Главная страница
Навигация по странице:

  • 47 вопрос

  • 48 вопрос

  • 49 вопрос

  • 50 вопрос

  • 51 вопрос

  • 52 вопрос

  • шпаргалка. 1 вопрос Государственный строй


    Скачать 158.45 Kb.
    Название1 вопрос Государственный строй
    Анкоршпаргалка
    Дата17.05.2023
    Размер158.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZAMEN_ZARUBEZhKA.docx
    ТипЗакон
    #1138192
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Общественный строй

    В Кутюмах Бовези в Главе 45 §§1451, 1452 упоминаются 3 состоя­ния: 1) знатное1 (передавалось по отцу), 2) состояние свободы (передавалось по матери) и 3) состояние крепостной зависимости. В § 1452 говорится о разных формах крепостной зависимости, очевидно, имеются в виду сервы и вилланы, хотя последних можно причислить, скорее к феодально- зависимым, но лично свободным.

    В IX-XI вв. произошло окончательное оформление разряда феодаль­но зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу подушную подать, ежегодный оброк, выполняли барщин­ные работы, не могли жениться без согласия господина, поступать в священ­нослужители (без согласия господина), быть свидетелем в судебном процес­се.

    Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Как говорилось ранее, они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), раз­мер которой регулировался обычным правом. Они также ограничивались в праве на брак и должны были испросить разрешения сеньора на женитьбу.

    Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать бана- литеты: печь хлеб в пекарне сеньора, обрабатывать виноград в винодельне сеньора, а также учитывать право сеньора на первую брачную ночь (которым тот мог воспользоваться).

    К XIV веку оформляются 3 сословия. Первым сословием было духо­венство. Оно должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение деся­тины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей. Второе сословие (замкнутое и наследственное) - дворянство - слуги короля. Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблаго­родного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая
     Лицо знатного происхождения в возрасте от 18 до 20 лет было обязано проходить обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручались меч и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, который дарил ему «поцелуй мира». Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня, снаряжение. В мирное время регулярно устраивались состязания (турниры), на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись знаками отличия рыцаря.

    привилегия - право собственности на землю с переданей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского дос­тоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты госу­дарственных налогов. Дворянство неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.

    Третье сословие составляли городское население и крестьяне (цензи- тарии, вилланы), т.е. неблагородные по рождению, не обладающие особыми политическими и имущественными правами. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.

    47 вопрос:

    Источники права

    Как и французская государственность, правовая система Франции от­личалась значительной раздробленностью. Определенный массив правовых норм распространялся на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.) или на какую-либо конкретную небольшую территорию. Как заметил Вольтер, во Франции, «меняя почтовых лошадей, меняют право».

    Важнейшим источником права был обычай. К X в. во Франции прак­тически перестали действовать Салическая правда и другие варварские прав­ды. На смену им, в условиях феодальной раздробленности, пришли террито­риальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, синьорий и даже общин. Особенно велика была роль кутюмов в Северной Франции, которую называли «страной обычного права», а также «страной неписаного права», т.к. обычаи складывались в устной форме. Для их признания в судах требо­валось, чтоб они были известны с «незапамятных времен», т.е. по крайней мере, не менее 40 лет.

    Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться. Один из наи­более известных и ранних (около 1283 г.) сборников обычаев были кутюмы Бовэзи, автором которых был королевский судья де Бомануар, Кутюмы Ту­лузы (1296 г.), Древний кутюм Бретани (1330г.). Особым авторитетом в су­дах пользовался сборник Большой кутюм Франции (1389г.).

    Если тот или иной обычай вызывал сомнения в суде или оспаривался, то судья проводил специальное расследование с допросом 10 местных знато­ков обычаев, которые должны были дать единогласный ответ о существова­нии кутюма и его содержании.

    В XV в. Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи (чиновникам, обладавшим административной юрисдикцией) свести в сбор­ники все кутюмы их бальяжей (территорий, подведомственных бальи) и на­править для обобщения в Парижский Парламент. В соответствие с этим в XVI в. были составлены 60 сборников «больших» кутюмов и 200 сборников «малых» кутюмов

    На Юге Франции основным источником права являлось РИМСКОЕ ПРАВО. Отчасти, это было вызвано деятельностью глоссаторов, которые ор­ганизовали преподавание римского права в университетах. С XIV в. юг Франции стал считаться «страной писаного права».

    В регулировании брачно-семейных и наследственных отношений про­является влияние системы канонического права. Сказалось оно и на развитии уголовного и процессуального права.

    Большое значение во Франции в течение всего средневековья имело городское право. Оно также отличалось большим разнообразием. Развитие внутренней и внешней торговли выявило недостатки городского права, но­сившего местный, партикулярный характер. Поэтому уже с XII в. в отноше­ниях между купцами используются нормы международного морского и тор­гового права, заимствованные из морских и торговых обычаев, записанных в итальянских и испанских городах (Барселоне, Пизе).

    По мере усиления королевской власти, все более важное место среди источников права начинают занимать законодательные акты королей: ордо­нансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты требуют от коро­ля их кодификации с целью устранения противоречий в законодательстве.

    Во второй половине XVII в. и в XVIII в, издается серия королевских ордонансов («больших ордонансов»), которые по существу кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и мор­ского права, завещательного права и др. Однако это не затронуло многих общественных правоотношений и не устранило партикуляризма права во Франции.

    48 вопрос:

    Семейное и наследственное право

    Брак и семья во Франции регулировались, в основном, каноническим правом. В XVI-XVII вв. королевской властью издана серия ордонансов, от­ступающих от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя и фиксировался, по-прежнему, лишь в церковных книгах, стал рассмат­риваться не только как таинство, но и как акт гражданского состояния.

    Было пересмотрено старое каноническое правило, при котором при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. Отныне при вступле­нии в брак таковое было обязательным, в противном случае дети могли быть лишены наследства.

    Личные отношения супругов (главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п.) также определялись каноническим правом. Положение детей в семье и имущественные отношения супругов были раз­личны в южной и северной частях Франции.

    В стране обычного права (север Франции) родительская власть рас­сматривалась как своеобразная опека, которая заканчивалась при наступле­нии совершеннолетия ребенка. Здесь действовал режим общей собственно­сти на имущество супругов, которым распоряжался муж. На юге, под влия­нием римского права, утверждалась сильная отцовская власть над детьми, и существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

    Со временем, родительская власть над детьми усиливается. Отец по­лучил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

    В наследственном праве феодальной Франции наиболее характерным институтом был МАЙОРАТ, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну. Это помогало избежать дробления сеньории и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдать замуж сестер.

    На юге Франции широкое распространение получили завещания (под влиянием римского права). Завещание начинает проникать и в сферу обыч­ного права, но с большими ограничениями в пользу законных наследников. Последние не могли быть лишены наследства завещательным распоряжени­ем без особо серьезных оснований.

    49 вопрос:

    Уголовное право

    В IX - XI вв. во Франции, в основном, продолжала существовать сис­тема преступлений и наказаний, восходящая к раннему Средневековью, к варварским правдам. Преступление рассматривалось как действие (частная обида), затрагивающая интересы отдельных лиц, а наказание сводилось, как правило, к компенсации за вред. К XII в. преступление перестает считаться частным делом, а выступает уже как «нарушение мира», т.е. правопорядка. Уголовная ответственность принимает черты жестокости, устрашения.

    С централизацией государства и усилением королевской власти в XIII- XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль королев­ского законодательства в развитии уголовного права. Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию т.н. «королевских случаев» (фальшивомонетничество, убийство, изнасилова­ние, поджоги и т.д.). Окончательному исчезновению представления о пре­ступлении как о «частном деле» способствовал Великий мартовский ордо­нанс 1357 г., который предусматривал запрет замены наказания денежной композицией. По требованию сословий король лишался права помилования лиц, совершивших тяжкие преступления. Уголовная ответственность связы­валась с сословным положением преступника. К дворянам, лишь в исключи­тельном случае, применялись телесные наказания, которые обычно заменя­лись штрафом или конфискацией имущества, не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства. В феодально-уголовном праве Франции допускалось объек­тивное вменение, т.е. уголовная ответственность без вины (членов семьи преступника, в том числе детей; ответственность целых корпораций по поли­тическим преступлениям). И, хотя уголовное право и кутюмы знали понятие невменяемости, но по ряду преступлений к уголовной ответственности при­влекались и умалишенные, и малолетние.

    Значительно расширяется круг действий, которые подпадают под по­нятие «оскорбление величества» (вплоть до заговоров против министров, губернаторов, измена на войне, дезертирство, шпионаж и т.д.).

    Разнообразными были и религиозные преступления: богохульство, кощунство, святотатство, колдовство, ересь и т.д.

    За уголовные преступления, относящиеся к категории тяжких престу­плений, применялась, в целях устрашения, публичная смертная казнь в раз­нообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожже­ние и т.д. Многочисленными были членовредительные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т.д. Ши­роко стало применяться и тюремное заключение. Просматривалась в уголов­ном праве такая типично феодальная черта как несоответствие суровости наказания тяжести преступления.

    50 вопрос:

    Судебный процесс

    Вплоть до конца XII в. судебный процесс, как это было у франков, со­хранял обвинительный характер. Большое распространение получает судеб­ный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон. Право­вые обычаи детально регламентировали процедуру судебной дуэли. В граж­данских спорах - состязательный характер.

    В судах короля с XIII в. постепенно вводится розыскной (инквизици­онный) процесс. Разные виды процесса долгое время существуют параллель­но, но состязательный постепенно выходит из употребления в связи с отме­ной «суда божьего» - ордалия и судебного поединка.

    Окончательное закрепление розыскного процесса происходит с укре­плением абсолютизма, изданием большого уголовного ордонанса 1670г.

    Первой стадией розыскного процесса было дознание, т.е. сбор предва­рительной и тайной информации о преступлении и преступнике.

    Собственно судебное дело возбуждалось на основании обвинения прокурора, доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем судебный следователь собирал письменные доказа­тельства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, производил очные ставки. При розыскном процессе предполагалась виновность обвиняемого, поэтому показаний одного свидетеля - очевидца было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла - в получении признания обвиняемого, которое рас­сматривалось как «царица доказательств».

    Само судебное разбирательство происходило в закрытом заседании.

    Хотя ордонанс 1670 г. предусмотрел деление доказательств на оправ­дательные и обвинительные, основное внимание уделялось именно послед­ним.

    До XIII в. приговоры считались окончательными, апелляций не было. Правда, сторона, не довольная приговором, могло вызвать на поединок судей и драться с каждым. С XIII в. постепенно признается право обжаловать лю­бое дело из сеньориального суда в королевский суд, а оттуда в Парламент. Парижский Парламент являлся высшим судом страны.

    51 вопрос:

    Правовое положение различных групп населения

    Основными социальными группами средневековой Германии были: клирики, рыцари, горожане и крестьяне.

    1. Рыцарство - как социальный класс, окончательно сложившись к XIII в., превратился в замкнутое сословие. Рыцари считали важным делом военную профессию. Звание рыцаря (нем. «всадник») передавалась по на­следству. По степени знатности и богатства рыцарство делилось на ранги. «Саксонское» и «Швабское зерцало», источники германского права, таких рангов выделяют семь (т.н. «7 щитов»').

    Представители каждого ранга занимали различное положение в госу­дарстве (например, первый ранг рыцарства занимал король, во втором ран­ге стояли высшие сановники духовенства: архиепископы, епископы, аббаты являлись прямыми вассалами императора и т.д.).

    1. На более низкой ступени социальной лестницы феодального обще­ства Германии находились горожане (бюргеры) и свободные крестьяне.

    Свободное крестьянство было неоднородно и делилось на собствен­ников, которые не несли повинностей перед феодалами (аллодисты) и чин- шевиков, которые уплачивали за землю чинш.

    Среди крестьян-собственников выделялся зажиточный верхний слой (шеффены). Из этого социального слоя подбирались судьи в общинные суды и в суд епископа. На другом полюсе социальной лестницы находились мало­земельные крестьяне, которые занимались батрачеством и не были полно­правными членами крестьянской общины.

    Бюргеры платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались; поскольку город выполнял все повинности кол­лективно, бюргер индивидуальному обложению не подлежал.

    1. В самом низу социальной лестницы находились: крепостные (име­новались «зависимыми на земле») и холопы - «лично зависимые». Положе­ние крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечное наследственное держание земельные наделы и отбывали в пользу феодала денежные и натуральные повинности, а также барщину. Крепостные уплачивали: подушный налог и пошлину при получении наследства, иногда требовалось выплатить пошлину при вступлении в брак. Права перехода от одного сеньора к другому и права выхода из крепостного состояния они не имели.

    Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем, устанавливались по произволу господ.

    С принципом сословности было тесно связано феодальное право: оно было совокупностью особых для каждого сословия норм - привилегий. Пра­во не могло быть выражено в общей форме для всех сословий. Нормы, ка­савшиеся правоспособности, подсудности, защиты прав, регулирующие се­мейные, наследственные отношения также были различны для отдельных сословий. Не было общих судов, единой общей системы доказательств, об­щего для всех сословий обязательственного права.

    Феодальному праву было чуждо деление на публичное и частное. В основе деления феодального права на отрасли и институты лежало сословное неравенство. Источником правового неравенства между людьми в феодаль­ную эпоху служили также профессия, национальная принадлежность, пол, физическое состояние и т.д.

    Для феодального права определяющим являлось деление на ленное право, земское право, городское право, церковное право, крестьянское пра­во.

    52 вопрос:

    ИСТОЧНИКИ ПРАВА

    В Германии также как и во Франции, система права отличалась пест­ротой. Каждая общественная группа имела свое право. Имели свое право и города. Было очень много имперских привилегий. Нормы обычного права не были записаны и передавались устно. Дополнением к ним были приговоры судов шеффенов. Они основывались не столько на букве закона, сколько на доброй совести и становились прецедентами.

    В XIII в. возникли первые кодификации: 1230 г. - Саксонское Зерцало, действовавшее на севере Германии, и в 1285 г. - Швабское Зерцало, исполь­зовавшееся на юге страны.

    «Саксонское Зерцало» состояло из 2-х частей: 1) земского права, к ко­торому относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Оно распространялось на все слои общества и 2) ленного права, нормы которого регулировали отношения между феодалами: сеньорами и вассалами.

    Городское право (любекское и магдебургское) являлось «противове­сом» феодальному праву, способствуя развитию договорных отношений.

    Следует упомянуть также общеимперское законодательство (в т.ч. законодательство о земском мире). В XVI веке рейхстаг принял общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное уложение под названием «Каро­лина» (в честь императора Карла V).

    В XIV-XVI веках важнейшим источником права становится рецепи- рованное римское право. Рецепция римского права, во многом, способство­вала установлению определенного правового единообразия.

    В Германии действовало также каноническое право. Сфера его дей­ствия была очень широка. В его юрисдикции находились все клирики, а так­же миряне по делам, подсудным церковным судам. Оно регулировало брач- но-семейные, наследственные, уголовные и процессуальные правоотноше­ния.

    53 вопрос:
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта