гавно. лекция 4. 4. Философия России План
Скачать 178.53 Kb.
|
4. Философия России План 1. Особенности формирования и основные этапы развития русской философской мысли. Самобытность русской философской проблематики IX – XIII в. 2. Русская философия конца XIX- начала XX века. 3. Отечественная философия после 1917 года. -1- Русская философия, как и любая национальная философия, несет на себе отпечаток национально-культурного своеобразия. В ней отражаются особенности культурно-исторического развития России. Зародившись позднее, чем на Западе, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки. • сильная подверженность воздействию религии • специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем • этический характер, акцентирование проблем морали и нравственности • историософичность, интерес к социально-историческим проблемам, выявлению смысла истории, места России во всемирной истории. В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов. й - философская мысль Древней Руси XI – XVII вв. Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием процесса христианизации. Она, с одной стороны, восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения, с другой – принятие православия связало ее с византийской традицией. В это время духовной жизни концентрировалась в монастырях, что повлияло на характер философских учений. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Илариона (XI в) — Слово о Законе и Благодати содержатся размышления о судьбе России, о предназначении русского народа и русского государства в мире. В Поучении князя Владимира Мономаха излагается этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов. Всего этого можно добиться тремя добрыми делами покаянием, слезами и милостынею. В концепции старца Филофея Москва – третий Рим обосновывается мессианская роль Москвы как продолжателя и хранителя христианской веры. й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века) совпадает со временем реформ Петра I. В это время Россия многое перенимает из западноевропейской культуры эпохи Просвещения. Огромное значение для развития духовной культуры России имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. МВ. Ломоносов заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию корпускулярной философии, основанной на атомистическом учении. АН. Радищева, основываясь на идеях французских просветителей, критикует самодержавие и крепостное право. В трактате О человеке, его смертности и бессмертии он исследует проблему природного происхождения человека, его смертности, опираясь на современные ему философские и научные представления. Таким образом, к началу XIX века усваиваются основные идеи западной философии, оформляется ряд областей философского знания. Однако процесс становления оригинальной русской философии завершается только в XIX веке. й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века. Этот период связан с оформлением первых философских течений в России западников и славянофилов, которые дискутировали по вопросу о путях исторического развития России. Согласно славянофилам (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский) основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада. Любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Нужно развивать начала православной культуры и противопоставить их разлагающемуся Западу. Другой путь развития и предназначения России обнаруживается в концепции западничества, представители которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Здесь выделяются два направления либеральное (В.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) и революционно-демократическое АИ. Герцен, Н.Г. Чернышевский). По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, уникального исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Религиозно-философские искания характерны для творчества великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую национальную почву, ключевую роль в этом должна сыграть религия. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Было выделено два варианта жизненного пути путь человекобожества и путь богочеловека. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы, когда человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает себя - вправе делать все. Данный путь губителен и опасен. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь он считал наиболее верными спасительным для человека. Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой, создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство, суть которойв следующем • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия религия должна стать простой и доступной для народа • главное зло на Земле - смерть и насилие, необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем, в основе поведения человека должно быть непротивление злу • государство – отживающий институт, аппарат насилия, не имеет права на существование, необходимо подрывать государство, игнорировать его законы. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. й – послеоктябрьский период (большая часть XX века Философия марксизма становится составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали, либо были репрессированы и погибли. Можно выделить три этапа развития советской философии. • 1917 — 30- е гг. — продолжающиеся дискуссии при сильном давлении официального марксизма-ленинизма. • 30- ее гг. — полная идеологизация философии, превращение ее в служанку официальной власти. • 50- ее гг. — возрождение самостоятельности советской философии. С х годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии ХХ века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии. -2- Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – нач. XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых представлена философией В.С. Соловьева. Свое учение он называл философией всеединства и стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Такая философия, в противоположность западноевропейскому рационализму, должна исходить из нравственного начала. Нравственность, по Соловьеву, имеет различные проявления. Низшим ее предметом является право, высшим – любовь. Высший смысл любви состоит в соединении с Богом, что позволяет объединиться со всеми другими и совсем миром. Соловьев внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия, как русская идея. Она состоит по Соловьеву, из трех идей Святой Руси (Москва — Третий Рим, Великой Руси (реформы Петра I) и Свободной Руси (дух декабристов и Пушкина. Русская идея и исторический долг России заключаются в осуществлении социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Идея всеединства имеет свой гносеологический аспект. Соловьев развивает предложенную славянофилами концепцию цельного знания, предполагающую единство чувственного, рационального знания и веры. Серебряным веком духовной жизни России называется период х годов XIX в. — х годов ХХ в, связанный с ренессансом русской литературы, искусства, философии. Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ НА. Бердяев. Основные темы его философии свобода, творчество, личность. Свобода - основа бытия, главная – первичная, иррациональная свобода, укоренена в Ничто. Свобода является основой творчества, творческий акт самоценен, он вне добра и зла. Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объект. Формы объективации – это и произведения культуры, и отношения в обществе, и государство. Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве царства Божьего, но реальная история рассматривается им как история объективации, основа истории – это свобода зла. Мыслитель выступает с критикой современной ему цивилизации как в форме капитализма, таки социализма. Цивилизация механична, она убивает культуру, происходит утрата духовности и варваризация бытия. Строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере взаимовыручка, стремление к равенству, коллективизму. Историческая миссия России – построить Царство Божие (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. В это время развивается традиция русского космизма. Его признаки 1) рассмотрение мира, человека – в неразрывной связи с космосом 2) активно- эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (соборности) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В.И. Вернадский – крупный русский и советский ученый и философ- космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос ив общении межпланетных цивилизаций в будущем. А.Л. Чижевский создал оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле происходит не только из-за внутренних причинно и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции. -3- Новый этап в истории отечественной философии начинается после революции 1917 года. Философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали (С.Л. Франк, И. Лосский и другие, либо были репрессированы и погибли (ПА. Флоренский, Г. Шпет). В 1922 году из России был отправлен философский пароход, на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры. Оригинальная отечественная философия эмигрировала. В Советском Союзе в е годы формировались официальные стандарты интерпретации философии диалектического и исторического материализма, процесс контролировался партией и государством. Так, борьба механистов и диалектиков (А.М. Деборин) закончилась победой последних, нов году они были объявлены “меньшевиствующим уклоном ”. Некоторое оживление философской мысли начинается с середины х годов. В тоже время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, ЭВ. Ильенков и др. С концах годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии ХХ века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности. |