шпаргалка. 1 вопрос Государственный строй
Скачать 158.45 Kb.
|
Источники права Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обычай, в том числе и судебный. Весьма рано появляется и другой источник права - закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных прецедентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе1. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Однако составленные Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения. Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь оканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывал 282 статьи2. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст.ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме Сельскохозяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке. Законы Хаммурапи в отличие от большинства восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элементов. По своему назначению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные представления о справедливости. Законы содержат пережитки родового строя, что выражается в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. 10 вопрос: ВЕЩНОЕ ПРАВО В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошло много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. а) Государственные земли принадлежали дворцу. Со временем, традиционной становится практика раздачи царско-храмовых земель (которые, по некоторым подсчетам, составляли до 30-40 % пашни): 1) в виде наделов (иногда с жителями, домом и инвентарем), предоставляемых царским людям первой категории как вознаграждение за службу; 2) и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну. При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обрабатывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве арендаторов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники. Имущество, предоставляемое воинам, называлось «ИЛКУ» и было изъято из оборота. На основании ст. 40 Кодекса Хаммурапи можно заключить, что имущество, выделяемое другим должностным лицам не предполагало подобных ограничений: его можно было продавать, при условии, что покупатель принимает на себя несение необходимых повинностей. б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями данной местности - «соседями» во временное пользование по жребию. в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы. Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый призывал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он предавался смерти как клеветник. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО Обязательственное право знает: а) договорные обязательства и б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, высушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую табличку. Законы Хаммурапи предусматривали следующие виды договоров: Купля-продажа и мена: все сделки осуществлялись за наличный расчет. Однако допускалась продажа в кредит (с рассрочкой платежа). В отношении раба предусматривалась гарантия сроком на 1 месяц (ст. 278). Продажа ценных вещей осуществлялась при свидетелях. Посредством договора купли-продажи осуществлялось оформление усыновления детей. Продажа имущества, изъятого из оборота, признавалась недействительной. Купля-продажа, совершенная с рабом (без согласия его хозяина), наказывалась лишением жизни покупателя. Имущественный наем (аренда построек, земли, судов, жилищ, ослов, повозок, рабов). Плата за арендованное поле равнялось обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи Уг урожая, арендодатель обязывался участвовать в обработке участка. Аренда была краткосрочной (1 год или 2 года). На более длительные сроки сдавалась неосвоенная земля. Личный наем. Договор найма свободного гражданина составлялся как договор найма раба. Наниматель нанимал работника у него самого, как у владельца раба. Нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Закон определял порядок оплаты их труда и ответственность за результаты труда. Законом были установлены тарифы оплаты. Заем был урегулирован достаточно подробно, поскольку процветало ростовщичество. В этом вопросе характерной чертой законодательства Хаммурапи является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы уничтожили пожизненную долговую кабалу и установили 3-летний срок для любого долга. Были ограничены и проценты, взимаемые кредитором: для денег - 20 % годовых; для зерна - 33% годовых и 1/3. Установлена ответственность кредитора за смерть должника вследствие плохого с ним обращения. Поклажа, т.е. хранение вещей, скота, зерна. Договор поклажи заключался устно, но при обязательном присутствии свидетелей из соседей договаривающихся сторон. Сделка была безвозмездной, но со строгой ответственностью сторон за любой обман. Поручение рассматривалось как особая разновидность поклажи. Договор товарищества заключался между свободными гражданами для различных целей (совместного предоставления займа, совместной покупки животного, корабля, иной совместной деятельности). Прибыли и убытки распределялись между товарищами поровну. Договор тамкара и шамаллума. Тамкар - «денежный человек» в Вавилоне, а шамаллум - своего рода, торговый агент. Это особая разновидность договоров, несущая в себе черты займа и комиссионного договора. Законы устанавливают и специальную ответственность по нему (ст.ст. 100- 107). Пожалование имущества илку. Как. отмечалось выше, воину за службу (и с целью связать воина обязательствами перед царем) предоставлялось имущество илку, изъятое из торгового оборота. Оно сохранялось за обладателем даже в случае плена или долгого отсутствия. Однако если владелец сам бросил надел и по своей воле отсутствовал и не обрабатывал землю более 3 лет, он не мог претендовать на возвращение илку. Закон строго обязывал владельцев выполнять главное условие владения - несение службы: если воин отказывался идти в поход, его ожидала казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наемного человека, то сам воин подлежал смерти, а имущество переходило наемнику. В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну при условии несения военной службы. Если сын еще не достиг соответствующего возраста, 1/3 участка передавалась матери для его воспитания, а оставшиеся 2/3 - другому воину. В случае благополучного возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину. Воинов - владельцев илку защищали законы от произвола низших военачальников, которых ждала смерть за попытку присвоить надел или подарок царя. Обязательства из причинения вреда. Необходимо указать и на то, что законы Хаммурапи знали обязательства из причинения вреда. Причинение вреда имуществу или здоровью другого лица влекло обязанность возместить причиненный вред. Ответственность несет и тот, кто причинит смерть чужому рабу (надо отдать раба за убитого). Корабельщик обязан возместить стоимость корабля и имущества, вверенного ему для перевозки. Установлена ответственность за ущерб вследствие небрежного отношения к чужому ирригационному сооружению, за выпас скота в чужом поле, столкновения судов (кораблей) (отвечал плавающий вверх по реке), за ненадлежащее исполнение обязательства. 11 вопрос: СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Брак был действительным только при заключении письменного договора (ст. 128), который подписывался между будущим мужем и отцом невесты. Жених отдавал тестю выкупную плату за невесту - «гирхатум» и свадебный подарок семье невесты - «библум». Отец давал за дочерью приданое - «шерикту», которое своими размерами превосходило, обычно, выкупную плату. Однако выкупная плата не была обязательным элементом брачного договора, В случае отказа жениха от брака, он терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты. Отец невесты, в свою очередь, в случае отказа, выдать ее замуж, должен был вернуть все полученное в двойном размере (ст. 160). Признавался допустимым брак свободного с рабыней, а также брак свободной женщины с рабом дворца или рабом, принадлежавшим мушкену- му. Дети, рожденные от таких союзов, считались свободными. Замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа с детьми, заключать сделки, заниматься ремеслом, ростовщичеством. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Муж, помимо жены, мог содержать наложниц, в то время как жене, за супружескую неверность, грозило утопление в реке. В целом, Законы Хаммурапи ратуют за моногамию, упоминая лишь одно исключение (ст. 148): если жена заболела проказой, муж не мог с ней развестись, будучи обязанным заботиться о ней; однако ему разрешалось привести в дом еще одну жену. Развод для мужа возможен был в любое время, а для жены - лишь в особых случаях, например, когда жена больна и муж берет в дом наложницу (Кроме того, если жена, в течение определенного времени так и не произвела потомство, она должна была сама выбрать мужу наложницу, для того, чтобы та родила ее мужу детей. Если жена пренебрегала этой возможностью, муж мог самостоятельно выбрать себе наложницу). Муж мог отдать жену в кабалу в качестве оплаты своих личных внебрачных долгов, если жена не оградила себя от этого по брачному договору (ст. 151). За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга и муж может отдать в кабалу, как жену, так и детей. Отец имел власть и над детьми: по судебному решению, производилось отрезание языка за злословие в адрес родителей. Закон несколько ограничивал эту власть: так, отец не имел права лишить наследства сына, если только тот не совершил преступления. Вдова, имеющая малолетних детей, не имела права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи проводили опись имущества, оставшегося после первого брака и назначали опекуна. Ни вдова, ни ее второй муж не имели права продавать что-либо из этого имущества, предназначенного детям. Дети от рабыни после смерти супруга становились свободными, как и их мать. Если отец при жизни признавал их своими детьми, то они получали часть имущества наравне с законными детьми.Наследование по завещанию в вавилонском праве уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Сыновья и дочери наследовали поровну, а если детей не было, то братья умершего или братья его отца. Если жена умерла бездетной, то ее приданое возвращалось ее отцу. Если умирал муж, жена получала свое приданое, подарки мужа и продолжала жить в его доме. Если муж не делал ей подарков, она получала равную с детьми долю наследства. Имущество, по общему правилу, отписывалось детям, а не супруге. 12 вопрос: УГОЛОВНОЕ ПРАВО Как и другие восточные кодификации, законы Хаммурапи не дают общего определения преступления и перечня преступных деяний: они носят казуальный характер. Ничего не говорится в законах о религиозных и государственных преступлениях, по восточному обычаю всегда караемых смертью. В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она компенсировалась в одних случаях (физическими) наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других - денежным возмещением, которое выплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Вместе с тем, закон сохраняет немало пережитков первобытных отношений: а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст.ст. 23, 24); б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст.ст. 116, 210, 230); в) изгнание преступника из данной местности или «из дома»; г) сохранение в ряде случаев принципа талиона «равным за равное» (ст.ст. 196, 197); д) заодно и то же преступление авилуму, мушкенуму и рабу назначались различные наказания. Таким образом, уголовное право носило ярко выраженный сословный характер. Можно выделить следующие категории преступлений: Преступления против личности. Даже нечаянное убийство влекло наказание в виде смертной казни виновного. Убийство мужа женою предполагало посажение виновной на кол. Похищение малолетних детей каралось смертной казнью (ст. 14). Преступления против правосудия: а) должностное преступление судьи (изменившего приговор, получившего взятку) каралось штрафом в 12- кратном размере от стоимости иска и лишением должности без права замещения ее в будущем; б) ложное обвинение, лжесвидетельство карались смертной казнью (если подобное наказание грозило обвиненному по навету) (ст.З). Халатное и некачественное исполнение работы. Законы устанавливают суровую профессиональную ответственность: например, если построенный строителем дом рухнул и убил домовладельца - строитель подлежал казни (если же построенный строителем дом рухнул и убил сына домовладельца - должно было убить сына строителя - принцип «зеркального» талиона). За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали руку. Преступления против собственности: по Законам Хаммурапи к ним следует относить кражу скота, рабов. Как преступные действия определялись укрывательство рабов, снятие с них клейма. Законы отличают кражу от грабежа, считавшегося более тяжким преступлением. Все имущественные правонарушения карались очень сурово: наказанием были смертная казнь либо членовредительство или огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который, в состоянии был не каждый. В случае неуплаты штрафа, должника казнили. Кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); кража домашних животных предполагала возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертную казнь); кража со взломом стены каралась закапыванием вора у стены); при краже во время пожара виновного бросали в огонь. Среди преступлений против семьи законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (связь матери и сына каралась сожжением обоих (ст. 157)). Названы преступлениями деяния, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший отца, лишался руки). За нарушение супружеской верности, женщину и ее соучастника связывали и бросали в воду, но муж мог простить жену, тогда ее соучастник тоже освобождался от наказания (ст. 129). Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: 1) смертная казнь (более чем в 30 случаях) в различных вариациях (сожжение, утопление, посажение на кол); 2) членовредительские наказания (применялся и символический талион: повреждение того органа, при помощи которого было совершено преступление); 3) телесные наказания (удары плетью); 4) наложение знака бесчестья; 5) изгнание из родной местности или дома; 6) денежные взыскания; 7) увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем. В отличие от других изучаемых древневосточных государств, принцип талиона применялся в Древнем Вавилоне в трех видах: прямой (убийство влекло смертную казнь, повреждение какой-либо части тела наказывалось причинением виновному такого же увечья), символический (наказание виновного органа (см. выше)) и зеркальный (особый вид талиона, упоминаемый в ст. 230). 13 вопрос: |