Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 вопрос

  • 3 вопрос

  • 4 вопрос

  • 5 вопрос

  • 6 вопрос

  • 7 вопрос

  • 8 вопрос

  • шпаргалка. 1 вопрос Государственный строй


    Скачать 158.45 Kb.
    Название1 вопрос Государственный строй
    Анкоршпаргалка
    Дата17.05.2023
    Размер158.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZAMEN_ZARUBEZhKA.docx
    ТипЗакон
    #1138192
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1 вопрос:

    Государственный строй

    По традиции, Древний Египет принято причислять к государствам восточной деспотии, что выражается в наличии следующих характерных черт: 1) во главе государства единоличный обожествляемый правитель, со­средоточивший в своих руках светскую и духовную власть; 2) правитель обладал исполнительной, законодательной и судебной властью; 3) фараон1 являлся верховным собственником всей земли, которая ранее принадлежала общинам; 4) наличие разветвленного государственного аппарата, представ­ленного тремя основными ведомствами (финансовым, военным и ведомст­вом общественных работ); 5) неспособность всего народа принимать участие в политической жизни государства; 6) право носило сакральный характер, являясь частью религии.

    Высокий статус фараона позволял обеспечить проведение полно­масштабных ирригационных работ в пределах всего государства, руково­дство жизнью общины, сбор податей, даней и повинностей, а также реализо­вать завоевательную политику.

    Вторым лицом в государстве после фараона считался джати (ви­зирь), возглавлявший государственный аппарат. О значимости его роли можно судить по объему его полномочий: 1) он являлся главой финансового ведомства. В его ведении находится «золотая палата», которая была госу­дарственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами; он управлял имениями, принадлежащими дворцу; 2) визирю принадлежала важная функция канцлера - хранение государственной печати (в его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистри­ровались различные пожалования землей, имуществом и титулами); 3) Он являлся руководителем публичных работ, 5) обладал широкими полно­мочиями в области правосудия (визирь возглавлял высшую судебную ин­станцию страны - шесть судебных палат («шесть великих домов»)) и даже 6) правом издавать законы.

    Кроме того, источники упоминают и других должностных лиц, на­пример: главного казначея (его титул: «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующий всем, что есть и чего нет»), т.н. «казначеев бога» (военный и морской министры, а также министр общественных работ), верховного мага, начальник книжной палаты и архива царя и др.

    Формально, доступ к политическим должностям был открыт, не только для знати, но и для других слоев населения. Основными критериями для назначения являлись грамотность и наличие связей. Однако служебную карьеру обычно начиналась с должности простого писца. С течением вре­мени формируются целые рода чиновников, несколько напоминавшие касты.

    В целом же, несмотря на наличие разветвленного государственного аппарата, не было проведено жесткого разграничения полномочий должно­стных лиц, что не только не способствовало упорядочению взаимодействия между ведомствами, но и зачастую, приводило к столкновению между ними.

     На самом деле, правитель Египта древней эпохи именовался инсибайя, а наименование фара­он относится, скорее, к периоду Нового царства. Хотя слово «фараон» имеет греческое проис­хождение, от искаженного «большой дом» (из прим. О.А.Омельченко)

    2 вопрос:

    Общественный строй

    Правовое положение различных категорий населения определялось делением на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

    Среди свободных выделяются слои привилегированного населения, чей статус зависел от следующих условий: древности рода; величины земле­владения и занимаемой должности. Таким образом, господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречест­во. Тем не менее, правовое положение данного слоя населения и его взаимо­отношения с властью не всегда были «ровными». Например, если в период Древнего и Среднего царств светская (номовая) аристократия занимает неза­висимое положение, сохраняя свои привилегии, то к периоду Нового царства ужесточение власти фараона приводит к принижению роли светской аристо­кратии и возвышению жречества.

    В целях контроля над населением был введен особый порядок поли­цейского надзора: всякий египтянин в установленное время должен был явиться к своему начальнику и указать, откуда он добывает свое пропитание; если он не мог этого сделать, его казнили. Этот закон был принят в правле­ние Амазиса.

    Существование государственной и общинной форм землевладения способствуют сохранению сельских общин, формируемых из лично свобод­ных крестьян.

    Изначально использовать труд рабов в общинном хозяйстве было невыгодно, да и в производстве основных материальных благ, по традиции, принимали участие свободные люди. Однако с течение времени значение рабского труда возрастает. Основными источниками рабства являлись захват в плен и кабальные договоры.

    3 вопрос:

    Источники права Древнего Египта

    Древнейший источник права Египта - обычаи и традиции, в основном ими должны были руководствоваться судьи при решении дел. Существовапи и кодифицированные законы. Легендарное начало таких законов приписыва­лось богу Тоту: по преданию, при основании древнего государства он вручил жрецам 42 священные книги, из которых 12 определяли прерогативы царя и законы правления.

    Как сообщает Диодор Сицилийский, первым законодателем Египта был первый царь первой династии Мневис, вторым - царь Сахизис. Диодор и Геродот передают, что он опубликовал закон, по которому воспрещалось брать взаймы, не давая в залог мумию своего отца или не делая обеспечени­ем долга свою собственную мумию, которую нельзя было хоронить по смер­ти должника, пока не уплачен долг.

    Большая законотворческая деятельность проводилась в царствование Рамзеса II (XII в. до н.э.). Наконец, в VIII в. до н.э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоящий из 8 книг - 40 свитков. По этим законам впервые было запрещено долговое рабство, а крестьянам разрешалось про­давать свои наделы. Большое место в кодексе отводится регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам. Кодексы эти содержа­лись в архивах «6 палат» как величайшая святыня.

    У египтян преобладает прагматичность постановлений закона - эту прагматичность, проявляющуюся в практических делах, мы находим как в художественных, так и в научных произведениях. Диодор Сицилийский го­ворит, что Египет был единственной страной, где граждане заботились не о государстве, а о своих делах. Вследствие рациональности египетских учреж­дений древние греки считали Египет образцом нравственно урегулированно­го строя, приближающегося к идеалу Платона.

    По словам Геродота, египтяне впервые выразили мысль о бессмертии человеческой души - причем душа бессмертна не как часть природы, а как нечто иное - дух самостоятелен сам для себя. Египетское религиозное право распространялось на индивида и после смерти: главным изображением на гробницах является суд в царстве мертвых: бог Озирис представлен с весами, перед ним стоит душа умершего. Кроме того, умершему вручались докумен­ты на его прижизненные покупки: было найдено множество мумий с папиру­сами под мышкой - папирусы оказались купчими документами на земельные участки и тому подобными актами, в которых строго указывалось все, даже канцелярские издержки при оформлении купчей.

    4 вопрос:

    ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

    Долгое время в Египте договоры облекались в форму торжественной клятвы, произносимой перед жрецами и должностными лицами. Лишь при Бокхорисе договоры освобождаются от религиозной оболочки и появляются письменные акты. Договор купли-продажи получает значительное распро­странение с развитием товарно-денежного оборота. Договор купли-продажи земли или строений заключался с соблюдением значительных формально­стей. Совершалось последовательно три акта: I) соглашение между покупа­телем и продавцом о предмете продажи с указанием на то, что платеж произ­веден полностью; 2) второй акт носил религиозный характер и был подтвер­ждением договора клятвой, которую давал продавец; 3) ввод покупателя во владение землей, что происходило перед судом, и регистрация имени поку­пателя вместо имени продавца в поземельной книге. Право собственности переходило лишь с передачей вещи, т.е. вводом во владение землей.

    Распространен был и договор займа: объектом его в Египте были как деньги, так и продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила до издания законов Бокхориса личность должника или кого-либо из его родных. Кредитор мог при неуплате долга в срок обратить в рабство должника или «заложенное лицо». Часто допускался залог мумий. Законами Бокхориса долговое рабство было отменено.

    Встречались в Египте также договоры найма имущества: передачи имущества во временное возмездное пользование нанимателя. Имели место договоры товарищества, по которым участники объединяли свои средства для достижения общей материальной цели. Встречались договоры поклажи (хранения чужих вещей), хранение было бесплатным и поклажа реализовы- валась как добровольная соседская сделка, поставленная под покровительст­во религии.

    5 вопрос:

    СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

    Семья в Египте характеризуется сохранением значительных пережит­ков матриархата. Широко распространены браки братьев и сестер между собой. Дети именовались не по отчеству, а по имени матери, сын матери и брат матери пользовались большим почетом среди родни. Женщина занима­ла в доме высокое положение («владычица дома»). Однако, начиная с 5-ой династии, женщина уже не признается равной мужу. Допускалось многожен­ство. У зажиточных египтян появились гаремы. Брак заключается посредст­вом договора, причем женщины договариваются от своего имени. По брач­ному договору жена сохраняла свое собственное имущество, и муж обязы­вался платить ей определенные суммы на ее личные расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанав­ливался залог на имущество мужа. Совершенно свободным был в Египте развод. В случае развода жена обычно получала известную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества. Одна­ко, когда развод происходил по настоянию мужа, все его имущество перехо­дило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми: все дети наследовали поровну и дочери приравнивались к сыновьям. Египетскому праву известно было и завещание. Наследодатель делал отдель­ные распоряжения относительно раздела долей и относительно имущества, предназначенного пережившему супругу. Он мог также по завещанию уста­новить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязательства приносить жертвы богам после его смерти.

    6 вопрос:

    УГОЛОВНОЕ ПРАВО

    Кровная месть после образования государства была отменена. Наказа­ния были суровы, смертная казнь применялась очень широко, совершаясь в форме сожжения или посажения на кол. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право покончить жизнь самоубийством. По законам Бокхориса смертная казнь могла быть заменена продажей в рабство.

    Помимо смертной казни применялись членовредительские наказания: отрезания ушей, носа, рук, языка, кастрация и т.п., наказания принудитель­ными работами, заключение в тюрьму. Были и бесчестящие наказания - выставление виновного к позорному столбу.

    Малейшие посягательства на основы государственного строя карались беспощадно: в случае измены, заговора, восстания против государства казни подвергался не только непосредственный виновник, но и его мать, сестры, вся семья. При этом мятежник лишался погребения - его тело бросали в воду. Тяжким преступлением считалось и нарушение правил религиозного культа - за это также полагалась смертная казнь. К таким преступлениям относились: умышленное убийство животного, посвященного Богу (ибиса, кошки, совы), выбрасывание нечистот в Нил, откапывание могил, погребение в запретной зоне. Смертная казнь полагалась за чародейство. Одним из самых тяжелых преступлений считалось околдовывание человека магическими заклинания­ми или напитками.

    За разглашение государственной тайны отрубали язык. Наказуем был и подлог, за что отрубали руку. За подделку печатей, монет, употребление фальшивых мер и весов отрубали обе руки. Влекли смертную казнь также убийство, клятвопреступление, а иногда - ложный донос. При отцеубийстве у виновного вырезали кусками мясо из тела и клали его на шипы, после чего сжигали. Суровое наказание влекла кража - за кражу скота полагалось отру­бать руку, а за кражу храмового скота - изувечивать виновного и отдавать в рабство. Кража в гробницах каралась отрезанием ушей, носа и посажением на кол.

    В случае прелюбодеяния женщине отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации. Такая же участь ждала виновного в изнасиловании.

    7 вопрос:

    ПРОЦЕСС

    Египтяне очень заботились об организации судов. Суды состояли из тринадцати судей, которые назначались общиной, и сами избирали председа­телей. Процессы разбирались письменно, и обвиняемый мог возражать на предъявленное ему обвинение. Диодор Сицилийский считал это весьма целе­сообразной гарантией против красноречия адвокатов и сострадательности судей. Производство по гражданским и уголовным делам было однотипным: оба процесса возбуждались по жалобе потерпевшего, который должен был указать в жалобе требуемый вид наказания виновному и размер взыскания в его пользу. Доказательствами служили: клятва, свидетельские показания, осмотр, пытка (причинение боли). Стороны и свидетели давали клятвы, ука­зывая, какое наказание должно их ожидать в случае ложности клятвы. Клят­вы проверялись другими доказательствами.

    Судьи объявляли приговор безмолвно и посредством иероглифов. По словам Геродота, они носили на груди значок - символ Истины и приклады­вали его ко лбу выигравшей процесс стороны. Сам фараон должен был еже­дневно разбирать судебные процессы.

    Хотя воровство было запрещено и строго наказывалось, но если вор сам добровольно признался в преступлении и вернул похищенное, то, в этом случае, его не только не наказывали, но даже оставляли ему четвертую часть украденного.

    8 вопрос:

    Общественный строй

    Издревле складывается деление общества на две основные группы: свободных и несвободных (зависимых), которые, в свою очередь, дробились на соответствующие подгруппы в зависимости от наличия/ отсутствия связи с общиной, родом занятий, имущественным положением и проч. В целом, в судебнике Хаммурапи выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные (авилум), неполноправные (мушкенум) и рабы. Различия в их статусе наиболее наглядно представлены в положени­ях уголовно-правового характера. Так, за вред, причиненный личности муш- кенума, штраф был меньше, чем за вред, претерпеваемый полноправным. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, в то время как за правона­рушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания.

    Категории свободного населения. Слой полноправных общинников в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одина­ковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчерк­нуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе.

    Возникает и весьма многочисленный слой неполноправных выход­цев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полно­правных общинников. И хотя между полноправными и неполноправными была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (отражавшаяся в документах, терминологии - неполноправ­ные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людь­ми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе управления или при­частными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внима­ния и заботы со стороны правящих верхов. Мушкенумы, будучи царскими людьми второй категории, могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Они имели меньшую правоспособность не потому, что являлись более эксплуатируемым слоем населения, в этом смысле они, формально, приравнивались к полно­правными, а в административном плане, как утверждают источники') зачас­тую стояли выше авилумов. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что первые, чаще всего, не имели корней в общи­нах Вавилонии и в силу этого не могли считаться полноправными.

    Заслуживает внимания и классификация свободного населения по профессиональному признаку.

    Как отмечалось в разделе о государстйенном строе, в эпоху развития Вавилонии возникает и регламентируется многочисленный слой специали­стов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. ,

    Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

    Довольно высокое положение в обществе занимало и чиновничест­во, которое было наделено землей - земля могла переходить по наследству или обращаться в своего рода пенсию.

    Низшие ступени профессиональной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики, врачи. Среди свобод­ных особо выделялись тамкары - самые денежные люди Вавилона. Они ве­дут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

    Что касается рабов, то многое в их судьбе и статусе их потомков, очевидно, зависело от случая.

    Рабы (вардум) - составляли собственность хозяина. Их продают, да­рят, отдают взаймы, передают по наследству. Основными источниками раб­ства служили: плен; рождение от рабыни; продажа детей в рабство родите­лями; неоплатность должника.

    Для обозначения рабского состояния на тело раба налагались осо­бые знаки, выжигаемые или вырезаемые по желанию владельца. Впрочем, такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался права продать или обменять раба.

    По законам Вавилона, владелец раба не был ограничен в своих пра­вах над ним, и лишь отдельные категории рабов пользовались некоторой охраной. К ним можно отнести рабынь, имевших детей от своих господ - такие дети считались свободными.

    Патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав.

    Личные права: казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику дозво­лялось жениться на свободной и дети от такого брака считались свободны­ми. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст.176 ЗХ)

    Имущественные права: в Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки по поводу своего имущест­ва. Однако имущество рабов, которые не могли быть собственниками, нажи­валось с согласия господина и переходило к нему после смерти раба.

    Есть основания полагать, что рабы-чужаки достаточно быстро могли приобрести статус мушкенума, особенно если их сажали на храмовые земли. Рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в со­став семьи на правах ее младших членов со всеми вытекавшими отсюда по­следствиями. Иными словами, во втором поколении рабы, как правило, ра­бами быть переставали. Это была, таким образом, как бы временная катего­рия, переходная (речь идет о рабах-иноплеменниках, рабах-пленниках, ра­бах-чужаках).

    Допускалось отпущение раба на волю (считалось «хорошим то­ном»), при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

    В более привилегированном положении находились рабы-должники из числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы страны, и они чаще всего приравнивались по положению к младшим членам семьи. Если человек становился долговым рабом или был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из членов своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор отвечал по закону. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным

    В целом, исходя из содержания Законов Хаммурапи, можно заклю­чить, что основной целью законодателя являлась защита традиционных прав и имущества исконного вавилонского населения - особенно в тех случаях, когда личности или имуществу вавилонянина что-либо угрожало. Попавше­го в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, недостающую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он воз­вращался домой. Вообще население и особенно полноправные обеспечива­лись максимальной поддержкой закона, выступавшего как бы гарантом не­прикосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны - от неприятеля, могущего взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.

    9 вопрос:
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта