Главная страница
Навигация по странице:

  • Бедная Лиза”

  • Невский проспект”

  • Герой нашего времени”

  • Дворянское гнездо”

  • Постараюсь сформулировать

  • Портрет. Теория литературы. Контрольная Теория литры (2). Контрольная работа. Литературный портрет. " Ивэйн, или рыцарь со львом"


    Скачать 10.82 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа. Литературный портрет. " Ивэйн, или рыцарь со львом"
    АнкорПортрет. Теория литературы.
    Дата24.12.2019
    Размер10.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная Теория литры (2).docx
    ТипКонтрольная работа
    #102037

    Теория русской литературы. Контрольная работа.

    Литературный портрет.
    Ивэйн, или рыцарь со львом”

    1. Универсальное описание, нет индивидуальности, создан образ идеального героя. Описывается богатство его одежды: ему идет багряный цвет (дорогая ткань), отороченная белкой, блеск, редкостная отделка, золотое украшение, драгоценности. Кроме одежды герой имеет лишь горделивую осанку, счастливый вид и способность всех к себе расположить. Акцент на одежде и умении себя держать. Умалчивается о чертах лица, телосложении, индивидуальных чертах характера.

    2. Внешность здесь тождественна характеру. Если герой красив и хорошо выглядит и одет, значит он прекрасен и в остальном.

    3. Нет описания внутреннего мира, никаких отличительных индивидуальных черт. Описание очень универсальное, подходит для любого прекрасного героя.
    Бедная Лиза”

    1. Дана характеристика: “робкая”, и далее она демонстрируется отводом Лизиных глаз. Из внешности описаны только голубые глаза, которые отражают чистую радостную душу героини.. Она меланхолична: подгорюнилась, смотрела печально на природу. Связь переживаний с природой (раньше радовалась вместе с природой, а сейчас на контрасте с ней). Умалчивается о внешности, одежде, манерах. говорится лишь о глазах, душевности и легкости.

    2. Глаза тождественны характеру (внутренний мир через деталь внешности). Через глаза описана душа Лизы.

    3. Специфика портрета в том, что внешности уделено минимальное внимание, автор сосредоточен на том, чтобы передать духовные достоинства своей героини. Робкая чистая радостная душа - идеал. Героиня и ее состояние соотнесено с состоянием и настроением природы, окружающего мира.
    Невский проспект”

    1. Возвышенно метафорически, через ряд сравнений с чем-то прекрасным, описываются черты лица героини: лоб, волосы, щека, румянец, уста. Описан также суровый взгляд, такой же прекрасный как и все остальное на этом прекрасном лице. Акцент на лице.

    2. О характере и внутреннем мире героини не говорится. Если она прекрасна внешне, если у нее прекрасное лицо, значит она и внутри тоже прекрасна. Красивое лицо = красивая душа.

    3. Особенность портрета в витиеватом возвышенном описании черт лица. Лицо характеризует героиню в целом. Она максимально прекрасна. Нет индивидуальных черт характера, образ идеализирован.
    Герой нашего времени”

    1. Описаны: возраст героя, улыбка, кожа, волосы, лоб, морщины, усы, брови, нос, зубы, глаза, ресницы, взгляд. Акцент на взгляде, и вообще на индивидуальных особенностях внешности. Автор подмечает мелочи, важные для создания характера героя. Отсутствует авторская однозначная характеристика героя, как красавчика или урода.
    2. Внешность соотнесена с характером. Более того, характер описывается именно через детали во внешности героя. В улыбке было что-то детское (интересная деталь при описании мужчины, придает характеру обаяния, нежности), кожа нежная как у женщины (женские черты в характере героя), благородство за счет лба, породистость за счет бровей с усами, привычка думать через морщины, характеристики души и внутреннего наполнения через глаза и взгляд. Маленькие внешние наблюдения за внешностью героя создают также портрет его внутреннего мира.

    3. В этом портрете впервые появляется подробная нагруженная смыслом характеристика глаз и взгляда. Образ героя сложный, сугубо индивидуальный, живой. Герой обладает его одного характеризующими особенностями внешности и поведения.
    Дворянское гнездо”

    1. Описаны характеристики характера и способы взаимодействия с миром. Внешность практически не описана (здоровый, краснощекий, с заросшей бородой). Внешние характеристики героя опущены (типичное описание одежды, роста, лица). Акцент на индивидуальных проявлениях героя (не умел сходиться с людьми, жаждал любви, был умен и упрям, созерцателен и ленив), характер

    2. Внешность не говорит ничего о характере героя, и наоборот, характер не подразумевает какой-то типичной внешности. Образ исходит из реального положения вещей в мире, где внешность напрямую не зависит от характера и наоборот, они существуют сами по себе.

    3. Автор говорит о внешних причинах, по которым характер героя сформировался именно таким образом, рефлексирует влияние среды на героя. Характер и личностные характеристики героя важнее его внешних черт, они выходят на первый план.
    Мы”

    1. Описывается не внешность героя и даже не его характер. Автор передает впечатление, производимое героем на другого персонажа. Отсутствует типичное прямое описание лица, фигуры, голоса, одежды, характера героя. Акцент на впечатлении о герое со стороны наблюдателя.

    2. Внешность героя подразумевает некоторые черты его характера, не называя их. У читателя возникает образ характера героя через то, как он двигается (стремительно несущееся в пространство) и смотрит (быстро вращающиеся два острых буравчика ввинчивались все глубже, до самого дна).

    3. Специфические особенности портрета в том, что для создания образа героя использовано всего несколько черт, но таких ярких и необычных, что за счет пары штрихов мы получаем законченный сочный образ героя. Каждая из немногочисленных черт описывается через ассоциацию. (уши -крылья, спина - буква S, глаза- буравчики).
    Постараюсь сформулировать общую концепцию эволюции литературного портрета, опираясь на приведенные отрывки.

    Литературный портрет развивается в двух направлениях: от типичного/ унифицированного к нетипичному/сугубо персонализированному, единичному, и от описания “в лоб” к сложному метафорическому образу героя. Идет поиск средств выражения СУТИ. Сначала мы видим идеального героя, созданного посредством описания идеального костюма, он максимально типичен. Далее портрет усложняется, акцент смещается с внешности на внутренний мир, душевную организацию героя, внешность не так важна, но душевная организация также типична. Далее мы видим попытку описать чудесную и внутренне и внешне героиню через подробное описание совершенно прекрасных черт лица, она все еще типична. Далее - большой рывок в портретном искусстве, герой приобретает индивидуальность, его “изюминки” намечают его “сложный” характер, наконец возникает живой человек. Далее мы видим попытку описать героя, при этом опустив внешние характеристики, посредством описания сформировавших его моментов из жизни и действенных проявлений, поведения, заход на внедрение автора в голову героя. И наконец, мастерство литературного портрета доходит до образного, ассоциативного, созданного парой штрихов и притом точного, объемного портрета совершенно индивидуального героя.

    Крючкова Пелагея

    4 курс

    24.10.19



    написать администратору сайта