шпаргалка. 1 вопрос Государственный строй
Скачать 158.45 Kb.
|
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не отделялась от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей считался царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел, Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы. Судебные функции находились также в руках «наместника» и «ра- бианума» - председателей судебных коллегий. В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе. В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю. Жрецы участвовали в процессе, с целью приведения сторон к клятве и засвидетельствования ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы. Процессуальное производство было одинаково как по гражданским, так и по уголовным делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. Доказательствами служили: клятва, показания свидетелей, письменные акты, ордалий (законы упоминают испытания водой). К ордалию прибегали в случаях обвинения кого-либо (не взятого с поличным) в чародействе или в прелюбодеянии. Нормы процессуального права требовали от судьи лично исследовать дело. Судья не имел права изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере от суммы иска и лишался своего места без права судить в дальнейшем. Судебные протоколы писались на глиняной плитке и содержали: имена сторон, показания свидетелей и сторон, их клятвы, суть приговора. Для укрепления силы и значимости судебного решения, на стороны обычно возлагали обязанность не возобновлять дело вторично под угрозой большого штрафа. 14 вопрос: Государственный строй Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения. В конце 3-го тысячелетия до н.э. с северо- запада на территорию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию. Основными периодами в истории государства и права Древней Индии можно считать: 1) Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства (2-я половина II тысячелетия до н.э.)', 2) Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда {II тысячелетие до н.э. — IV в. до н.э.); 3) Централизованное государство Маурьев(IV-IIIвв. до н.э.); 4) Кризис и феодализация государства (IIIв. до н.э. - IVв. н.э.). На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т.е. 4-х сборников Вед религиозного содержания, свидетельствует о том, что они делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они являлись военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции. В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства: финансовое ведомство, военное ведомство, ведомство общественных работ. Царь. В соответствии с учением брахманов - государственная власть имеет божественное значение. В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте. Центральный аппарат возглавляли 7 или 8 министров, назначаемых царем. При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение. Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями. Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота. Ведомство общественных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.Местное управление. Во главе каждого селения стоял староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1 ООО селений - тысяцкий. Они выполняли функции: а) сохранение общественного порядка; б) борьба с преступлениями. Во главе города стоял главный управляющий всеми делами, городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: ремесленно-промышленным производством, учетом населения города, регулированием торговли и порядком на торговых местах, торговлей текстильными изделиями, торговлей с иностранцами, сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части). 15 вопрос: Общественный строй Наиболее яркой чертой индийского общества является система варн, определяющая своеобразный и неповторимый характер общественных и государственных отношений Древней и даже отчасти современной Индии. Историческое их развитие таково. С разложением первобытного общества и развитием имущественного и неимущественного неравенства возникают сословия особого рода - варны. Они появляются еще в доклассовом обществе и получают закрепление и сакрализацию (освящение) в системе социальных отношений. Постепенно все прежде равноправные индивиды стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени варны становятся все более замкнутыми и наследственными. Утверждается строгая эндогамность (заключение брака только между представителями одной варны), определенная наследственно профессия, поклонение одним богам. Таким образом, со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. Принадлежность к той или иной варне обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству. Изначально существовало 4 варны: брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, ремесленники и торговцы и шудры - слуги. Согласно легенде о происхождении варн, брахманы произошли из уст Брамы, воины-кшатрии из его рук, промышленное сословие - вайшьи - из его бедер, батраки-шудры из ступней. В Индии, таким образом, не существовало различия конкретных людей, индивидов, но имелось лишь различие масс, которое простиралось не только на религиозное сознание, но и на политико- правовую сферу. Первым сословием оказывается то, при посредстве которого проявляется божественное - брахманы. Второе сословие является выразителем субъективной воли и храбрости - ведь сила должна проявляться, дабы заставить целое (государство) существовать и поддерживать свое существование в борьбе против других государств. Это сословие воинов и правителей - кшатриев, хотя и брахманы часто становились правителями (раджами). Вначале, варны не должны были смешиваться друг с другом, и такие браки были недопустимы. Однако поздний историк Арриан насчитывал уже 7 каст, а в Новое Время существовало уже более 30 каст, возникших, очевидно, в результате смешанных браков представителей разных варн. Это являлось неизбежным результатом многоженства. Высшей из смешанных каст являлась та, чьи представители произошли от брахманов и женщин- кшатриев; низшей являлись неприкасаемые - чандалы, которые занимались уборкой города, казнили преступников, вообще, выполняли самую грязную работу. Эта каста должна была жить уединенно и не вступать в общение с другими; к ней относились с отвращением. При встрече с представителями высших каст чандалы должны отойти в сторону, и всякому брахману разрешалось заколоть не уступившего дорогу. У каждой касты имелись свои особые обязанности и права: обязанности й права оказываются не императивами для человека вообще, а образом жизни особой отдельной касты. Так, храбрость не есть добродетель вообще, но для индусов лишь добродетель кшатриев. Нет права вообще, есть отдельное право каждой касты. Так, занятия брахманов состояли, главным образом, в чтении Вед - только они имели право читать их, и если шудра читал или слушал Веды, ему влили бы в уши горячее масло. Брахманы должны были соблюдать бесчисленное количество предписаний, и законы Ману трактуют эти предписания как существеннейшую часть права. Если брахман или член другой касты нарушал вышеупомянутые законы и предписания: дхарму своей касты, то он исключался из касты и, чтобы быть вновь принятым в нее, должен был «проткнуть крюк себе через бедро и дать несколько раз покачать себя на нем в воздухе». Применялись и другие формы восстановления в правах. Итак, главное, что следует отметить: социально-правовая политика в Древней Индии была основана на религиозных представлениях, в соответствии с которыми проводилась общественное разделение и даже особая политика обеспечения социальной стабильности - дхарма, правила благочестия, которым должны следовать подданные, стойким в следовании дхарме обещались милость раджи и благоволение небес. В указах царей из династии Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, для их соблюдения назначались особые смотрители - махатмы, которые должны были согласовывать интересы власти с религиозной традицией. Что касается рабства, то рабский труд не играл значительной роли в решающих областях экономики Индии и в праве государства отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов, поскольку варны (касты) заслоняли собой классы. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола господина по отношению к рабу: запрещалось продавать детей-рабов без родителей, при использовании труда раба следовало учитывать его кастовую принадлежность. Индийские рабы могли иметь право собственности на подарки, право наследования, имели семьи, сохраняли родственные и кастовые связи. Отличием раба от свободного являлось отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, находящейся в собственности другого. Тем не менее, особенностью индийского рабства является его неразвитость. 16 вопрос: Источники права Древней Индии В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в тех нормах, которые по своему характеру являлись скорее этическими, чем правовыми и несли ярко выраженную религиозную нагрузку. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману - мифический бог). Время составления источника неизвестно точно, но его происхождение предполагается в рамках II в. до нз.-Н в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и X (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману - закрепление существующего варново- го устройства - здесь описывается происхождение варн, определяются назначение и привилегии высших варн. Кроме кодекса законов Ману, важным источником древнеиндийского права являются политэкономические и юридические трактаты. Наиболее важен из них Артхашастра; помимо изложенного, он содержит разделы по гражданскому и уголовному праву, а также судебному процессу. 17 вопрос: ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают 7 законных способов приобретения права собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ростовщичество, исполнение работ, получение подарков от добродетельных людей. Существовала градация этих возможностей по варнам: первые 3 способа были равно возможны для всех, 4-ый только для воинов, 5-ый и 6-ой способы лишь для вайшиев, а седьмой только для брахманов. Древней Индии известна и приобретательная давность -10 лет. При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении владения владелец превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Если в течение 10 лет собственник не истребовал вещь от добросовестного владельца, он терял на нее право собственности. За незаконное присвоение чужой собственности на вора возлагали большой штраф, присвоившего чужую землю также объявляли вором. Запрещалось вмешиваться в дела собственника. Только собственник мог решать вопросы распоряжения своей землей, которую мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы охраняют и движимое имущество, из которого наиболее значимым признавались: рабы, скот, инвентарь. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕНОЕ ПРАВО Обязательственные отношения весьма тщательно разработаны в законах Ману, в основном в них говорится об обязательствах из договоров, но известны и обязательства из причинения вреда. О форме заключения договоров ничего не сказано: видимо, они заключались устно при свидетелях. Система обязательств: А. Из договорных отношений: Купля-продажа. Договор считался действительным при совершении его при свидетелях и если в качестве продавца выступал собственник вещи. При покупке у не собственника требовалось представить свидетелей или отвечать за сделку как за уголовное преступление. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать вещи и товар плохого качества, с недостачей по весу. В течение 10 дней со дня совершения договора сделку можно было расторгнуть без каких-либо видимых причин. Особенность этого договора в Индии состоит в том, что торговля рассматривалась как недостойное занятие, недопустимое для высших каст. Заем также получил широкое распространение. Предметом договора обычно выступали деньги, продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила личность должника и членов его семьи. Если должник не мог выплатить долг, он должен был отработать, но отрабатывающие долг нигде не назывались рабами: более того, продажа в рабство свободных людей в рабство в Артхашастре расценивалась как уголовное преступление. Кредитор из низшей касты не мог заставить должника высшей касты отрабатывать долг. Более того, если для воина законный процент при получении денег в долг составлял 3%, для вайшьи - 4%, для шудры - 5%, то для брахмана процент не мог никогда превышать 2. Сам же брахман не мог давать деньги под проценты, его дхарма не позволяла совершить такие действия. Личный наем. Законы уделяют значительное внимание этому договору, поскольку в эпоху Маурьев широко применялся труд наемных рабочих. По своей варновой принадлежности они, как правило, относились к шудрам, и условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора шудрой влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, а затем выздоровевший вернулся к работе, он мог получить жалованье даже спустя некоторое время. Упоминается в законах договор дарения. Поклажа, как хранение разнообразных вещей, осуществлялась безвозмездно. Тот, кто присваивал чужое имущество, подвергался испытанию и наказывался. Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договоры заключенные пьяным или безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком или глубоким стариком, или не уполномоченным лицом (ЗМ, Гл. VIII ст. 163), заключенные вопреки закону или установленному обычаю (ЗМ, Гл. VIII ст. 164), заключенные путем обмана (ЗМ, Гл. VIII ст. 165), заключенные путем принуждения (ЗМ, Гл. VIII ст. 168). Устанавливалось, что сделка расторгается тем же образом, что и заключается. Б. Законы Ману знали и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывалось: порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу (отвечал не только возница, но и хозяин повозки). Виновный в причинении вреда должен был возместить причиненный ущерб и заплатить штраф. 18 вопрос: СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья, где безусловным главой являлся муж. Женщина полностью зависела от супруга и сыновей. Существовало несколько форм брака, из которых некоторые считались более почетными и законными. Наиболее распространен был брак, представляющий собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, становящуюся его собственностью. Правовое положение женщины зависело от формы брака, но в любом случае она не была полностью правоспособна. Законы Ману определяют положение женщины таким образом, что в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы прямо требуют от жены почитать мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Муж имел полную власть над женой, но был и обязан заботиться о ней, беречь ее и защищать. Хотя законы Ману как высшую дхарму между женой и мужем провозглашают «взаимную верность до гроба», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Развод допускался в случаях: бесплодия супругов, прелюбодеяния, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обращения (доказательством считались знаки раскаленного железа на теле супруга). Жена не могла покинуть семью, даже если муж продал ее или оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену женщина подвергалась самым жестоким карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна принадлежать к той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешался брак с женщиной из более низкой варны, но женщина более высшей варны вступить в брак с представителем низшей не могла. Мужчина мог вступать в брак с 24 лет, а женщина - с 8. Неограниченной была и власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семейства. После смерти отца имущество либо делилось поровну между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли наследства на приданое. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына. Зачатки завещательного права можно обнаружить в гл.IX ЗМ, ст.27, где описывается способ решения проблемы отсутствия наследников мужского пола. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына. Однако основной формой наследования оставалось наследование по закону. 19 вопрос: УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ Уголовное право, представленное в законах Ману, отличается, с одной стороны, достаточно высоким для своего времени уровнем развития (законы знают формы вины, рецидив, соучастие, различие ответственности виновного в зависимости от принадлежности к определенной варне); с другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности всей общины за преступление, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник. Среди преступлений по законам Ману на первом месте стояли государственные. К ним относились служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Полного перечня их законы не дают. Среди имущественных преступлений законы Ману большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Законы четко разграничивают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершенного в присутствии потерпевшего и с применением к нему насилия. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он пойман на месте преступления или нет, совершена ли кража днем или ночью. Пойманного на месте с воровским инструментом в руках, следовало казнить не колеблясь; ночных воров сажали на кол, отрубив обе руки. При первой краже вору отрезали 2 пальца, при второй - руку и ноги, при третьей - казнили. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он украл сам. Преступления против личности. Законы Ману осуждают всякое насилие над личностью и считали насильника худшим негодяем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились убийство, телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Однако убийство, совершенное при защите себя, жертвенных даров, женщин и брахманов не наказывалось (необходимая оборона). Семейные преступления. Довольно много статей законов направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровые наказания за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Даже беседа с замужней женщиной преследовалась штрафом. Неверную жену затравливали собаками на многолюдном месте. Мужчину, вступившего с ней в связь, ждала мучительная смерть на раскаленной кровати. За связь шудры с женщиной из высших каст ему полагалась смертная казнь или телесное повреждение, в зависимости от того, охраняется или нет эта женщина законом.. Преступления против чести и достоинства. Честь высших варн охранялась высокими штрафами. Осуждалось злословие в отношении жены, матери, отца, брата. Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Вместе с тем при определении наказания законы Ману ярко проявляют кастовую сущность индийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахманов она заменялась бритьем головы и изгнанием) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); изгнание; тюремное заключение и другие наказания. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. 20 вопрос: ПРОЦЕСС В Индии не существовало различия в производстве по гражданским и уголовным делам. Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть принадлежала царю с брахманами. Процесс носил состязательный характер, и разбирательство дела начиналось по заявлению истца или потерпевшего. Законы называют поводы к рассмотрению исков: неуплата долга, заклад, продажу чужого, соучастие в объединении, невозврат данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения и т.д. Всего 18 поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания, самым ценным доказательством считалось свидетельство брахмана, далее - следуя порядку каст. Лжесвидетельство, не сообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей применялись различные виды ордалий - весами (взвешивали 2 раза, если второй раз субъект весил меньше - он невиновен); огнем (давали обвиняемому в руку раскаленный предмет, при отсутствии ожога он считался невиновным); водой, ядом. Клятвы имели для суда большое значение, и если с поклявшимся происходили неприятности, это считалось неопровержимым доказательством его вины. 21 вопрос: Государственный строй Основными древнееврейскими институтами власти являлись царь, Сангедрин, Народное собрание и первосвященник. Статус царя в политико-правовых представлениях древних иудеев весьма необычен и не слишком типичен для стран Древнего Востока, именуемых зачастую «государствами восточной деспотии»: 1) истинный предводитель народа избирается с благословения свыше (так обстояло дело, например, с Моше (Моисеем), с царем Давидом (видимо, именно поэтому Машиах (Мессия) должен быть потомком именно Давида); 2) предписывалось верховенство Божественного Закона над волей правителя; 3) власть царя не является абсолютной. Источник полномочий царя - Божественная Воля, выраженная в Письменном и Устном Учении (Письменная и Устная Тора). Таким образом, царская власть ограничивается, с одной стороны, Торой, которая выступает своеобразной Конституцией иудейского народа, Законом, перед которым все равны. С другой стороны, ограничителем царских полномочий являлись судьи и Сангедрин. Помимо указанных институтов, существовал и фактор народовластия в различных его проявлениях (например, т.н. «народное вето»). Книга «Дварим» (Второзаконие), 17:15 ограничивает круг возможных кандидатов на должность царя: «...из среды братьев твоих поставь над собою царя, не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе». У царя обширные полномочия в области правотворчества, исполнительной власти. Полномочия эти касаются не только налогового обложения и вопросов экономики, связанных с интересами государства (например, мобилизацией людей, скота и другого имущества для военных целей и нужд государства или потребностей царского двора), но и уголовного права. Сангедрин. Сангедрин проводил свои заседания в Иерусалимском Храме, на Храмовой горе. Лица, входившие в Сангедрин (71 судья), являлись величайшими мудрецами, которые решали важнейшие вопросы жизни еврейского народа. Сангедрин существовал в 2-ух состояниях, одновременно являясь и Высшим судом правосудия и Верховным Судом. Компетенция Верховного Суда: толкование Торы на основании принципов, полученных по традиции; введение постановлений, отвечающих нуждам времени и поколения; избрание царя; объявление войны (завоевательной); осуществление «конституционного» контроля за деятельностью должностных лиц, включая царя, и издаваемыми ими нормативными актами; только Верховный Суд вправе определять и изменять точные границы города Иерусалима и Двора Храма. Органы местного управления и их правовое положение. Первосвященник - «глава местного самоуправления». Первосвященники занимали свой пост пожизненно, и этот обычай не был нарушен вплоть до правления Антиоха Епифана. Должность первосвященника была наследственной: она переходила от отца к старшему сыну. Первосвященник являлся не только религиозным, но и политическим лидером еврейского народа. В его ведении находилось управление работой Храма, надзор за проведением богослужения, забота о городе в целом, в том числе о его водоснабжении и состоянии его укреплений. Первосвященник являлся председателем совета старейшин и представлял интересы народа перед царскими властями (эллинистический период). Эта функция даже подразумевала взимание налогов, предназначавшихся для царской казны Птолемеев, а затем Селевкидов. Совет старейшин. Он состоял из представителей высших слоев еврейского общества (прообраз «герусии» - важнейшего общественного учреждения эллинистической эпохи). Его членами являлись священнослужители и главы семейств (старейшины) Иудеи. Одной из официальных функций совета было поддержание связей с властями. Народное собрание, представляло интересы жителей страны и созывалось в Иерусалиме для решения вопросов первостепенной государственной важности. Этот орган действовал не на постоянной основе и его деятельность никаким законом не регулировалась, Оно созывалось по инициативе религиозно-политического руководства города тогда, когда, по его мнению, положение дел того требовало. Начало этому органу было положено в персидскую эпоху, во времена Ездры и Неемии. 22 вопрос: Общественный строй Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населения производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В классификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, воспринятая впоследствии мусульманским обществом периода Арабского Халифата. В ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными считались люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также потомки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому' обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники (Шемот (Исх.) 12: 38, 48-49), да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, получали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры- колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все религиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюдение 7 заповедей сыновей Ноя; повиноваться указам царя и Постановлениям правительства, не богохульствовать, не ИДОЛОПОКЛонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кровавого» (сырого) мяса (трактат «Сангедрин», 56, б). Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упоминаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен - колено Леви - после завоевания Ханаана и при создании государства, не участвовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить все свое время изучению Закона. Так происходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним уготована работа «земная», другим - духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жрецам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и развивавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудейского права. Тем не менее, в отличие от своих древнеримских «коллег», когены обязаны были доносить суть Учения и его законов до народа, разъясняя Тору. Таким образом, можно говорить и о гласности иудейского права. Несвободное население. Не следует забывать, что в те времена рабовладение было повсеместно распространенным явлением. Более того, даже через две тысячи лет после дарования Торы, люди во всем мире еще не представляли себе общества без института рабства. Рабы у евреев были, преимущественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: судебный приговор (за преступления) и долги. Рабство иноземца формально считалось вечным. Тем не менее, его положение не было слишком тяжелым. Благодаря гуманному отношению евреев к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Более того, история не знает ни одного восстания рабов, подобного тем, что случались у греков и римлян. Пятикнижие дает основание полагать, что за рабом закреплялось право на защиту жизни и здоровья. Если хозяин убивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За причинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин лишался своих прав по отношению к данному рабу. Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов- единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства. Такой раб освобождался на седьмой год, приобретая статус «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем в этом случае господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность освобождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольноотпущенник возвращался в свой род к своей родовой собственности, полностью восстанавливая свое прежнее социальное положение. Кроме того, раб- еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался, на личном уровне, свободным человеком. Он, в частности, мог владеть личным имуществом и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент. 23 вопрос: Источники древнеиудейского права История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета, в оригинале именуемого «ТаНаХ»1. Можно считать установленным фактом, что древнейшие тексты ТаНаХа относятся к XIII-XII в.в. до н.э., а самые поздние - ко II веку до н.э. Согласно мнению еврейских правоведов, силой закона обладают только первые пять книг ТаНаХа - Письменная Тора (Пятикнижие Моисеево): Бытие (Берейшит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В Пятикнижии, в свою очередь, ученые находят сочетание нескольких сводов законов: Десять заповедей (Декалог) (которые повторяются дважды), Книга Договора (заключенного между Всевышним и народом), Кодекс Святости (включая правила ритуала и быта), Второзаконие (один из наиболее поздних кодексов; свиток с текстом Второзакония был найден при раскопках примерно в 622 г. до н.э.). Имеются также установления, не входящие в эти своды. Эти кодексы религиозных, этических, гражданских и уголовных предписаний охватывают все сферы жизни человека: диетологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение армии и земельное законодательство, отношения между народом и политическими вождями и т.д. Однако исторической и принципиальной основой всего еврейского права считаются так называемые 10 заповедей (ДЕКАЛОГ), которые являются «выжимкой» из 613 заповедей, содержащихся в Торе. Заповеди можно условно разделить на 3 группы предписаний: 1) главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство; 2) постановления религиозно-бытового характера, требования к образу жизни: соблюдение выходного, субботнего дня, почитание родителей. Используемое в историко-правовой науке понятие «ТОРА» включает не только Тору Письменную, но и Устную Тору. По преданию, Тора (обе ее части), полученная Моисеем на горе Синай, предшествовала сотворению мира (Талмуд сравнивает ее с чертежом, в который смотрит архитектор, когда возводит здание), и потому остается актуальной до конца времен, до завершения мира. Устная Тора содержит толкования, помогающие понять суть заповедей Письменного Учения. В течение длительного времени она существовала исключительно в устной форме. Лишь в относительно более поздние времена она было записана и, в конечном итоге, была оформлена в Талмудах: Иерусалимском (399г.) и Вавилонском (499г.). К началу I века н.э. у евреев возникают различные юридические школы и доктрины. Среди наиболее известных, упоминают противостояние школ Шаммая и Гиллеля. Направление, связанное с именем раввина Шам- мая, отстаивало позиции «старого права», точного следования букве старых законов, тогда как последователи раввина Гиллеля, председателя Сангедрина в I в. н.э., ставили на первое место идею правовой справедливости. Во II веке раввин Йегуда Га-Наси предпринял первую попытку кодификации Устной Торы, опираясь на предшествующие «устные кодификации». Сборник получил название «мишна». В силу того, что это был первый опыт систематизации Устного Учения, со временем, выявилось много пробелов, и возникла необходимость в их восполнении. В результате, в иудейских общинах на территории Вавилонии и Иудеи составляются особые своды нововведений к праву под названием гемара («Восполнение»), посвященные, главным образом, семейным и имущественным отношениям. Позднее, из мишны и гемары возникают талмуды (Вавилонский и Иерусалимский, упомянутые выше). Наиболее авторитетным считался Вавилонский Талмуд, изданный через 100 лет после Иерусалимского, что позволило включить в него более полный спектр норм, регулировавших возникшие общественные отношения. С падением еврейской государственности иудейское право не прекратило своего существования. До начала V века римляне, завоевавшие Иудею, разрешали применение там древнего права и деятельность собственной юстиции Сангедрина. В средневековой еврейской культуре продолжилась работа по толкованию и комментированию сборников древнееврейского права. Развитие средневекового иудейского права было связано с именем Рамбама (раввин Моше бен Маймон, Маймонид (1135-1204)), крупнейшего кодификатора Галахи, автора галахического кодекса «Мишнэ Тора» и философского труда «Морэ невухим». В настоящее время основная часть Устного Учения записана в книгах, которые, по своему содержанию делятся на: галахическую литературу (от слова «галахот» - «законы и правила поведения»), т.е. собственно юридическую и аггадическую литературу (от слова «аггада» - «сказание», «легенда»), 24 вопрос: СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Заключение брака у евреев в древнейшие времена не сопровождалось формальностями и особыми религиозными церемониями. Клятвенное обещание вступающих в брак являлось единственным обеспечением нерушимости союза. Впоследствии при совершении обряда бракосочетания вошло в традицию составлять письменный договор под названием «К'ГУБА», в котором, помимо прочего, устанавливался размер денежной выплаты жене на случай прекращения брака. Согласно традиции, мужчины могли вступать в брак, начиная с 13 лет. Моисей установил также ограничения на браки с иноземцами и с близкими родственниками. Исключением из второго ограничения является закон, предписывающий младшему (или среднему) брату жениться на вдове старшего брата, умершего бездетным. Этот союз носит название левиратного брака. Первенец, родившийся от такого брака, получал имя умершего, считался его сыном и продолжал его генеалогическую линию. Уклонение от левиратного брака влекло за собой обряд публичного бесчестия: вдова, сняв башмаки, должна была публично плюнуть в лицо отказавшемуся деверю и дом его именовался отныне «домом разутого» (Дварим (Втор.) 25:5). Согласно Талмуду, во времена царей евреи, отправлявшиеся на войну, на всякий случай, чтобы, в случае гибели их на войне, братья не были обязаны жениться на их вдовах. При первом вступлении в брак девушка обязана была засвидетельствовать свою непорочность. Общественная мораль, отражавшаяся в нормах права, придавала исключительное значение сохранению девушкой своей невинности до вступления в брак. После первой брачной ночи должны были предъявляться для осмотра признаки девственности. Согласно книге «Дварим» ((Втор.) 22'Л3-2V), в случае, если муж обвинял новобрачную в недевственности, родители обвиненной приносили признаки ее непорочности к городским воротам, где дело разбирали и приговор выносили «старцы» (старейшины). Если обвинение оказывалось ложным, муж должен был заплатить отцу новобрачной штраф в размере 100 сиклей серебра. Если же признаки девственности отсутствовали, виновная подлежала смертной казни через побиение камнями; экзекуция производилась у дома ее отца. Положение мужа и жены в браке существенно отличалось. Если женщина обвинялась в нарушении супружеской верности, она подлежала ритуальному испытанию (Бемидбар (Числа) 5:12-31). Наказанием, в случае подтверждения обвинения (испытание «горькой водой»), явилось бы проклятие, грозившее виновной женщине бесплодием. В то же время древнееврейское обычное право допускало для мужчин некоторое «разнообразие» в виде многоженства (ради деторождения), хотя, идеалом все-таки считалась моногамия в браке. Многоженство у евреев было окончательно упразднено только в X в. н.э. Муж должен был давать жене пропитание, одевать ее состоять с ней в супружеской близости. Жена обязывалась в безусловной верности и подчинении мужу: все свои имущественные приобретения она должна была передавать ему. Развод признавался возможным по инициативе мужа и жены. Следует отметить, что законы развода необычайно суровы и необходимо было все тщательно обдумать, прежде чем прекратить предыдущий брак. Запрещалось возобновлять расторгнутый брак, если бывшая жена уже побывала замужем за другим мужчиной. Кроме того, если процедура развода не была надлежащим образом произведена, а женщина вышла замуж за другого, то все дети, рожденные после, будут иметь статус мамзера Рамбам в первой главе законов о разводе пишет, что женщина может быть разведена путем вручения ей разводного письма (ГЕТ), надлежащим образом оформленного. Женщина получает развод как с ее согласия и по ее желанию, так и против ее желания. Закон Торы не требует согласия женщины для действительности развода. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО. Наследственное право также подчинялось родовому началу. Хотя собственником всего имущества считался глава семьи, он не имел права на завещание (поскольку у иудеев в то время не получили развитие отношения частной собственности). Наследование осуществлялось по закону, с учетом права старшинства. Первородный сын занимал в семье особое положение, что объяснялось - с точки зрения самого общества - его божественной избранностью. В плане материальном привилегированное положение первородного сына выражалось в том, что он имел право на двойную долю наследства по праву первородства. Второзаконие гласит: «если будут 2 жены: любимая и нелюбимая, и первенец будет от нелюбимой, должен предпочесть он первенца и оставить ему вдвое больше из всего за право первородства». Наследниками имущества являлись и другие сыновья умершего, причем все они, кроме первородного, получали одинаковую долю; закон запрещал оказывать предпочтение кому-либо из сыновей. Дочь-наследница при отсутствии сыновей должна была выходить замуж за сородича, что призвано было гарантировать имущественную стабильность рода. При отсутствии сыновей и дочерей наследниками являлись братья умершего; при их отсутствии - братья отца умершего; при их отсутствии - ближайшие сородичи. Вдова имела право на возврат приданого и выделение специальной части прежнего имущества. Наследодатель не имел права нарушать признанный обычаем порядок наследования, ибо, как отмечалось выше, составление завещания вообще не предусматривалось. 25 вопрос: Государственный строй Афин в 5-4 вв. до н. э. Форма государства Афин в период наивысшего расцвета можно представить следующим образом: форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные); форма государственного устройства - полис (маленькое государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное); политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства в данный период являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (эклессия) - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее - 40 раз в год. Компетенция народного собрания: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны, решало вопрос об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20- летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие 6000 человек, т.е. примерно 1/5 всех полноправных, афинян. В совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. Компетенция Совета: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Совет направлял деятельность народного собрания, пользуясь правом предварительного обсуждения вопросов, поступавших на рассмотрение эклессии. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. гелиэя была высшим судебным органом государства, включавшим 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из числа граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Компетенция гелиэи. В качестве суда первой инстанции Гелиэя рассматривала дела о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц, а в качестве апелляционной инстанции - дела, рассмотренные другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей: выборность, срочность, возмездность, подотчетность, коллегиальность. Перед вступлением в должность все кандидаты подвергались особой проверке - докимасии. Главными должностными лицами в Афинах были: стратеги и архонты. 26 вопрос: Правовое положение различных групп населения В V в. до н.э. было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи отец и мать были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного реально управлять государством. Вместе с тем демократизация государственного устройства не устраняла социальных противоречий: развитие частной собственности привело к значительному имущественному расслоению. А) рабы. Число свободных было гораздо меньше числа рабов. Различались государственные рабы и рабы частных лиц. Рабский труд широко использовался в Афинах, составляя основу производительных сил общества. Рабы частник лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею. Иногда рабов переводили на оброк и тогда они могли открыть лавочку или мастерскую и получить некоторое подобие правоспособности для заключения юридических сделок. Практиковался и отпуск рабов на волю, тогда раб переводился в разряд метеков и ставился в особое положение зависимости от бывшего господина, становившегося его патроном (простатом). Он не имел права вступать в брак без разрешения простата, а если умирал бездетным, ему наследовал также бывший господин. Б) граждане. Полноправные афинские граждане (дети афинянина и афинянки) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов де- ма. Гражданское полноправие включало совокупность прав и обязанностей. Наиболее существенными правами были следующие: право на свободу и личную независимость от других, право на земельный участок и материальную помощь от государства в случае затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства, право на защиту и почитание отеческих богов и на участие в празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности заключались в необходимости беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в случае чрезвычайных обстоятельств, защищать полис от врага, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в политической жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление по суду граждане могли быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью (атимии). С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия: повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в пользу государства. В) МЕТЕКИ. Метеками именовались чужеземцы, проживающие в Афинах, они не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата (патрона), исполнявшего функции посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. К метекам приравнивались и вольноотпущенники. 27 вопрос: Система права Древних Афин 1. источники Афины обладали наиболее развитой правовой системой в Древней Греции. Источниками права в разные эпохи являлись: религиозные нормы, обычаи (темис), законы (номос), судебные прецеденты, псефисмы (псефис- мы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.). В 621 году до н.э. появляется писаное право: первым законодателем Афин стал тиран Драконт и списки законов получили название Законов Драконта. Законы оформляли право частной собственности, устанавливали суровые наказания за проступки: практически за любое нарушение установленного порядка полагалась смертная казнь. Данными законами эвпатриды стремились свести к минимуму пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Предусматривалось ограничение власти архонтов, произвольно толковавших обычай. По преданию, законы Драконта были отменены Солоном, который сам составил достаточно обширное законодательство (около 594 г. до н.э.). Законы Солона, по-видимому, были записью не только религиозного права и обычных установлений, но и прямым заимствованием некоторых законов некоторых других греческих полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет. В V-IV вв. до н.э. законы Солона становятся главным источником права. 28 вопрос: |