Главная страница

Контрольная. 1. Предмет философии. Роль философии в мировоззрении человека


Скачать 46.92 Kb.
Название1. Предмет философии. Роль философии в мировоззрении человека
Дата12.05.2019
Размер46.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная.docx
ТипДокументы
#76811

1. Предмет философии.

1.1. Роль философии в мировоззрении человека.

Мы живём в динамично развивающемся мире. Появление новых технологий происходит несколько раз за человеческое поколение. Например в древней Руси человек пользовался тем же набором сельхоз инструментов, что и его дед. В наши дни (особенно в компьютерной технике), что то новое появляется через год-два, потрясая наше воображение глубокими переменами во всех областях жизни. Человечество оставило мечты о справедливом мироустройстве. Неопределённость пути развития нашего мира заставляет задуматься о его дальнейшей судьбе. В такой ситуации индивидууму важно правильно выбрать форму и направление своей деятельности, понять цель и смысл своей активности, нести ответственность за поступки (сформировать мировоззрение). В становлении мировоззрения человека философия всегда играла особую роль, связанную с её многовековым опытом критического размышления над жизненными ценностями и ориентациями. Каждый человек задумывается над вопросами которые ставит философия.  Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Все эти вопросы и множество других, хоть раз приходили в голову каждому человеку. И так или иначе оказывали влияние на его мировоззрение. Мировоззрение-это система знаний о мире полученное путём взаимодействия человека и мира. Мировоззрение широкое понятие. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия это одно из самых поздних форм мировоззрения. Зародилась философия во время распада родового строя и формирования древних государств. В 8-6 вв. до н. э. Индия, Китай и Древняя Греция становятся лидерами в экономическом, политическом и культурном развитии. В таких государствах произошло серьёзное изменение качества жизни. Растёт производительность труда. Производятся материальные блага. Человек становится меньше зависим от природы. Следовательно произошёл отход от мифологического мировоззрения. Потребовался более независимый взгляд на мир, чем и становится философия. Главное отличие философии от мифологическо-религиозного мировоззрения, что она не пытается объяснить происходящее внешними силами, а пытается найти объяснение в самой природе. Увидеть суть вещей. В виду неразвитости эмпирических наук философия в эпоху античности брала на себя роль "науки наук" единственно способной дать человеку теоретическое объяснение всему происходящему в мире и самом человеке. Философия, как и религия, даёт человеку систему ценностей (мировоззрение), нормы поведения и идеалы в соответствии с которыми человек формируется и совершенствуется как личность. Растёт духовно над собой. Учится правильно оценивать окружающую действительность и самого себя. Между философией и религией есть существенное различие. У человека претендующего на философское мировоззрение должно быть логическое обоснование своих взглядов, а верующий человек может и вовсе не обосновывать своего мировоззрения. Философия представляет собой необходимую сторону всей системы отношения к миру и возможность адекватного восприятия быстро меняющейся действительности.

1.2. Эволюция представлений о предмете философии.

В основной массе люди относятся к философии как к отвлечённой и непонятной науке. Считается, что она оторвана от реальной жизни. Тем не менее в обиходе слово философия используется очень часто. Например при срыве личных планов нам советуют отнестись к проблеме по философски, или если кто то пускается в пространные объяснения то говорят, что человек философствует. Каждый человек, даже если он этого не понимает, имеет своё философское мировоззрение. Однако любителя "пофилософствовать" это ещё не делает философом. Задача философии охватить весь мир в его единстве, объяснить необъяснимое. Одной "любви к мудрости" недостаточно для такой задачи. Хотя это является первым шагом на пути к истинной философии. В данной главе будет рассмотрено как менялось представление людей о предмете философии с течением времени и на фоне развития технологий. Вклад в философию, который сложно переоценить, внес Аристотель (384–322 до н.э.). До него философия была лишь системой накопленных житейских мудростей из которой он создал научную систему. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. После Аристотеля философии уже не хватает одной любви к мудрости, она стремится стать последовательным научным учением, опираясь на надёжный фундамент знаний о человеке и окружающем его мире. Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось в процессе преодоления ограниченных взглядов, а именно мифологического мировоззрения. В отличии от мифологии философия избрала своим ориентиром не слепую веру и традиции, а свободное, критическое осмысление мира человека в нём. Мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставила представление о мире как о поле действия безличных объективных сил. С момента своего появления философия претендовала на то, что именно философское знание является наиболее зрелым и совершенным. Так же, с момента появления, философия находилась в тесных и одновременно сложных отношениях. Порой между религией и философией возникали серьёзные противоречия. Для западноевропейской философской традиции, которую мы здесь прежде всего имеем в виду, данная проблема выступает как проблема взаимоотношений философии с христианской религией. На первых порах своего существования (1-5 вв.) христианство в ходе своего утверждения для прояснения и углубления собственного содержания активно обращалось к античным философским учениям, признавало за античной мыслью достаточно важную и самостоятельную роль в духовной и социальной жизни человека. Кардинально ситуация изменилась в период Средневековья. Религия стала господствующей сферой в духовной жизни человека и философии отводится второстепенная роль. В эпоху Нового времени и Просвещения, на фоне растущего уровня образования и наук, становится неприемлемым такое положение вещей. Утверждается мысль о восстановлении самостоятельного статуса философии и её независимости от религии. В 17-18 вв., философия обретает самостоятельность. Кроме этого в социальной и духовной жизни человека религия была отодвинута на второй план, а на первое место философия (с середины 19в., на первом месте наука). Рост авторитета философии привёл к тому, что выдающиеся мыслители стали рассматривать философию как особый вид научной мысли. Именно в этом русле развилось и прочно закрепилось, особенно в СССР, представление о философии как науке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболее полно и отчетливо оно было сформулировано и выражено К. Марксом и Ф. Энгельсом. В отличие от всех философских учений прошлого, свою философию они называли научной философией. Ориентация на науку, на научное знание как на высший или вообще единственный доступный для человека тип знания привела к существенному изменению представлений о характере философского мышления, философского сознания. Широкое распространение получило убеждение в том, что философия, в отличие от всех других форм духовно-практического освоения мира человеком – таких, например, как религия, нравственное сознание, эстетическое восприятие, повседневный жизненно-практический опыт, идеология и т.д., – должна ориентироваться в своих усилиях по построению целостной картины природного и человеческого бытия на средства рационального постижения. Другими словами, философия должна опираться только и исключительно на способности и силы, таящиеся в человеческом интеллекте. Человеческий разум и мышление стали рассматриваться как автономные, самодостаточные основания для осмысления целой картины мира. С этой точки зрения философия это последовательно-рациональный способ познания бытия. Ещё одна особенность в понимании предмета философии того времени (17-19 в.) в том, что рано или поздно будет выстроено конечное философское учение, которое раз и навсегда определит универсальную картину мира и место человека в нём. Основоположения такой философии приобретут характер бесспорных на все времена. Претензии на создание некоторой "последней", завершенной и законченной системы философского знания достаточно отчетливо выражены в наиболее характерных образцах философии этого периода, к числу которых относятся философия Гегеля и философия марксизма. Гегель полагал, что в его философской системе абсолютный дух (мировой разум) приобрел адекватную форму познания и выражения собственной сокровенной глубины, а потому ее основные положения являются абсолютными и неизменными истинами. По существу, такого же взгляда придерживается и марксизм, который считал, что он совершил подлинную революцию в философии. Ее суть заключается в том, что впервые на смену многообразию различных философских учений и построений приходит единственно верная, подлинная философия, а именно научная философия в лице марксистской философии. Вся предшествующая историко-философская мысль – это только предыстория, подводящая к возникновению и осознанию подлинного содержания философии. Как видно выше, на протяжении тысячелетий представления о предмете философии значительно менялось. Самые радикальные изменения произошли с середины 19 в. Изменения настолько глубоки, что можно говорить о том, что сама философская мысль ступила на новый этап своего развития. Этот этап продолжается и в наше время.

1.3. Современный взгляд на предмет философии.

В данной главе я рассмотрю суть коренных изменений в философской мысли (неклассическая философия) которые произошли с середины 19 в. до наших дней. Обратимся к интересующей проблеме предмета философии и средства достижения поставленной философией задач. Главное достижение неклассической философии в том, что была отброшена мысль о возможности создания "последней" философии и определении коренных, фундаментальных задач философии в целом. Современная философия даже не ставит подобных задач перед собой. Считается даже бессмысленной постановка подобного вопроса. Человеческая жизнь и границы познания конечны и ограничены, это заложено в самой природе человека, поэтому нельзя претендовать на абсолютное знание. К этой истине за полтора столетия существования современной философии добавились ещё множество доводов. Были осознаны социально-исторические и культурно-исторические обстоятельства любого познания. Например в СССР была принята на уровне догматов философия Маркса и Ленина. Много поколений выросло и получило образование имея фундамент из Марксистско-Ленинской философии. После краха СССР выяснилось, что философская мысль во всём свободном мире ушла далеко вперёд, а Марксистско-Ленинская не догма. Видно, что пока человечество не прекратит своего развития, а появление и крах империй тоже часть развития человечества, философская мысль будет развиваться иногда в угоду политической конъюнктуре, иногда в виде протеста существующему режиму или свободно в свободном мире. Совершенно точно, что и в КНДР сегодня, хоть и самая закрытая страна в мире, имеется свой взгляд на предмет да и в целом на философию. Историческая, социальная или культурная обусловленность познания и мышления приводит к существенному изменению представлений о том, какими средствами и методами должна пользоваться философия, чтобы решать свои задачи. В неклассической философии полностью изменился взгляд на место и роль человеческого разума и интеллекта в решении поставленных задач. Человеческий разум уже не рассматривается как самодостаточное основание для осмысления целой картины мира и решения коренных проблем бытия. Чётко осознаётся , что философия не может ограничиваться ресурсами заложенными только в человеческом познании. В то же неклассическая философия не умаляет достоинства человеческого разума и интеллекта. Разум способен раздвигать границы познания ранее незыблемымые. Например древнегреческий астроном Птолемей в своём основном труде «Великое построение» изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Птолемей сформулировал сложную геоцентрическую модель мира, где земля была в центре мироздания, а планеты и солнце вращались вокруг неё. Эта теория на многие столетия была принята в западном и арабском мире как единственно верная. В 16 веке польский астроном Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг солнца. Результаты своих трудов он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер» (гелиоцентрическая теория). Считается, что конечность познания обусловлена социально-исторически, политически и технически. На каждом историческом этапе возможности разума ограничены указанными выше обусловленностями, однако и расширение границ познания и человека происходит совместно с развитием обусловленностей. Так же очевидно, что познание индивидуума ограничено продолжительностью жизни. С современной точки зрения ясно, что философская, духовная и культурная деятельность должны опираться не только на человеческий разум, а на совокупность духовных, интеллектуальных сил: волю, веру и эмоции. Подключать так же подсознательную часть человеческого существования, увлечения и профессионализм. Неоклассическая философия лишает человеческий разум того привилегированного статуса который у него был в прежних философских учениях пытается найти другие основания для человеческого бытия и найти других посредников между человеком и его бытиём. Например множество языков общения, в обобщённом смысле, являются такими посредниками. Здесь имеется в виду не только разговорный язык , а различные средства коммуникации имеющиеся в распоряжении современного человека. Это компьютерные языки, многообразные математические и логические, а так же языки искусства и символы. Например математика считается универсальным языком вселенной. Предполагается, что если когда-нибудь будет установлен контакт с внеземным разумом, то на начальном этапе общения с ними будет язык математики. В современной философии есть понимание того, что вся современная человеческая культура это инородное тело в природном мире планеты основание которого находится в глубине этого мира и питается им. Несмотря на различия в неофилософии и классической, в конечном итоге так и осталось предметом философии, в современном мире, изучение предельных оснований бытия природы и человека. Сохраняется и классическое понимание того, что философия является особой формой духовной деятельности человека. Благодаря изучению философии формируется теоретический фундамент для мировоззрения человека и помогает адекватно воспринимать человеку собственное бытиё и бытиё природы во всём многообразии. В неофилософии так же осталось неизменным, что философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развить определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать специфику философской проблематики, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия в отличие от точных наук не всегда даёт ответ, но философия всегда ставит вопрос. Постановка вопроса является основной задачей.

1.4. Определение понятия предмет философии.

В границах данной работы невозможно полностью раскрыть понятие предмета философия. Философия слишком широкое понятие. Как правило самая суть любой науки и деятельности изначально заложена в самом названии. Понятие философия ввёл древнегреческий математик Пифагор (середина VI в. до н. э.). В дословном переводе с древнегреческого означает "любовь к мудрости" (fileo - любовь, sofia - мудрость). Любая наука имеет свой предмет и объект изучения. Философия не является исключением. Особенность философии в том, что взгляд на предмет и объект неоднозначен. Объекты и предметы философии могут быть материальными (вещи, природа и т. д.) и идеальными (понятия, мысли и т. д.). Объекты философии столь же разнообразны и многогранны как и сама человеческая жизнь, а предмет нечто иное, отличающееся от объекта. Предмет создаётся субъектом в зависимости от объекта. Объект любой науки это мишень, а предмет является "десяткой" в этой мишени. Иными словами в каждой науке свой предмет исследования. В то же время в каждом предмете есть явления и процессы которые будут пристально изучаться для получения сведений о изучаемом предмете. Философия всегда была и будет, пока существует человек, наукой изучающей человеческое сознание, природу и общество. Причём названные предметы всегда изучаются вместе и неотделимо друг от друга. По мнению современных учёных предметом изучения философии является познание законов определяющих существование человеческого сознания, природы и общества. Из вышесказанного видно, что философия является единственной наукой для которой объект - это человеческое мышление, природа и общество рассматриваемые в единстве, а предмет - это законы которые определяют существование в единстве человеческого сознания, природы и общества. Именно эти феномены являются специфическим объектом философской мысли. Так же известно, что никакая другая наука не ставит перед собой подобных задач.

2. Аристотель о понятии мудрости.

2.1. Жизнь и сочинения Аристотеля.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к потомственному роду врачей, был придворным врачом македонского царя Аминты III. О юности философа и его воспитании мы имеем очень мало сведений. В семнадцатилетнем возрасте (367г. до н.э.) Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В начале он изучает многочисленные рукописи Платона и его учеников. Во время пребывания в Академии Аристотель был последователем и другом Платона, называвшего его “умом своей школы”, и в этот период диалог - форма, в которой излагал свою философию Платон, - был господствующей литературной формой сочинений Аристотеля. Здесь Аристотель приобретает широчайший научный кругозор, вырабатывает собственные философские и научные подходы. В его Академии он пробыл 20 лет, до смерти учителя. Это были годы напряжённой творческой работы. В год смерти Платона, когда Аристотелю было 37 лет и он почти достиг того возраста, который греки называли акмэ (40 лет), расценивавшиегося как пик расцвета творческих сил, он оставляет Афины и направляется в Малую Азию. Сначала он направляется в город Асс к своему другу, атарнейскому тирану Гермию, на племяннице которого - Пифии - он впоследствии женился. Здесь он открывает собственную школу, пишет ряд произведений. У Гермия Аристотель пробыл три года. После его смерти переселился в Митилену на Лесбосе. Здесь продолжается его преподавательская и философско-научная деятельность. А оттуда в 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу, где становится учителем Александра, сына Филиппа. Об отношениях между двумя великими людьми известно не так много. Вряд ли Аристотелю принадлежит большая роль в формировании завоевательных устремлений Александра Македонского или в развитии его таланта полководца. Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил его завоевательную политику, что стало поводом к постепенному охлаждению отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во время прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют иногда перипатетической (пери-патео — прогуливаюсь). В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп. В первой группе Андроник Родосский объединил все работы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой). Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии природы и естественных наук, — «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении животных» и др. Весьма обширную группу представляют работы, посвященные проблематике обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты — «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика» и др. Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон» (сюда относятся работы «Категории», «Об объяснении», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топики», «О софистических доказательствах»). Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. К. Маркс и В. И. Ленин характеризовали Аристотеля как крупнейшего ученого и мыслителя древности. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

2.2 Особенности философии Аристотеля.

Обширность и тематическое многообразие трудов Аристотеля делают трудной задачей определение того пункта, с которого лучше всего начать изложение его системы. Раньше в учебниках по истории философии было принято заострять внимание на критике Аристотелем теории идей Платона. Ведь если его критикует лучший ученик, каковым несомненно и был Аристотель, то некая изначальная ущербность платоновской системы представлялась вполне очевидной. Однако критическое отношение к доктрине учителя свидетельствует в гораздо большей мере о другом - о преемственности их концепций. Но как вдумчивый ученик, Аристотель не мог отказаться от права выражения своего несогласия с мыслями учителя, когда после серьезных размышлений обнаруживал в них внутренние несообразности и противоречия. Аристотель критикует платоновскую теорию идей не с позиций “мнения” (т.е. того, что у Платона обозначалось термином “докса” и означало колеблющееся знание по принципу “нравится - не нравиться”), а с позиций доказательности, т.е. знания эпистемного характера. Поэтому аристотелевский подход целиком лежит в русле платоновского преклонения перед доказательностью и логической убедительностью, а также недопущения в научно-философское рассуждение личных или иных посторонних мотивов. В свете такого взгляда становится понятными очевидным знаменитое аристотелевское изречение “Платон мне друг, но истина дороже”, которым, по преданию, он ответил на упреки в отклонении от теории учителя. Первые сочинения Аристотеля, написанные им в период пребывания в Академии, свидетельствуют о постепенности его перехода от платонизма к собственной системе. Окончательный вид последняя приняла только в Ликее. Эта постепенность перехода не может не говорить о чрезвычайной вдумчивости, свойственной мыслителю, считавшему изучение точек зрения своих предшественников крайне важной задачей. Здесь мы подходим к особенностям аристотелевского типа философствования, отличающим построения Аристотеля от платоновских и оказавшим значительное влияние на последующую эволюцию мысли. Аристотелевская философия имеет ряд особенностей. Исторический подход. Аристотель сознательно исповедовал принцип, согласно которому, прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники. Такой подход на сегодняшний язык называется изучением истории и литературы вопроса. Систематичность и методичность. Широко известен тот факт, что аристотелевские труды зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. При самом поверхностном взгляде становится вполне очевидным, что работы Аристотеля - это самые настоящие научные трактаты и этим они разительно отличаются от платоновских диалогов, родственность которых мифопоэтическому творчеству подчеркивается к тому же обильным присутствием в них мифологических сюжетов и образов. Универсальность принципов становления. Аристотель связывает познание с усмотрением общего в вещах, с подробной детализацией. Такое познание выступает источником удовольствия, которое оказывается по своей природе тем же, что мы получаем от чувственных вещей. Нет двух отдельных удовольствий, одно из которых интеллектуально-созерцательное (высшее), другое - жизненно-чувственное (низшее), есть одно удовольствие, которое в познании осуществляется через внимательное и чуткое отношение к богатству и разнообразию мира. Истина как эстетически-разумное отношение к миру. Разумное познание исходит из рассмотрения мира как единства разнообразного и призвано в качестве итога дать картину целостного и бесконечно разнообразного мира, организованного разумного и эстетически. Познание не есть своеобразное бегство в неподвижный мир идей (как вольно или невольно получилось у Платона), а есть то, что дает возможность видеть в самой изменчивости и текучести внутреннюю красоту и разумность. Никакие видимые беспорядки и несправедливости не могут отвратить от мира. Напротив, они стимулируют познавательный интерес, который и дает мужество жить и переносить все невзгоды. Философ - тот, кто в познании находит источник радостного отношения к миру, вопреки трудностям и помехам. Истинное знание открывает целесообразность и “умную красоту мира”.

2.3 Понятие мудрости в учении Аристотеля.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценит мудрость (софию), под которой понимает искусность, умение, мастерство. Такое понимание мудрости роднит его с предшественниками по античной философии - “любви к мудрости”. “Мудрость в искусствах, - пишет Аристотель, - мы признаем за теми, кто безупречно точен в своем искусстве: например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета - мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью, конечно, не что иное, как совершенство искусства”. Но так же как Сократа и Платона, Аристотеля привлекают не только частные виды “мудрости”, не отдельные умения, а “умение всех умений”, т.е. мудрость вообще: “Однако мы уверены, что существуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном...” Отправляясь именно от высокой оценки мастера и умельца в своем деле, Аристотель вслед за своими предшественниками стремиться найти и определить мудрость как таковую. Подлинное искусство слова стояло у древних греков в том же ряду, что и искусство мастера, в какой бы сфере он ни трудился. Не случайно в Древней Греции были развиты логика и риторика, которым и сам Аристотель уделял особое внимание. Но Аристотеля к тому же привлекала и более общая задача - вполне естественная при высокой оценке мудрости, - дойти до ее высших пределов, обобщив достижения во всех областях знания и искусства. С этой целью он прежде всего прибегает к классификации знаний и умений. Аристотель разделил науки на три большие группы: теоретические (“умозрительные”), практические (“рассудительные”) и творческие (продуктивные). К первым он отнес философию, математику и физику, ко вторым - этику и политику, к третьим - искусство, ремесла и прикладные науки. Как видно, третья группа это не совсем науки в современном понимании: это знания о том, как нечто можно “сделать”, произвести. Для Аристотеля они являются базовыми, отправляясь от которых следует идти к знанию более теоретическому и общему. Нужно обратить внимание и на то, что под практическими науками Аристотель понимает этику и политику, т.е. то, что связано с общением людей. Основа этики и политики - рассудительность, а практические науки - это науки о поступках и о выборе правильной линии поведения среди людей. Для Аристотеля практические науки - учение об одном из видов мудрости: умении общаться с людьми, но “всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... больше других и к высшему из всех благ стремиться то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим”. Таким образом, политика попадает в класс практических наук, изучая наиболее важную сферу общения. Однако человек не довольствуется ни знанием того, как нечто можно произвести, ни того, как происходит общение и как следует общаться, - человека интересуют и вопросы мира, души, причины именно такого, а не иного их устройства. Причем эти вопросы можно поставить и вне их связи с практически-нравственно-политическими и ремесленно-продуктивными потребностями. Тогда возникают науки теоретические, или “умозрительные”, среди которых физика (одной из частей которой Аристотель считает психологию), математика и, наконец, наиболее “умозрительная” из всех наук - философия. Философия - наиболее общая из всех наук, поэтому она есть “умение всех умений”, выраженное в форме чистого знания. Следовательно, по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех науках. Однако философия сама по себе не преследует никаких практических и эмпирических целей, она не связана с использованием ее знаний для удовлетворения материальных нужд. Поскольку другие науки подчинении этим целям и нуждам, поскольку они не самоценны, зависят от них. Умозрительность и отказ от того, чтобы быть использованной в каких-либо лежащих за ее пределами целях, есть не недостаток, а достоинство философии. Только так она может выразить и разрешить глубинную потребность человека - стремление получить ответ на “последнее почему”. В философии выражается чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая от лжи. “Таким образом, - заключает Аристотель, - все другие науки более необходимы, чем она, но лучше ее - нет ни одной”.

Заключение.

Из данной работы можно сделать вывод, что взгляд на предмет и объект философии неоднозначен. Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой. Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта. Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален. Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира. При изучении аристотелевского понятия мудрости ясно что мудрость это как поиск лучших мнений в отсутствии точных знаний. Мудрость – это умение выбрать среди многих мнений наилучшее, не основываясь на твердом знании.  У Аристотеля знание, причем в форме теоретического, самодовлеющего знания, становится главным признаком мудрости. По Аристотелю, «науки об умозрительном выше искусств творения», которые в свою очередь мудрее, чем обладание опытом. «…Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности…. …Из наук в большей степени мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы…» Мудрость у Аристотеля становится «наукой, исследующей первые начала и причины».( Аристотель. Метафизика, кн. 1, гл. 2. Соч. в 4 тт., М., Мысль, 1975, т. 1, с. 68-69).

Список использованной литературы:

1. Аристотель. Метафизика, кн. 1, гл. 2. Соч. в 4 тт., М., Мысль, 1975, т. 1.-608 с. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. Учебное пособие М.: Высшая школа, 1976 г.- 544 с. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2005.-608 с. 4. Балашов Л.Е. Философия. - М, 2005. - 672 с. 5. Горбачев В.Г. - Основы философии: курс лекций. Учебное пособие М.: Курсив, 2008, 352 с. 6. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 1376 с. 7. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991. – 590 с. 8. Философия: Учебник/ Под ред. Проф. О.А. Митрошенкова. – М: Гардарики, 2002.-655 с. 9. Философский энциклопедический словарь. М, 2003. – 840 с.







написать администратору сайта