Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет»

  • (УрГЭУ) Приложение 1

  • Контрольная работа по дисциплине Философия Екатеринбург 2022 Институт заочного и очнозаочного обучения


    Скачать 100 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Екатеринбург 2022 Институт заочного и очнозаочного обучения
    Дата26.09.2022
    Размер100 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofiia_marksizma_kr po filosofii_Korochkin_o_p.doc
    ТипКонтрольная работа
    #697928


    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)

    Приложение 1


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Философия»

    Екатеринбург 2022



    Институт заочного и очно-заочного обучения
    Направление подготовки

    38.03.04. Государственное и муниципальное управление
    Направленность (профиль)

    Государственная и муниципальная служба

    Кафедра

    Конкурентного права и антимонопольного регулирования


    Оценка: _____________





    Студент

    Курочкин Олег Павлович

    Группа ОЗ-ГМС-21-1

    Преподаватель

    Атманских Елена Алексе евна



    Содержание


    «Уральский государственный экономический университет» 1

    Введение 3

    1. Теоретические предпосылки марксизма. Философская эволюция К.Маркса и Ф.Энгельса 5

    2. Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства 7

    3. Историческая судьба марксизма 13

    Заключение 15

    Список литературы 16



    Введение



    Актуальность темы работы, посвященной философии марксизма, определяется тем, что марксизм приобрел необычайную популярность и распространился практически на все континенты, затронув множество стран. Он оказывается намного сложнее и во многом его можно рассматривать лишь на долгосрочную перспективу как идеал общественного развития. Неоправданным оказалось преувеличение роли экономического развития и преуменьшение роли духовного фактора, трактовки его только в ракурсе сознания. Марксизм - система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще.

    В своей философской системе К. Маркс исходил из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще», по Марксу, является свободная, творческая, сознательная, целесообразная преобразующая деятельность. Практика оказывается фундаментальным способом человеческого (как индивидуального, так и общественного) бытия.

    Цель работы – анализ темы «Философия марксизма».

    Задачи:

    1. Проанализировать теоретические предпосылки марксизма, философскую эволюцию К.Маркса и Ф.Энгельса.

    2. Выделить единство диалектики и материализма в марксистской философии, сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства.

    3. Рассмотреть историческую судьбу марксизма.

    1. Теоретические предпосылки марксизма. Философская эволюция К.Маркса и Ф.Энгельса



    Классический марксизм возник на основе наблюдений Карла Маркса за обществом раннего капитализма, которое в те времена еще только появлялось из «утроб» феодального общества под тяжким гнетом страданий пролетариата. Это общество опирается на наследие общества уходящего, клонящегося к закату и из последних сил пытающегося продолжить свое существование. Закат феодального общества сопровождается чередой социальных и политических революций, в ходе которых старая система отношений становится лишь стороной, частностью новой системы отношений.

    Основателями марксизма были К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии», «Капитал», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

    Социально-экономические предпосылки марксизма были связаны с утверждением капитализма как общественного строя и выходом пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену. Первыми революционными выступлениями пролетариата были восстание лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. во Франции; восстание силезских ткачей в 1844 г. в Германии; чартистское движение рабочих в Англии (30–40-е годы XIX в.). Эти выступления носили стихийный характер, но показали, что появилась политическая сила, способная вести борьбу против буржуазии [3].

    Естественнонаучные предпосылки формирования марксизма были связаны с промышленным переворотом первой половины XIX в. и бурным развитием естествознания. Возникает ряд новых наук – геология, органическая химия, палеонтология и др., дальнейшее развитие получили физика, биология, математика. В этот период происходит значительное число научных открытий.

    Вначале своей теоретической деятельности К. Маркс был последователем Гегеля, но затем пересмотрел его учение с материалистических позиций [5].

    На место логического самодвижения понятий он поставил объективный процесс развития материи. Мышление он рассматривал не как пассивное отражение внешнего мира, а как преобразование материального в сознании мыслящего субъекта. Идеальный образ не совпадает полностью с материальным предметом и рассматривается К. Марксом с точки зрения практически действующего конкретно-исторического человека с его потребностями. Если у Гегеля действующим началом был мировой разум, то у К. Маркса – человек, для которого разумная действительность является только этапом в бесконечном совершенствовании мира и человека. Более того, чтобы изменить мир, человек должен изменить себя.

    Такое качественное совпадение прогрессивного развития человека и мира К. Маркс назвал революционной практикой. Поэтому К. Маркс создает свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», в советской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса–это диалектический и исторический материализм.

    Марксизм вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII–первой половине XIX в. Каждой из его составных частей соответствует свой источник. Источником философских построений марксизма, прежде всего, была немецкая классическая философия. У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха – материализм.

    Из философии Гегеля К. Маркс использовал и творчески переработал его диалектику. В идеалистической диалектике Гегеля они выявили идею исторического развития и принципы противоречия как его движущую силу, а из философии Л. Фейербаха К. Маркс использовал материализм, который был метафизическим (Фейербах отбросил диалектику Гегеля вместе с его идеалистической системой) и антропологическим. Поэтому марксистская философии называется диалектическим материализмом (или материалистической диалектикой). Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом. В произведении «Диалектика природы» Энгельс, определяя философию, говорит, что она представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Если природе и мышлению посвящен такой диалектический материализм, то обществу и истории – исторический материализм, которые в единстве и составляют марксистскую философию [1].

    Английская политическая экономия в лице Адама Смита и Давида Рикардо всесторонне рассмотрела закон прибавочной стоимости и закономерности развития капитализма.

    Французский утопический социализм Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна остро критиковал капитализм, сформулировал основные идеи социализма. Маркс называл его утопическим, как и предшествующую ему социально-философскую традицию, начиная с учения Платона об идеальном обществе, т.е. несбыточным.

    2. Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства



    Философия марксизма – это диалектический материализм. Революционная теория взяла на вооружение революционный диалектический метод, согласно которому все в мире подвергается изменению и развитию. В материалистической диалектике источником развития мира является не дух, идея (как было представлено в классическом идеализме), а сам мир, реальные противоречия, которые объективно существуют в нем.

    Саморазвитие мира является причиной развития познания, духа, а не наоборот. Таким образом, исключив идею автора, демиурга, а также мнение о внешнем первоисточник развития мира Маркс отразил объективный мир (материю) как самоподвижный процесс, преодолели метафизический, механический характер материализма и создали новую историческую форму материализма – диалектический материализм.

    Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии [4].

    Главная идея марксистской философии – материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель – производство.

    Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, – производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача – получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала [6].

    Согласно К. Марксу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе – трудовая деятельность людей.

    Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.

    Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

    Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения – экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.

    Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

    Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную [6].

    Идея Маркса об отчуждении продукта труда содержится в «Капитале», в понятии «фетишизация товара». Капиталистический способ производства превращает отношения людей в отношения по поводу качества вещей, «отношения людей опредмечиваются» и это превращение составляет суть самой природы товарного производства. Это и не может быть иначе при таком способе производства, когда механизм производства приспосабливается к слабости человека, чтобы затем слабого человека превратить в механизм. Отчуждение труда в современном производстве куда сильнее, чем во времена ремесленничества и мануфактуры, где человек сам использует орудия труда. На фабрике же рабочий служит машине. Раньше от него шло все движение средств труда, и он сам должен был за ними следить, ибо в мануфактуре рабочие составляют звенья единого живого механизма. На фабрике существует один мертвый механизм, независимый от человека, а люди приставляются к нему, как живые винтики [4].

    Человек подчинен не только вещному миру; создаваемые им общественные и политические обстоятельства также подчиняют его себе. Отчужденный человек, который верит, что он господствует над природой, становится рабом вещей и обстоятельств, беспомощным придатком в мире, который сам есть не что иное, как застывшее (опредмеченное) выражение его собственных сил.

    Согласно представлениям основоположников марксистской философии, взаимодействие производительных сил и производственных отношений осуществляется в соответствии с законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это означает зависимость производственных отношений от производительных сил.

    Радикальные изменения в производительных силах требуют изменений в производственных отношениях. В свою очередь производственные отношения могут способствовать или же тормозить развитие производительных сил.

    Маркс является основоположником теории научного социализма. Освобождение человека марксизм связывает с революционным преобразованием общества, уничтожением эксплуатации человека человеком, преобразованием частной собственности на основные средства производства в общественную собственность, преодолением порабощающего разделения труда, освоением мира культуры и духовных ценностей, гармоничным и всесторонним развитием личности человека [3].

    Цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения отчуждения и несвободы людей. По Марксу, не капитализм, а вся предшествующая история является историей развития частной собственности. Победа пролетарской революции – это не уничтожение частной собственности, а лишь начальный шаг к ее упразднению [1].

    Целью коммунистических преобразований общества являются:

    а) освобождение человека от всех форм гнета отчужденных производственных отношений;

    б) возвращение человеку отчужденной от него человеческой сущности;

    в) возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. к человеческому бытию, что является действительным разрешением противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, между существованием и сущностью, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом.

    По Марксу, коммунизм – это не «царство свободы», а царство осознанной необходимости. Это эпоха, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности, а цель марксизма – установление в конечном счете гуманистического общества, где люди не находятся в каких-либо отчужденных производственных отношениях. Их отношения друг к другу чисто человеческие, основанные на совместной деятельности по овладению формами общественного сознания и их реальному воплощению в жизнь.

    К. Маркс и Ф. Энгельс сумели вскрыть всю сложность и противоречивость развития общества. Составляющей марксистской философии является концепция исторического процесса и структуры общества.

    Они выделили несколько ведущих типов организации общества–общественных форм или общественно-экономических формаций (ОЭФ).

    Наиболее фундаментальным положением является способ производства жизни.

    Становление и развитие социума от первобытной стадии, рабовладельческого и феодального способа производства к современному обществу, основанному на системе наемного труда, с необходимостью продолжен в производстве жизни вне наемного труда и вне капиталистической частной собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов [5].

    Анализ исторических типов общества был дополнен важными выводами о внутренней организации общества. Анализируя общественную форму, К. Маркс показал, что основным ее элементом является способ производства в единстве двух его сторон: производительных сил и производственных отношений. Они определяют строение общества, характер организации труда, социально-классовую структуру и все другие проявления общества. Совокупность производственных отношений выступает в качестве базиса (скелетов ОЭФ), на котором формируется надстройка данного общества. Надстройка–это идеи, теории, взгляды, учреждения, организации, а также идеологические отношения данного общества.

    Базис и надстройка – это основные элементы ОЭФ. Были определены и ее специфические социальные феномены: семья, быт, язык, нации, народности, наука. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис – это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений [3].

    Согласно представлениям К. Маркса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания.

    Важнейшая роль в философии, согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, принадлежит всеобщим диалектическим законам развития и категориям.

    Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую [2].

    Значительное место в социальной философии марксизма отводится изучению социальной структуры общества, происхождению классов, классовой борьбе и социальной революции.

    Маркс не ограничивал свою цель освобождением рабочего класса, а мечтал об освобождении человеческой сущности путем возвращения всем людям неотчужденного и, таким образом, свободного труда, об обществе, которое живет ради человека, а не ради производства товаров и в котором человек превратится в полноценно развитое человеческое существо.

    3. Историческая судьба марксизма



    На Западе в XX веке получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим наименованием неомарксизма. Для всех этих учений характерно критическое отношение, как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско – ленинской идеологией. Философские школы нео- (или евро-) марксизма весьма неоднородны, но могут быть разделены на два основных направления, в которых, в свою очередь, можно выделить ряд более мелких течений. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ века работами Д. Лукача и А. Грамши, и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х годах под влиянием работ Л. Альтюссера [6].

    После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Радикальное крыло, возглавляемое В. И. Лениным, в качестве главного постулата своей идеологии приняло идею диктатуры пролетариата. По Ленину, задача пролетарской революции отрицательная и заключается в насильственном уничтожении буржуазного государства и буржуазного общества. В теории большевизма государство понималось как особая организация силы, организация насилия для подавления одного класса другим.

    К середине XX века марксизм начал развиваться в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались не одинаково – в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества.

    Заключение



    Таким образом, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

    Основателями марксизма являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. К их важнейшим работам относятся «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи», «Святое семейство», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Капитал», «Немецкая идеология». Учение Маркса возникло и сформировалось в специфических социально-экономических условиях.

    Жизнь Маркса протекала в обществе, имевшем ярко выраженную сословно-классовую структуру в эпоху стремительного развития крупного промышленного производства.

    Теоретическими источниками марксизма стали господствовавшая в начале XIX века философия Гегеля и предшествовавший Марксу философский материализм, завершением которого стало учение Фейербаха. Эти обстоятельства наложили отпечаток на характер предложенной Марксом философской теории.

    В основе марксистской философии лежит базовая идея о материальной природе окружающего нас мира, о том, что в мире нет ничего, кроме самой материи, законов ее движения и изменения.

    Первичность бытия по отношению к мышлению выражается как в том, что по времени своего возникновения бытие предшествует сознанию, существует до, вне и независимо от него, так и в том, что явления бытия происходят прежде, чем успевают отразиться в сознании мыслящего субъекта.

    Марксизм оказал влияние как на отечественных, так и на западных мыслителей, он существенно расширил горизонт философской мысли, обратившись к проблемам труда, отчуждения, власти, идеологии, которые прежде не получили должного осмысления.

    Список литературы





    1. История философии : Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. М. Мапельман, Е. М. Пенькова. – М. : Приор, 2017 .– 458 с.

    2. Колотухин Д.В. Философия марксизма в современном обществе // К. Маркс и будущее философии России. Коллективная монография под редакцией В. Г. Марахова. Санкт-Петербург, 2016. С. 76-84.

    3. Курбатов В. И. История философии. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 448 с.

    4. Фотин Р. Философия марксизма и ее роль в современном обществе // Философско-историческое осмысление судьбы России. сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. 2021. С. 850-854.

    5. Фролов И.Т. Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. - М. : Республика, 2020. - 623 с.

    6. Шакуров А.Т. Философия марксизма / Гуманитарный трактат. 2021. № 106. С. 55-57.



    написать администратору сайта