№ п/п
| Наименование теории
| Основоположники
| Время и причины
появления теории
| Основные положения теории
| Достоинства
теории
| Недостатки
теории
|
1.
| патримониальная
| Карл Людвиг Галлер
| Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.
в начале XIX века,
(19в)
|
Государство зародилось в результате развития института земельной собственности. Право владения землей автоматически подразумевает власть над проживающими на ней людьми. Власть над землей и людьми постепенно оформляется в виде политических институтов, которые становятся основой функционирования государства. Чиновники выступают в качестве распорядителей правителя. Народ обязан платить повинности, поскольку арендует землю, находящуюся в собственности государя и других аристократов.
| 1)отличается логическим построением и наличием большой доказательной базы;
2)опирается на широкие исторические данные (Галлер в свое время работал профессором истории);
3)содержит анализ трансформации земельного права и его влияния на процесс образования государства;
4)делается попытка описания идеального общественного устройства.
| 1)не учитывает все многообразие факторов, которые влияли на происхождение государств (экономические, географические, этнические, религиозные);
2)консервирует общество, отрицательно относится к возможности его развития в сторону демократии;
3)идеализирует монархию;
4)преувеличивает значение частной собственности на землю.
|
2.
| расовая
| Граф де Гобино
| Возникла еще в рабовладельческую эпоху, активно существовала в Средние века. Однако основателем «научного» расизма считается французский социолог и писатель Жозеф Артур де Гобино. В своем произведении «Опыт о неравенстве человеческих рас» объяснил ход человеческой истории исходя из произвольно предписанных особенностей рас и народов. Гобино придавал огромное значение «чистоте» или «смешению» рас.
19век
| Человеческие расы по своей природе не равны.
Государство создается с целью господства одних рас над другими.
К числу «высших» рас относятся арийцы, к низшим — евреи, славяне, цыгане.
Расовые смешения губительны для цивилизации.
Низшие расы не способны созидательной деятельности, не способны усвоить сформированную цивилизацию.
Самым важным решением общественных, внешнеполитических и внутренних государственно–правовых проблем является война.
Биологическая наследственность определяет то, каким будет социальное поведение человека.
| 1Признание того, что страны находятся на разных уровнях развития.
2Материальные блага не являются фактором, определяющим принадлежность к высшей расе.
3Признание того, что люди отличны в психическом, физическом и умственном развитии.
4Господство высшей расы должно приносить благо низшим расам.
| 1Нарушение прав человека.
2 Научное обоснование отсутсвует
3Появление фашистских теорий.
4Дискриминация народов.
5Оправдание захватнических войн, истребления народов, рабства.
|
3.
| Инцестная
| Клод-Леви-Стросс
| Автор теории обосновал идею о том, что социальным фактором выделения человека из общего мира природы, дифференциации общества и последующего возникновения государства, послужило установление запрета (табу) инцеста, то есть кровосмешения между близкими родственниками, в результате которого рождается ослабленное и дефективное потомство.
20 век
| Суть теории. Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, он обосновал идею о том, что особенности производства человека (или иначе воспроизводство рода человеческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства.
| общество постепенно перешло от эндогамных половых отношений (внутриродовых связей) к экзогамной форме брака (внеродовой), то есть между представителями разных социальных групп.
2члены первобытного общества вряд ли полностью осознавали все негативные последствия кровосмешения, понимали пользу его запрета для развития человеческого рода и добровольно хотели бы от него отказаться. Соответственно, к ним приходилось применять различные меры принуждения.
3Наложение табу на кровосмешение способствовало выживанию и укреплению рода. Исторический опыт подтверждает, что кровосмешение представляет серьезную опасность для человечества, провоцируя его вырождение, постепенную гибель.
4Запрещение инцеста оказало положительное влияние на развитие различных общественных отношений.
| 1)Не только особенности биологического воспроизводства влияют на процесс жизнедеятельности и прогресс человечества.
2)Отсутствует комплексный подход в рассмотрении причин происхождения государства. Автор не рассматривает иные значимые факторы, в частности, политические, экономические, психологические, культурные
3)Некоторые виды животных при воспроизводстве своего потомства также соблюдают табу на близкородственное скрещивание, но государственность при этом не возникает.
|
4.
| Феноменологическая
| Адольф Райнах
| Феноменологическая школа права сформировалась в результате распространения идей философии феномнологии в сфере юридической науки и исходит из представления о том, что, наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом, существует идеальное – эйдетическое, универсальное право.
20 век
| 1)нацелена на нахождение убедительных (очевидных) оснований понимания права и государства;
2) сориентирована на рефлексию о переживании правового опыта и правовой реальности, которое и ведет к подлинной очевидности и достоверности; 3) представляет собой комплекс средств и приемов редукции научных знаний о праве к идеям и очевидностям; 4) решает проблему культурной достоверности права; 5) представляет собой механизм становления знания посредством концентрации мышления о праве и государстве как специфического состояния сознания (интеллектуально-интуитивной сосредоточенности);
| 1)справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
2)помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле
3)поддерживает людские верования в нерушимость мира; раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.
| 1)отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства;
2)юди не могут быть равными в биологическом плане;
3)государство не может всегда выражать интересы общества;
|
5.
| Экономическая | Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.), Анри Сен-Симон (1760-1825)
|
Возникновение экономической теории обычно связывают с именами Карл Маркса и Фридрих Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Льюис Морган.
| Человек присваивает продукты природы и, используя примитивные орудия труда, переходит к производству продуктов потребления. Происходит первичное разделение труда: переход от рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству в связи с развитием производительных сил и изменением климатических условий; в это время образуются землевладельческие и скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство приводят к росту населения, позволяют отказаться от коллективных форм труда, происходит переход от присваивающей экономики к производительной. Производящая экономика объединяет значительные массы людей и создает новые формы существования: оседлость, производство, быт.
| 1)выражена действительная связь права с экономикой и политикой.
2)право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.
3)признание того, что материальные условия играют важную роль в жизни людей и общества;
4)учет форм трудовой деятельности и их изменения в процессе появления государства.
| 1)Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).
2)ограниченность теории: экономическая характеристика — не единственное условие развития общества;
3)слабый учет политических и психологических причин развития государства;
4)применение одной схемы к происхождению государства для разных стран.
|
6.
| Кризисная
| Г. Чайлд
А. Б. Венгеров
| Предпосылки теории выросли из постепенного развития археологии, геологических наук и политической антропологии. Данные виды знания рассматривали государство и общество с новой стороны — стороны политики и исторического развития
20век
| Изначально теория основывается на понятии кровного родства. С самого начала своего выделения из животного мира человек присваивал себе продукты природы. Основой пищевого рациона человека была охота и рыболовство, а также собирательство. Для собственной выгоды люди начали объединяться в союзы и распределять обязанности по приготовлению пищи, заботе о доме, охоте и рыболовству между членами союза, однако все продукты труда делились между людьми поровну.
| 1)экономика и производство рассматривается как основная движущая сила к созданию государственности;
2)теория учитывает тот факт, что кризисные ситуации случались со всем человечеством, у них нет привязки к отдельным национальностям и территориям;
3)авторы рассматривают организационные и управленческие функции производства очень подробно;
4)комплексный подход к пониманию кризиса как явления (был целый ряд кризисов в климате, труде и социуме);
5)учитываются не только природные, но и социально-экономические факторы;
6)предпосылки к появлению государственности прослеживаются еще в эпохе первобытного общества.
| 1теория не является оригинальной и основывается на трудах ученых, выдвигавших другие концепции (например, ирригационной);
2)она хорошо описывает возникновение государственности, но практически не захватывает развитие этого процесса;
3)раскрывает управленческие функции в трудовой области, но труд и государственность при этом не являются тождественными понятиями;
4)главным стремлением человечества по теории является стремление к выживанию, а не к государственности как таковой;
|