Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОДЖОГ

  • 39 вопрос

  • 40 вопрос

  • 41 вопрос

  • 42 вопрос

  • 43 вопрос

  • ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО.

  • 44 вопрос

  • 45 вопрос

  • шпаргалка. 1 вопрос Государственный строй


    Скачать 158.45 Kb.
    Название1 вопрос Государственный строй
    Анкоршпаргалка
    Дата17.05.2023
    Размер158.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZAMEN_ZARUBEZhKA.docx
    ТипЗакон
    #1138192
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    УГОЛОВНОЕ ПРАВО

    Основное внимание в Салической Правде уделено преступлениям и наказаниям. Можно выделить 4 вида преступлений: 1) против личности, 2) против имущества, 3) против правосудия, 4) против добрых нравов.

    Преступления против личности (убийство, нанесение увечий, ранение, наведение порчи, словесное оскорбление, клевета). Все они влекли за собой выплату штрафа в зависимости от последствий. Немало внимания было уде­лено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивал-ся более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Предполагалось, что особо обидны такие действия, в которых ставилось под сомнение честное имя свободного среди соплеменников (обычное «обзывание» наказывалось штрафом в 3 солида, но обвинение франка в дезертирстве или женщины в непристойном поведении - не доказанные - стоило десятикратно дороже).

    Преступления против имущества (кража, грабеж, ограбление трупов, поджог). Особой квалификации подверглась кража чужих рабов и даже про­стое их сманивание. Особо указывается кража животных, пчел, птиц и пр.

    Дифференцировались кражи и по размеру украденного: а) на сумму от 2 динаров и выше; б) на сумму от 40 динаров и выше; в) кража с взломом или с подделкой ключей.

    Наказание при этом устанавливалось следующим образом: для сво­бодных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов), а для рабов: 1) возме­щение ущерба и 120 ударов; 2) кастрация или возмещение ущерба и штраф; 3) смертная казнь и т.д.

    Грабеж понимался как «неожиданное нападение и отнятие имуще­ства». Ограбление дома приравнивался по штрафу к убийству.

    Наравне с грабежами преследовался и ПОДЖОГ, на том же уровне стояло И КОНОКРАДСТВО (как особо опасное для военного ополчения престу­пление).

    К преступлениям против правосудия относились лжесвидетельство, неявка в суд и отказ рахинбургов в рассмотрении дела.

    Кроме того, в Салической правде можно обнаружить упоминание о нарушениях предписаний короля, убийствах должностных лиц, колдовстве и пр.

    Своеобразной чертой Салического закона было присутствие на­казаний за преступления против нравов (хотя влияние церкви было еще сла­бо). Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по обоюдному согласию» наказывалось существенными штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали.

    Салическая правда устанавливает и отягчающие вину обстоятельства: групповое убийство (скопищем), убийство в походе, сокрытие улик, особая злостность содеянного либо нечестность намерения (убийство женщины, ребенка).

    В таких случаях вергельд утраивался, исходя из статуса потерпевше­го.

    Наказывалось и незаконченное покушение на убийство.

    Система наказаний. В качестве санкций за преступления, Салическая Правда устанавливает, в основном, денежные штрафы. Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств, исходя из соци­ального положения потерпевшего и преступника.

    За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в казну). В случае неуплаты штрафа, виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

    Члены рода имели право освободить себя от коллективной ответст­венности за своих сородичей. Для этого, необходимо было явиться в сотен­ное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонию, разрывающую узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольхо­вых прута и разбросать их в 4 стороны).

    Помимо штрафа применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление виновного вне закона1 (конфи­скация имущества и гражданский бойкот, который обязаны были поддержи­вать все, даже жена виновного).

    Цель наказаний: искупить вину преступника в удовлетворение со­родичей потерпевшего (чтобы предотвратить нескончаемую кровную месть или саморасправу), а также охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка.

    Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (опре­деленный как судебный штраф). Размер этого выкупа был больше или мень­ше, в зависимости от общественной оценки значимости преступления', его характера, его последствий.

    Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство - он но­сил специфическое название ВЕРГЕЛЬД (цена (штраф) за голову).

    ВЕРГЕЛЬД выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, а в случае отсутствия последних, часть отходила в королевскую казну (титул 62). К выплате вергельда мог быть приговорен только полноправный свободный франк.

    Размер вергельда определялся социальным положением убитого. Взимались за убийство: антрустиона, графа или сацебарона - 600 солидов, свободного франка - 200 солидов, свободного римлянина - 100 солидов, несвободного лита - 100 солидов, колона - 63 солида, женщины (детородно­го возраста) - 600 солидов, а беременной - 800 солидов, ребенка до 10 лет, убийство шайкой или с попыткой скрыть следы - 600 солидов. За убийство раба не полагалось платить вергельд: виновный просто возмещал владельцу ущерб - 35 солидов.

    В отношении несвободного населения (рабов, литов) применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми.

    Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему (а родственники не ручались за него и не помогали ему в выплате вергельда), то и франков предписывалось казнить смертью (видимо, через повешение).

     Титул 49 § 3 (напр., свидетелей, не желающих давать показания под присягой).

    В королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказа­ния: «снять голову за неповиновение», выколоть глаза и т. п. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различ­ных размеров.Наказуемо было похищение женщины; рабу за это полагалась смерт­ная казнь, литу и королевскому рабу - уплата штрафа в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

    39 вопрос:

    ИСТОЧНИКИ.

    Первоначальные источники канонического права были едины для всех содержательных канонов христианства: Священное писание, произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина, постановления церковных соборов, римское право, апостольские конституции - сборник правил, приписываемый первым апостолам, составленный в IV в.

    Разделение католической и греческой церкви поставило вопрос о создании собственно католического канонического права. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии, которые появились в IV в. С этого времени, основной тенденцией развития канонического права является его систематизация:

    1. Первый опыт систематизации появился в VIII в. в империи Каролингов - составление кодекса (Codex canonum Ecclesiae romani) приписывается римскому монаху Дионисию Малому. Свод Дионисия включал собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап. Каролинги придавали своду официальное значение.

    2. Большое значение в истории развития канонического права имели собрания документов видного испанского философа, епископа Исидора (VII в.) - Collectio. Оно обобщало постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. Особое место в нем занимал так называемый Константинов дар - якобы декрет римского императора Константина о вручении церкви всей мирской власти над западными странами и принудительном характере церковного суда для мирян. Подложность этого декрета была установлена только в XVII в., а в Средние века он считался важнейшим действующим источником права.

    3. Новаторская кодификация канонического права была предпринята в XII в. итальянским монахом Грацианом. Кодекс Грациана разделялся на 3 части: в первой содержались исторические права церкви и их субъекты, во второй - права епископов и церковная юрисдикция, в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. Кодекс Грациана получил официальное признание папского престола.

    4. На основе этого Кодекса возникла собственная школа церковных систематизаторов права - канонистов. В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Кодекс еще одним сборником декреталий. Он был составлен уже по собственной канонической схеме: Judex, Justitia, Clerus, Connubia, Crimen - судьи, судопроизводство, церковнослужители, брак, преступления. В дальнейшем, эта схема церковного права приобрела официальное значение.

    5. Следующим дополнением Свода стали систематизации декреталиев папы Бонифация VIII и Клементия V под названием Клементины. Около 1500 г. сделано еще одно дополнение - собрание декреталиев, начиная с папы Иоанна XXII - Extravagantae.

    Все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное признание как свод единого канонического права. С 1583 г. эта кодификация получила наименование Codex juris canonici. Данный свод канонического права, в том виде, в котором он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви.

    40 вопрос:

    СЕМЕЙНОЕ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО.

    Особой, по значимости, и наиболее интересной для исследователя областью канонического права является регулирование семейных отношений. Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны. Долгие столетия каноническое право во всех странах Европы заменяло своими правилами нормы национального брачно-семейного законодательства.

    1. Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами, и как особое таинство священного союза. То, что брак был договором (contractus), предопределяло взаимные права и обязанности супругов, а то, что он был таинством, предполагало его неотменимость - в результате брачного сожительства образовывался особый кровно-родственный союз супругов, разорвать который было не во власти людей.

    Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Его должны были выразить сами брачующиеся - ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины с 14 лет. Все остальные рассматривались как ассистенты - их могло и не быть.

    До решения Тридентского собора XVI в. присутствие священника при церемонии могло быть не обязательным - его мог заменить и мирянин. Брак мог быть тайным. А возможность заключения брака только при свидетелях сохранилась для исключительных случаев и в дальнейшем. Из главного правового принципа - согласие порождает брак - вытекали все существенные элементы брачного права, поэтому этот момент был урегулирован наиболее детально.

    Существовал ряд обстоятельств, препятствующих заключению брака, поэтому при этом проводилось оглашение с целью выявления такого рода обстоятельств. Среди них были импотенция, состояние в другом браке или в сане священника, кровное родство супругов. Состояние духовного родства не являлось препятствием. Дискредитировали брак и состояние свойства, убийство новым супругом прежнего супруга, нарушение публичной благопристойности (чрезмерная разница в возрасте и др.) Кроме того, признание брака договором обуславливало существование ряда правовых обстоятельств, способных дискредитировать брак после его заключения. Следуя традиции теории обмана в римском праве, право допускает в качестве таковых психическую неспособность, ошибку в личности супруга.

    Мотивом расторжения брака (незавершенного) были и ошибки в сословном положении супруга, когда это было существенным элементом договора (для знатных и коронованных особ) или если договор производился заочно или через представителя.

    2. Каноническое право не признавало т.н. фактические браки. Ни взаимное сожительство, ни любовь, ни наличие детей не создавало полноценного брачного союза, если не было на то выраженного согласия. С одной стороны, это исключало возможность принуждения к браку, с другой - вело к расширению института внебрачных детей, не имеющих определенного социального статуса. Впрочем, последующий брак родителей узаконивал их положение.

    3. Развод, согласно жестким каноническим правилам, не допускался. Браки расторгались только смертью или по указанным условиям неполноценности - по дискредитации брака или по ссылке на «правило апостола Павла» - брак с не христианином, отказавшимся креститься.

    В случае невозможности взаимного сожительства, вследствие прелюбодеяния супругов, в силу опасения, что дальнейшее существование союза вредно для духовного здоровья супруга, право допускало разлучение супругов («отлучение от стола и от ложа»). Отлучение могло быть постоянным и временным, по желанию супруга оно могло быть прекращено.

    В целом, каноническое право оказало огромное влияние на формирование и развитие европейских правовых систем. Под его воздействием распространился принцип свободы завещаний, появился специальный институт исполнителя воли завещателя - душеприказчика, получили приоритет права собственника, по сравнению с правом владения, в котором изначально был порок, в договорное право вошли кредитные сделки, найдено правовое пространство для регламентированного ростовщичества.

    Сложившиеся к XII в. jus canonicum стало, хоть и своеобразным по форме, но общеевропейским по значению, источником формирования новых национальных правовых систем.

    41 вопрос:

     Влияние канонического права на уголовное и процессуальное право.

    В области уголовного правазнаменитый папа Иннокентий III ввел на IV Латеранском соборе инквизицию основным принципом процессуальной техники. В более ранний период слова “преступление” и “грех” были взаимозаменяемыми. Все преступления были грехами, а все грехи - преступлениями: не было различий в природе проступков. В конце XI в. впервые было проведено чёткое процессуальное отличие между грехом и преступлением. Любое деяние, подлежащее наказанию королевскими должностными лицами, должно было караться как нарушение светского закона, а не грех. Однако грубейшее нарушение принципа разделения церковной и светской юрисдикции содержалось в законе, применявшемся к еретикам. В XII-XIII вв. ересь, которая ранее была только духовным проступком, стала правонарушением, караемым как измена. Впервые для её выявления стала применяться инквизиционная процедура и назначаться смертная казнь. На упомянутом выше Латеранском соборе был принят также третий Канон, в котором говорилось: “... Все осуждённые еретики должны быть переданы властям для наказания. Собственность осужденных мирян будет конфискована... следует заставить светские власти наложением канонических наказаний, какое бы положение не занимали, ... сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков... Все, кто разделяет веру еретиков, даёт им пристанище... будут автоматически лишены права занимать какие-либо публичные или выборные должности, также лишены права выступать в роли свидетелей, лишены права завещать и наследовать, все освобождаются от каких-либо обязательств по отношению к ним”. Церковь обязывала всех светских правителей участвовать в репрессиях против еретиков, угрожая им в противном случае отлучением от церкви и лишением владений.

    Там же на Латеранском соборе было также установлено, чтобы церковь не участвовала в ордалиях - испытаниях, применявшихся для определения виновности или невиновности в судебном процессе. К ордалиям относились испытания огнём, водой, железом; судебные поединки.

    Об инквизиционном процессе более подробно говорилось ранее в настоящей работе. Здесь же хотелось бы добавить, что для искоренения ереси создавалась система инквизиционного трибунала в следующем составе:

    1. Инквизиторы - члены двух монашеских орденов: доминиканцы или францисканцы. Минимальный возраст - 40 лет. Играли главную роль в следствии и процессе, были наделены неограниченными и правами, подчинялись только римскому папе, который, в свою очередь, являлся главой инквизиции.

    2. Эксперты - юристы, квалификаторы - формулировали обвинение и приговор, определяли степень вины без ознакомления с делом подсудимого.

    3. Прокурор - представлял обвинение.

    4. Обслуживающий персонал: нотариус, понятые, врач, палач...

    Нотариус и понятые скрепляли своей подписью показания обвиняемых и свидетелей, что создавало видимость законности. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно под пыткой.

    Уровень инквизиционного террора не всегда был высок, как в III в. Инквизиция имела свои взлёты и падения, но цель её деятельности оставалась неизменной во все времена: укрепление позиции церкви и господствующего класса путём преследования инакомыслящих, реальных или вымышленных врагов религии и социального порядка.

    Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый, интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог быть также направлен против отдельного человека, которые вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе, права носить оружие. Последнее было особенно тяжёлым лишением для наказанного. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлучённый оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим удовольствием использовала в своих конфликтах со светской властью. Также популярны были такие наказания как:

    епитимии - церковные наказания, обладавшие широким спектром (от лёгких до унизительных наказаний): поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание;

    тюремное заключение;

    ссылка на галеры гребцами.

    Канонический процесс получил очень быстрое и широкое распространение в средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением положения уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность победить в суде своего противника. Она была существенно иной - подвергнуть виновного государственному наказанию.

    42 вопрос:

    Основные черты права средневековой Англии.

    Первоначально, основным источником права у англосаксов является обычай. С VII в. в отдельных королевствах появляются сборники обычного права (Правда Этельберта, Законы Хлотаря, Правда Инэ). С образованием единого государства, создаются судебники, охватывающие и упорядочивающие положения предшествующих англосаксонских правд. Таков, например, Судебник Альфреда Великого (IX). Важнейшими памятниками этого времени являются также Законы Этельстана (Х в.) и Законы Кнута (начало XI в.). Некоторое своеобразие отмечалось в северо-восточной Англии, где действовали датские судебные обычаи и порядки. Эта часть Англии называлась иногда «областью датского права».

    Для XI - XII вв. характерна разобщенность права, свойственная раннему феодализму. Нормандское завоевание привнесло в Англию правовые нормы, действовавшие во Франции, хотя Вильгельм Завоеватель обещал англосаксам соблюдать их старинные права и обычаи. В церковных судах применялось каноническое право. Определенное воздействие оказывало римское право, которое, с развитием товарно-денежных отношений, быстро распространялось по Европе. Особые нормы права применялись купечеством, особенно во внешней торговле.

    Однако правовая разобщенность в Англии была преодолена раньше, чем в других странах средневековой Европы. Постепенно возникает право, имевшее силу на всей территории страны, и вытеснявшее все чисто местные законы и обычаи. Характерно, что его формирование происходило не столько путем издания новых законов (ордонансов, хартий, ассиз), сколько в процессе судебной практики королевских судей и, прежде всего, разъездных судей. Именно здесь вырабатывалось так называемое общее право. Спецификой общего права был его прецедентный характер. Судебные решения вышестоящих судов становятся обязательным образцом, своего рода, законом для нижестоящих судов, при последующем рассмотрении аналогичного дела. Они представляли собой прецедент - узаконенный пример для решения всех последующих дел данного рода. Это было действительно, «общее право», так как оно действовало почти на всей территории Англии и, кроме того, оно не знало правовых различий внутри свободной части населения, являясь, в целом, привилегией свободных людей.

    С середины XIII в. королевская власть начинает воздействовать на формирование общего права и путем общегосударственного законодательства. Во второй половине XIII в. было издано множество законодательных актов, устранивших противоречия между нормами общего права, уточнявших и дополнявших их.

    Первую попытку обобщить нормы действующего в королевских судах права сделал верховный судья Генриха II Гленвиль в трактате «О законах Англии». В середине XIII в. появляется трактат Брактона «О законах и обычаях Англии». Он фактически был единственным систематизированным сводом основных положений общего права, неофициальным сборником, который широко использовался судебным аппаратом короны. В дальнейшем, появляются и другие сборники общего права.

    Возникновение сословно-представительной монархии привело к появлению новых источников права: статутов и ордонансов. СТАТУТОМ называли закон, утвержденный королем по предложению парламента. ОРДОНАНС - это акт короля, изданный без парламента. Особую роль приобретают эти источники в период абсолютизма. В это время появляются сборники судебных решений, составленные частными лицами. Примером могут служить «Институции законов Англии», составленные известным королевским судьей Коком в начале XVII в. Именно ему принадлежала смелая, для того времени, мысль, что законы выше королей.

    43 вопрос:

    ВЕЩНОЕ ПРАВО. 

    Центральное место в праве занимало землевладение. В англосаксонских правдах земля подразделялась на две основные категории: ФОЛЬКЛЕНД и БОКЛЕНД. Фолькленд («народная земля») был землей, которой владели в рамках сельской общины, получая особый надел - ГАЙДУ. Держание фолькленда влекло определенные обязательства по отношению к государству, свобода распоряжения такими землями была ограниченной. Земля, относящаяся к фолькленду, переходила только к наследникам по закону. В первую очередь признавались нисходящие наследники мужского пола и только в случае их отсутствия - женщины.

    БОКЛЕНД («земля по грамоте») был основан на королевском пожаловании. Вместе с землей король жаловал феодалу право взимать налоги, судебные и административные права над населением. Бокленд можно было дарить, продавать, завещать. В одной из королевских грамот VIII в. говорится, что земля жалуется навечно «с тем, чтобы ты имел власть во всех отношениях свободно пользоваться и владеть ею, либо передавать и продавать, кому только пожелаешь». Часто в грамотах указывалось, что пожалованная земля должна навечно пребывать «свободной от исполнения всех королевских служб», «свободной от всех налогов и податей». Именно из бокленда и «вырастает» в Англии феодальное поместье - МАНОР.

    Нормандское завоевание внесло определенные изменения в поземельные отношения в Англии. Вильгельм Завоеватель установил в 1086 г. прямую связь с вассалами своих вассалов. Верховным собственником всей земли в стране был объявлен король, все остальные звенья феодальной иерархии считались только держателями. Король, кроме того, являлся и непосредственным собственником своего домена.

    С возникновением общего права, в Англии утверждаются два вида владения землей: свободное и несвободное.

    Свободное держание - ФРИГОЛЬД - являлось универсальной формой феодального землевладения. Владельцы фригольда (феодалы, горожане, свободные крестьяне) пользовались защитой королевских судов, применявших нормы общего права. Свободные держания подразделялись на несколько видов. По длительности держания они могли быть пожизненными и вечнонаследственными. Кроме того, было особое держание, обусловленное появлением потомства у его владельца. В противном случае земля возвращалась дарителю или его наследнику. Свободное держание накладывало на владельцев определенные обязанности. В связи с этим они различались и по роду связанных с ними повинностей: 1) военно-рыцарское держание, обусловленное военной службой, 2) сержантерия, владелец которого выполнял какую-либо иную службу в пользу лорда, 3) свободный сокаж - держание за денежную ренту, 4) бургаж - городское держание, регулируемое нормами городского права, но близкое к сокажу. Особым видом являлось церковное держание на «свободной милостыне».

    НЕСВОБОДНОЕ ДЕРЖАНИЕ - это земельные участки, принадлежавшие крепостному крестьянину, держателям «по воле лорда». Их повинности не были определены и споры, возникавшие по поводу этих держаний, рассматривались в манориальной курии феодала.

    Королевская власть, исходя из своих финансовых интересов, ограничивала свободу распоряжения землей. Так, Генрих III запретил передавать части земли, если в результате этого уменьшались повинности в пользу главного сеньора либо ущемлялись интересы короны. Ряд статутов был направлен против церковного землевладения. Земля, подаренная духовному лицу или церковному учреждению в качестве «свободной милостыни», освобождалась от всяких повинностей, рент и т.п. Это причиняло ущерб интересам феодалов и короля. В 1279 г. статут «О церковниках» запретил передавать землю церкви без согласия короля.

    Сложность земельных отношений и трудность передачи владений третьим лицам вызвали появление своеобразного института доверительной собственности, известного под названием «траста». ТРАСТ - передача имущества в доверительную собственность другому лицу, которое должно управлять им, следуя воле доверителя. Вначале право не предоставляло никакой защиты лицу, отдавшему имущество, в случае недобросовестности приобретателя. И лишь в XVI в. специальным законом была закреплена возможность судебной защиты прав доверителя.

    Развитие товарно-денежных отношений требовало расширения прав держателей на землю. Легализуется купля-продажа земли. В дальнейшем, были приняты меры, направленные на увеличение непосредственной земельной собственности манора. Мертонский статут 1236 г. разрешил лордам производить огораживания пустошей, лесов и пастбищ за счет и вопреки интересам крестьянства. II Вестминстерский статут 1285 г. не только подтвердил это право лордов, но и грозил наказанием тем, кто пытался оказать сопротивление огораживаниям.

    С ликвидацией крепостного права утверждаются две основные категории крестьянского держания: ФРИГОЛЬД - близкая к частной собственности форма держания на общем праве и КОПИГОЛЬД - пожизненное или наследственное держание. Последнее нельзя ни продать, ни сдать в аренду.

    Англосаксонские правды знали и собственность на раба. Однако широкого распространения рабство здесь не получило и довольно быстро исчезло. В XII в. рабы окончательно превращаются в составную часть крепостного крестьянства. Они были поглощены вилланством. 

    ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО. 

    Уже памятники англосаксонского права упоминают о различных видах договоров: купли-продажи, дарения, мены, займа, указывают способы заключения сделок.

    Договор ДАРЕНИЯ земли оформлялся грамотой. Она вручалась новому владельцу вместе с дерном, как символом передачи владения. Договор купли-продажи должен был совершаться в присутствии двух или трех свидетелей либо королевского управляющего городом. При обнаружении скрытых недостатков купленной вещи сделка расторгалась. Правда Инэ говорит, что, если кто-либо купит скот и «в течение 30 ночей обнаружит у него болезнь, пусть возвратит прежнему владельцу» (ст. 56).

    Развитие товарно-денежных отношений привело к увеличению количества сделок купли-продажи. В XI - XII вв. значительное распространение получают ярмарки, а в XIII в. часть продукции манора производится уже на рынок. Королевская власть активно вмешивалась в торговые операции. Специальные статуты «О купцах» 1283 г. и 1285 г. регулировали вопросы внешней торговли и кредита. «Купеческая хартия» 1303 г. предоставляла особые привилегии иностранным купцам. Государство и в период абсолютизма осуществляло опеку в отношении торговли, стесняя свободу конкуренции, выдавая патенты на монополии и т.п.

    Объектом договора КУПЛИ-продажи являлась и земля. Грамоты англосаксонских королей о земельных пожалованиях предоставляли владельцу право свободной продажи владения. После нормандского завоевания возможность распоряжения землями подвергается ограничениям. Об этом, в частности, говорят Вестминстерские статуты. И все же, в XII - XIII вв. в Англии существует оживленный земельный рынок. В источниках упоминаются самые разнообразные способы отчуждения земельных владений. Часто встречается отчуждение владений за «полную цену». О фактически совершенной продаже земли свидетельствуют такие ренты, как «пара шпор», «роза», ежегодно приносимые лорду. В XIII в. феодальное «дарение» земли все чаще прикрывает, по существу, вполне реальную сделку купли-продажи. В целях оформления купли-продажи земли использовалась специальная судебная процедура. Участники сделки начинали в королевском суде фиктивную тяжбу о земле, а в ходе судебного разбирательства просили суд разрешения за плату прийти к «полюбовному соглашению». Содержание такого соглашения вносилось в судебный протокол и, тем самым, сделка получала как бы силу судебного решения. Огромное количество земель было пущено в продажу в результате церковной реформы. Монастырские земли продавались с торгов. В 1541 г. была создана специальная палата для сбора платежей, которые английское дворянство было обязано вносить в королевскую казну в случае отчуждения своих земель.

    Подробную разработку получил в английском праве договор ЗАЙМА. В англосаксонский период он обеспечивался имущественным залогом, а иногда должник закладывал и свою личность. В последнем случае, при неуплате долга должник превращался в раба.

    Бурно расцвело ростовщичество после нормандского завоевания. Это нашло свое отражение и в Великой хартии вольностей, где была сделана попытка оградить от разорения вдову и детей умершего должника (ст. 10, 11). Займы «на слово» должника встречались в это время как исключение. Кредиторы требуют от должника поручительства. И очень часто король, посредством «открытых писем», ходатайствовал перед ростовщиками о предоставлении займа своим приближенным. Но наибольшее распространение получают займы под залог земли. Английское право знало и «живой» и «мертвый» залог. В первом случае, долг и проценты погашались с земли, переданной ростовщику в качестве залога. Во втором случае пользование кредитора заложенной землей не исключало необходимости внесения должником всей суммы долга. Если такой платеж оказывался просроченным, земля переходила к кредитору.

    Первоначально английское право не знало быстрых и действенных средств для взыскания долгов. Процедура, по такого рода искам, была сложной и дорогой. И лишь в 1283г. был издан «Статут о купцах», разрешивший, в интересах кредиторов, вопрос о долговых обязательствах. Теперь купец-кредитор производил долговую операцию в присутствии мэра города. Долговое обязательство фиксировалось в городских протоколах. Если должник не выплачивал долг в назначенный срок, кредитору достаточно было предъявить мэру города это обязательство, чтобы последний без всякого судебного разбирательства назначил продажу движимости должника на сумму долга либо передал кредитору соответствующую часть имущества должника. В 1285 г. появился второй статут «О купцах». Должник, просрочивший уплату долга, подвергался аресту, а затем был обязан в течение трехмесячного срока выплатить долг, продав свое имущество. Если он не желал этого сделать, все его имущество, включая и землю, передавалось кредитору и находилось у последнего до выплаты всей суммы долга.

    Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве вызвало к жизни распространение договора АРЕНДЫ. Вначале аренда носила феодальный характер. Арендаторы, кроме внесения арендной платы, несли повинности чисто феодального характера, выполняя иногда даже барщину. Но уже в XII - XIII вв. встречается и относительно краткосрочная аренда. Практикуется одновременная сдача в аренду земли, скота и инвентаря. В XIII в. появляется специальный иск в защиту имущественных прав арендатора. Защищаются в праве и интересы лордов. По Глостерскому статуту 1278 г., если арендатор в течение двух лет не обрабатывает земли и не платит арендной платы, то сдавший землю в аренду может возбудить иск о возврате земли.

    ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА нашел широкое применение в Англии. В XVI в. наемные рабочие используются на угольных шахтах, в мануфактурах, в сельском хозяйстве. Заработная плата была исключительно низкой, практиковалась оплата труда товарами.

    Английское государство активно вмешивалось в отношения между предпринимателями и наемными рабочими. После эпидемии чумы, вызвавшей нехватку рабочих рук, государство помогает удержать плату батракам на низком уровне и пытается подчинить их власти нанимателей. В 1349 г. Эдуардом III издан ордонанс о рабочих и слугах, который требовал, чтобы все здоровые люди не старше 60 лет, не имеющие средств к существованию, нанимались к тем, кто в них нуждается. Причем жалование им следовало «платить на прежних основаниях, никак не больше», т.е. в тех размерах, какие были обычными до чумы. За отказ от найма на таких условиях, за уход от нанимателя грозила тюрьма. Вслед за этим появляется целая серия парламентских статутов о рабочих (1351, 1361, 1388 гг.), устанавливающих еще более строгие наказания за их нарушения. Рабочих забивали в колодках и сажали в тюрьму, объявляли вне закона, клеймили раскаленным железом. Так было положено начало «рабочему законодательству» Англии, имевшему целью предотвратить преступления на почве бродяжничества и безработицы, и с другой стороны, обеспечить дешевой рабочей силой предпринимателей.

    Палата общин засыпала короля и палату лордов петициями с требованием новых статутов против рабочих. Однако «рабочее законодательство» XIV в. встретило ожесточенное сопротивление. На заседании парламента 1376 г. открыто говорилось о том, что если господа предлагают наемным рабочим «работать на условиях, предписываемых статутами, они внезапно убегают, бросают работу и свой край… А многие становятся зачинщиками бунтов и беспорядков». О безрезультатности статутов говорит и тот факт, что их неоднократно приходилось переиздавать.

    В 1555 г. издается акт о ткачах, а в 1563 г. статут о подмастерьях, определяющих условия труда учеников, рабочих, батраков. Этот статут запрещал нанимать на работу на срок менее одного года. Слуга или служанка не имели права уйти от хозяина до истечения контракта. Продолжительность рабочего дня устанавливалась в размере 14 - 15 часов. Мировые судьи в графствах ежегодно устанавливали максимальный размер заработной платы в соответствии с тем, «хорош или плох этот год». В 1603 г. статут о подмастерьях был дополнен, и эти принципы рабочего законодательства сохранились вплоть до 1814 г. 
    44 вопрос:

    БРАЧНО - СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. 

    Англосаксонские правды упоминают о браке-покупке. После помолвки уплачивался выкуп за девушку, которая приносила в дом мужа свадебный подарок. Правда Этельберта устанавливает характерное в этом отношении правило: «Если кто-либо приобретет за (свои) средства девушку (для вступления в брак), пусть покупка считается совершенной, если не было обмана, если же она оказалась нечестной, пусть она будет отправлена домой, а ему вернут его деньги». Жена, имеющая детей, после смерти мужа получала половину имущества. Если же вдова до истечения годичного срока вторично вступала в брак, то теряла и свой свадебный подарок, и все имущество, которое унаследовала от своего первого мужа.

    В дальнейшем, серьезное влияние на развитие семейных отношений оказало каноническое право. Заключение брака и его расторжение были отнесены к компетенции церкви. Но имущественные отношения между супругами регулировались нормами общего права. Всем имуществом в семье, как движимым, так и недвижимым, распоряжался муж. Жена была лишена права заключать сделки, выступать в суде. Исключение с XIII в. делалось лишь для вдов.

    После смерти наследодателя одна треть его движимого имущества поступала в распоряжение церкви («доля мертвого»). Наследование земли происходило только по закону, завещание не допускалось. Наследники при получении земельного владения обязаны были выплатить лорду определенную сумму (рельеф). Малолетние наследники вместе с их владениями подлежали феодальной опеке. Право опеки можно было дарить и передавать, особенно если оно принадлежало королю. Лорд считался вправе настаивать на браке своих подопечных. В случае отказа наследников от предложенного им брака, они обязаны были выплатить опекуну сумму, равную той, которую предлагали за их руку претенденты. С XII в. была установлена система майората, согласно которой, земельное владение переходило по наследству только к старшему сыну. Если держатель не оставлял после своей смерти наследников, владение возвращалось лорду (сеньору). Узаконение внебрачных детей последующим браком их родителей с XII в. подверглось ограничению. Такой усыновленный получал право лишь на наследование движимого имущества.
    45 вопрос:

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. 

    В англосаксонских правдах можно встретить разнообразные виды преступлений. В наиболее ранних судебниках понятие государственного преступления отсутствует (есть лишь упоминание о нарушении королевского покровительства). В дальнейшем, об этом виде преступлений говорится уже довольно ясно. Например, в Правде Альфреда сказано: «Если кто замышляет... на жизнь короля, пусть ответит своей жизнью и всем, чем обладает». Подробно рассматриваются в правдах преступления против личности: убийство, нанесение телесных повреждений («проломит череп», «выбьет глаз» и т.п.), побои, клевета. Особое внимание уделялось преступлениям против собственности. Упоминаются также преступления против семьи (измена супругов), религиозные (работа в воскресенье, кража в церкви).

    После нормандского завоевания круг наказуемых деяний увеличивается. Появляются новые составы преступления. Расширилось понятие государственного преступления (измена, посягательство на жизнь короля и членов его семьи, изготовление фальшивых денег и т.д.). Серьезным правонарушением считалась охота в королевских заповедниках, наказанию подвергались лица, нарушившие запрет держать феодальные свиты. Все больше внимания уделяется религиозным преступлениям. В XV в. издан статут «О сожжении еретиков». В 1539 г. принят «Статут шести статей», вводивший смертную казнь за отрицание основных принципов католического вероучения.

    Постепенно вырабатывается особая классификация преступлений по степени их тяжести. Еще в Законах Кнута (XI в.) такие преступления, как разрушение (чужого) дома, поджог, воровство с поличным, тайное убийство и измена считались наиболее тяжкими и не подлежали выкупу. При Генрихе II в особую группу были выделены тайное убийство, разбой, поджог, подделка монеты. В ХIII в. появляется понятие ОСОБО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ (фелонии). Сюда были отнесены все преступления, которые влекли за собой конфискацию имущества, так как вначале фелония обозначала нарушение верности вассала своему сеньору, что приводило к утрате держания. Но с течением времени понятие фелонии расширилось и стало включать измену, убийство, поджог, изнасилование и т.д.

    В XIV в. из фелонии выделяется измена: государственная измена (посягательство на жизнь короля, королевы, наследников престола, заговор, военные действия против короля) и малая измена (убийство слугой господина, женой мужа, клириком вышестоящего прелата) - убийство того, кому обвиняемый был обязан повиновением. Государственной изменой считались, кроме того, подделка малой или большой королевской печати, подделка монеты, убийство высших сановников. В результате этого в XVI в. окончательно складывается деление всех преступлений в английском праве на три группы: преступления, составляющие измену (тризн), тяжкие уголовные преступления (фелония) и менее тяжкие уголовные преступления (мисдеминор).

    В англосаксонских правдах в качестве наказания широко практиковались штрафы. При нанесении телесных повреждений размер штрафа определялся тяжестью ранения. В случае убийства вергельд зависел от социального положения убитого. Правда Этельберта (начало XVII в.) устанавливает вергельд за убийство свободного в 100 шиллингов, за убийство лета - 40, 60 и 80 шиллингов в зависимости от его категории. В Законах Хлотаря (673 - 685 гг.) вергельд эрла определен в 300 шиллингов, а в Законах Инэ (688 - 695 гг.) вергельд за убийство свободного мог равняться в зависимости от его положения 200, 600 и 1200 шиллингов.

    Но уже в англосаксонских сборниках все ярче проявляется устрашение в качестве основного принципа наказания. Распространяются членовредительные наказания (отрубание руки или ноги, отрезание языка, носа и т.п.), широко применяется смертная казнь (повешение, утопление, сбрасывание с горы). Этот процесс широко прослеживается при рассмотрении такого преступления как воровство. Согласно Правде Этельберта воровство наказывалось штрафом. Законы Уитреда (695 - 696 гг.) предусматривают для вора, пойманного с поличным, либо смертную казнь, либо продажу в рабство, либо возможность выкупиться своим вергельдом. В памятнике начала Х в. уже говорится: «Если вор начнет убегать, пусть преследуют его до смерти все... и где бы ни нашли его, его должны убить, и кто пощадит его или укроет его, будет не достоин (лишится) всего, что имеет, и жизни». Здесь смертная казнь грозит не только вору, а и его укрывателям и тем, кто не принял мер к его поимке. Как сказано в Законах Кнута (1016 - 1035 гг.), воры «нигде не должны находить защиты своей жизни».

    Исключительная жестокость наказания характерна для английского права в последующие периоды его развития. Повешение, четвертование, разрывание на части, сожжение - таковы виды смертной казни. широко практиковались членовредительные наказания. В определении размеров наказания совершенно открыто проводилась классовая дифференциация. Там, где простому человеку грозила смертная казнь или членовредительное наказание, представители господствующего класса отделывались штрафом. Характерно, что после подавления восстания Уота Тайлера парламент объявил амнистию тем феодалам, которые казнили крестьян без всякого суда. Существовали резкие различия в наказаниях, налагаемых церковными и светскими судами. Все это дополнялось широким простором судейского усмотрения. Английский феодальный суд был мало связан точными нормами в определении размера наказания. Прецедентная система была весьма гибкой. Процесс первоначального накопления привел к появлению огромного количества нищих и бродяг. Против этих жертв огораживаний Тюдоры издавали законы, которые К. Маркс назвал "кровавым законодательством против экспроприированных".

    Начало кровавому законодательству было положено актом 1495г. Местные должностные лица были обязаны разыскивать бродяг и нищих и заключать в тюрьму в колодках в первый раз - на шесть суток и содержать их на хлебе и воде. Акт 1530 г. устанавливал для нищих наказание плетьми и тюремное заключение, а акт 1536 г. требовал, чтобы работоспособных бродяг в рыночный день везли через весь город, бичуя до крови, а затем брали с них клятву, что они вернутся на родину и начнут работать. В случае вторичной поимки «закоренелых бродяг» вновь подвергали бичеванию и отрезали половину уха, а в третий раз - предавали смертной казни. О размерах репрессий свидетельствует тот факт, что только в правлении Генриха VIII (1509 - 1547 гг.) «было казнено 72000 крупных и мелких воров», как говорится в одной из хроник.

    В 1547 г. появляется новый закон. Бродяга отдавался на время в рабство тому, кто донесет о нем властям. Хозяин имел право наказать его, продать, завещать по наследству. Если такой раб пытался скрыться, то его осуждали на пожизненное рабство и клеймили, а за третий побег - казнили как государственного преступника. Причем, далее в статуте 1547 г. говорится, что, если бедняк что-либо заработает или получит по наследству, его следует освободить. Значит, статут откровенно признавал, что единственное преступление этих людей - бедность.

    Наибольшее число подобных законов было издано при Елизавете Тюдор (1558 - 1603гг.). Акты 1576 г., 1597 г. и др. предусматривали для упорных нищих такие наказания как бичевание кнутом, клеймение, содержание в тюрьме, работном доме, отправку на галеры, смертную казнь. «Деревенское население, - писал К. Маркс, - насильственно лишенное земли, изгнанное и превращенное в бродяг, старались приучить, опираясь на эти чудовищно террористические законы к дисциплине наемного труда поркой, клеймами, пытками». Эти кровавые законы должны были предотвратить опасность восстаний со стороны экспроприированных, подчинить массу бывших крестьян и ремесленников режиму наемного труда. Как говорил К. Маркс: «Отцы теперешнего рабочего класса были, прежде всего, подвергнуты наказанию за то, что их насильственно превратили в бродяг и пауперов». 
    46 вопрос:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта