естествознания строят свое доказательство производности идеального от материального. Сначала существовала лишь неорганическая материя, и наша Земля была мертвой. Но она все время находилась в процессе развития, которое шло от низшего к высшему, от сравнительно простых состояний материи ко всё более и более сложным. Когда сложились благоприятные условия, на ней зародилась и возникла жизнь, живая материя, которая тоже стала развиваться. На самой низшей ступени всякое живое обладало свойством раздражимости. Много позднее развитие живой природы достигло более высокой стадии, и стали возникать и развиваться первые органы чувств. Потом у живых существ появились зачатки мышления, т. е. способность отражать внешний мир с помощью мозга.

Есть еще одно различие между материализмом и идеализмом, о котором писал А.И.Герцен: “... идеализм стремился уничтожить вещественное бытие, принять его за мертвое, за призрак, за ложь, за ничто, пожалуй, потому, что быть одной случайностью сущности весьма немного. Идеализм видел и признавал одно всеобщее, родовое, сущность, разум человеческий, отрешенный от всего человеческого; материализм, точно так же односторонний, шел прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел отделение мозга, в эмпирии единый источник знания, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых; для него был разумный человек, но не было ни разума, ни человечества...”.

Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях.

“Невозможно логическими доводами, — справедливо замечает Л.Н. Гумилев, — примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие — как безусловное зло...”[182]. За примерами не нужно далеко ходить. Вот мнение Гегеля: “... все духовное, лучше какого бы то ни было продукта природы”[183]. Прямо противоположного мнения придерживался биолог Р.Майер. “Природа в ее простой истине, — писал он, — является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа”[184].

С точки зрения категориальной логики материализм и идеализм содержат в себе целый комплекс абсолютизаций и односторонностей. Они, действительно, представляют собой перекосы категориального мышления.

Материализм вольно или невольно сводит всё многообразие мира к одной категории — материи. Идеализм, напротив, сводит все многообразие мира к идеальному, духовному.

Далее, если материализм тяготеет к редукционизму, то идеализм, напротив, наделяет низшее чертами высшего, тем самым мистифицируя его.

Наиболее классическая форма идеализма: идеализм Гегеля. Ему были свойственны такие ошибки: абсолютизм, холизм, инфинитизм, квалитатизм, реализм, систематизм, нецессизм, панлогизм.
  1. Сущность философского понятия «Онтология», «Бытие – пространство - время» с позиций идеалистической и материалистической философии.


Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

- Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.

- Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.

- Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Поскольку именно онтология решает ряд ключевых мировоззренческих вопросов, то именно она исторически формируется прежде всего в течение длительного времени практически полностью покрывает предмет метафизики.

Что лежит в основе мира? Возник мир естественным путем или представляет собой акт божественного творения? Существуют ли другие миры? Реально существуют свобода и творчество, или это просто иллюзии нашего ограниченного ума? Именно такие вопросы, носящие предельный характер, и относятся к пониманию мира и человеческого бытия в целом, является предметом прежде всего философского анализа.

Исключительно широкое философское обобщение знаний об окружающем мире представляют собой категории бытия, субстанции, материи. Именно они дают возможность понять, каким образом сочетаются естественные знания о материи, движение, пространство, время и прочее с философскими представлениями о природе, с картиной мира, которая создается в рамках философии.

Философы с давних времен констатировали, что мир существует. Затем возникали вопросы: Как долго он существует? Имеет ли он начало и конец? Где он? Рассмотрение этих вопросов привело к появлению категорий: бытие, пространство, время.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики в VI-V вв. до н. е., одни из которых рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), а другие как то, что постоянно движется, развивается (Гераклит). Уже в античной философии различается бытия и небытия, сущность и существование, намечаются подходы к пониманию объективного и субъективного. Истинным бытием Платон считает мир идей, а не мир чувственных вещей. Аристотель различает разные уровни бытия (от чувственного к интеллигибельного).

В средние века философия противопоставляет бытие Божие и бытия, созданное Богом, различая при этом действительное бытие (акт) и возможное (потенцию). В эпоху Возрождения всеобщее признание получает культ материального бытия, природы. Этот новый тип мировосприятия, обусловленный развитием науки, техники и материального производства, подготовил концепции бытия XVII-XVIII вв. В эти времена бытия рассматривается как реальность, противостоящая человеку и подчиняется законам, действующим автоматически. В таких натуралистически-объективистских концепциях природа - это механизм, который действует сам по себе, независимо от человека. Для Нового времени характерен субстанциональное подход, когда фиксируется субстанция и ее свойства как основа мира.

Наряду с этим формируется иной способ истолкования бытия на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в основном тезисе метафизики Декарта - "мыслю, значит, существую" - в толковании Лейбницем бытия как сущности духовных субстанций монад, и в отождествлении Беркли существования и реальности в восприятии. Такая интерпретация бытия нашла свое завершение в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие - это не свойства вещей, а способ взаимосвязи наших понятий и суждений. Фихте понимает бытие как свободную, чистую деятельность абсолютного "Я", Шеллинг видит его в свободе человека, в ее духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие считается первым, непосредственным степени в восхождении духа к самому себе; оно неопределенное, непосредственное.

Попытка понять бытие по анализу сознания характерна и для западной философии ХГХ-ХХ вв. Так, в "философии жизни" (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, в нео оно раздваивается на мир сущего и мир ценностей, в феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между психическими актами сознания и объективно идеальным бытием, миром смыслов. Шелер включает в бытие и эмоциональные переживания и оценки, Хайдеггер ограничивает его только кругом интерпретаций. Сартр противопоставляет "бытие в себе" и "бытие для себя", различает материальное бытие и человеческое бытие. Основная характеристика человеческого бытия, по Сартру, - свободный выбор возможностей.

Диалектико-материалистическое понимание бытия выходит из невозможности обособленного, независимого от материи бытия, как "чистого бытия", "бытие в себе". В марксистской философии проблема бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие человека). Один уровень нельзя сводить к другому: материя и формы ее движения - предмет естественных наук, а общественное бытие изучают социологические и исторические науки.

Итак, бытие - это философская категория, обозначающая: все, что реально существует; реальность, которая существует объективно, вне и независимо от сознания человека; общий способ существования человека.

Проанализировав все концепции бытия, которые существовали в истории философии, можно выделять следующие основные формы бытия:

- бытие вещей и процессов, которые существуют независимо от человека и его деятельности - "первая природа" и бытие вещей и процессов, созданных человеком, - «вторая природа»;

- бытия духовного (идеального), которое разделяют на индивидуализированное и объективизированы;

- бытия человека как существование ее в мире вещей и мире духовных ценностей;

- бытия социальное, разделяющие на бытие отдельного человека и бытия общества в целом.

Итак, в окружающем нас, существует бесчисленное количество различных предметов и явлений. Есть ли между ними что-нибудь общее, которая их природа, лежащий в их основе?

Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый - субстанциональный - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона.

Второй - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Так, в социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания).

Пространство – форма существования материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.

Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом.

Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.

На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени.

  1. Сократ, раскрыть смысл понятия «Я знаю, что ничего не знаю»


Я знаю, что ничего не знаю (др.-греч. ἓν οἶδα ὅτι οὐδὲν οἶδα; лат. scio me nihil scire или scio me nescire) — изречение приписывается древнегреческому мыслителю Сократу (по свидетельству философа Платона). Однако, в примечаниях к «Апологии» издания 1968 года, под редакцией А. А. Тахо-Годи это утверждение приписывается Демокриту.

Сократ – древнегреческий философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека. Своим уникальным методом анализа понятий (майевтика, диалектика) он обратил внимание философов не только на постижение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания, как ведущей формы мышления.

Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах. Он рос и воспитывался в семье скульптора по имени Софрониск.

Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.

Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.

Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.

Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».

Для того чтобы понять смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего знаю» и «Познай самого себя», необходимо определить, что такое знание. Когда мы познаём предмет, объект или явление, первое, что нужно сделать – это дать ему определение, т.е. ответить на вопрос «Что это такое?». Таким образом, мы получаем понятие, т.е. первое знание о предмете. Сократ первым возвёл знание на уровень понятия. Без понятия не будет и знания.

В беседах с Сократом, люди обычно не могли дать определения основных понятий, о которых они говорили: благо, любовь, честь, знание, истина, справедливость и т.п. Поэтому Сократ говорил, что многие люди полагают, будто они что-то знают, но оказывается, что они не знают ничего, потому что оперируют мнениями, будучи уверенными в том, что это знания. Но их знания – это лишь множество разрозненных мнений, которые не ведут к полному пониманию.

Сократ, согласно платоновской Апологии, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, чтобы вызвать сомнение в истинности их мнений. Для того чтобы постичь подлинное знание, нужно не просто описать и констатировать факты, необходимо обосновать «мнение», т.е. выяснить его смысл и значение. Для этого Сократ использовал иронию и индуктивный метод, при помощи которого от понятий можно прийти к общему и единому знанию.

Сократ считал, что знание и добро не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Так как знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Дельфийскую надпись «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к познанию вообще, а также к моральному самосовершенствованию.

Можно представить себе человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание- это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё. Мудрость начинается с того, что человек осознаёт размеры своего незнания. Океан вселенского знания безграничен, и человеку не дано постичь его. Сколько бы человек не получал новых знаний, то, что ему ещё предстоит узнать, будет бесконечно велико.

Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды.

Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что все наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

Несовершенство человеческих знаний и невозможность объять необъятное приводят к тому, что человек может быть уверенным только в своём незнании. Понимание своего незнания- высшая мудрость, доступная человеку.

Но человек не был бы человеком, если бы не стремился к невозможному. Познать непознанное и совершенствовать свои знания - это те цели, ради которых стоит жить и наличие которых отличает нас от животных. Посмотрите на ребёнка, который делает первые шаги в жизни. Какая у него жажда знаний! Сохранить эту жажду в течении всей жизни- сверхзадача, к которой должен стремиться человек.


Библиографический список


  1. https://lektsii.net/3-75534.html#::text=Второе%20отличие%20между%20материалистической%20философией,физическому.%20Согласно%20материалистам%2C%20первично%20материя

  2. https://studrb.ru/works/entry15746

  3. https://uchebnikfree.com/filosofskie-issledovaniya-knigi/materializm-idealizm-24015.html

  4. https://interesnyefakty.org/sokrat/

  5. https://studrb.ru/works/entry31115mbLBxU

  6. https://vuzlit.ru/1518671/sokrat_znayu_znayu_drugie_znayut_ponimat_vyskazyvanie

  7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1689221

  8. https://studbooks.net/27712/filosofiya/shestoy_bazovye_kategorii_ontologii_strukturnaya_organizatsiya_dialektika_bytiya

  9. https://studbooks.net/923401/filosofiya/prostranstvo_vremya_formy_suschestvovaniya_materii

  10. https://dnevnik--znaniy-ru.turbopages.org/dnevnik-znaniy.ru/s/filosofiya/ontologiya-v-filosofii.html

  11. https://www.kazedu.kz/referat/196086/3


написать администратору сайта