Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине « Социально-культурная деятельность: история, теория и практика » «Лента времени».

  • Развитие и особенности СКД в различные периоды времени

  • ФИО студента Шайхутдинова Регина Альбертовна Направление подготовки

  • Группа СКД-Б-0-3-2021-1 Москва 2022

  • СКД в России 15-18 веков.

  • Роль церкви в развитии культурного досуга населения России в 15-18 вв.

  • Социально-культурный уклад русской цивилизации в 10-14 вв.

  • Культурный досуг в русской княжеской дружине (10-14 вв.).

  • Возникновение библиотек и развитие книгопечатания на Руси.

  • Влияние реформ Петра I на социально-культурный уклад различных слоёв российского общества.

  • Влияние реформ Петра I на культурный досуг русского дворянства.

  • Изменение содержания культурного досуга низших слоёв русского общества в 18-19 вв.

  • Характеристика социально-культурных процессов в русской дворянской среде 18-начале 20 вв.

  • Лента Времени. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Социальнокультурная деятельность история, теория и практика


    Скачать 37.6 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Социальнокультурная деятельность история, теория и практика
    Дата02.06.2022
    Размер37.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛента Времени.docx
    ТипДокументы
    #563767






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социально-культурная деятельность: история, теория и практика»


    «Лента времени».

    Развитие и особенности СКД в различные периоды времени

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Шайхутдинова Регина Альбертовна

    Направление подготовки

    Социально-культурная деятельность

    Группа

    СКД-Б-0-3-2021-1


    Москва 2022


    Периоды развития протообразцов скд и их характеристика.

    Протообразцы – источники возникновения и носители СКД. Выделяют 2 периода: период магического мировоззрения и период религиозно-языческого мировоззрения.

    Период магического мировоззрения: явления СКД проявляются здесь в основном в магических действиях и обрядах первобытных людей. Основные носители: маги, заклинатели, шаманы. У человека появляется свободное время, которое он тратит на искусство, прикладное творчество, украшение орудий труда. Отправляясь на охоту человек выполнял определённое действие, которое способствовало благоприятному исходу.

    Постепенно с развитием общества происходит развитие СКД. Едва различимые элементы принимают более яркий характер.

    Период религиозно-языческого мировоззрения: ускоряется процесс развития и дифференциации культуры. Из действий появляется музыка, танец и др. искусства. Появляется письменность, доступная только ограниченному кругу людей, но выполняющая функцию передачи социально-культурной информации. Основной способ передачи социально-культурной информации – устное народное творчество (мифы, легенды). Формируются праздники и праздничная культура. Основные носители элементов СКД на данном этапе: религиозно-языческие действия древних людей.

    Наибольшего развития СКД достигла в Древней Греции и Древнем Риме. В Греции широкое развитие получила праздничная культура (Дионисовые мистерии). В Греции и Риме утверждаются первые официальные органы управления. Впервые появляются поэты, музыканты, певцы, актёры, приходит понимание, что людьми можно управлять не только с помощью хлеба и вина, но и с помощью зрелищ.

    СКД была характерна для человека ещё на ранних этапах развития общества. На ранних этапах протообразцами являлись манические, ритуальные действия первобытных людей, а позднее – обряды и верования. Протообразцы проявляются на всех этапах развития человечества, во всех цивилизациях.

    СКД в России 15-18 веков.

    В 15 в. Русь начала понемногу оправляться от постигших её бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, возрождались ремёсла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений. Особенно интенсивно шёл процесс возведения церквей (Благовещенский собор, Успенский собор, церковь Вознесения в Коломенском). В сельских общинах, мирах, крестьяне на свои средства строили мирские церкви, которые начинали играть существенную роль в жизни русского населения. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа. Присутствие на богослужении было не только христианской обязанностью, но и возможностью пообщаться с друзьями.

    В 1687 г. – в Москве основано первое высшее учебное заведение – «Славяно-греко-латинская академия».

    1672 г. – создан придворный театр в Москве, просуществовавший 4 года (играли только мужики-немцы).

    В русских городах и сёлах широкое распространение получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки.

    В 17 в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли связано проникновение в русскую культуру светских элементов. Этот процесс стал называться «обмирщением» культуры ( от слова «мирской» - светский). Церковь противилась этому.

    Культура 18 в. во многом определяется просветительской философией с её идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. В 18 в. господствовал стиль барокко Растрелли – крупнейший мастер), позже – классицизм (Старов).

    1755 г. – создание МГУ.

    Развивается деревянное зодчество (18 в. – Кижский ансамбль)

    1738 г. Открыта первая балетная школа в России.

    Русскую литературу 18 в. своими произведениями обогатили писатели, поэты, публицисты, такие как Ломоносов, Сумароков, Новиков, Радищев, Фонвизин, Державин, Карамзин, Крылов.

    Одним из важнейших результатов развития русской культуры в 18 в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъём русской культуры в 19 в.

    Роль церкви в развитии культурного досуга населения России в 15-18 вв.

    Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи, музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви по сравнению с общей массой были достаточно образованными людьми и иногда были первыми учителями грамоты для прихожан и их детей.

    В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – Третьем Риме (16 в.). Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим – Вечный город – погиб из-за ереси; Второй Рим – Константинополь – из-за унии с католиками; Третий Рим – истинный хранитель христианства – Москва, которая будет существовать вечно.

    Крупнейший художник 17 в. был Симеон Ушаков. В его известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны церковные черты живописи.

    Социально-культурный уклад русской цивилизации в 10-14 вв.

    Наиболее сильное влияние на развитие СКД в 10-14 вв. оказало христианство, принятое на Руси в 988 г. Данное историческое событие разделило этот период на 2 этапаэтап культуры языческой Руси и православный этап развития русской культуры.

    1. Был введён регламентируемый церковный календарь.

    2. Были введены новые праздники (Рождество, Крещение, Пасха и т.д.).

    3. Введение семидневной недели (воскресение – отдых и посвящение церкви).

    4. Появилась письменность и широко распространились книги («Остромирово Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха»).

    5. Стали возводиться храмы и образовываться приходы (возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове: церковь Спаса на Ильине, церковь Василия на Горке обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек).

    6. Стали возникать культурные, просветительные и научные центры при монастырях.

    7. Развивалось просвещение.

    8. На развитие СКД огромное влияние оказало татаро-монгольское нашествие. Оно отразилось на всех сферах общества. В культуре наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления пряслиц, стеклянных браслетов, полихромной керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер.

    В 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии, писавший фрески. Традицию Феофана продолжил Андрей Рублёв «Троица»).

    Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались русская, белорусская и украинская народности и культуры.

    Культурный досуг в русской княжеской дружине (10-14 вв.).

    Рассмотрение досуга в дружине необходимо проводить в 2-ух аспектах: в мирное и военное время. Дружина на Руси – это группа людей, приближённых к князю, в то время они воспринимались как его друзья. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Центральное место в досуге дружинников занимали пиршества (братчины). Не менее популярными у дружинников были и охоты на туров, оленей, медведев, кабанов. Особо следует выделить военные забавы и военные игры. В данном виде досуга дружинники не только соревновались друг с другом в умении владения мечом, стрельбе из лука или владении другим видом оружия, но и совершенствовали свои боевые навыки. Во время скачек дружинники соревновались в длительности и скорости заезда, в умении обращаться с оружием, ловкости управления лошадьми.

    Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют.

    Возникновение библиотек и развитие книгопечатания на Руси.

    Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей 16 в. – Иван Фёдоров. Типографические работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец в 1574 г.во Львове выпустили первый русский букварь – «Азбуку». За весь 16 в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в 16, и в 17 вв.

    В середине 16 в. увидел свет знаменитый «Домострой» - свод правил и советов по организации домашнего быта и ведению хозяйства, рассчитанный на непосредственное практическое использование в повседневной жизни.

    В 17 в. в Москве переводятся латинские и немецкие книги и появляются первые библиотеки с собранием иностранных сочинений при Посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

    Влияние реформ Петра I на социально-культурный уклад различных слоёв российского общества.

    На протяжении 17-18 вв. досуг в России был тесно связан с трудовой деятельностью, бытом и обычаями народа. Сильное влияние на его развитие оказали реформы Петра I. На изменение содержания и формы проведения культурного досуга повлияло стремление Петра к более тесному сотрудничеству с Западом. Смысл большинства нововведений заключался в том, чтобы противопоставить старинным развлечениям новые формы организации веселья.

    Осмеяние и искоренение старых обычаев Пётр I осуществлял с помощью различных потех, новых праздников и развлечений. Государство стало выполнять роль механизма, порождающего правила организации культурного досуга людей.

    Пётр уравнял языческие праздники русского народа с православной традицией, сделал их обязательными. Дворцовые маскарады были насыщены языческими элементами (ряжением, забавами, «баловством»).

    Реформа в сфере досуга была напрямую связана с европеизацией России. В середине декабря 1699 г. Петр I издал указ о перемене календаря и праздновании Нового года 1 января.

    Для новой культуры были характерны светскость и "государственный" характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем.

    Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

    Влияние реформ Петра I на культурный досуг русского дворянства.

    Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

    Изменение содержания культурного досуга низших слоёв русского общества в 18-19 вв.

    В первой половине 19 в. досуг русского крестьянства во многом продолжал сохранять традиционные черты. Формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, т.е. общественными. Такими они оставались на протяжении рассматриваемого периода. Крестьянский досуг продолжал выполнять ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей. Как и прежде, время досуговых занятий продолжало зависеть от с/х работ. Наибольшее количество общинных праздников выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну.

    Со второй половины 19 в., после отмены крепостного права, крестьянский досуг подвергся трансформации. Социальное расслоение деревни вносило коррективы в досуг. Так братчина превратилась в гостьбу. Во время праздников всё реже устраивались общеобщинные пиршества. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника.

    С конца 19 в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Молодёжные посиделки вытеснили традиционный вид молодёжного досуга – хоровод.

    Патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским населением были достаточно сильны. Их устойчивость обуславливалась слабым развитием сельской экономики, низким образовательным и культурным уровнем крестьянства, изоляцией большинства сёл и деревень.

    Характеристика социально-культурных процессов в русской дворянской среде 18-начале 20 вв.

    Дворяне отмечали народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в начале 19 в. дворяне окончательно «отгородились» от простонародья. Представители высших аристократических кругов ограничивались ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне хотя и были ближе в своём досуге к народной традиции, тем не менее тоже старались не смешиваться с «простолюдинами». Дворянская среда стала чрезвычайно открытой для различных заимствований, при этом порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий. Балы стали неотъемлемой частью досуга.

    1783 г. – создание Московского Благородного общества (дворянское Благородное собрание). Оно являлось местом проведения губернских собраний московских дворян, вскоре стало играть роль своеобразного культурного центра дворянства. В нём устраивались балы, маскарады, концерты, ставились спектакли.

    Начало 19 в. – время появления салонов, кружков, обществ различной направленности.

    В 19 в. усилилась тенденция к интеллектуализации дворянского досуга.

    Вместе с тем в послереформенный период началось падение могущества дворян. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства всё чаще попадали в полосу кризисов.

    Со второй половины 19 в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений.


    написать администратору сайта