Философия 30.05. Контрольная работа по дисциплине Философия
Скачать 78.5 Kb.
|
Министерство образования Красноярского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф.Вепрева»
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
2018 год ПЛАН: 1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Понятие мировоззрения. Его структура ………………………………….4 3. Мифологический тип мировоззрения …………………………………….7 3.1. Религиозный тип мировоззрения ……………………………………….10 3.2. Философский тип мировоззрения ………………………………………12 4. Заключение………………………………………………………………….14 5. Список литературы …………………………………...……………………15 Введение. Что такое мировоззрение? Каким оно бывает? В наипростейшем понимании слова мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально. Одна из вечных философских проблем: что же такое мировоззрение человека, как его понимать, каково его социальное значение? Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Можно сказать, сколько людей, столько и мировоззрений. Цель данной контрольной работы раскрыть понятие мировоззрения, структуру и исторические типы данного понятия. 2. Понятие мировоззрения. Его структура. Мировоззрение - это совокупность взглядов и принципов человека, его понимание окружающего мира и места в нем человека. Мировоззрение обосновывает жизненную позицию, поведение и поступки человека. Мировоззрение напрямую связано с деятельностью человека: без него деятельность не имела бы целенаправленный и осмысленный характер. Первым философом, обратившим внимание на мировоззрение, был Иммануил Кант. Он именовал его как миросозерцание. Данное понятие представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность. Основными функциями мировоззрения являются: интегративно - систематизаторская, интегративно- оценочная, интегративно- нормативная, интегративно- ориентировочная и интегративно- эвристическая. Существует два способа освоения мироздания: 1. путем психологических ассоциаций, через образы и представления; 2. путем логической системы понятий и категорий. Так же мировоззрение можно разделить на два уровня: 1) эмоционально-образный - связан с миром ощущений (искусство, мифология и религия); 2) логико-рассудочный (философия и науки, образующие мировоззрение). Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например, жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением. 3) Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире. Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического. Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании. Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п. Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека. 3. Мифологический тип мировоззрения. К исторически первой форме мировоззрения можно отнести мифологию. Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Эта форма возникла на самой ранней стадии общественного развития. Она основывается на мифах, то есть на ярких, эмоциональных, логически выстроенных схемах, с помощью которых человек старался объяснить те или иные явления или процессы. Эмоциональность и красочность была необходима, чтобы заставить окружающих поверить в то, что в действительности все именно так и происходит. Из-за отсутствия знаний мифология всё объясняет по наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня наших знаний) выдумками. Как и наивный реализм, мифология видит в мире качественно многообразные и не связанные друг с другом вещи, и явления. А поэтому в мифологии каждый предмет и каждое явление находить своё "объяснение" и своё понимание, по поводу каждого из них придумывается отдельный, правдоподобный в глазах ещё дикаря, миф. На более поздних этапах развития человека и его мировоззрения элементы окружающей действительности представляются ему живыми и олицетворёнными существами, о которых составлялись рассказы в виде легенд и мифов. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии-фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Тотемизм (от сев. -амер. «ототеман» - род его) – вера в то, что данная группа людей имеет общего предка – свой тотем (животное, растение или явление природы). В соответствии с тотемом выделялись, например, роды оленя, сокола, дети грозы и др. Тотем считался не только прародителем, но и покровителем, его могли изображать и обязательно почитали. Жизнь и похождения тотема составляли содержание многих мифов. В тотемизме выразилась догадка древних людей о родстве всего живого в природе. Тотемизм выполнял функцию самоидентификации и сплоченности группы: «Мы (род) одной крови, мы – свои, свой должен помогать своему». Остатки тотемизма в современном обществе – это геральдика и вера в Бога как отца всех людей. Еще одним важным элементом мифологии служит анимизм (от лат. «анима» – дух, душа) – вера в существование души и духов как причины всех явлений. В древности считали, что душой обладают человек, животные, растения, предметы и явления природы. Это – вера в одушевленность всей природы. Считалось, что души могут отделяться от предмета или явления и существовать самостоятельно, в виде духов. Существование анимизма объясняет такое явление, как захоронение умерших. Дух умершего может навредить живущим, поэтому усопшего надо изолировать, хорошо спрятать. Отсюда пошли могилы, склепы, надгробные камни, гвозди в гроб. Считалось, что кто умер недавно, обычно старается мстить живущим; кто умер давно, может и помогать живущим, особенно родственникам. Следствием анимизма был фетишизм (от порт. «фетише» - амулет, идол, талисман) – вера в то, что некоторые материальные предметы содержат в себе особые духовные силы, которые могут влиять на природу и жизнь людей. Такие предметы называли фетишами. Люди верили что дух может вселяться в предмет и находиться там. Фетиш считался вместилищем духа. Фетишами у разных народов выступали самые разнообразные предметы и вещи: кусочки дерева, ткани, кусочки кожи, очень часто кости животных и человека. Фетишизм очень хорошо сохранился в Африке: фетиши здесь повсеместны, они висят на шее в виде амулетов у каждого человека («предохраняют» от болезней, «приносят» дождь, «помогают» в охоте, «наполняют» море или реку рыбой, «придают» силу и смелость, «помогают» женщинам при родах и т.д., короче, могут делать всё). Разновидностью фетишей служили идолы – крупные, грубые каменные или деревянные скульптуры массового поклонения. Элементы фетишизма сохранились и в цивилизованном обществе, например, крестик у христиан, тумар (написанный на коже текст Корана) у мусульман, цицит (кусочек шерстяной ткани с кисточками) у иудеев. Существовал так называемый анатомический фетишизм – представление о том, что некоторые части тела (сердце, голова, глаза и др.) вмещают душу или её отдельные качества, а мясо и кровь человека хранят в себе жизненную силу. Это представление породило каннибализм в двух его формах. Непосредственными предпосылками его появления следует признать определенный эмоциональный дискомфорт, который окружал человека в те далекие времена, а также его стремление использовать даже те незначительные знания, которыми он уже обладал, чтобы сразу объяснить все окружающие его процессы и явления. Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. 3.1. Религиозный тип мировоззрения Следующим историческим типом мировоззрения можно считать религиозный тип мировоззрения. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Религиозное мировоззрение первоначально сформировалось на базе мифологического, включив в свою картину мира образ культурного героя как посредника между богами и людьми, наделенного одновременно природой божественной и природой человеческой, способностями естественными и сверхъестественными. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение (в виде мифа), религиозные чувства (в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений, и формированию сильных централизованных государств. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религиозное мировоззрение обладает рядом отличительных черт: 1) Личность верующего тесно связана с Богом, любой поступок трактуется на основании религиозных предписаний. 2) Вера ценится выше знания, так как только она является единственным путем к спасению. 3. Цель жизни человека - познание истины (или достижение прозрения) через служение Богу и соблюдение его заповедей. 4) Мир делится на физический (видимый) и духовный (ментальный), где живут злые и добрые сущности, которые невидимы для человека, однако напрямую влияют на его жизнь. 5) Религия практична, то есть "вера без дел мертва". 6) Зачастую религиозное мировоззрение идет вразрез с общепризнанными научными теориями, которые отрицают существование Бога. Например, в таких фундаментальных вопросах, как сотворение мира и эволюция человека. 7) Религия может быть не только моно- (христианство, иудаизм), но политеистичной (синтоизм). 8) В отличие от мифологического мировоззрения, в религии присутствует четкое разделение на субъект и объект, присутствует более четкая систематизация понятий. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. 3.2. Философский тип мировоззрения. Третьим историческим типом мировоззрения является философский. Термин «философия» происходит от греческого «филео» (любовь) и «софиа» (мудрость) и означает «любовь к мудрости», к теоретическим рассуждениям. Впервые термин «философ» употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Мудрость — это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость — это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Философия – мировоззренческая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят, как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. Заключение. В заключение рассмотрения данной работы необходимо резюмировать все выше сказанное, подвести некоторые итоги. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации; Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Список литературы. 1.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.-592с. 2. Батурин, В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 303 c. 3. Лекция с сайта referatik.com.ua/ 4. Радугин А. А. Р15 Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. 5.Философия: учебник / И. В. Ватин и др.-Москва: КноРус, 2014.– 366 с. |