Главная страница
Навигация по странице:

  • Алматинский филиал КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  • Содержание: Введение ……………………………………………………………………… 1.

  • Цивилизация как основная типологическая единица истории

  • Культурология. Культурология(К). Контрольная работа дисциплина Культурология Тема Древние цивилизации как основа духовной современной культуры Студент(ка) 2 курса Заочной формы обучения


    Скачать 44.08 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа дисциплина Культурология Тема Древние цивилизации как основа духовной современной культуры Студент(ка) 2 курса Заочной формы обучения
    АнкорКультурология
    Дата10.03.2021
    Размер44.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология(К).docx
    ТипКонтрольная работа
    #183361

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

    Алматинский филиал

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Дисциплина Культурология

    Тема Древние цивилизации как основа духовной современной культуры

    Студент(ка) 2 курса

    Заочной формы обучения

    Направление подготовки Психология П319БПСИ

    Домрачева Анастасия

    Сергеевна (ФИО)

    Алматы

    2020 год

    _____________________________________________________________________________________________

    «__27___»_____12______2020г.

    дата поступления работы преподавателю

    ОЦЕНКА________________________

    ( в баллах)

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ Коломейцева Олеся Александровна /Старший преподаватель

    подпись фамилия четко

    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Студент (ка) 2 курса Домрачева Анастасия Сергеевна

    Заочной формы обучения направления подготовки Психология

    Дисциплина Культурология

    Тема Древние цивилизации как основа духовной современной культуры

    Содержание:
    Введение ………………………………………………………………………

    1. Цивилизация как основная типологическая единица истории…….
    2.Типы цивилизации………………………………………………………………

    3.Вклад древних цивилизаций в развитие мировой культуры. ………………

    3.1.Культура Древней Греции…………………………………………………

    3.2.Культура Древнего Рима………………………………………………….

    3.3.Античная наука……………………………………………………………

    4.Заключение…………………………………………………………………

    5.Список использованной литературы……………………………………..

    Введение.


    В многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, в основном благодаря его вкладу в мировую культуру. В то же время культура античности (как и культуры других эпох) часто отождествляется рядом ученых с понятием «цивилизация», как это имеет место, например, во взглядах Э. Тейлора. Выявление этих понятий приводит к неоднозначности понимания самого содержания культуры. Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (гражданский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с понятием "культура".

    Первая концепция зародилась и вошла в русскую мысль в 18 веке. Это означало приручение человека в систему правления, в разумно организованное общество. Второе понятие с древних времен означало формирование, и воспитание человеческой души, овладение человеческими страстями. Другими словами, понятие «цивилизация» в определенном смысле поглотило понятие «культура», оставив позади то, что относится к формированию личностного и творческого начала в человеческой деятельности. При этом понятие «цивилизация» как одно из его определений было отнесено к характеристикам материальной стороны человеческой деятельности.

    Социальные изменения и научные достижения двадцатого века принесли много нового в понимание цивилизации, которое стало рассматриваться как целостность экономической, классовой, политической и духовной сферы общества в определенных пространственных и временных границах. Вопрос о взаимоотношениях между культурой и цивилизацией кажется несколько запутанным из-за того, что они во многом пересекаются. Представители англоязычной литературы в основном апеллируют к понятию «цивилизация», а немецкие авторы - к понятию «культура».

    Актуальность темы: в настоящее время понятия «цивилизация» и «культура» часто используются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяемые друг с другом. И это кажется законным, поскольку культура в самом широком смысле - это цивилизация.

    Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояснения какую культуру мы имеем ввиду".

    Современная наука понимает под культурой все, что создано людьми, в отличие от того, что существует в природе вне человека, иными словами, всю творческую деятельность людей во всем ее разнообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией мы подразумеваем период в истории культуры.

    Цель данной работы: рассмотреть древние цивилизации как основу современной духовной культуры и исследовать их вклад в мировую культуру.





    Цивилизация как основная типологическая единица истории
    Цивилизация - это волшебное слово, завораживающее и создающее образ необычного сообщества, в котором все устроено рационально и на благо человека. Возраст человеческого общества оценивается в 35-40 000 лет. В начале рассказа, независимо от района проживания, один человек, обычно называемый системой примитивного сообщества, начинал с одной и той же «исходной позиции». Эта система характеризовалась необычайным сходством во всем пространстве расселения людей: единообразием социальных структур, методов трудовой деятельности, верований, повседневной культуры и т. д.

     Но на протяжении истории человечество достигало совершенно разных результатов. В современном мире мы имеем дело с колоссальным разнообразием социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной и художественной культуры и т. Д. Для систематизации огромного массива исторических данных мы введем понятие цивилизации как основной типологической единицы истории.[2]

       Из-за универсальности и многозначности этой категории ей сложно дать определение. Было сделано много попыток ее сформулировать. Существует более сотни определений цивилизации. Стартовые принципы очень разные. Р. Лоуи (США) определил цивилизацию как «беспорядочную смесь обломков и тряпок». Он археолог, и, конечно же, история предстала перед ним в виде уцелевших останков человеческой деятельности.

    Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры: О.Шпенглер, Н.Бердяев, Ф.Нортроп, А.Крёбер и др.[3]

    Для русского социолога П. Сорокина, ставшего гражданином США, цивилизации - это огромные музейные хранилища материальной культуры, выставленные без всякой системы. О. Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль культуры. Этот подход имеет богатую традицию и широко используется в теории и истории культуры.
          Однако сейчас возникает желание, применительно к существующим разработкам, расширить рамки цивилизационного подхода до общей исторической методологии. Представление о цивилизации как социокультурной системе или надсистеме с внутренним механизмом действия становится все более распространенным. В этом случае определение дает категория общества и его функциональные составляющие.

    Такой подход типичен для Н.Я. Данилевского. Он писал о цивилизации, что «главное должно состоять в различии культурных и исторических типов, самостоятельных, своеобразных планов, так сказать, религиозного, социального, бытового, производственного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». [9]

    Большой интерес представляют работы известного английского социолога и историка А. Тойнби.Он также представил цивилизацию как целостную социальную систему: «Цивилизации - это агрегаты, части которых скоординированы и взаимозависимы ... Все аспекты социальной жизни развивающейся цивилизации согласованы в единое социальное целое, в котором экономические, политические и культурные элементы согласованы на основе внутренней гармонии ».[1]


    Типы цивилизации


         

    В XIII тысячелетии до нашей эры первые центры цивилизации появились на Древнем Востоке. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными, чтобы подчеркнуть, что они возникли непосредственно из примитивности и что они не основывались на предыдущей цивилизационной традиции. Одной из характеристик первичных цивилизаций является то, что они содержат значительный элемент примитивных верований, традиций и форм социального взаимодействия.
          Первобытные цивилизации возникли в определнных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и полусухим климатом, среднегодовая температура которого была довольно высокой - около + 20 ° C. Спустя всего несколько тысячелетий ареал цивилизации начал расширяться на север, где природа более сурова. Это означает, что для возникновения цивилизации необходимы благоприятные природные условия.
          Историки  также указывают, что родиной  первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат -- в Месопотамии. Несколько позднее -- в III -- II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская. Конечно, не все древние цивилизации были прибрежными. Таким образом, в определенном географическом положении развивались Финикия, Греция и Рим. Это разновидность прибрежной цивилизации. Своеобразие приморских условий наложило определенный отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что в свою очередь стимулировало формирование особого типа общественно-политических отношений, особых традиций. Так сформировался другой тип цивилизации - цивилизация Запада.[5]

     Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточная и западная.

    Восточная цивилизация. Возникновение древнейшего мирового центра цивилизации произошло на юге Месопотамии - долине рек Евфрат и Тигр. В чем особенности древней восточной цивилизации? Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая наложила значительный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентации, тип управления, социальную и политическую структуру.    

    В духовной жизни восточного человека преобладали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. С точки зрения мировоззрения, в восточных цивилизациях нет разделения мира на мир природы и общества, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восприятия мира восточным человеком характерен синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». [5]

     С точки зрения религиозной жизни восточная культура характеризуется нравственным и произвольным отношением к созерцанию, безмятежностью и мистическим единением с силами природы. В восточных системах мировоззрения человек абсолютно несвободен, его действия и судьба предопределены космическим законом. Самый распространенный символ восточной культуры - «человек в лодке без весла». Это свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. Природа, общество, государство - вот почему людям не нужны весла.   

      Восточные цивилизации удивительно стабильны. А. Македонский завоевал весь Ближний Восток, построил огромную империю. Но однажды все вернулось на круги своя - в свой вечный порядок. Восточная цивилизация ориентирована, прежде всего, на воспроизводство существующих социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих веков. Традиционализм - характерная черта восточной цивилизации. Традиционные образцы  поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как  важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивыхстереотипов.[8]
         Западная цивилизация. Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в античности, была цивилизация западного типа. Он начал зарождаться на берегу Средиземного моря и достиг своего пика в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято называть античным миром в период с IX-VIII веков до н.э до IV-V вв. Следовательно, западный тип цивилизации по праву можно назвать средиземноморским или античным типом цивилизации.[6]
    Древняя цивилизация, как и восточная цивилизация, является первичной цивилизацией. Поэтому в древней цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества значимо влияние первобытности. Доминирующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако это мировоззрение имеет существенные особенности. Древнее мировоззрение космологично.

    По-гречески космос - это не только мир, Вселенная, но и порядок, целый мир, который своей пропорциональностью и красотой противостоит Хаосу. Этот порядок основан на мере и гармонии. Таким образом, в античной культуре на основе моделей мировоззрения формируется один из важных элементов западной культуры: рациональность. Отношение к гармонии всего пространства также было связано с деятельностью по созданию культуры «древнего человека».[5]

    Гармония проявляется  в  пропорции  и  связи вещей  и эти пропорции связи могут  быть вычислены и воспроизведены.

    Отсюда - каноническая формулировка набора правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, основанные на наблюдениях за реальным человеческим телом. Тело - это своего рода мир. Космологизм (представления о вселенной) древней культуры носил антропоцентрический характер, то есть человек считался центром вселенной и конечной целью всей вселенной

    Культура Древней Греции


    Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес.

    Горнодобывающая промышленность в Афинах находилась на высоком уровне развития: там умели с необычным мастерством находить новые месторождения ценных металлов, а глубина рудников достигала 120 м. Еще более важным для греческого искусства была глина, из которой изготавливали кирпичи, но прежде всего греки достигли в этом керамики. как известно, высшие художественные достижения. Наконец, высоко ценился и камень: благодаря ему со временем возникли греческие храмы, другие архитектурные памятники и скульптуры. [7]

    Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было населено людьми, говорящими на языке, который не принадлежал ни к индоевропейской, ни к семитской группе. Более поздние греки, за исключением знати, считали себя автохтонным населением Греции, но также сохранили идею о существовании некоторых древних догреческих народов, Карера, Лелега или Пеласгера, которые первоначально жили в Элладе и прилегающих островах.

    Таким образом, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурных сообщества: самая древняя из них - критская, или минойская, с центром на Крите (3000– 1200 гг. До н.э.); Кикладский, процветающий на островах; и эллинский в самой Греции. Микенская культура была отражением критской культуры материковой Греции: художники и мастера с Крита, привезенные в качестве рабов ахейцами, по-видимому, сыграли важную роль в ее формировании.[7]

    Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднемикенский (1550 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400 1200 гг. до н. э.).

    Около 1700 г. до н. э. в Арголиде, центре власти микенских правителей, стало особенно сильно ощущаться влияние минойской культуры, пришедшей с Крита. Женщины стали одеваться по подобию чернокожих женщин, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богине с Крита. Испытывая влияние более развитой цивилизации, ахейцы сохранили, однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян, они продолжали носить усы и бороды и жили в мегаронах с постоянным очагом. Когда жители Крита правили морем и поэтому не боялись вторжения на свой остров, ахейцы построили мощные оборонительные сооружения от возможных атак с севера и восстаний покоренного ими населения. Женская высокоразвитая минойская культура контрастировала с суровостью и мужественностью зарождающейся микенской цивилизации. Все это нашло отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике фресок на территории тогдашней материковой Греции, где темы войны и охоты оставались любимыми. Символом могущества местных королей были огромные укрепления на высоких местах, окруженные огромными стенами. Дизайн этих укреплений отличался от критских построек. Чтобы понять это, достаточно остановиться в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных барельефом, изображающим двух львиц, окруженных огромными каменными блоками, сложенными друг на друга. [7]

    Греки считали, что эти стены воздвигали циклопы-одноглазые великаны; Фактически, это был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, захваченных ахейцами в своих далеких военных походах. До 1953 года микенская цивилизация говорила с нами только на языке величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка микенской письменности англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком дала возможность услышать язык глиняных табличек, содержащих инвентарные записи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письма в Эгейском мире: древнейшей, иероглифической письменности (первая половина II тысячелетия до нашей эры) и двух систем линейной письменности A (XVII XIV века до нашей эры) и B. (ок. XIV.) XIII век до н. э. Однако только в 1953 году можно было прочесть тексты, основанные на «самой молодой» из этих систем, а именно на линейной слоговой букве B, и определить, что записи были сделаны на греческом языке. Линейное письмо А еще не расшифровано, но похоже, что его использовали не греки, а догреческое население Крита. [7]

    Античная культура - это также культура Сократа, философа, который ставил знания выше всех авторитетов и мнений. Он учил этому принципу своих учеников. Говорят, он внимательно присматривался к талантливой молодежи и вместе с ними обучал студентов.

    Сократ не писал книг, он считал, что в них умирает мысль, становится правилом, и это уже не знание. Согласно Сократу, величайшая мудрость состоит в том, чтобы не быть обманутыми своими знаниями, это не в том, чтобы абсолютизировать их («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое постыдное невежество - это «представить, будто вы знаете то, чего не знаете».

    Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру образом жизни (мы видели это на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но также к искусству и поэзии. Греческая культура во многом положила начало дальнейшему развитию культуры. Его главными символами были два бога: Аполлон и Дионис, которые породили, как считали древние греки, два противоположных взгляда и две культуры. Бог Аполлон - бог пластики, умеренности, гармонии, красоты и мира. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, неугомонности и чрезмерности.

    Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Возрождения, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто острой) правдой жизни, философским пессимизмом и нигелизмом. Греки считали, что культура, как и сама жизнь, должна сочетать в себе аполлоновские и дионисийские качества, иначе возможна смерть культуры. Доминирование Аполлона в культуре со временем приведет к застою, застою. И засилье дионисизма над разрушением, протест ради протеста.

    В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения в Кноссе, удалось найти фрагменты календаря, где речь идет о священниках, праздниках и жертвоприношениях, которые должны были приноситься в определенные месяцы. Функции первосвященника выполнял бы сам царь, хотя бесспорных доказательств этому нет. [7]

    Напряженная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивается на одном из полюсов общества. Характерно, что массовым направлением было театральное искусство, которое так ярко развивалось в Афинах V века. В следующем столетии до н.э. больше не играла своей прежней социально-образовательной роли. Трагедия пришла в упадок, а комедия претерпела серьезные изменения. Но если поэзия сошла с тех высот, которых она достигла в Греции в эпоху Перикла, то, наоборот, проза поднялась до небывалого уровня. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия 4 века. до н.э., представлен именами Платона и Аристотеля. Изящное искусство, особенно скульптура, прославилось в это время шедеврами Праксителя и Скопа, не уступавшими великим произведениям Фидия, Поликлета и Мирона.[7]

    Культура Древнего Рима


    Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные культуры других стран. Как, например, в дополнение ко многим предметам домашнего обихода, заимствованным из Греции и стран Восточной Европы, также были заимствованы мода и манеры. Сципион Африканский, завоеватель Ганнибала, был замечен в палитре Сиракуз в греческой одежде и обуви. Его жена, по-восточному, появлялась на публике только в сопровождении целой толпы горничных, в экипажах, запряженных в то время мулами.

    Древняя архитектура с терракотовым орнаментом полностью царила в Риме в III веке. BC e. и только в следующем веке начали уступать место каменным постройкам. Но храмы строились из мягкого вулканического туфа, так как их мрамор в Италии был во II веке. все еще не было: и «Лунский», позже каррарский, мрамор, и твердый известняковый травертин «Тибуртинский» начали использовать повсеместно уже в эпоху Августа.[7]

    Ограниченный выбор строительных материалов сформировал саму архитектуру. Из мягкого туфа невозможно было вырезать длинные прочные балки, поэтому архитекторам пришлось создать арочные своды. Кроме того, мягкий туф не позволял создавать ярко выраженные акцентированные орнаменты, как в случае с греческими мраморными храмами, и необходимо было отделывать здания пластиком. Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних коридоров. [7]

    Начав покорять мир, римляне познакомились со всеми новыми способами украшения домов и храмов, в том числе росписью фресок. Первый римский тип росписи, так называемый Помпеи, тесно связаны с традициями эллинистических фресок, изученных по фрескам, обнаруженным археологами в провинциальных Помпеях, раскопанных археологами и в других городах Кампании. Интересно, что, как и в римской риторике того времени, здесь сосуществовали и часто действовали два простых стиля, с тонким рисунком и рядом друг с другом, жалкие, с светотенью и насыщенными цветами. Эти своеобразные «чердаки» и «азиаты» в живописи порой сосуществовали на стенах одной комнаты, как, например, на вилле Фарнезина в Помпеях. [7]

    Античная наука


    Исходя из содержания концепции культуры, науку следует трактовать как феномен культуры, то есть ее ареал. В то же время наука как система развития знания отличается от всех культурных явлений прежде всего тем, что ее содержание является объективной истиной, то есть содержание научного знания не зависит от человечества. Это знание раскрывает объективный мир, его законы и свойства, его связи и отношения.

    Наука выполняет функцию культуры и, следовательно, может считаться феноменом культуры, когда она адресована человеку, когда знания, полученные с ее помощью, становятся фактором в человеческом мире. Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры.[4]

    Итак, в культуре Древнего Египта знания, которые тогда существовали как основы науки, были собственностью только посвященных и носили эзотерический характер.

    В рамках индийской культуры уже в древности были выявлены такие глубокие свойства и способности человеческого тела, суть которых остается во многом необъясненной с позиций современной биологии и медицины. Но это знание принимает неадекватную, полумистическую форму (йога и другие школы), что условно можно назвать символической формой представления научных знаний.[4]

    И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления знания, стали разрабатываться категории научного мышления.

    Античная наука зародилась в VI веке до нашей эры. в очень своеобразной обстановке греческих городов (несколько позже) в итальянском Средиземноморье. Именно эта ситуация послужила той неблагоприятной средой, которая способствовала возникновению особой формы спекуляции, которая впоследствии привела к развитию как теоретического философского, так и научного мышления.

    Если в большинстве древних цивилизаций города государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.

    Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от внешнего врага, независимо от его собственности и статуса собственности. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (то есть логически обосновывать) отстаивать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному агону, то есть спору, засвидетельствованному Гомером, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и, в конечном итоге, к развитию методов логического доказательства. [4]

    Большое значение, а иногда и недооценка в греческих городах имело отсутствие собственности чиновников и священников. Что касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданский институт, который возлагал на граждан обязанность выполнять определенные ритуалы, но не налагал никаких ограничений на их внутренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ионических) городах-государствах атмосферы свободы мысли, которой не знала ни одна страна древнего мира.

    Одной из наиболее характерных черт древнего общества было отсутствие заметного взаимодействия науки и техники. Это не означало, что древняя техника была примитивной, на очень низком уровне развития.

    Античная наука отражала особенности греческого менталитета, несла на себе отпечаток греческого мироощущения, исходила из образа мира, складывавшегося во времена первых греческих классиков.[4]

    Этот образ мира нашел отражение и в других сферах античной культуры, особенно в греческой литературе и греческом искусстве.

    Как было сказано выше, основным методом греческой науки было созерцание. Одно это объясняет развитие, которое получила астрономия в античности. В самом деле, что может быть более достойным объектом созерцания, чем небосвод с движущимися по небу огнями? Это прекрасно выражено Анаксагором в приписываемой ему знаменитой апофеме. На вопрос, почему человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор ответил: «Созерцайте небо и структуру всего мирового порядка».

    В это время греческие ученые, начиная с Фалеса, занимались лишь построением различных моделей космоса. Первые модели были крайне ошибочными и произвольными, так как были построены чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Поначалу у греков таких данных вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.

    Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки Нового времени. Наука Нового времени, создателями которой были великие ученые эпохи Возрождения и 17 века, с самого начала была международной наукой. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер были представителями разных наций . Древняя наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являвшееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов.[4]

    Заключение


    Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографическом смысле состоит во всей своей полноте из знаний, верований, искусства, морали, законов, обычаев и некоторых других навыков и привычек, усваиваемых человеком как членом общества.

    Как второй самостоятельный этап в истории мировой культуры, античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием первобытной цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

    Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии свидетельствуют о высоком уровне культурного развития. Они важны не только как произведения искусства, но и имеют социальное и моральное значение. И теперь сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии стали современными.

    На основе античной культуры возникли и стали развиваться категории научной мысли, велик вклад античности в развитие астрономии и теоретической математики. Вот почему античная философия и наука сыграли такую ​​важную роль в возникновении современной науки, в развитии технологий. В целом культура античности явилась основой дальнейшего развития мировой культуры.

    Список литературы




    1. А.И.Арнольдов. Введение в культуру.М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

    2. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал.-1994.N 2. С.92-106.

    3. В.А.Зоц. Культура. Религия. Атеизм.М.: Издательство политической литературы, 1982.

    4. В.Ж.Келле. Наука и культура. М.:"Наука",1984.

    5. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал.-1995.N 4. С.122-127.

    6. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал.-1995.N 3. С.73-82.

    7. К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.М:Высшая школа,1990.

    8. Л.З.Немировская. Культурология. История и теория культуры. М.:1992.

    9. Э.Тэйлор. Первобытная культура.М.:Государственное социальноэкономическое издательство, 1939. 10. В.М.Хачатурян. Теория цивилизаций в русской исторической мысли // Новая и новейшая история. -1995. N 5. С.8-18.




    написать администратору сайта