культурология 4 вариант. Контрольная работа дисциплина Культурология
Скачать 127.87 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра философии и гуманитарных наук (наименование кафедры) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: __Культурология_____________________________________ Ф.И.О студента: __Гараисаев Салех Гахраман оглы___________________ Направление/специальность __Экономика_____________________________ Направленность (профиль)/специализация Экономика предприятий и организаций Номер группы: ____Э81________________________________________________ Номер варианта контрольной работы: ______4___________________________ Номер зачетной книжки: __190077___________________________________________ Дата регистрации контрольной работы кафедрой: _______________________ Проверил:_________________________________________________________ Новосибирск 2019 Теоретическое задание. «Ренессанс 12 века» в средневековой культуре Западной Европы. 1.Методические указания к теоретическому заданию. В контрольной работе по данной теме студент должен предпосылки и характерные черты «ренессанса 12 века» в средневековой культуре Западной Европы. При изложении этой проблемы студент должен ответить на следующие вопросы: Вопрос: 1.1. В чем заключалась христианская переоценка ценностей в средневековой Западной Европе? Ответ: 1.1. Впервые Средние века как особый тип культуры стали рассматривать гуманисты эпохи Возрождения, когда историк искусства Джорджо Вазари впервые выдвинул идею о том, что между античной культурой и культурой возрождения лежит период темных, средних веков. Оценка Вазари предопределила ценностное отношение к средневековой культуре как промежуточной на долгое время вплоть до эпохи Просвещения, когда было подчеркнуто, что средние века явились темным периодом в истории европейской культуры в силу своей религиозности, во-первых, и в силу феодальных земельных отношений, во-вторых. Г.В.Ф. Гегель впервые реабилитировал средневековье, выдвинув идею о том, что в основании средневековой культуры лежит особое состояние субъективного духа, которое характеризуется христианской религиозностью, иерархичностью и символизмом, и особое состояние объективного духа, которое в экономике порождает отношения земельной зависимости. Поэтому Средневековье не промежуточный и темный этап в развитии культуры Западной Европы, а самостоятельный, продуктивный и закономерный период. Период Средневековья охватывает промежуток времени с V по XV вв. н. э. В Западной Европе средневековье совпало с падением римской империи и явило собой качественно новый тип культуры. Основными факторами, повлиявшими на формирование Средневековья, стали, с одной стороны, распространение христианского вероучения, приведшее к переходу от античного способа познания к монотеизму. С другой стороны – активное влияние варварской культуры и смешение ее с народной римской культурой, то привело к формированию новых социо-экономических отношений, основанных на землевладении и землепользовании – феодализму. В результате сложился «уникальный в своей целостности и многообразный в своем единстве» (А.Я. Гуревич) тип культуры. Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве определялось такими отличительными особенностями, как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях, в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой. Мы предлагаем рассмотреть средневековую картину мира в двух аспектах: ценностном и сословно-структурном. Начнем рассмотрение культуры средних веков с ценностного аспекта. Аксиологической доминантной Средневековья явилась христианская религиозность, зародившаяся на территории Римской империи вI–IIв. н. э. Доминирование христианского мировоззрения в Средние века объясняется тем, что молодые варварские народы более охотно принимали христианскую веру, чем образованные римляне, а также тем, что люмпинизированное население бывшей римской империи в ранние средние века (V–VIIвв.) также находило утешение в христианских заповедях скорее, чем в домовых богах Рима (ларрах). Исследуя феодализм средних веков как экономический фундамент культурной жизни средневекового общества, французские историки Люсьен Февр и Жорж Дюби открыли такую отличительную черту ценностных представлений средневекового человека о мире, как корпоративность. Л. Февр отмечает, что средневековый человек – это, прежде всего, член коллектива, представитель своего профессионального объединения, равных по статусу и профессии, и свободных тружеников. Корпорация – это практически единственный тип социального института средневековья, в котором доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения. Человек средних веков не мыслит себя существующим отдельно от своей социальной среды, тех мировоззренческих и поведенческих установок, которые формируются внутри корпоративной среды. Связано это, прежде всего, с узкой специализацией профессиональной деятельности внутри корпорации, с особенностями хозяйственно-экономических и социальных функций средневековых корпораций. Корпорация является для средневекового человека условием социализации – выживания, средством защиты, институтом суда, регулятором семейно-брачных отношений. Но наряду с христианской религиозностью и корпоративностью другой ценностной доминантой средних веков был традиционализм – ориентация на старину и следование некогда принятым образцам. Традиционализм средневековой культуры проявлялся в экономической сфере: в постоянстве способов обработки земли, в сохранении ручного производства, неизменности системы питания. В богословии традиционализм был способом существования догматики, когда одни и те же положения принимались как абсолютно истинные и неизменные, доступные только лишь толкованию и комментированию. Традиционализм образа жизни объяснялся привязанностью средневекового человека к обжитым местам. Земельная зависимость крестьянина привязывала его к той земле, которую он обрабатывал на всю жизнь. Точно также жизнь монаха ограничивалась стенами его обители, так как он принимал обет послушания и не мог самовольно покинуть монастырь иначе как переводом по службе или будучи изгнанным из монастыря за провинности. Жизнь ремесленника замыкалась стенами города, в котором он проживал, и улицей или кварталом, где жили и работали работники его цеха. Даже сеньор организовывал жизнь по единожды установленному образцу в пределах стен своего замка. Следующей ценностной доминантой средневековой культуры является символизм, о чем на рубежеXIXиXXвв. писал П.М. Бицилли. Символизм состоит в том, что всякий предмет земного мира понимается как символ высочайшего, предельного и совершенного Божества (источника всех реальностей и всех символов), каждый предмет реальности имеет отпечаток Божества и служит (лат. –militat,ministrat) Богу. Символизм является отличительной чертой мышления средневекового человека: во всем он видит особое значение, таинственный смысл. Символизм пронизывает все уровни представлений средневекового человека о мире. Мы можем выделить религиозный символизм, когда весь земной мир выступает символом мира божественного; онтологический символизм, когда мир в его целостности являет собой величайшее множество; социальный символизм, когда все средневековое общество рисуется современникам в виде пирамиды из «трудящихся, воюющих и молящихся»; Следующая ценностная доминанта средневековой культуры состоит в иерархизме всех культурных явлений и процессов. Все в этом мире является результатом Божественной воли и божественного творения, поэтому все сущее подчиняется законам Божьим и служит Божеству. По иерархическому принципу упорядочены все вещи и стихии в зависимости от степени их близости к Богу. Наиболее важным для средневековой культуры являлся вопрос о соотношении различных иерархий и, прежде всего, о соотношении иерархии небесной (Божественной), церковной и светской. Наконец, завершает набор доминирующих ценностей культурной картины мира Средних веков такая ценность, как универсальность. Средневековая культура стремилась к универсальности объяснительных принципов всего сущего и познанию универсального закона бытия – Закона Божьего. Вопрос: 1.2. Что такое теоцентризм? Ответ: 1.2. Теоцентризм в философии — это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов. Понятие тецентризма Религиозная направленность философии средневековья определяла отношение к человеку, природе и всему, что находилось в поле зрения. С точки зрения философов, центром бытия являлся Бог, создавший человека, природу. Христианство было основной религией, поэтому все учения были направлены на постижение и обоснование божественного провидения во всех сферах жизни. Патристика и схоластика были основными направлениями теоцентризма и способами философствования. Патристика в свою очередь разделялась на три направления: апологетика — попытка построения философской системы на основе христианских догм, характерная для 2–3 века нашей эры; второй этап — период систематизации основных понятий христианства в 4–5 века; третий период — подчинение всех наук теологии в 6–8 века. Цель патристики заключалась в том, чтобы бороться с язычниками, варварами и другими религиозными течениями, которые претендовали на первенство в мышлении. В связи с этим, возникла средневековая инквизиция, отправлявшая на смерть ученых, деятелей других наук, если их размышления были противоположны существующим догмам. Среди апологетов главной фигурой был Ориген. В его философии впервые встречается объяснение такой человеческой сущности, как «богочеловек». Возможно, из-за этого он и был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, отчего вскоре скончался, ведь человек не мог быть равен Богу — он его творение, а значит, находится в полном подчинении и зависимости. На второй стадии формирования средневекового теоцентризма в философии выделяются фигуры Василия Кесарийского, который собрал вокруг себя многих знаменитых личностей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Теоцентризм в философии этих авторов делал акцент на веру и не старался каким угодно логическим способом объяснить процессы в мире. Схоластика имела целью логически объяснить происхождение человека и его духовную сущность. Заметен рационалистический подход. Представители схоластического направления подвергали критике излишнюю религиозность и мистичность философии теоцентризма. Схоластика также характеризуется тремя периодами — ранний, средний и поздний. Вопрос: 1.3. Какую роль играли монастыри в западноевропейском средневековье? Ответ: 1.3. Культурными центрами среднего века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии. Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе. В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые. Вопрос: 1.4. Каковы характерные черты средневекового мировоззрения? Ответ: 1.4. Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии: Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее». Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям. Авторитарность – обращение к Библии. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества. Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности: Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви. Вопрос: 1.5. Что можно сказать об образовании в Западной Европе 12 века? Ответ: 1.5. Средние века - период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени, время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества. С V по XVII век в эпоху Средневековья в западной Европе в области просвещения господствует церковь. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский. В VI-VIII вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов. Во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность сосредоточилась в монастырях. С установлением монархии в западной Европе типы школ делились на: приходская школа, монастырская школа , кафедральная или соборная школа. В этих школах изучается 7 свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. С ростом городов, появлением третьего сословия, развитием мануфактуры, ремесла и торговли в XIII, XIV веках появился новый тип учебных заведений: цеховые и гильдейские школы. Сформировалось реальное содержание образования. Упадок гильдии и цехов привел к появлению XV-XVI веках бюргерских школ. Существовала рыцарская система воспитания. Было 7 рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, шахматы, занимались стихосложением или играли на музыкальных инструментах, умение охотиться. Во второй половине средних веков расширение торговых связей, проникновение арабской культуры в культуру западной Европы привели к появлению университетов. Педагогические идеи той эпохи отражены в трактате Винсента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей». Идеологи еретических движений отрицали воспитательную роль церкви, выступали против употребления в школах латинского языка. В VIII-X вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - Зерцала, т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями . Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи. На протяжении всего Средневековья продолжалась борьба церкви с языческими представлениями. Главная роль в православном воспитании играл духовный отец, нёсший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения хозяйства были изложены в Домострое. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции. В привилегированных сословиях дети получали домашнее образование. Вопрос: 1.6. Какое значение имели крестовые походы для культуры Западной Европы? Ответ:1.6. Наиболее важным результатом крестовых походов для Западной Европы был захват западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, которые ранее находились в руках у Византии и стран Восточного Средиземноморья. А то обстоятельство, что торговые пути по Средиземному морю попали в руки западноевропейских купцов, сильно способствовало оживлению их торговли с Востоком, сыгравшей в экономическом развитии западноевропейских государств большую роль. Североитальянские города получили в этой торговле первенствующее значение, так как Византия, разгромленная в результате четвёртого крестового похода, уже не могла с ними соперничать. Это имело большое значение для более быстрого развития североитальянскях городов и облегчило возникновение в них ранних ростков капиталистических отношений. На Востоке крестоносцы познакомились с шелководством, новыми земледельческими культурами (не известными до тех пор на Западе), рисом, арбузами, лимонными и фисташковыми деревьями. Именно во время крестовых походов в Европе начали пользоваться ветряными мельницами, познакомившись с их употреблением в Сирии. Встретив более высокую материальную культуру на Востоке, население Западной Европы научилось также изготовлению более тонких тканей, различной их окраске и более тщательной обработке металлов. Феодалы, побывавшие на Востоке, приобретали там более изощрённые вкусы. Расширение же потребностей высших классов западноевропейского общества вело к усилению эксплуатации крестьян, а, следовательно, и к обострению классовой борьбы в Европе. Таковы были экономические и социальные последствия крестовых походов для западноевропейских стран. Недостатки в организации крестоносных ополчений, обусловливавшие неуспех рассмотренных военных операций, не остались тайной для современников и участников в крестовых походах и частью указаны были в конце XIII и в начале XIV в. Прежде всего крестоносцам предстояло разрешить политическую задачу, и разрешить ее силой оружия. Большинству участников в крестовых походах было чуждо это сознание, главные массы крестоносцев были возбуждаемы религиозными мотивами, недостаточными для методического проведения обширной задачи, преследуемой крестовыми походами. Эта цель вообще направлялась не только к тому, чтобы освободить Иерусалим и святые места из-под власти мусульман, но, что еще важней, к тому, чтобы обеспечить за христианами фактическое господство на Востоке. В мемуарах, составленных в XIV в., для достижения этой цели указано весьма реальное средство - заселение Сирии и Палестины густыми массами христиан, передача туземцам европейских языков и образования, словом, постепенное поглощение сирийцев и арабов и ассимиляция их. Ясно, что крестовые походы, при всем громадном напряжении европейцев, не выбрасывали на сирийский берег таких масс, которые были бы в состоянии поглотить туземцев. Напротив, в этом отношении делалось весьма мало, потому что та половина крестоносцев, которая достигла Святой земли, исполнив обет, считала себя свободной от дальнейших забот и возвращалась на родину. Таким образом, неудача крестовых походов зависела главным образом от того, что недостаточно громадно было движение европейцев и сравнительно ничтожно число тех, которые оставались в Святой земле для постоянного поселения. Цели крестовых походов нельзя было достигнуть без содействия Византийской империи и без участия греков. Оставляя даже в стороне политическое влияние византийского императора, которое могло быть заменено другим равносильным авторитетом, руководители крестовых походов просмотрели громадную силу в греческом духовенстве и восстановили его против себя на всем театре своего политического влияния. Не озаботившись установлением правильных отношений с Византией и не разграничив на Востоке сферу византийского и европейского влияния, крестоносцы предпринимали рискованное дело. Завоеванием Византийской империи думая облегчить свою задачу, они на самом деле уклонились от нее и создали себе в будущем непреодолимые затруднения. Итак, отсутствием гуманности и политической дальновидности по отношению к Византии крестоносцы лишили себя серьезного союзника. Слишком хорошо сознавали участники и современники крестовых походов, что почти ни разу прибывавшие на Восток военные люди не применяли свои силы на одно общее предприятие. Напротив, при недостатке военной организации и дисциплины, при различии целей, преследуемых вождями разных национальностей и, наконец, ввиду борьбы и интриг, разъедавших общины сирийских христиан, равно как соперничества между итальянскими торговыми республиками, никогда почти не удавалось достигнуть соглашения взаимно противоречащих интересов и направить к одной военной цели все наличные крестоносные силы. Борьба папской и императорской власти и вражда светской и духовной партии в Сирии и Палестине не раз уничтожали выгоды, добытые договором с египетским султаном. Наконец, нельзя не усматривать основную причину неудачи крестовых походов в политическом и торговом соперничестве самих европейских народов. Этим соперничеством объясняется, прежде всего, направление четвертого похода на Константинополь, затем отклонение походов Людовика Святого на Египет и Тунис, этому же соперничеству нужно приписать истощение сил сирийских христиан, поглощаемых борьбой Венеции и Генуи в XIV в. Не достигнув цели крестовых походов, западноевропейцы несут тяжкую ответственность перед судом истории. Вследствие ошибок, допущенных в XII и XIII вв., оказались надолго утраченными для европейского культурного влияния Малая Азия, Сирия и Палестина. Ошибками христиан воспользовались их враги. Монголы и затем османские турки основали прочное господство на тех местах, которые были предметом неудачного домогательства со стороны христиан. Вопрос о возвращении святых мест отошел на задний план, а на первое место выступил Восточный вопрос, стоивший Европе уже громадных жертв и доныне привлекающий к себе внимание отчаянными криками о помощи. Ввиду несказанно тяжелых потерь, понесенных во время крестовых походов, и неисчислимого количества погибших христиан, а равно ввиду полного несоответствия результатов с предположенными целями трудно говорить о том, уравновешиваются ли громадные жертвы и потери той пользой, которую извлекло средневековое общество из знакомства с Востоком. Указывают на сравнительно высокую арабскую культуру в XI в. и на заимствования, усвоенные от арабов и перенесенные в Европу; приписывают большую важность остаткам античной культуры в греческих землях, чуждым для европейцев формам жизни на Востоке и находят многочисленные заимствования европейцами в предметах домашнего обихода, в терминах торговли, промышленности; наконец, обращают внимание на изменения в общественной жизни европейцев после крестовых походов (развитие городской свободы, протест против абсолютизма римской церкви), и пытаются все это рассматривать как прямой результат крестовых походов. По нашему мнению, выгоды неизмеримо ниже потерь и убытков. Влияние крестовых походов на прогресс средневекового общества подвергается значительному колебанию, если принять во внимание естественный процесс эволюции, который и без крестовых походов мог привести средневековые народы к успехам на пути политического развития и эмансипации. Независимо от этого, период крестовых походов оставил Западной Европе тяжелое бремя в Восточном вопросе, который требует от нее новых жертв и служит препятствием к ее дальнейшим успехам на пути развития. Вопрос: 1.7. С чем связан рост городов в Европе? Ответ; 1.7.Города оказали значительное воздействие на экономику средневекового общества, сыграли очень важную роль в его социально-политической и духовной жизни. XI столетие — время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились города, как и все главные структуры феодализма, — является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V—XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодального строя (XI— XV вв.), средневековой цивилизации в целом. Западная Европа отставала в раннее средневековье в своем развитии от Византии и Востока, где процветали многочисленные города с высокоразвитым ремеслом, оживленной торговлей, богатыми постройками. Однако и существовавшие тогда пред- и раннегородские поселения, в том числе на варварских территориях, сыграли значительную роль в феодализационных процессах, выступая центрами политико-административной, стратегической и церковной организации, постепенно сосредоточивая в своих стенах и развивая товарное хозяйство, становясь пунктами перераспределения ренты и главными очагами культуры. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, из деревни в X—XIII вв. а в Италии с IX в. повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия «городскими делами», т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов, которые возрождались к новой жизни — уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность. Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие «рыночные местечки» при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города. Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII—IX в., феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли, сформировались в Италии Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи, в X в. — на юге Франции Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др. В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города. Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремесленных организаций и римского муниципального права. В X—XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново. Позднее, в XII—XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных центров. Вопрос: 1.8. Что такое куртуазность? Ответ: 1.8. Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. Его должен был изучить каждый придворный, мечтавший добиться успеха, иметь хорошую репутацию. Изначально данная система регулировала в основном взаимоотношения представителей противоположных полов, но постепенно понятие расширилось. Итак, что же скрывает загадочное слово куртуазность, что подразумевалось под ним тогда и сейчас? Куртуазность – это кодекс хорошего тона, следовать которому были в те времена обязаны все рыцари и прекрасные дамы. Постепенно своеобразный свод «законов» дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Вопрос: 1.9. Каково было социально-политическое устройство средневековой Европы? Ответ: 1.9. В области социального развития средневековая Европа, так же как и Византия, совершает переход к феодальным отношениям. Однако архаический принцип личной верности, дружинной воинской службы не только сделал понятным для европейцев идею личного служения Богу, но и был перенесен на практику феодальной иерархии сеньоров и вассалов. Вассальные отношения и присущий им иммунитет стали особенностью общественного развития средневековой Европы. Дело в том, что средневековое общество по преимуществу является обществом аграрным, земля выступает как высшая ценность, а хозяйство носит натуральный характер. Сохранение в среде общественной верхушки оставшегося от Античности представления о частной собственности и личной свободе при появлении корпоративной собственности (церкви и государства) и условного феодального землевладения привело к тому, что общественная система складывается не на отношениях подданства, как в Византии, а на договорных началах, включающих взаимные обязательства двух договаривающихся сторон, т. е. на отношениях вассалитета. Общественное устройство в Европе, как и в других культурах Средневековья, носило корпоративный характер. Человек в феодальном обществе — это глубоко сословная личность, полностью соответствующая стандартам поведения и мышления своего сословия. В отличие от Античности, он не осознает себя индивидуальностью, отдельной личностью, он всегда является частью целого — сакральной религиозной общины и социальной корпорации. Его свобода — это гарантированный статус в обществе. В Средневековье человека не было вне пределов церкви и его корпорации — общины, или цеха, или ордена, или гильдии, и соответственно, никакая деятельность вне этих организаций была невозможна. Уже отмечалось, что средневековое общество было чрезвычайно религиозно. Художественная культура также носила глубоко религиозный характер и обусловила появление сложной символики художественных образов. Каждая деталь произведения несла определенную смысловую нагрузку, имела символическое значение. Например, готический собор был символом Вселенной, где его вертикаль означала устремленность души ввысь, к Богу, а западная часть оформлялась в соответствии с ожиданиями будущего «конца света» и «Страшного суда». Но культуру средневековой Европы нельзя понять, не обращая внимание на противоборство и взаимопересечение официальной религиозной и народной культур. Образно говоря, европейские дороги вели не только к монастырю как символу религиозности того времени, но и в университет, в рыцарский замок, в средневековый город, где складывались свои культурные особенности и вызревали предпосылки новых культурных реальностей. В монастырях наряду со служением Богу и составлением монастырских хроник сохранялись и переписывались античные и восточные книги. Хотя практически все население было безграмотным, при них возникали школы, где преподавались дисциплины, унаследованные от Античности. Это были так называемые «семь свободных искусств» — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Их изучение вело к царице наук того времени — теологии. В университетах возникла схоластика — средневековая наука, где догматические религиозные предпосылки соединились с формальной логикой, рационалистической методикой доказательств, без чего в дальнейшем не могла бы сформироваться современная наука. Занятия велись на латинском языке, и студенты-школяры, занимавшие самые низшие ступени в социальной иерархии, чувствовали себя приобщенными к духовной элите, к знаниям, недоступным большинству. Они бродили из одного университета в другой, позволяли себе вольнодумства, сочиняли чувственные песни и стишки, высмеивали церковников. Поэзия вагантов стала своеобразной реакцией на аске- тичность религиозной культуры Средневековья. В городской культуре, в условиях поголовной безграмотности и устной культуры религиозные проповеди содержали в себе самые фантастические персонажи и ситуации, которые стали столь же неотъемлемой составляющей повседневной жизни, как и народная сме- ховая культура с ее фарсом и шутовством. Одновременно в городе прогрессировало ремесло, появились зачатки промышленности и денежной экономики, расширилась сеть рынков. Стены рыцарских замков не только служили домом и защитой от нападений в феодальном мире торжества силы. За ними в противостоянии духовного и телесного родилось представление об идеале. Появилось светское куртуазное (придворное) искусство, отражающее понятия рыцарской доблести, чести, уважения к женщине. Блестящая и изысканная рыцарская культура впервые в истории подарила нам идеалы духовной любви. И, наконец, средневековая культура родила новую ключевую для судеб европейского развития категорию «истины». Бог знает смысл всех вещей. Он создал человека по своему образу и подобию, наделив его разумом. И человек стремится понять «природу вещей», открыв их истинный первичный смысл, заложенный Богом. Стремление к «истинному знанию» станет движущей силой науки Нового времени. Но то же стремление к истине привело церковь к догматизму и нетерпимости. Борьба за очищение истины от ложных мнений вылилась в костры инквизиции и процессы ведьм, что явно свидетельствовало о начале кризиса религиозной культуры. Воинственность церкви, по мнению А. Тойнби, была главным отрицательным моментом в ее деятельности. Стремление к власти не только над душами людей, но и над материальной жизнью, крестовые походы, индульгенции, иезуитский лозунг «цель оправдывает средства» — все это привело к духовной деградации и гибели этой культуры в XVI в. Вопрос: 1.10. Чем отличается позднее средневековье от раннего средневековья? Ответ: 1.10. Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие. В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях. Главная масса населения. Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды. Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества. Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. На протяжении большого исторического периода народные диалекты и языки Западной Европы, будучи средствами устного общения людей, не могли овладеть сферой письменности - она оставалась всецело под властью латыни языка. Быть грамотным означало знать латынь. Соответственно, сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней античности деление людей на litterati и illiterati, т.е. на образованных, знающих латынь, и на «идиотов» - неграмотных, довольствующихся данным им от рождения грубым народным языком. В V-IX в.в. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школах преподавались «унаследованные» от античности, так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых «внешних» школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были, в основном, дети из знатных семей. Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IXв.в. развитие умственной жизни в X-начале XI в.в. заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV - XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой. В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста. Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух. Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны". Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Постепенно стала расшатываться и социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия. Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества. Таким образом, изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре. Вопрос: 1.11. Кто такие трубадуры? Ответ: Трубадуры были профессиональными писателями и сочиняли свои произведения в процессе упорного литературного труда. Провансальские биографии трубадуров постоянно подчеркивают их ученость. Многие трубадуры воспитывались в монастырях – центрах средневековой культуры. В основе их образования лежало близкое знакомство с латинским языком, включавшее в себя знание не только Священного писания и христианских агиографий, но и наследия классических авторов, в том числе Овидия и Вергилия. Другим важнейшим элементом было знание средневековой литературы, прежде всего провансальской и французской, - в их песнях можно найти немало реминисценций из рыцарских романов. Трубадуры были истинными художниками. Их произведения не утратили своей красоты до сих пор, а современные поэты пользуются изобретением трубадуров: куплетом (cobia - соединение нескольких строк в одно целое) и рифмой (rima). «Самое развитие языка трубадуров, за короткое время достигшего высокого уровня артистизма, происходит за счет исключительных литературных факторов и объясняется высоким престижем поэзии трубадуров с их постоянно совершенствующимся мастерством. Литературная жизнь трубадуров определяется, с одной стороны, их взаимодействием с аудиторией, с другой – их высоким профессионализмом и поэтическим самосознанием, проявляющимся в стремлении к совершенству форму, их литературной культурой, допускающей свободное пользование аллюзиями и реминисценциями из других авторов, понятными аудитории, и такими приемами, как подражание, пародия и сатира… Все эти черты являются одним из аспектов «эстетики установленного», всецело определяющей сознание средневекового автора. В сфере поэтической игры трубадур, отталкиваясь от предшествующей традиции, но не выходя за её пределы, варьируя различные элементы этой традиции, добивается их нового звучания». Трубадуром мог стать любой талантливый поэт, поскольку ограничений по сословной принадлежности как таковых не существовало. Поэтическое творчество – сочинение песен – было почетнейшим занятием, возвышавшим, при всей строгости феодальной иерархии, любого поэта до уровня аристократии, с которой он ассимилировался. В впоследствии среди трубадуров приобрели известность и небогатые рыцари и монахи и представители третьего сословия и люди темного происхождения. В числе трубадуров были и женщины, не уступавшие мужчинам в мастерстве стихосложения. Вопрос: 1.12. Когда появляется оформившаяся городская культура средневековья? Ответ: 1.12. В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования. Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся, и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр - философ, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение Да и нет. На протяжении всего Средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу - народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представителями высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного имущества. В то же время культура проявляла себя в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации - корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.XV вв. - период расцвета городской гражданской архитектуры. Богатые горожане строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей. Растет производство предметов роскоши, более богатой и яркой становится одежда знатных горожан. По мере роста значения капитала сословные различия между аристократами и бюргерами начинают постепенно стираться. В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры. 2. Тестовые задания. 2.1. Законы Хаммурапи применялись а) одинаково ко всем жителям Месопотамии, б) только к полноправным жителям, в) ко всем жителям Месопотамии в соответствии с их социальным положением, Ответ: В) 2.2. Женщину-фараона Нового царства звали а) Хатшепсут, б) Эхнатон, в) Клеопатра. Ответ: А) 2.3. Кто такой «архонт»? а) судья, б) царь, в) жрец храма Зевса, г) начальствующее лицо в Афинах. д) выборная должность в Афинах Ответ: Г) 2.4. При Марафоне греки воевали с а) персами, б) македонянами, в) египтянами, г) киммерийцами, д) римлянами Ответ: А) 2.5. Боги Древнего Рима – это а) Гера, б) Марс, в) Артемида, г) Квирин, д) Юпитер. 2.6. Что такое «форум»? а) статуя бога Аполлона, б) площадь для народных собраний в Риме, в) мавзолей восточного деспота, г) место для военных парадов в Афинах, д) храм в честь всех богов Ответ: Б) 2.7. Где родился Христос? а) Вифлеем, б) Назарет, в) Иерусалим, г) Иерихон. Ответ: Б) 2.8. Славянскую письменность была создана а) Ярославом Мудрым, б) Феодосием Печерским, в) Борисом и Глебом, г) Кириллом и Мефодием. Ответ: Г) 2.9. Что такое феод? а) надел земли, пожалованный вассалу за службу, б) начальник королевской гвардии, в) каменный идол, г) рыцарский обет верности сюзерену. Ответ: А) 2.10. Какое изобретение способствовало исчезновению рыцарства? а) компас, б) огнестрельное оружие, в) печатный станок, г) ветряная мельница Ответ: Б) Список литературы 1. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: конспект лекций. - М.: МИЭП, 2005 - 104с. 2. Корякина Е.П. Культура среднековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik. 3. Поликарпов В. Лекции по культурологии: Лекция 19. Средневековая культура Западной Европы. М.: Гардарика, 1997. - 371с. 4. Княжицкий А.И., Хурумов С.Ю. Мировая художественная культура. |