культурная революция в СССР. Культурная революция в СССР. Контрольная работа культурная революция в ссср и подготовка инженерных кадров инТех21. 05. 06 19. 00 Кр исполнитель
Скачать 40.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (ФГБОУ ВО «УГНТУ») Филиал ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Салавате Кафедра «Информационных технологий» История Контрольная работа КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР И ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ИнТех-21.05.06-1.19.00 КР Исполнитель: студент гр. ГГз-21-21 З.Д. Юсупов Руководитель: канд. ист. наук, доц. Н.А. Киреева Салават 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..3 1. Понятие культурной революции…………………………………………...5 2. Сущность культурной революции…………………………………………8 3. Задачи и этапы культурной революции…………………………………...15 Заключение…………………………………………………………………….21 Литература……………………………………………………………………..24 ВВЕДЕНИЕ В литературе сложились два основных направления исследования категории «культурная революция». Одни исследователи занимаются этой проблемой в целом, рассматривая ее как один из разделов гражданской истории или истории партии, другие работают над изучением истории отдельных отраслей духовной жизни. Тезис об отношении революции в области культуры к общим закономерностям преобразовательного и созидательного процесса в эпоху социализма в свое время широко дебатировался среди ученых обоих направлений, работающих в области истории и теории культуры. Многие, оспаривая положение о всеобщем характере культурной революции, утверждали, что она свойственна лишь странам, унаследовавшим от прошлого культурную отсталость (массовую неграмотность и пр.). Сторонники этой точки зрения были не только среди советских ученых. В зарубежной социологической и исторической литературе встречается немало утверждений специалистов по вопросам культуры относительно того, что культурная революция - это явление «национально специфическое, свойственное только культурно отсталым странам, к каким относилась, например, царская Россия. Национальные особенности культурной революции, в действительности, определяются многими обстоятельствами, сложившимися в ходе исторического развития той или иной страны или народа. Они зависят от характера социально-экономических отношений и уровня материально-технического развития, от степени демократизма в общественно-политической жизни и зрелости граждан, от исторических традиций и международного положения данной страны. И, конечно же, эти особенности в огромной мере обусловливаются культурным уровнем народа, характером культурного наследия. Национальные особенности культурной революции могут быть обусловлены и объективными, и субъективными факторами и влиять на ход ее или отрицательно, создавая дополнительные трудности, или положительно, способствуя достижению успехов. Социалистическая революция в культуре, как и во всех других областях жизни, осуществлялась в нашей стране на основе соединения инициативы и активности граждан с организаторской и зачастую принудительной деятельностью руководства партии и государства. Важнейшей особенностью революции в области культуры В. И. Ленин считал ее подлинно народный характер. Он не мыслил культурную революцию без непосредственного участия широчайших масс. С победой социалистического строя народные массы не только приобщаются к завоеваниям науки, просвещения и искусства, свободно пользуются культурными благами, но и деятельно участвуют в создании духовных ценностей. В свою очередь, «подъем общего культурного уровня масс создает ту твердую, здоровую почву, из которой вырастают мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники. Понятие культурной революции Термин «культурная революция» был введен в науку об обществе В. И. Лениным в работе «О кооперации» в 1923 году. Затем данное определение появляется в произведениях и выступлениях Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. П. Карпинского и других деятелей культуры советской республики. Под культурной революцией, - вспоминала Н. К. Крупская, - Владимир Ильич подразумевал то, что массы своим дружным, организационным напором сломают стену темноты и невежества, возьмут с бою необходимые им знания и цивилизацию. Культурная революция вместе с индустриализацией и кооперированием сельского хозяйства, как известно, была составной частью ленинского плана построения социалистического общества. По определению В.И. Ленина, культурная революция есть «целый переворот», смысл которого он видел в том, чтобы, ликвидировав пропасть, которая разделяла народ и культуру, двинуть в народ могучий поток просвещения, обеспечить стремительное повышение общеобразовательного и культурного уровня рабоче-крестьянских масс, открыть простор для роста талантов и дарований, пробудить в трудящихся жажду к самостоятельному созиданию нового общества, воспитать сознательных борцов за коммунизм. Глубочайшая культурная революция, протекающая на основе социально-экономических преобразований, как отмечал В.И. Ленин, это не мгновенный прыжок от отсталости к высотам культуры, а постепенный и длительный процесс преобразования общественного сознания, психологии, нравов, привычек, быта широких слоев населения, процесс всестороннего развития всей массы людей труда, целая полоса создания и бурного расцвета новой науки, искусства, художественного творчества народа, эпоха преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом. В.И. Ленин, вводя понятие «культурная революция», на мой взгляд, выразил им то, что свойственно культурному развитию общества при переходе от капитализма к социализму, те изменения в системе «духовного производства и потребления», которые за всю историю цивилизации впервые делают культуру подлинно народной. В научной литературе термин «культурная революция» трактуется исследователями в смысловом содержании близко к тому понятию, которое в него вкладывал В.И. Ленин. Культурная революция, - считает И.П. Ким, - это процесс коренного, качественного изменения субъекта культурно-исторического процесса. Если ранее народ творил культуру стихийно, не осознавая этого, и поэтому не мог предвидеть результатов своего стихийного творчества, то теперь встает задача превращения всякой деятельности человека в подлинно человеческую, т.е. активную, сознательную, самостоятельную творческую деятельность (самодеятельность). П.И. Кабанов указывает на то, что культурная революция - это претворение в жизнь марксистско-ленинского учения о переделке человека, освобождение его от всех дурных духовных качеств, привитых ему жизнью эксплуататорского общества с его звериным законом «человек человеку - волк»; социалистическая культура предполагает воспитание человека в духе социалистического гуманизма с его принципом: «человек человеку - друг, товарищ и брат». В словаре И.В. Блауберга культурная революция характеризуется как коренной переворот в культурном развитии народа после социалистической революции, важнейшая составная часть социалистического и коммунистического преобразования общества. Революция в области культуры создает необходимые предпосылки для участия всех граждан в управлении государством, хозяйством, в строительстве новой культуры. В ходе этой революции все более широкие массы трудящихся получают доступ к образованию, приобщаются к лучшим достижениям культуры прошлого. В данной контрольной работе понятие «культурная революция» будет отождествляться с процессом утверждения в нашей стране социалистической идеологии; коренного, качественного изменения всех форм культурной жизни народа, развития массовой социалистической культуры. 2. Сущность культурной революции Сущностью культурной революции, как указывает Н.С. Злобин, В.И. Ленин считал формирование нового человека в самом широком, всеобъемлющем понимании этого слова. И, прежде всего он имел в виду формирование политической сознательности человека, т.е. задачу научить его активно строить социализм и коммунизм. В этом, по мнению Шустова, состоит коренное назначение культурной революции. В более широком смысле, сущность культурной революции состоит в коренной перестройке всей системы духовного производства, охватывающей собой не только систему распределения и потребления духовных ценностей, но и, прежде всего, характер и принципы духовного творчества. При этом подразумевается учет не только того, какие ценности создаются в обществе, но и, как и кем они создаются. Иными словами, сущность культурной революции - это в первую очередь коренное, качественное изменение субъекта культурно-исторического процесса, выражающееся в приобщении масс и каждого отдельного человека к сознательному историческому творчеству. Короче говоря, культурная революция - это преодоление отчуждения, это - процесс формирования всесторонне развитой, гармонической личности. Сущность культурной революции можно сформулировать и как социалистическое обновление условий и характера творческой деятельности в области культуры и системы распределения и потребления духовных ценностей и связанный с этим резкий культурный подъем общества. Основу ленинской концепции культурной революции составляет положение о роли трудящихся масс как субъекта культурно-исторического процесса. Социалистическая культура - это культура самого народа, поднявшегося до высот сознательной творческой активности в общественной жизни. Поэтому культурная революция открывает простор для раскрытия и применения творческих способностей и талантов, которых, как отмечал В. И. Ленин, «в народе непочатый край... Раньше весь человеческий ум», - говорил он, - «весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием…». Смысл культурной революции партия видела в том, чтобы сделать все достижения науки, просвещения и искусства достоянием миллионов, открыть простор для развития народных талантов и дарований, вовлечь широкие массы трудящихся в строительство нового общества. «Основное содержание культурной революции – подъем народного просвещения – создание всех условий для приобщения самых широких масс трудящихся к политике, знаниям, эстетическим ценностям; распространение научной социалистической идеологии и организация на ее принципах всей духовной жизни народа; преодоление мелкобуржуазных взглядов и нравов». В ходе культурной революции происходит переворот во всей системе духовного производства. Следовательно, речь идет не о доступности для народа тех или иных культурных ценностей, не о простом изменении системы распределения и потребления культуры (что само по себе тоже, разумеется, необходимо), а о приобщении масс к сознательному целенаправленному социально значимому творчеству. Сферой осуществления культурной революции являются все стороны жизни общества, единственная цель которого - всестороннее развитие человека, превращение его в сознательного творца истории. Все остальное подчинено этой великой цели, является основой и средством ее достижения. Главная задача и основное содержание культурной революции, на наш взгляд, являются концептуальными и программными положениями для каждой страны или народа и поэтому культурные революции имеют всеобщий характер, и к ним применим критерий повторяемости. Таким образом, культурная революция как общее явление в ходе утверждения социализма имеет универсальные черты, характеризующие ее общую сущность. Кабанов П.И. выделяет следующие важнейшие компоненты культурной революции как общей закономерности духовного развития общества в эпоху социалистического строительства: 1. Социалистическая революция в культуре - это, прежде всего полная демократизация всего строя духовной жизни общества, создание подлинно демократической системы производства и распределения культурных ценностей. 2. Культурная революция означает освобождение общечеловеческих достижений культуры от власти антинародных, реакционных идеологий и антинаучных мировоззрений и «преобразование» культуры на основе передовой, социалистической идеологии и научного мировоззрения. Положительные завоевания в области науки, искусства, образования, быта являются продуктом не какой-либо одной исторической эпохи, а результатом творчества многих поколений. Эти достижения представляют собой непреходящие ценности, являются общечеловеческим достоянием. Социалистическая революция в культуре предполагает отрицание буржуазной идеологии, замену ее социалистической идеологией, превращение последней в идейную основу новой культуры. Без социалистической революции в идеологии не может быть и социалистической революции в культуре, ибо здесь речь идет об идейном содержании культуры, ее социальной направленности. Вместе с отрицанием буржуазной идеологии в ходе культурной революции в корне изменяется и теоретическая, мировоззренческая основа культуры. Она освобождается от власти идеалистических воззрений, от влияния религиозных взглядов и становится на прочную базу социалистического мировоззрения. 3. Общим требованием культурной революции является соблюдение требования преемственной связи новой, социалистической культуры с культурой прошлого. Принцип преемственности - один из краеугольных камней ленинского учения о культурной революции. Само собой разумеется, что требование преемственной связи выдвигается не по отношению ко всей старой культуре, а лишь по отношению ко всем положительным достижениям и передовым идеям в культуре прошлого. С точки зрения действительных успехов науки и искусства, с точки зрения действительных завоеваний человечества в области культуры каждой эпохи - это ступень исторического прогресса. И, чтобы подняться на новую ступень культурного развития, нужно прочно опираться на достижения прошлого. Ф. Энгельс писал: «наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения». Социалистическая культура возникает как прямое продолжение и развитие всех положительных завоеваний культуры прошлых времен. Она является закономерным развитием тех запасов знания, которые до этого выработало человечество. 4. Общей чертой культурной революции является процесс преодоления всякого рода культурных неравенств между отдельными частями и социальными группами общества, порожденных классово-антагонистическими отношениями: неравенства женщин, отставания деревни от города, неравенства народов, различий между работниками умственного и физического труда. Говоря на языке социологии, культурная революция ведет к культурной интеграции людей. Но следует подчеркнуть, что процесс выравнивания культурных уровней людей носит длительный характер и не во всех случаях укладывается в рамки культурной революции. При рассмотрении национального аспекта культурной революции существенно выделяются общие закономерности, имеющие принципиальное значение для теории и практики строительства социализма. Это, прежде всего ликвидация культурного неравенства народов и обусловливаемый этим процессом более быстрый темп роста ранее отсталых народов. Такое положение естественно: впервые в истории национальных отношений отсталые нации и народности не оттесняются назад, а получают возможность встать вровень с передовыми. Это объясняется интернациональной природой социализма и практически возможно благодаря взаимопомощи и обмена культурами народов. Значение общей закономерности приобретает и гармоничное сочетание национальной формы культуры с социалистическим ее содержанием. Такое сочетание является единственно целесообразным для культурного развития народов в эпоху социализма. Социалистическое содержание культуры определяет общность культур народов, ему принадлежит определяющая роль в духовном развитии всех наций и народностей. Вместе с тем социализм открываются возможности и для развития национальной формы культуры. Разнообразие национальных форм отнюдь не мешает единству социалистического содержания. Напротив, национальная форма, прежде всего национальный язык, позволяет каждому народу наилучшим образом реализовать свои культурные возможности, вносить максимальный вклад в общее развитие социалистической культуры. Закономерностью культурной революции является процесс сближения национальных культур, основанный на свободном обмене и взаимном обогащении народов в духовном развитии, - процесс социалистической интернационализации культуры. 5. Общим и одним из самых существенных признаков культурной революции является формирование новой, народной интеллигенции. То обстоятельство, что в период социалистического строительства происходит всеобщий подъем культурного и образовательного уровня трудящихся, не исключает необходимости создания многочисленной новой интеллигенции. При социализме любой народ нуждается в интеллигенции, в большом числе образованных руководящих кадров, способных осуществлять хозяйственно-организаторскую деятельность. Строительство социализма, осуществляемое планово с использованием достижений науки, техники и культуры, требует все большего количества инженеров, агрономов, экономистов, плановиков, вообще образованных специалистов. Задача формирования новой интеллигенции, которую растит социалистическая революция, встает перед любой страной независимо от численности старой интеллигенции, ибо речь здесь идет о количестве и качестве, - о создании новой народной интеллигенции. Формирование социалистической интеллигенции может идти по двум направлениям: перевоспитания унаследованной от прошлого старой интеллигенции и выращивания новых кадров интеллигенции из представителей рабочего класса и крестьянства. В зависимости от того, какой был культурный уровень страны в прошлом, превалирующее значение может иметь то или иное направление. Культурная революция открывает широкий простор для расцвета науки искусства, для ускоренного накопления новых духовных ценностей. Вместе с тем происходит теоретическое и идейное перевооружение науки и искусства на основе диалектико-материалистического миросозерцания и социалистической идеологии. Таким образом, научное и художественное развитие общества приобретает последовательно прогрессивный характер и становится все более могучим и действенным фактором поступательного движения человечества. Необходимо особо подчеркнуть все возрастающую роль науки в жизни общества, которая быстро становится непосредственной производительной силой. В конечном счете, перспектива человеческого будущего, судьба цивилизации в решающей мере зависят от успехов научной мысли. Ей то и открывает простор культурная революция. 6. В ходе культурной революции осуществляется и социалистическое переустройство быта, утверждаются культурные формы общежития, чему, как подчеркивал К. Маркс, мешает эксплуататорский строй. 7. Все черты культурной революции находят свое интегральное выражение в становлении нового человека - человека социалистической культуры и идеологии, социалистического социально-политического облика и нравственных норм, богатого духовного мира и широких общественных интересов, человека, преданного идеалу коммунизма, гуманистической цели. Основной же закономерностью культурной революции В. И. Ленин считал то, что она совершается в интересах широких народных масс и, более того, народные массы выступают ее главной движущей силой. Культурная революция не может быть осуществлена как верхушечная революция, в которой народу уготована лишь пассивная роль. «Раньше, - писал Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...». И не случайно, что на осуществление культурной революции направлены усилия и энергия народа, получившего возможность «на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии...». 3. Задачи и этапы культурной революции При общих закономерностях и национальных особенностях культурная революция имеет конкретные задачи. И их очень много. Главную задачу культурной революции В.И. Ленин видел в том, чтобы сделать культуру подлинно народной. Для этого требуется, - указывал он, - во-первых, ликвидировать пропасть, которая разделяет в условиях эксплуататорского общества народ и культуру, превратить все богатства культуры, завоевания науки и искусства в безраздельное достояние народа, решительно поднять образовательный и культурный уровень всей массы трудящихся; во-вторых, открыть широкий простор для народных талантов, для полного развития творческих сил народа и превращения его в активного субъекта культурного прогресса. Первейшей задачей культурной революции В.И. Ленин считал приобщение трудящихся масс к достижениям культуры прошлого, ибо только на этой основе можно делать новые шаги в культуре, дальше развивать науку и искусство. Среди других важнейших задач культурной революции следует выделить следующие: - подготовка новой интеллигенции из числа рабочих и крестьян, и перевоспитание старой интеллигенции; - преодоление влияния старой идеологии и утверждение социалистической идеологии, создание новой, социалистической культуры, нового быта; - создание необходимых духовных предпосылок для победы коммунизма (коммунистическое воспитание трудящих, полное преодоление пережитков старого в сознании и поведении людей всестороннее развитие способностей каждого). Мы не случайно называем революцией процесс, призванный сделать культуру достоянием масс. Задача состояла не только в том, чтобы научить людей читать и писать. Надо было утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества. Надо было подготовить свои, советские высококвалифицированные кадры. Надо было создать социалистическую культуру, которой предстояло не только вобрать в себя все лучшее, передовое, что создали люди на протяжении тысячелетий, но и сделать новый шаг вперед в духовном развитии всего человечества. Решающее условие культурной революции Ленин видел в целенаправленной руководящей деятельности Коммунистической партии. «Мы, - говорил Владимир Ильич на IX съезде РКП (б), - должны весь аппарат государственный употребить на то, чтобы учебные заведения, внешкольное образование, практическая подготовка - все это шло, под руководством коммунистов, для пролетариев, для рабочих, для трудящихся крестьян». Ряд исследователей рассматривают культурную революцию в узком смысле, лишь в той ограниченной сфере, которая относится, так сказать, к ведению министерств культуры, образования и просвещения, т.е. к сфере «обслуживания» населения культурными ценностями. При таком подходе культурная революция характеризуется ими, с одной стороны, изменением содержания культурных ценностей, создаваемых интеллигенцией (переходом художников на рельсы социалистического реализма, ученых - на позиции диалектического и исторического материализма и т.д.), а с другой, преобразованием системы, способов и принципов распределения этих ценностей и потребления их основной массой людей. В этом случае для большинства исследователей вопрос сводится в основном к количественным показателям к перераспределению ценностей, к расширению их потребления, к усвоению уже накопленных человечеством знаний. Разумеется, само количественное изменение несет в себе основу и качественных превращений. Однако установление качественных критериев при таком подходе оказывается отодвинутым на второй план, а то и вообще невозможным. И не случайно при перечислении задач культурной революции у сторонников этой точки зрения в большинстве случаев преобладают такие критериальные характеристики, как «рост», «повышение», «расширение», «совершенствование» и т.п. Выделить этапы культурной революции при этом оказывается невозможным, поскольку «нет предела совершенству», поскольку рост, расширение и т. п. происходят, и будут происходить всегда. Отсюда и вытекают споры о противоречии между тем, что культурная революция совершилась, и тем, что она не завершилась. Тем не менее, исходя из конкретного содержания и задач культурной революции в ходе социалистического строительства, проблемы периодизации являются исходным моментом для определенной части научных разработок. А.И. Арнольдов считает, что культурная революция проходит два основных этапа, составляющих единый процесс становления и формирования культуры коммунистической формации. Хронологически первый этап культурной революции охватывает период от взятия политической власти пролетариатом до построения и утверждения в стране основ социализма. Культурные преобразования, начатые на первом этапе культурной революции, расширяются и углубляются на ее втором этапе, когда социализм достигает стадии зрелости. На этом этапе в идеологической жизни общества утверждается научное мировоззрение, идеи марксизма - ленинизма становятся внутренними убеждениями многих людей, происходит количественный рост и осуществляется качественное совершенствование материально-технической базы культуры, что способствует ликвидации остатков социального неравенства в этой области. Характерная черта этого этапа - прогрессирующая интернационализация духовной жизни на основе расцвета, тесного взаимовлияния, взаимообогащения и постепенного сближения социалистических национальных культур; возрастает руководящая роль Коммунистической партии в развитии культуры, повышается научный уровень управления процессами культурного строительства, растет влияние общественности. Аналогичную точку зрения отстаивает И. Писаржовский, высказывая следующие положения: «В Советском Союзе было два этапа развития культурной революции; …речь идет, прежде всего, о ликвидации неграмотности и приближении основ культуры к народным массам». С.А. Галкин утверждает, что культурная революция проходила в три этапа. Первый ее этап - от победы Великого Октября до середины 30-х годов. Это был переходный период от капитализма к социализму в СССР. Характерен он тем, что произошло революционное преобразование общественного сознания широких народных масс в сознание социалистическое. Социалистическая идеология одержала победу над буржуазной и мелкобуржуазной идеологией. В этот период сложилась социалистическая система народного образования, культурно-просветительных учреждений, творческих союзов. Была достигнута грамотность большинства населения, введено всеобщее начальное образование. Значительное развитие получили средняя и высшая школа, наука, художественная литература. Успешно решались задачи создания советской интеллигенции, свободного развития социалистических по содержанию и национальных по форме культур всех наций и народностей Союза ССР. Время второго этапа культурной революции - с конца 30-х до конца 50-х годов. В этот период осуществляются дальнейшие культурные преобразования. Третий - завершающий этап социалистической культурной революции - совпадает по времени с периодом создания в СССР развитого социалистического общества. М.П. Ким и многие другие исследователи при крупномасштабной периодизации в истории культурной революции в СССР выделяются три основных этапа: 1. Этап становления советской культуры (1917 - 1927 гг.). 2. Этап решающих успехов и победы культурной революции (1928 - 1958 гг.). 3. Завершающий этап (с 1959 года). В литературе, однако, до сих пор существуют разногласия по вопросу о том, может ли революция протекать на протяжении многих десятилетий. Ведь революция – это коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях, насильственным путем разрешающий назревшие противоречия между способом производства и производственными отношениями и приводящий к захвату государственной власти общественно-передовым классом. А культурная революция – это коренной переворот в области культурной жизни, и его временные рамки, как показывает практика, несравненно больше, чем время осуществления политического переворота. В философии под «революцией», «скачком» понимают любое качественное изменение, - независимо от того, сколько времени оно длится и в каких специфических формах оно протекает. Любой скачок - это коренное, качественное изменение. Несмотря на то, что перед советской республикой стояли труднейшей задачи, на решение которых требовалось длительное время, преобразования, которые планировалось осуществить имели революционный характер. Поэтому В.И. Ленин этот довольно длительный процесс называл «революцией»: «...За великим политическим переворотом», - говорил он, - «встает, однако, другая задача, которую нужно понять: нужно этот переворот переварить, претворить его в жизнь... Тут надо быть трезвым и отдавать себе отчет, что это завоевание сделано, но в плоть и кровь экономики обыденной жизни и в условия существования масс еще не вошло. Тут работа целых десятилетий, и на нее нужно потратить огромные усилия». ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Научное содержание понятия «культура» включает в себя весь многообразный комплекс материальных и духовных богатств и ценностей, выработанных человечеством за длительный период его общественно-исторического развития. Культура является, во-первых, совокупностью всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатом этой деятельности, воплотившимся в материальных и духовных ценностях, а, во-вторых, комплексом норм и правил, регулирующих отношения между членами общества, и определяющим способы удовлетворения потребностей людей. 2. Методологическую основу научной теории культуры и практики культурного строительства, осуществленного в нашей стране после свершения социалистической революции, составлял марксизм-ленинизм. Культура в марксистском понимании есть совокупность различных форм преобразовательной общественно-исторической материальной и духовной деятельности человека. Материальная область культуры охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, все то, что создает условия материальной жизни общества и физического существования человека (средства труда, орудия производства, средства потребления, жилища, предметы повседневного обихода и т.д.). 3. Культура помимо гуманистической, развивающей, эстетической, нравственной и образовательной и других функций имеет определенную идеологическую детерминанту, которая непосредственно определяет характер культуры народа и который формируется в ходе проведения в обществе культурной политики. В нашей стране социалистическая культура 20-х – 30-х годов создавалась через распространение коммунистической идеологии и организации на ее принципах всей духовной жизни парода. Осуществление коренных изменений в сознании многомиллионных народных масс, преодоление буржуазных взглядов и нравов – составляло главное содержание культурной революции. 4. Культурное строительство как материальное и духовное воплощение идеологических принципов культурной революции было направлено: - на ликвидацию неграмотности и развитие народного образования; - на создание широкой системы новых, социалистических учреждений культуры в сфере коммунистического воспитания, народного образования, науки, искусства и культурно-просветительной работы; - на формирование народной социалистической интеллигенции; - на привлечение трудящихся к созидательному творчеству, первую очередь в областях материальной и духовной культуры; - на обеспечение развития культуры всех наций и народностей, населяющих нашу страну. 5. Одна из важных сторон ленинской программы культурной революции - возрождение национальных культур советских народов, духовное развитие всех малых наций и народностей, которые до победы Октября не имели даже своей письменности. Осуществление социалистических культурных преобразований должно было стать мощным ускорителем развития всех сторон жизни бывших национальных окраин России, ликвидации их культурной отсталости. 6. Проводимые партией коммунистов культурная революция и культурное строительство имели общие цели и задачи, а также специфические формы революционного утверждения, реформирования и развития всей совокупности культурных проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей и народов, населяющих нашу страну. Список использованной литературы Арнольдов, А.И. и др. Марксистско-ленинская теория культуры./ А.И. Арнольдов – М., 1984. Брежнев, Л.И. Ленинским курсом. Т 2./ Л.И. Брежнев – М., 1971. Дедегкаев, С.Т. Культурное строительство в Северной Осетии./ С.Т. Дедегкаев - Орджоникидзе, 1964. Кабанов, П.И. История культурной революции в СССР./ П.И. Кабанов - М., 1971. Блауберг, И.В. Краткий философский словарь./ И.В. Блауберг – М., 1966 Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. Т. 5./ Н.К. Крупская - М., 1959. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 35./ В.И. Ленин – М., 1967 Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 38./ В.И. Ленин – М., 1967. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 40./ В.И. Ленин – М., 1967. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 42./ В.И. Ленин – М., 1967. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2 изд., т. 1./ К. Маркс, Ф. Энгельс – М., 1984. Ожегов, С.И. Словарь русского языка./ С.И. Ожегов - М., 1953. Оскоцкий, В. История против антиисторизма //Вопросы литературы. В. Осоцкий – 1984. - №4. |