Половникова Материализм исправленная. Контрольная работа по дисциплине Философия Материализм, его виды. Философыматериалисты
Скачать 41.2 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» Факультет социально-культурных технологий Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии Контрольная работа по дисциплине «Философия»: «Материализм, его виды. Философы-материалисты» Выполнила: С. Е. Половникова, студентка 2 курса заочной формы обучения, направление подготовки 51. 03.03 «Социально-культурная деятельность» Проверил: Л. Ф. Балина, доц., канд. филос. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Тюмень, 2022 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Философия как научная дисциплина имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из основных вопросов философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Отвечая на вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, философы разделились на два лагеря. Философы, утверждающие, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Философы, основным началом считавшие природу, примкнули к школам материализма. Соотношение материализма с идеализмом и ныне остается в центре развития философской мысли. Материализм заявляет о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного; рассматривает сознание и мышление как свойство материи в противоположность идеализму. Таким образом, это проблема неискоренима, и сегодня является достаточно актуальной. Предмет исследования – материализм как философское направление. Цель исследования – рассмотреть виды основные материализма. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить понятие материализма. 2. Рассмотреть виды материализма и идеи философов-материалистов. Методы исследования: описание, анализ. Основное содержание работы изложено на 15 страницах. Библиографический список включает 7 источников. Приложение соответствует основному содержанию работы. Понятие материализма Одним из важных философских понятий является понятие материального. Материальное в философии – это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, – это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу). Так, например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, – напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально. Совокупность всего материального называется в философии материей. Раньше считалось, что материя и мировое вещество – это одно и то же. Материю, конечно же, можно называть веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, что материя – это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть – объективно, а также – воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами). Понятно, что материя – это предельно широкое понятие, название, и что материи вообще, которую можно было бы потрогать или увидеть, нет. Говоря иначе, не существует такого объекта, который можно было бы поместить в музей под стеклянным колпаком с надписью «Материя». А что же тогда представляет собой любой предмет окружающего мира? Очень просто: он является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные – это все различные формы материи, которые могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности. Так, например, камень, лежащий у дороги – это более простая форма материи, чем растущий рядом с ним цветок, а птица, летящая в небе – это более высокий уровень материи по сравнению с цветком, а млекопитающее животное – более сложная форма материи по сравнению с птицей. Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире. Материализм – это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный». Признание того, что материя первична означает, что: она никем не создана, а существует вечно; время и пространство – существующие формы материального бытия; идея неотделима от материи, способной мыслить, Единство мироздания заключается в его материальности. В. Д. Губин пишет, что «материалистическое решение главного философского вопроса – о познании мироздания – выступает в адекватности отражения истины в сознании человека, в познании мироздания и его законов» [4, с. 131]. На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей. Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее; в обществе главной движущей силой развития является - материальная сила общества (экономика), которая и определяет все остальные идеальные (духовные) сферы - культуру, образование, науку и т.д. Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. А. С. Кармин считает, что «именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии» [5, c. 306-307]. В данном параграфе мы рассмотрели понятие материализма. Материализм – это из основных философских направлений, решающий вопрос философии о первичности материи и духа в пользу первенства материи, бытия, природы, физического, объективного. Одной из основных идей материализма является идея о существовании абсолютной субстанции бытия – материи. Виды материализма и его представители В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Исторически первая и простейшая форма - наивный (стихийный) материализм древних - под материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Большинство первых философов считало началом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то из чего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, что ничто не возникает и не исчезает, такое естество всегда сохраняется. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота). Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения: механистический, диалектический, вульгарный. К наивному материализму можно также отнести и материализм естественнонаучный - разновидность материализма, оформляющаяся как мировоззренческое обобщение учёными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Современный естественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем. Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому). Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др. Более сложные явления имеют свои более сложные законы, потому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Л. Е. Балашов подчёркивает, что «метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда в мире нет никаких внутренних противоречий, нет развития, нет никаких качественных изменений» [2, с. 41]. То, что мы наблюдаем - это только временные связи между собой элементов материи. А так как количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, поэтому происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же. Вид комбинаций материальных частиц обусловлен внешними причинами - это случай, закон тяготения, положение в пространстве и т.д. Вариант метафизического материализма - вульгарный материализм - направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна. Представители: философы К.Фохт, Я.Молешотт, Л.Бюхер. Сторонники вульгарного материализма: полностью отрицали дух (идею) как реальность; единственной реальностью считали материю; отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс; были атеистами; в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социальный дарвинизм и др.); придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия); отвергали диалектику; всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное-белое"); значительно упрощали положения традиционного материализма. Как пишет В. В. Миронов, «представители данного направления упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей ("мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь"; "нет мысли без фосфора"), и отвергали необходимость разработки философии как науки» [7, с. 114]. Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса, Энгельса и Ленина. В отличие от остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу, материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. Диалектический материализм преодолевает все недостатки наивного и метафизического материализма. В диалектическом материализме материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Б. И. Липский отмечает, что «сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать её, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь» [6, с. 110]. Центральная идея диалектического материализма - взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей. Диалектический материализм был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма. Исторический материализм - теория развития общества, разработанная в 19-20 веках в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основные ее тезисы изложены Марксом в предисловии к "К критике политической экономии". А. А. Горелов пишет, что «фундаментальная основа общества - материальное производство, оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил» [3, с. 98]. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" Энгельс рассматривает экономические условия - характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие. Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но главным образом, законы диалектики. Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития - счастье для всех. Антропологический материализм - это вид материализма, который базируется на понятиях о человеке, как основной мировоззренческой категории. Антропологический материализм манифестирует главенствующую позицию человека, от которой прорабатывается система представлений о природе, социуме, мышлении. Родоначальником антропологического материализма является Л. Фейербах. В центре его философии находится человек, который понимается как совершенный и конечный продукт природы, ее высшее выражение. Человек — биологическое существо, наделенное разумом. Именно в нем происходит тождество бытия и мышления. В своей работе «Сущность христианства» (1841 г.) философ отмечает, что человек является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить. Мир, материя для Фейербаха – подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Материализм Фейербаха носит название антропологического потому, что именно человек занимает в нем главенствующую роль. Фейербах связывает развитие человеческой цивилизации, культуры, общества, философии, религии, наук и т.д., не с Мировым духом, или действием неких сверхсил, но с одним лишь человеком, его познанием и творчеством. Кроме названных, необходимо также отметить и следующие разновидности материализма: 1) Физический материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) Биологически и/или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж. Ламетри, В.М. Бехтерев). 3) Этический материализм - он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни. В 20 веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. По мнению А. В. Барковской, «в отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека» [Цит.: 1, с. 62]. К материализму часто относят: натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотя он и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгу человека. Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением "онтологической философии", лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания. В данном параграфе мы проанализировали виды материализма и основные идеи его представителей. Материализм – направление философии, появившееся вместе с возникновением философии. Учение материализма изменялось вместе с научно-техническим прогрессом и общественными отношениями. Существует несколько видов материализма: стихийный (наивный), метафизический, диалектический, исторический, механистический, антропологический. Заключение Вопрос о том, что является первичным по отношению друг к другу — материя или идея - занимает умы философов уже не одно столетие. Данный вопрос породил существование двух принципиально разных способов понимания природы вещей, называемых в науке материализм и идеализм. Материализм (лат. materialis - вещественный) - это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия. Развитие материалистического мировоззрения прослеживается от эпохи древности до наших дней. Существует несколько видов материализма – стихийный, метафизический, диалектический, исторический, механистический, антропологический. В данной контрольной работе мы рассмотрели понятие материализма, изучили виды материализма и основные идеи его представителей. Таким образом, цели и задачи контрольной работы достигнуты. Библиографический список 1. Барковская, А. В. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – Электрон. текстовые данные. – Минск : ТетраСистемс, 2014. – 174 с. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/28277.html (дата обращения : 20.04.2022) 2. Балашов, Л. Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник / Л. Е. Балашов. – Электрон. текстовые данные. – Москва : Дашков и К, 2015. – 612 с. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/52306.html (дата обращения : 20.04.2022) 3. Горелов, А. А. Основы философии учебник / А. А. Горелов. – 9-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 256 с. ; ISBN 978-5-7695-7358-3. 4. Губин, В. Д. Философия : учебник /В. Д. Губин. – Москва : Проспект, 2012. – 336 с. ; ISBN 978-5-392-11679-9. 5. Кармин, А. С. Философия : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 560 с. ; ISBN 978-5-388-00620-2. 6. Липский, Б. И. Философия : учебник / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2011. – 495с. ; ISBN 978-5-9916-1684-3. 7. Миронов, В. В. Философия : учебник. – Москва : Проспект, 2015, – 240 с. ; ISBN 978-5-91768-691-2. |