Главная страница
Навигация по странице:

  • контрольная работа по дисциплине «Философия»Тема;

  • несколько ярко выраженных направлений : эмпиризм, рационализм, философия просвещения

  • «мыслю, следовательно, существую»

  • Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента: 1)

  • В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

  • ПРАВОВЕДЕНИЕ. Контрольная работа по дисциплине Философия Тема Философия Нового времени обучающийся 2 курса заочного отделения, группы 2П, Шифр фп385


    Скачать 31.19 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Тема Философия Нового времени обучающийся 2 курса заочного отделения, группы 2П, Шифр фп385
    Дата30.05.2022
    Размер31.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРАВОВЕДЕНИЕ.docx
    ТипКонтрольная работа
    #558092

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»


    контрольная работа по дисциплине «Философия»
    Тема;
    Философия Нового времени
    Выполнил: обучающийся 2 курса

    заочного отделения, группы 2П, Шифр ФП-385

    Фетисов Владислав Русланович

    Проверил: преподаватель _____________

    Оценка: ____________

    Златоуст 2021

    ВВЕДЕНИЕ

    1. 1. Философия Нового времени……………………………………3

     1.1 Основные черты философии нового времени………………..6

    1.2 Сторонники рационализма  XVII Р.Декарт, Спиноз;…………………...8

     XVIII французское Просвещение Монтескье,
    Вольтер, Руссо
    …………………………………………………...10

    1. Цивилизация и культура

    2.1 Понятие цивилизаций. Типы цивилизаций

    2.2 Понятие культуры. Строение и функции культуры.


    .
    Заключение………………………………………………………………………………...19

    Список использованной литературы и интернет источников…………………………………..…20

    Философия нового времяни

    В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.
    Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

    Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм
    Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:

    • эмпиризм,

    • рационализм,

    • философия просвещения,

    • французский материализм..

    Основные черты философии нового времени

    Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.

    Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

    Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

    Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

    Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

    Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

    В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

    В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

    Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.
    давайте более подробно
    разберём сторонников раценолизма


    Стороники рационализма

    Рене Декарт
     (1596-1650). Произведения: «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», где он обосновал метод «картезианского сомнения», т.е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования.

    Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос природе человеческого познания вообще. Он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Главное выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории Декарта. Утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).

    Главное понятие – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на 2 рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отожествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

    Декарт говорил о параллелизме материальной и духовной субстанций, согласно которому каждому состоянию и изменению материальной субстанции (например, в человеческом теле) соответствует изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря Богу, наподобие того, как два часовых механизма могут показывать одно и то же время, будучи заведенным мастером, который синхронизировал их часовые стрелки.
    Возмём ещё одного
    Бенедикт Спиноза (1632-1677) (работа:«Этика»)

    Слабым пунктом в учении Декарта был неопределенный статус субстанции: с одной стороны подлинной являлась только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, т.е. сотворенные субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение и попытался преодолеть Спиноза, последователь Декарта, но в его учении не признававший дуализм.

    Он создал монистическое учение о единой субстанции, которую назвал Богом или природой. Его учение – крайний реализм, переходящий в пантеизм. Он определяет субстанцию как причину самой себя, т.е. как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы НЕ Творец природных вещей, НЕ есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, а бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, наз. пантеизмом.







    Единичные вещи, такие как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанций. Как и у Декарта, у Спинозы все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещам, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает определение души как идеи человеческого тела.

    Согласно Спинозе, воля и разум – одно и то же. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать» - вот тезис учения Спинозы.


    Одним из основоположников французского Просвещения и одним из самых выдающихся политических теоретиков XVIII в. был создатель первой развернутой политической доктрины Просветительства Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Наиболее известны его разработки принципа распределения власти как условия свободы и теории влияния окружающей среды на политику.

    В своем философском трактате «О духе законов» (1748) Монтескье формулирует важное двуединое положение о законах. Он связывает концепцию естественного права, согласно которой различные законы есть формулировки одного и того же закона, с социологической концепцией о том, что эти формулировки определяются историческими и природными условиями. Таким образом Монтескье избегает как релятивизма, который часто возникает в результате отрицания концепции естественного права, так и догматизма, который появляется при слепом использовании естественного закона без пояснения того, как этот закон реализуется в конкретных условиях.

    Дух законов, согласно Монтескье, состоит во взаимосвязи различных видов окружающей социальной и природной среды и соответствующих им особых трактовок универсального закона.

    Относительно новым здесь является то, что Монтескье рекомендует эмпирически исследовать взаимосвязи между конкретной средой и соответствующими ей формулировками законов.

    Монтескье считал, что совокупность юридически оформленных законов сыграет исключительно важную роль в жизни общества как инструмент управления людьми. Поэтому для уяснения форм государственной жизни он предлагает, прежде всего, проанализировать законодательный механизм того или иного общества. При анализе законов жизни людей Монтескье выделяет два их вида — естественные (природные), то есть те, что вытекают из биологической природы человека, и собственно социальные законы.

    К естественным законам Монтескье относит стремление к миру, к добыче средств существования, к отношениям с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. К собственно социальным законам он относит так называемые законы между людьми: определяющие отношения между народами (международное право); определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); определяющие отношения всех граждан между собой (гражданское право).

    Как просветитель Монтескье рассматривал право как общечеловеческую ценность, а целью права считал свободу, равенство, безопасность всех людей. В отличие от Т. Гоббса, Монтескье объявил важнейшим законом естественного права не войну всех против всех, а мир.

    Развивая свою правовую теорию, Монтескье дает классификационное описание трех форм государственного правления (республика, монархия, деспотия) и трех соответствующих им принципов (достоинство, честь, страх). В основу такой классификации он ставит оценку отношения верховных властей к политическим законам. Монтескье откровенно симпатизирует представительским учреждениям, то есть республиканскому строю, что, по его мнению, в наибольшей степени гарантирует политические свободы.

    Политическая свобода, считает Монтескье, состоит не в том, чтобы делать все, что заблагорассудится, а в том, чтобы делать все, что позволяют законы. Такие законы будут эффективными, жизнеспособными только при условии распределения власти, что позволит на практике осуществить истинную свободу и законность.


    Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

    Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

    Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента:

    1) понятия (концепты) – содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;

    2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверестествного

    3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;

    4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

    В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».


    Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

    Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

    Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные. В современной социальной философии выделяются доиндустриальный (сельскохозяйственное производство и торговля), индустриальный (промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг) типы цивилизации.

     


    написать администратору сайта