Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа

  • 1.Основные черты развития, его механизмы, формы.

  • Список использованных источников

  • контрольная работа по философии. КР по философии. Контрольная работа по дисциплине Философия


    Скачать 56.44 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия
    Анкорконтрольная работа по философии
    Дата25.05.2021
    Размер56.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР по философии.docx
    ТипКонтрольная работа
    #209612

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Тульский государственный университет»
    Интернет-институт


    Контрольная работа
    по дисциплине «Философия»
    Тема: Современные концепции развития

    Выполнил: студент гр. ИБ260201 Малащенков Александр Валерьевич

    Проверила: Соколова Светлана Николаевна

    Тула 2020г.
    Введение

    Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что жизнь в современном мире ставит перед человеком много проблем, которые не стояли перед большинством людей столетие назад, а тем более в глубокой древности. В наше время все в мире так тесно связано, так быстро меняется, такие глубокие преобразования происходят в экономике, политике и науке, что изменчивость, подвижность, динамизм становятся важнейшей чертой жизни людей. В этих условиях перед каждым рано или поздно встает насущная задача понять происходящие изменения и попытаться найти какие-то общие устойчивые черты, какие-то закономерности в процессах, совершающихся в космосе и в обществе, в объективной реальности и в нас самих, в наших переживаниях, замыслах и надеждах. Необходимость решить эту задачу вплотную подводит к вопросу о том, что такое развитие, как оно соотносится с остальными известными нам формами движения и изменения.

    Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изме-нений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Развитие имеет формы, основные признаки, черты и механизмы. Различные виды развития в природе, в обществе или в сознании человека изучаются различными науками. Само же понятие развития по разному определяется различными концепциями и науками их изучения, такими как метафизика, диалектика и синергетика.

    Интерес к возникновению нового диктуется не простой любознательностью, а глубочайшими внутренними потребностями самой жизнедеятельности человека. появление нового, принципиально отличающегося от всего, что было раньше, имеет особое значение для понимания исторической судьбы человечества. Если новое в общественной жизни было бы невозможным, то все страдания, вся борьба людей за более разумную и справедливую жизнь были бы просто лишены смысла.

    Цель нашей работы стало: изучение философских концепций развития.

    Задачи работы:

    1) Дать определение понятию «развитие», выделяя черты развития, его механизмы и формы;

    2) Описать и раскрыть особенности протекания процессов развития в природной и социальной реальности;

    3)Описать современные концепции развития

    1.Основные черты развития, его механизмы, формы.

    Единый мировой процесс развития – это непрерывное усложнение организации, происходящее в результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы. Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество.

    Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы. Качественные изменения – связаны с изменением структуры самих предметов, их превращением в другие предметы. Необратимость (возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее). Направленность изменений (развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому , даже кажущиеся случайными изменения носят взаимосвязанный характер и вызывают другие изменения (дискуссии о прогрессе или регрессе).

    Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.

    Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Развитие может быть однолинейным и многолинейным; прямолинейным и зигзагообразным; общим и локальным, ускоренным и замедленным, гармоничным и дисгармоничным и т. д. Эти разные типы, виды, формы развития, которые могут осуществляться в природе и обществе. В реальных конкретных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая сложную картину многообразия и богатства природных связей, реальности.

    Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст. Прогресс - тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регрессивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития.

    Основные черты и особенности всякого развития заключаются в следующем:

    1) в процессе развития, в отличие от других форм движения, появляется нечто новое, не существовавшее ранее;

    2) процесс развития необратим;

    3) каждый конкретный процесс развития имеет свои собственные источники и присущую ему форму;

    4) развитие имеет направление во времени: от прошлого через настоящее к будущему;

    5) каждый момент или этап этого процесса разви-тия обусловлен предшествующим состоянием и в свою очередь обусловливает последующие состояния.

    Развитие проявляется в том, что в бытии борются между собой начала гармонии и дисгармонии, порядка и беспорядка, нового и старого. Гармония и порядок - это конструктивные начала бытия, а дисгармония и беспорядок - деструктивные. Развитие можно понимать как перманентный процесс возникновения дисгармонии и последующее ее преодоление, обретение гармонии. Дисгармония обнаруживается через рассогласованность бытия, т. е. через противоречие между бытием в целом и составляющими ее элементами. Это противоречие и выступает в качестве универсального источника развития. Бытие состоит из различных уровней, форм, сфер, которые объединены различными видами взаимосвязи и обособлены друг от друга определенными границами. Абсолютность бытия не означает, что составляющие его компоненты не развиваются. Бытие в целом - это своеобразная оболочка, форма, достаточно гибкая и допускающая внутри себя разные изменения, которые можно квалифицировать как развитие.

    Ход развития обеспечивается системой "передаточных звеньев", своеобразным механизмом развития. В неживой природе это могут быть химические реакции, геологические катастрофы, действие физических законов. Универсальным механизмом развития в живой природе выступает меж и внутривидовая борьба, а в обществе - рыночная конкуренция, социальные столкновения, деятельность великих личностей, потребности и интересы людей.

    Итак, развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Оно имеет свои признаки и механизмы, а также формы, которые так или иначе являются одним целым и не могут существовать вне друг друга, только во взаимосвязи.

    2. Развитие и мышление

    Проблема развития в философии рассматривается в связи с характеристикой признаков и динамики существования бытия. Изменение, движение, развитие раскрывают существенные стороны материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля, им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как развитие. Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области духовно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма разнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.

    Первые мыслители стремились отграничить развитие о других изменений по причине их важности для человека, обозначить учение о развитии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками, потому что изучают природу. Другие - этиками из-за увлечений рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за хитросплетения речей. Трактовка диалектики Диогеном Лаэртским лишь неявно указывала на учение о развитии. Хитросплетения, развитое логическое мышление позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в дискуссиях.

    Реально в философии Древней Греции уже существовало несколько значений диалектики:

    - диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);

    - диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);

    - диалектика как «диа» и «лог» — единство опровержения и майевтики (от Сократа) — заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину;

    - диалектика - метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);

    - диалектика — это аналитика и логика возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

    - диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.).

    Как видно, учение о всеобщих связях и развитии бытия сформировалось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материальному миру, отношениям в обществе.

    В философии XX века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

    1. Диалектика — совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития - объективная диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизировано в философском учении (теории), которое и называется диалектикой.

    2. Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой.

    3. Диалектика - один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.

    Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.

    Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

    Принципы диалектики — всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

    Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:

    - принцип всеобщей связи;

    - принцип развития.



    3.Принципы и законы диалектики

    Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: "в бытии (мире) все развивается".

    Развитие – философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

    Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное. Важным всегда является выяснение закономерного характера развития, чтобы человек имел возможность управлять им. Например, можно участвовать в войне, полагаясь на ее и свою стихии. Но для человека важнее и полезнее знать законы войны, чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней, для достижения победы.

    4. Законы диалектики.

    Важным структурным элементом диалектики являются законы. Они условно делятся на две группы: основные и неосновные. Основные законы раскрываются с помощью нескольких категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики, например: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного), сущность и явление, возможность и действительность и др.

    К основным законам диалектики относятся:

    • закон единства и борьбы противоположностей;

    • закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

    • закон отрицания отрицания.

    Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияющие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. Потенциальное или реальное их существование и соотношение без нарушения целостности объекта, взаимодействие с нарушением целостности, а также противодействие сторон, ведущее к разрушению объекта и замене его другим объектом, характеризуют основные состояния объекта в процессе его развития.

    "Победа" одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Так, в процессе столкновения в научном познании нескольких противоборствующих научных концепций образуется новое знание, носящее синтетический, взаимодонолнительный характер.

    Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

    Преимущественные изменения эволюционного характера происходят в количественных показателях объекта. На определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.

    Взаимные переходы количества и качества раскрывают сложную и изменчивую динамику внутреннего развития объекта, когда он сохраняет свою сущность и совершенствуется или так существенно видоизменяется, что переходит в другой объект. Например, в течение нескольких лет обучения в вузе студент накапливает большое количество знаний, которое к концу его пребывания в университете должно перерасти в новое качество, – он должен стать профессионалом в избранной им специальности. Накопление знаний сверх определенной величины представляет собой нарушение меры соотношения количества (знаний) и качества (профессионализма). Студент приобрел качества специалиста, хотя по другим, в том числе и качественным признакам, он сохранил свою целостность и определенность.

    Закон отрицания (или диалектического синтеза: "тезис – антитезис – синтез") выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно- качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

    Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия "оценивающего" субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои "традиции" и "преемственность". Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности. Попытки людей преодолеть массовые и опасные негативные тенденции развития пока не дают положительных результатов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить по-разному. Но важным, наверное, остается то, что их глубинные закономерные основы пока остаются непознанными, а многие конкретные группы людей не заинтересованы в их преодолении.

    Образное развитие представляет собой сложную и многообразную расширяющуюся "спираль" с бесконечным числом различных витков и состояний. Развивающийся объект, двигаясь вперед и обогащаясь результатами развития, может как бы останавливаться на месте, возвращаться назад или утрачивать достигнутое.

    5. Категории диалектики

    Категории диалектики – основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это также исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

    При изучении диалектики специально рассматриваются так называемые парные категории. Они соотносительные, характеризуют развитие с иных сторон, чем основные законы развития. Парные категории образуют группу неосновных законов диалектики.

    Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отражения процессов развития в видах бытия можно выделить категории, характеризующие развитие материального и идеального (духовного) бытия. Выделяются группы категорий, характеризующих особенности развития природы, человека и общества. Категории диалектики дифференцируются в зависимости от того, отражают ли они развитие объективного мира, процесса познания человека, его мышление или практическую деятельность людей с позиций прогресса или регресса.

    В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают в проявлении принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, нами уже рассмотрены. Необходимо пояснить соотносительные категории. К таким категориям относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, свобода и необходимость, сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное (целое и часть) и др.

    Можно отметить, что значительная часть соотносительных категорий характеризуют детерминацию связей и развития бытия. Это относится прежде всего к категориям "причина и следствие", "необходимость и случайность", "возможность и действительность", "сущность и явление". Соотносительные категории отражают также самоорганизацию и системность бытия через связи структуры, существования и развития.

    Все категории диалектики приобретают специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия они отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира, имеют, например, объективное содержание и субъективную форму выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие, субъективны и по содержанию, и по форме. Такие понятия, как "бог", "ангел", "мировой разум", "абсолютная идея", "мировой дух", экспериментально-практически не обосновываются и не опровергаются. Они аргументируются логическими средствами или принимаются (не принимаются) без доказательств на основе мировоззренческого выбора и в логической характеристике имеют "нулевой объем", так как в материальной действительности не существует тех объектов, которых они отражают. Содержание и внешние образы "нулевых понятий" субъективно формируются людьми.

    К объектам субъективного и объективного идеального чаще применяется категория "связь", чем категория "развитие". Бог, например, в большинстве конфессий признается идеальным (нематериальным), неразвивающимся и непознаваемым абсолютом, но обладающим созидательной способностью. Неразвивающимися считаются также абсолютное добро, абсолютная красота, религиозный рай или ад, домовой, леший и другие явления, существование которых кто-то признает. Вместе с тем, давая объяснение абсолютной идее

    Г. Гегеля или содержанию нашего сознания, мы подчеркиваем наличие в них не только связей, но и связей развития. Но если развитие чувственных и мыслительных образов в сознании человека можно подтвердить практикой, проверкой знаний и т.п., то обосновать развитие абсолютной идеи, как это делал и сам Г. Гегель, можно только логически.

    Соотносительные категории диалектики используются в первую очередь для объяснения материальных процессов и явлений. Так, углубленное осмысление изменений и развития внешних и внутренних связей войны помогает раскрыть ее сущность и явление (обнаружение, объективацию), содержание и форму. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных объектов послужило основой выработки понятий единичного, особенного и общего, а также части и целого. Категории необходимости и случайности позволяют разграничивать закономерное и ситуативное, разовое (единичное) и общее (типическое). Массовое проявление однородных случайностей позволяет обнаружить закономерное, необходимое.

    Все категории диалектики, как и отражаемые ими виды и формы бытия, взаимосвязаны. В процессе познания человеком окружающего мира и самого себя, в ходе предпринимаемых преобразований материальной действительности они функционируют единым комплексом, выступают инструментом познания и регуляции практической деятельности людей. Категории диалектики – это эффективное средство познания практики, развития логического мышления, методологическая основа профессиональной деятельности.

    Таким образом, диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориснтирующую роль для человека и общества.

    6. Философские концепции развития

    В философии и науке выделяется множество философских концепций развития:

    • креационистская, от Августина Блаженного до Д. Гиша, У. Брауна (теологические концепции творения, развитие мира из ничего божественной волей);

    • концепция преформизма А. Левенгука, К. Бэра (наличие предуготованных форм развития);

    • градуалистская, или равновесно-интеграционная, модель Г. Спенсера, Л. Уорда (развитие как преемственный баланс различных факторов изменения в ходе постепенной эволюции);

    • антропологическая модель Ж.-П. Сартра (помещение человека в центр процессов развития);

    • творческо-эволюционная, или эмерджентная, концепция (от англ, emerge – возникать, проявляться) Л. Моргана, А. Бергсона признает возможность взрывообразного скачка, самопроизвольной активности, инициируемой "жизненным порывом";

    • натуралистическая модель (от англ, natural – естественный, природный) Ч. Дарвина, Дж. Хаксли, Л. Берталанфи основана на частно-научном понимании эволюции классическим естествознанием;

    • конфликтная модель Т. М. Дридзе и Л. Н. Цой рассматривает развитие посредством столкновения различных социальных позиций.

    7. Современные и перспективные концепции

    Наиболее перспективными могут стать синергетическая (Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс), а также аутопойетическая (Н. Луман) концепции развития. Рассмотрим их подробнее.

    Синергетика (от др.-греч. συν – совместность, έ'ργον – деятельность – т.е. самоорганизация) – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и др.) на основе присущих им принципов самоорганизации.

    В синергетической, или неравновесно-дифференциальной, концепции динамика процесса представляет собой движение по траектории развития от одного аттрактора к другому.

    Аттрактор (от англ. attract – привлекать, притягивать) реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах и которые выступают альтернативными целями эволюции системы.

    Информация связана с функционированием самоорганизующихся (синергетических) систем. На основе принципов самоорганизации объясняется возникновение порядка из хаоса, а также переход от одного уровня организации к другому. В синергетике мерой неорганизованности выступает понятие "энтропия" (от греч. entropia – превращение), а мерой организованности – понятия "негэнтропия" или "информация". Синергетика является на настоящий момент наиболее общей теорией самоорганизации систем, формулируя наиболее общие принципы самоорганизации на всех структурных уровнях материи. И.Пригожин, один из ведущих создателей этого подхода, свое понимание феномена самоорганизации связывает с понятием диссипативной структуры – структуры, спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются; образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости (т.н. ячейки Бенара), "химические часы" (реакция Белоусова – Жаботинского), турбулентное движение жидкости, сменяющее ламинарное движение при определённых условиях. В книге И.Пригожина и И.Стенгерс "Порядок из хаоса" процесс возникновения диссипативных структур объясняется следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы (например, молекулы газа) находятся как бы в состоянии гипнотического сна и в силу независимости друг от друга не способны к образованию упорядоченных структур. Под воздействием же энергетических взаимодействий с окружающей средой система переходит в неравновесное "возбужденное" состояние. Ее элементы начинают действовать согласованно, между ними возникает коррелятивное, когерентное взаимодействие - диссипативная структура. Термин "синергетика" образован от греческого "синергия", что означает содействие, сотрудничество. Именно "совместное действие" характеризует процессы самоорганизации. Пригожин выдвинул принцип, согласно которому источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что "порождает порядок из хаоса" (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986, с.357.).

    Категории порядка и беспорядка, почти не использовавшиеся в философии Нового времени, завоевывает внимание ученых. Происходит своеобразное возвращение к античной традиции, в которой понятие порядка и беспорядка было связано с пониманием процессов происхождения и развития мира. В наивно-эмпирическом взгляде античные мыслители пытались понять, каким образом из первоначального хаоса возникает космос - единый целостный и упорядоченный мир. Синергизм позволяет приблизиться к пониманию, почему вопреки действию закона возрастания энтропии (второй закон термодинамики, непреложность которого признается учеными), окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка. На протяжении всей истории развития Вселенной происходит непрерывное усложнение организации структурных уровней материи, и сам процесс развития носит явно направленный характер. Современный синергизм может послужить своего рода апологией, защитой и объяснением организованности, упорядоченности и целостности мира в его развитии.

    Синергетический подход позволяет под новым углом зрения проанализировать и проблемы детерминизма. Рассмотрение соотношение между классической, ньютоновской динамикой и стохастическими, вероятностными процессами показывает, что они не противоречат друг другу. Особенно ясным это стало в 60-х годах, после появления работ советских математиков А.Н.Колмогорова и В.И.Арнольда. Природа вероятности обусловлена внутренней нестабильностью динамических систем. Рост энтропии обусловлен самой динамической структурой нашей Вселенной. В современной картине мира должен быть преодолен дуализм, противоречие между "физикой существующего" и "физикой возникающего". Физика со времен Ньютона, считает Пригожин, своей задачей ставила достижение такого понимания реальности, при которой изменения объектов описывались как строго детерминированная эволюция начальных состояний. В динамике - классической, квантовой, релятивистской - время описывается как внешний признак, не имеющий выделенного направления, что не позволяет установить различие между прошлым и будущим (см.:Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985, с.217-218.). Важной проблемой в этой связи является согласование детерминистического и вероятностного подхода к эволюции и развитию. Идеи синергетики не являются универсальными, но значительно углубляют концепцию детерминизма в ее связи с развитием, эволюцией живого и неживого.

    В XIX веке появляется новое умонастроение: разум и разумная деятельность должны быть включены в единый анализ процессов развития. Русский космизм, а затем и В.И. Вернадский видели в человеке - носителе разума, не только зрителя мирового процесса, но и его участника. Так возникает принцип антропности, а затем в связи с ним принцип совместного коэволюционного развития природы, космоса, человека. Разум, рожденный на Земле, способен расширить своё взаимодействие с природой и внутренне изменить, одухотворить своего носителя - человека. Разуму придется создавать новые принципы этики и морали, чтобы преодолеть "дуализм исполнителя и наблюдателя". Разум для своего развития должен из зрителя и наблюдателя все больше превращаться в участника мирового процесса развития, превращая этот дуализм в единство.

    Выражением этого единства, его поисков в определенной степени является в современной научной картине мира идея глобального эволюционизма. Однако статус этой идеи, сфера ее применимости, в отличие от философской идеи развития, уже, она не охватывает все мировое целое, а лишь область естественнонаучного знания. Специфический для научной картины язык выражения идей глобального эволюционизма находится в стадии становления. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является антропный принцип.

    Будучи неустойчивой и легкоизменчивой по своей природе, открытая сложная система постоянно осуществляет флуктуации. Флуктуация (от лат. fluctuatio – колебание) – термин, характеризующий внутреннее отклонение системы от средних значений переменных состояний.

    При удалении системы от состояния равновесия флуктуации, вместо того чтобы затухать, наоборот усиливаются и завладевают всей системой, вынуждая ее эволюционировать к новому режиму[1].

    При попадании в поле притяжения определенного аттрактора развивающаяся система начинает эволюционировать к этому устойчивому состоянию, строиться по плану, заложенному в аттракторе, т.е. в текущий момент своего развития система определяется ее будущим конечным видом.

    Моменту перехода системы к новому состоянию предшествует приближение к точкам бифуркации. Бифуркация (от лат. bifurcus – раздвоенный) – место разветвления путей эволюции открытой нелинейной системы, в котором осуществляется выбор дальнейшего направления ее развития.

    Вблизи точки бифуркации поведение системы становится неустойчивым. Сложная система под воздействием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние ("бабочка, взмахнувшая крыльями в Китае, может привести к урагану в Южной Америке").

    Применительно к развитию современного общества, носящего информационно-коммуникативный и сетевой характер, представляет большой интерес аутопойетическая модель Н. Лумана.

    Аутопойесис (от др.-греч. αυτός – сам, ποίησις – производство; самопроизводство, самотворение) понятие, обозначающее саморазвитие сложных структур, первоначально применялось в биологии и нейрофизиологии Ф. Варелом и У. Матураной к нейрофизиологической структуре человека, компонентам мозга, которые воспроизводят сами себя или самостоятельно переориентируют свои функции в рамках системы.

    Современное общество, будучи коммуникативной системой, является аутопойетическим и самореферентным образованием, т.е. самовоспроизводит и самоопределяет себя при помощи слов, языка, постоянной коммуникативной активности.

    По мнению Лумана, общество представляет собой коммуникативно-закрытую систему, которая производит коммуникацию посредством самой коммуникации. "Коммуницировать может только оно само – но не с самим собой и не своим окружающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативного совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации".

    Социальное пространство любому осмысленно происходящему событию придает информационную ценность, внешние влияния на него приводят к тому, что система должна выбрать, какая информация для нее имеет смысл, а какая – нет. Система имеет соответствующую структуру для переработки информации – СМИ (массмедиа), выступающие средством, при помощи которого общество "смотрит" на самого себя. Так, сама система "определяет" (кодирует-декодирует), содержит ли сообщение смысл или нет, посредством "да-редакции" и "нет-редакции". Наука, к примеру, существует благодаря коду "истина (ложь)", поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению.

    Таким образом, социум больше не нуждается ни в какой внешней среде для самовоспроизводства, и поэтому – "пет необходимости ни в Боге, ни в системе трансцендентных ценностей".

    Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает взаимодействие между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры и собственно само социальное развитие.

    Помимо собственно философских концепций развития, имеются также общенаучные трактовки качественных, необратимых, направленных изменений. Назовем некоторые общенаучные концепции развития: глобальный эволюционизм, ноосферогенез, антропокосмическая модель, системнодеятельностная концепция, функционально-ролевая концепция и др.

    Завершая характеристику идеи развития, следует подчеркнуть важность выявления ее методологического значения для деятельности. Методологический потенциал учений о развитии не проявляется на практике "автоматически", его реализация требует серьезной общей теоретической подготовки. Настойчивое овладение этими идеями позволяет проникать в суть современных экономических, политических и социальных процессов, отличающихся многоаспектностью и высокой степенью динамизма, осознавать сложные контексты, факторы и последствия реализации управленческих и профессиональных решений.

    Заключение

    Категории диалектики выступают своеобразными ступеньками познания и преобразования человеком окружающей действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возможности людей в конкретно-творческой деятельности.

    Цель : изучение философских концепций развития была успешно решена. Задачи, ставившиеся в начале, решены. Я выяснил, что:

    1) Развитие не есть развитие «вообще» и развитие «всего». Это понятие связано только с развитием конкретных систем: живой организм, социальное явление, теория, солнечная система и т. д. Развитие — это характеристика качественных изменений объектов и появления новых форм бытия, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.

    Отметим , что основные признаки развития это и оно: 1) неотрывно от движения, изменения; 2) предполагает, что в процессе изменений системные качества изменяющихся объектов сохраняются, поэтому из развития исключаются моменты возникновения системы и ее распада;

    3) характеризуется не разовым качественным преобразованием, а рядом таких преобразований и оно есть связь качественных преобразований системы;

    4) направленное преобразование системы; 5) качественные изменения в системе в процессе развития — необратимы. На основании этих признаков возможно следующее определение развития: Развитие — это направленные, необратимые, качественные изменения системы.

    2) Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций.

    Особенности протекания процессов развития в природной и социальной реальности просматриваются в различных философских концепциях развития:

    Список использованных источников

    1. Кохановский В.П. Основы философской науки / Кохановский В.П. – Ростов н/Д., 2006

    2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.

    3. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

    4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

    5. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

    6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 194–195.

    7. Князева E. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. С. 143.

    8. Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005. С. 27.

    9. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.

    10. Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. Ч. 2. Раздел IV. Гл. 2. М.: Норма, 2005.

    11. Донских О. А. К истокам языка. Новосибирск: Наука, 1988. С. 60.

    12. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 64.



    написать администратору сайта