2 Культ. Контрольная работа дисциплина Культурология Ф. И. О студента Никитина Ольга Александровна
Скачать 280.85 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра философии и гуманитарных наук КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Культурология Ф.И.О студента: Никитина Ольга Александровна Направление/специальность 38.03.01 Экономика _____________________________________ Направленность (профиль)/специализация _____________________________ Номер группы: 3Э74___________________________________________________________________________ Номер варианта контрольной работы: 5_________________________________________________ Номер зачетной книжки:170906____________________________________________________________ Дата регистрации контрольной работы кафедрой: _______________________ Проверил:_________________________________________________________ Новосибирск 2018 Теоретическое задание Текст теоретического задания Роль Флоренции в культуре Возрождения. Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: 1.1. Когда и где начинается Возрождение? 1.2. Почему Флоренцию называют «Афинами Нового времени»? 1.3. Что такое проторенессанс? 1.4. Какую роль сыграли крестовые походы для развития культуры итальянских городов? 1.5. Что такое Флорентийский собор? 1.6. Кто такие гуманисты? Какие культурные задачи они ставили? 1.7. Что такое антропоцентризм Возрождения? 1.8. Какое политическое устройство было во Флоренции периода Возрождения? 1.9. Что такое Платоновская Академия во Флоренции? 1.10. Что связано с именем Козимо Медичи Старший? 1.11. Что связано с именем Лоренцо Медичи? Ответ на теоретическое задание 1. Отличительные черты эпохи Возрождения – это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития. Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. 2. Греческий город Афины считался центром античной науки и искусства, центром демократии и философии, городом, где наукам уделялось огромное влияние. Флоренция начала 15 века управлялась весьма прогрессивным политиком Козимой Медичи, который был не только ценителем прекрасного, но и понимал важность наук. Он пригласил во Флоренцию многих известных живописцев, скульпторов и архитекторов, а для своего внука нанял известного философа Марсилио Фичино, которого многие называют отцом Возрождения. Усилиями Фичино во Флоренции открылась Платоновская академия, в которой обращались к достижениям античности и развивали их. Флоренция стала центром Возрождения искусства и науки и потому ее часто сравнивают с древними Афинами. 3. Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом. В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. "Последний поэт Средневековья" и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо(1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфоди Камбио и живописец Джоттоди Бондоне. Возникновение и характерные черты Проторенессанса: для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11-13 вв. в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю. Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфоди Камбио. Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано. Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини (Рим); Джотто (Флоренция). 4. Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они, несомненно, дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны, описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии, посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. 5. Ферраро-Флорентийский собор — собор христианских церквей (1438—1445). В 1438—1439 проходил в Ферраре, в 1439—1442 — во Флоренции, в 1443—1445 — в Риме. В Католической церкви считается XVII Вселенским собором. На Соборе подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными церквами. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом филиокве — добавлении, сделанном Римской церковью в Символ веры. Рассматривались и другие догматические вопросы — о чистилище, главенстве папы римского во Вселенской Церкви, совершении таинства Евхаристии. Собор был объявлен Вселенским. 6. Само слово «гуманизм» переводится как человечность. Гуманистические идеи как доктрина взглядов появились в 14–15 веках, получив наибольшее развитие и распространение в эпоху Возрождения, а позже наблюдался еще один всплеск в период буржуазных революций 17–19 веков, когда прогрессивные силы боролись против феодального строя и навязанной диктатуры церкви. Так кто такие гуманисты – в этой статье. Гуманизм и гуманисты С развитием в Европе торгового капитала появились представляющие светскую интеллигенцию эпохи Возрождения, к которым относились ученые, публицисты, историки, поэты, чиновники и др. Они утверждали, что люди имеют право самостоятельно определять смысл своей жизни и строить ее так, как хочется. Они призывали к созданию более гуманного общества, основанного на человеческих и других естественных ценностях. Основные идеи гуманистов – «от каждого по способностям, каждому – по труду». Гуманизм не принимал сверхъестественного видения мира, а его последователи выступали за свободное формирование науки и техники, бережное отношение к природе, уважение человеческого достоинства и свободу выбора. Изначально они противопоставляли феодальной культуре средних вековримскую и греческую культуры, которые достигли своего высокого развития. Они считали их единственно возможными для себя, что привело к тому, что современность они рассматривали сквозь ее призму. Они не только вели раскопки и писали на туземных языках, но и брали себе греческие имена, не чувствуя себя привязанными ни к своей нации, ни стране. Они путешествовали из одного государства в другое и призывали уважать и почитать людей не знатных, а талантливых. К великим гуманистам того времени относятся Данте, Леонардо Бруно, Рамбле, Бокаччо. 7. В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы. В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя. 8. Раннее развитие коммуны во Флоренции, формирование городской культуры, возникновение гражданского общества и коммунального патриотизма, демократизация системы управления, а также интерес к античности, привели к складыванию во Флоренции в XIII веке гуманистического мировоззрения с его интересом к человеку и обществу. Для Флоренции была особенно характерно раннее возникновение идеи о свободе как великой ценности флорентийского государства и особая гордость за его республиканский строй. Именно Флоренция стала первым лидером в итальянском гуманистическом движении. 9. Она не являлась официальным правовым учреждением и не была привязана к государству или церкви. Платоновская академия во Флоренции – вольное сообщество свободных людей, сформированное из разных слоев, имеющих различные профессии, приехавших из разных мест, которые влюблены в Платона, неоплатонизм, Filosofia Perennis. Сюда съезжались и духовные представители (епископы, каноники), и светские персоны, и поэты, и живописцы, и архитекторы, и республиканские правители, и так называемые бизнесмены той эпохи. Платоновская академия во Флоренции (фото представлено ниже) выступала неким братством разносторонних талантливых личностей, которые впоследствии стали знаменитыми. К ним можно отнести: Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Микеланджело Буанаротти, Пико де лаМирандола, Лоренцо Великолепного, Франческо Катании, Боттичелли и пр. Платоновская академия во Флоренции была учреждена в 1470 году вышеупомянутым Козимо. Пик процветания приходится на время правления его внука Лоренцо Медичи, выступающего ее членом. Несмотря на недолгий расцвет академии (10 лет), она оказала существенное влияние на культуру и мысль Европы. Платоновская академия во Флоренции вдохновила известнейших мыслителей, художников, философов, ученых, политиков, поэтов своей эпохи. Она была не просто местом собрания высокодуховных, талантливых и умных людей. Можно с уверенностью сказать, что Платоновская академия во Флоренции – это братство единомышленников, критерием объединения которых являлись мечты о новом, лучшем мире, человеке, будущем, так сказать, золотом веке, достойном попыток возрождения. Многие называют это философированием, а иногда даже образом жизни. 10. Козимо Медичи Старший (или Старый) пришел к власти во Флоренции в 1434 году и эту дату считают началом господства династии Медичи. Козимо Медичи Старший сформировал правительство из своих сторонников Он дожил до 75 лет, благополучно руководил Флоренцией до самой смерти в 1464 году, был похоронен в Сан-Лоренцо, и на его саркофаге начертали «Отец отечества». За годы своего правления Козимо не только обеспечил флорентийцам экономическое благополучие, но и начал практику покровительства людям науки и искусства, создав предпосылки для превращения Флоренции в культурный центр мирового значения. Время правления первых Медичи – это время творчества «трех отцов флорентийского Возрождения» - Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Брунеллески открывает перспективу и создает символ Флоренции - купол Санта-Мария-дель-Фьоре, Донателло – знаменитого «Давида», «Кающуюся Магдалину» и «Юдифь и Олоферна», Гиберти – «Райские» ворота Баптистерия. Мазаччо пишет «Троицу» в Санта-Мария-Новелла, а Филиппо Липпи – «Мадонну с двумя ангелами». На этот же период приходятся молодые годы Гирландайо, Перуджино, Ботичелли и Леонардо да Винчи. Незадолго до смерти Козимо Старший сделал еще одну бесценную вещь – основал в Кареджи Платоновскую академию, которая становится центром гуманистический философии Ренессанса. 11. Лоренцо Медичи- Самый, пожалуй, знаковый правитель эпохи Ренессанса, во время правления которого расцвет философии и искусства во Флоренции достиг наивысшего подъема. Лоренцо столкнулся с проверкой на прочность в 1470 году - на первом же году правления против него выступили противники еще его отца. В 1478 году сторонники восстановления республиканских свобод сделали попытку уничтожить Лоренцо и Джулиано, это покушение известно под именем заговора Пацци. Лоренцо не был наделен ни хорошим здоровьем, ни физической привлекательностью. Однако он тонко чувствовал и ценил красоту в поэзии, философии, живописи, скульптуре. Прозванный Великолепным за роскошь и расточительность своего двора, он стал покровителем и меценатом расцвета эпохи Ренессанса. Трудно переоценить его роль формировании и распространении по Европе идей гуманизма, так как Лоренцо поддерживал Платоновскую Академию в Кареджи – школу или, если можно так выразиться, дискуссионный клуб. Время Лоренцо – это период зрелого творчества крупнейшего художника XV века Сандро Боттичелли. Именно в это время Боттичелли сближается с гуманистами из Академии и пишет великие картины «Весна» и «Рождение Венеры», «Мадонну дель Магнификат», «Мадонну деллаМелаграна» и «Благовещение». Гирландайо создает фрески в Зале лилий в Палаццо Веккио, церкви Санта-Тринита и капелле Торнабуони в Санта-Мария-Новелла. Во Флоренцию приезжает Перуджино, восходит звезда Леонардо, который, правда, быстро уезжает работать в Милан, при дворе Лоренцо создает свои первые работы юный Микеланджело. Тестовая часть 1. Какие два стиля архитектуры были преобладающими в эпоху средневековья? а) дорический и ионийский, б) романский и готический, в) ионийский и коринфский, г) барокко и рококо. 2. Как называли себя исследователи культуры античности в эпоху Возрождения? а) библиофилы, б) археологи, в) филологи, г) политики, г) гуманисты. 3. Какой город явился центром Возрождения? а) Рим, б) Венеция, в) Флоренция, г) Неаполь, д) Париж. 4. Открытия в какой области способствовали развитию морской торговли? а) астрономия, б) теология, в) география, г) алхимия, д) социология. 5. Какую человеческую способность просветители ставили на первое место? а) разум, б) воображение, в) волю, г) чувствительность, д) интуицию. 6. Синодом управлял а) непосредственно император, б) обер-прокурор, в) председатель Сената, г) митрополит. 7. Основной строительный материал Месопотамии – это а) дерево, б) камень г) кирпич, г) бетон. 8. Законы Хаммурапи применялись а) одинаково ко всем жителям Месопотамии, б) только к полноправным жителям, в) ко всем жителям Месопотамии в соответствии с их социальным положением, 9. В религии Древнего Египта хорошо сохранились пережитки а) охотничьей магии, б) культа Неба, в) тотемизма, 10. Что такое «капище»? а) злачное место в Древнем Риме», б) место для жертвоприношений в языческой древности, в) верхняя накидка понтифика, г) храм в долине фараонов в Египте. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Никитич, Л. А. Культурология / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 560 c. 2. Орлов, И. Б. Советская повседневность. Исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. - 328 c. 3. Петров, К. М. Экология и культура / К.М. Петров. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. - 368 c. 4. Петрова, Наталья Владимировна Культура, Литература И Религия Соединенных Штатов Америки И Канады Часть 1. Религии В Сша. Учебное Пособие / Петрова Наталья Владимировна. - Москва: Гостехиздат, 2009. - 948 c. 5. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры / В.М. Пивоев. - М.: КноРус, 2011. - 528 c. 6. Столяренко, Л. Д. Культурология. Конспект лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2015. - 176 c. |