Главная страница
Навигация по странице:

  • 34 вопрос

  • 35 вопрос

  • 36 вопрос

  • 37 вопрос

  • шпаргалка. 1 вопрос Государственный строй


    Скачать 158.45 Kb.
    Название1 вопрос Государственный строй
    Анкоршпаргалка
    Дата17.05.2023
    Размер158.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZAMEN_ZARUBEZhKA.docx
    ТипЗакон
    #1138192
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Правовой статус населения Рима

    Римские граждане. Подлинными субъектами права были римские граждане. Они обладали полной правоспособностью (caput), т.е. обладали статусом свободы, имели статус гражданина и соответствующее семейное положение (зависимость/ независимость от власти патерфамилиаса), а также возможностью приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву.

    Это не означало, что между всеми гражданами существовало абсо­лютное равенство. В Риме граждане по имущественному признаку подразде­лялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав. Нобели (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерций. Нобели были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них форми­ровался сенат и высшие магистратуры. Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тысяч сестерций, до­минировали в народном собрании и низших магистратурах. Средний строй (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. Люмпены, пролетарии - деклассиро­ванные элементы, неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики.

    Ограничение статуса. 1) Особенно важным было для статуса рим­ского гражданина состояние свободы. Теряя свободу, римлянин становился рабом (максимальное умаление правоспособности). 2) Средним ограничени­ем статуса была потеря римского гражданства, при этом римлянин сохранял свободу, хотя и лишался права вступать в законный брак с римлянкой и со­вершать различного рода сделки. 3) Минимальным ограничением статуса римлянина было изменение его семейного статуса (попадание в зависимость от pater familias или от опекуна (безумные, расточители и пр.)).

    Либертины. Вольноотпущенники, категория населения, которая в период поздней республики и империи начинает играть все большую роль в экономике и политике (император Диоклетиан - сын вольноотпущенника). Правовое положение либертина было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю: если это лицо было гражданином, то и ли- бертин становился гражданином; если лицо было перегрином, то и либертин становился перегрином и т.д.

    Латины. Латинами назывались жители Лациума - области, располо­женной вокруг города Рима, а также жители «латинских колоний». Сначала все они имели права, близкие по объему к правам римских граждан. Но в 268 г. до н.э. латины, по ряду причин, восстали против римлян и за это были наказаны лишением части гражданских прав (jus conubii, т.е. права на вступ­ление в законный брак с римлянкой).

    Перегрины. Этим именем назывались иностранцы, завоеванные римлянами в результате многочисленных войн, но не ставшие рабами. Они были признаны правоспособными по так называемому праву народов (jus gentium). В 212 г. н.э. они, в соответствии с эдиктом императора Каракаллы, получили права римского гражданства. Таким образом, все представители свободного населения Римской империи стали гражданами.

    Колоны. Колонами в классические времена Римской республики, а затем в эпоху принципата назывались арендаторы земель. Они зависели от землевладельцев только экономически. Но в эпоху домината колоны были обложены податью и прикреплены к земле (законодательство их именовало «рабами земли»). Дети колонов наследовали статус колонов. Так складыва­лись условия для превращения колонов в крепостных.

    Рабы. Это самая многочисленная часть населения римского государ­ства не имела статус лица. На ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права). В классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом.

    В имперский период рабский труд становится невыгодным, неэф­фективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность. Возник институт рабского пекулия. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба.

    34 вопрос:

    Система римского права

    История источников римского права

    Основные этапы развития права не совпадают с этапами истории го­сударства. В истории римского права можно выделить 3 периода:

    1. Эпоха становления и развития квиритского (цивильного или граж­данского) права - до 264 г. до н.э.

    2. Становление преторского права, выход юриспруденции за узко на­циональные рамки - до 284 г. (до эпохи императора Диоклетиана).

    3. Систематизация классического права, итогом чего стал Свод Юсти­ниана (Corpus Juris Civilis), относящийся к 527 - 565 гг. Эпоха систематиза­ции включает III, IV, V вв. - это эпоха разложения и распада римской госу­дарственности.

    4. Дальнейшее развитие римского права после гибели классического Рима связано с рецепцией римского права практически всеми странами кон­тинентальной Европы.

      1. Право квиритов, а) В первый период развития римского права единственными источниками права до середины V в. до н.э. были обычаи, которые не отделялись от религии и нравственности. Их хранителями и тол­кователями были жрецы - коллегия понтификов.

    б) Со времени издания сборника, известного под наименованием Законы XII Таблиц, источником римского права становится закон.

    в) Далее издается ряд законов, относящихся к государственному строю, уго­ловному и гражданскому праву. Законом считался акт, содержащий в себе общее правило и принятый народным собранием. Именовался он, как прави­ло, по имени лица, внесшего законопроект.

      1. Преторское право. Во втором периоде развития римского права важным источником становятся эдикты магистратов.

    а) эдиктами назывались публичные объявления правил, которыми консулы, преторы и другие магистраты предлагали руководствоваться при отправлении судопроизводства.

    Эдикты объявлялись при вступлении в должность и действовали в те­чение срока полномочий магистрата. Наибольшее значение приобретают эдикты преторов, поскольку у них сосредотачивается руководство судопро­изводством. Эдикты претора действовали в течение 1 года, но, как правило, преемник претора подтверждал положения своего предшественника и про­длевал тем самым его действие. Из этих эдиктов выросла новая ветвь права:

    б) это преторское право, которое имело некоторые отличия от ци­вильного. Как и цивильно право, оно первоначально распространялось толь­ко на граждан Рима, а для иностранцев - перегринов был создан специаль­ный магистрат - претор перегринов. Он также издавал эдикты, в которых объявлял нормы своей судейской деятельности, эти нормы были следствием переработки общих обычаев международного оборота. Они образовали но­вую ветвь права:

    в) это право народов (jus gentium), которое римские юристы называли также естественным правом (jus naturale). Постепенно эта ветвь права стала оказывать влияние и на квиритское право, т.к. отличалась большей свободой и гибкостью.

    г) источником римского права явились также и конституции - акты императоров, принцепсов, имеющие силу общего закона.

    д) деятельность юристов, консультации и толкования права - доктри­на. Некоторые виднейшие юристы получили право-привилегию: их консуль­тации были обязательны для судей, т.е. приобретали силу источника права.

    е) в последний период развития римского права получили значение важного источника императорские конституции.

    3. В конце III в. начинается работа по систематизации законов, состав­лены первые своды - Кодекс Грегориана и Гермогениана, а в 438 г. Кодекс Феодосия. Систематизация римского права получила завершение уже при Восточной Римской империи (Византии) в правление императора Юстиниа­на (527 - 565 гг.). В VII в. его свод законов получил название Свод граждан­ского права ( Corpus juris Civilis).

    Данный Свод состоит из 4 частей:

    1. Институции - элементарный курс римского права, предназначенный для учебных целей и одновременно имеющий силу закона. За основу Инсти­туций Юстиниана были приняты более ранние Институции Гая - по имени их составителя Гая - виднейшего римского юриста .

    Институции разделены на 4 книги, а книги на титулы (главы).

    1. Дигесты или пандекты, которые представляют собой расположение по определенной системе выдержек из произведений римских юристов. Ди­гесты сыграли большую роль в рецепции римского права в западной Европе в эпоху Средних веков.

    В них цитируются произведения 40 юристов (это 1500 книг). Сами ди­гесты состоят из 50 книг, которые делятся на титулы, а титулы - на фрагмен­ты.

    1. Кодекс Юстиниана, который является собранием императорских конституций и состоит из 12 книг, которые делятся на титулы, титулы - на параграфы.

    В нем 4600 конституций римских цезарей - от императора Адриана Августа до Юстиниана, содержащие нормы относительно государственного управления, гражданского и уголовного права.

    4) Новеллы - это собрание конституций Юстиниана, изданных после опубликования первых трех частей Свода. Они содержат важные изменения в праве, особенно в наследственном праве.

    35 вопрос:

    ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Основные вещные права: право собственности, владение, держание и права на чужие вещи (сервитут, узуфрукт, залоговое право и право долго­срочной аренды).

    Понятие права собственности включало: владение, пользование, из­влечение плодов и доходов, распоряжение (продажа, передача по наследству и т.д.), эвикция (истребование своей вещи из чужого, противоправного вла­дения).

    Способы приобретения собственности: 1) манципация (per aes et libram - с помощью меди и весов) - особый формальный обряд, с помощью которого приобретались наиболее значимые для римлян вещи (рабы, земля, рабочий скот - res mancipi), требующий присутствия 5-ти свидетелей и весо- держателя, наличия самой вещи, либо ее символа (ошейник раба, ключ от дома и т.д.), произнесения определенных словесных формул; 2) традиция - простая, неформальная передача вещных прав, условием действительности которой является согласие сторон и законность основания; 3) оккупация (захват) - вещи, захваченные во время войны у врага, брошенные, по своей природе не имеющие явных хозяев (рыба, дичь и т.д.); 4) давность владения (usucapio) - не могли приобретаться лишь краденные или изъятые из оборота вещи (дороги, храмы и т.д.); 5) судебная уступка (in jure cessio) - мнимый поединок продавца и покупателя в присутствии претора (претор присуждал покупателю «выигранную» в поединке вещь).

    Обязательства делились на договорные и внедоговорные (квазикон­тракты, квазиделикты, деликты).

    Деликтные обязательства. Традиционно для древнего права, обяза­тельства, прежде всего, возникали в силу причинения ущерба. Простой ущерб, нанесенный имуществу гражданина, требовалось возместить: либо в размере прямой стоимости поврежденного имущества либо по особой таксе, установленной законами. Важнейшим из таких ущербов видом делик­та являлась кража. В зависимости от обстоятельств ее совершения, ущерб, причиненный кражей, полагалось возместить в двойном или тройном разме­ре. Некоторым смягчающим вину обстоятельством совершения таких право­нарушений считалась неосторожность: в этом случае просто возмещался ущерб.

    Договорные обязательства возникали в результате заключения дого­воров найма, займа, купли-продажи, аренды и пр. Условиями действительно­сти договоров являлись согласие сторон, законность основания, взаимный интерес, возможность исполнения обязательств. Способы обеспечения: залог (движимых вещей, земли, залог личности), задаток, поручительство третьих лиц (на имущество которых в случае неисполнения должником обязательств мог обратить взыскание кредитор). Наиболее распространенной формой заключения договоров была устная, вербальная (стипуляция), хотя уже в древнейший период начинают появляться литеральные (письменные), реаль­ные и консенсуальные контракты.

    36 вопрос:

    СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

    Главой семьи в Риме был pater familias, домовладыка, обладавший огромной властью над агнатами - лицами, входившими в состав семьи (же­ной, детьми, усыновленными, рабами).

    Женщины, в силу присущего им от природы легкомыслия (так счи­тали древние римляне) всегда должны были находиться под покровительст­вом (отца, мужа, деверя) и не пригодны для самостоятельности.

    Итак, по степени наделения членов семьи правами и обязанностями римский брак был представлен 2-мя формами брака: 1) брак с властью мужа (cum manus mariti) и 2) брак без власти мужа (sine manus mariti).

    1. Cum manus mariti - брак с властью мужа.

    Личные отношения. Жена всецело подчинялась власти мужа, была на положении дочери (filiae loco). Первоначально власть мужа была неогра­ниченной: муж мог продать жену в рабство, отдать ее в кабалу, наказать ее, даже убить, истребовать ее от любого лица как вещь (виндикационный иск). Но в дальнейшем власть мужа была ограничена: отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д., бесчестье жены падало и на мужа, а гражданские качества мужа и его роль в обществе распространялись на жену. Брак рас­торгался только по одностороннему желанию мужа.

    Имущественные отношения. Все имущество жены, имевшееся до брака или приобретаемое в браке, переходило в собственность мужа. Муж мог выделять в управление жены имущество, режим которого определялся правилами о пекулии: муж мог в любое время отобрать его, все доходы от этого имущества - собственность мужа, при несостоятельности мужа это имущество шло на удовлетворение требований кредитора мужа.

    1. Sine manus mariti - брак без власти мужа.

    Личные отношения. Жена сохраняла прежнее семейное состояние (оставалась агнаткой своего отца, например). Однако, дабы сохранить свое независимое положение, жена «должна ежегодно отлучаться из дома мужа на 3 ночи и, таким образом, прерывать годичное пользование ею1» (Таблица 6, ст. 5). Муж не имел над женой никакой дисциплинарной власти. Оба суп­руга обязаны были относиться друг к другу с уважением. Сохранялась неко­торая степень главенства мужа: жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство выбирал муж, муж определял способы воспитания детей. Брак расторгался как по обоюдному, так и по одностороннему реше­нию супругов.

    Имущественные отношения. Действовал принцип раздельности имущества супругов - все, что имела до брака или получила в браке жена, принадлежало только ей, - между супругами допускались различные сделки: купля-продажа, заем, на основе договора поручения жена могла поручить мужу управление ее имуществом, в спорах о праве собственности применя­лась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет обратного (своего права на вещь), дарения между супругами были запреще­ны, чтобы обеспечить бескорыстное сожительство и переход наследства к детям в максимальном объеме, жена могла завещать свое имущество.

    Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента прекращения предыдущего, причем здесь не имела значения причи­на прекращения прошлого брака. Но требование о 10 месяцах также не было абсолютным и допускало уменьшение срока «пристойности».

    Наследственное право характеризовалось появлением наследования не только по закону (устанавливались очереди наследования), но и по заве­щанию (при отсутствии детей, либо при лишении их наследства наследодате­лем). Первоначально оформление завещания осуществлялось в устной фор­ме, в присутствии должностного лица (претора) и свидетелей, затем стала допускаться и письменная форма завещания, также, однако, требующая под­писей не менее 7 свидетелей.

    37 вопрос:

    Источники права франков

    В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских наро­дов были, в целом, едиными, поэтому формирующееся право к IV - V вв. составило единую систему особого германского типа.

    Это германское право стало вторым, по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры.

    В условиях ранней государственности германцев обычное право было сначала записано, а затем кодифицировано. Эти письменные своды получили название Варварских правд. Ни одна из известных варварских правд не дош­ла в своем первоначальном и подлинном виде; многие известны по своим редакциям разного времени и места обработки: Вестготская, Бургундская, Алеманская, Баварская, Рипуарская, Лангобардская, Тюрингская, Саксонская правды. Все варварские правды сложились под значительным влиянием ин­ститутов и принципов римского права. Как исторический тип, варварские правды - сложные, по составу, разноплановые кодексы. Значительное место в них занимали выдержки или полные тексты королевских капитуляриев и эдиктов. Крайне малое место в правдах выделялось нормам частного права: не только в силу недостаточной выраженности этих отношений в культуре германцев, но и потому, что в ряде германских областей продолжало дейст­вовать римское право. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судеб­ного и уголовного права. Нормы, в подавляющем большинстве, имели казус­ный характер; но в более поздних правдах появляются и более общие пред­писания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

    Во всех известных случаях оформление записи обычного права связа­но с инициативой королевской власти. Государственную силу правды под­черкивали специально изданные указы, сопровождавшие текст.

    Одной из самых ранних и, вместе с тем, классических правд считается Салический закон (lex salica), принятый у франков - его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 - 496 гг.). Утвержденная преемником первого франкского короля, правда состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее, Салический закон неоднократно расширялся и дополнялся - так появились редакции, названные Эмендате (VI - VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом).

    Салический закон в минимальной степени испытал влияние римского права, сохранив даже некоторые пережитки языческой старины и родовых обычаев германцев. Поддержание общинного мира было, в большей степени, целью Салического закона, чем проведение репрессии: это характерно для догосударственного и иногда раннегосударственного права.

    Другим правовым источником являлись капитулярии - акты королей, которые сначала именовались также эдиктами, декретами. Посредством капитуляриев восполнялись пробелы Салической Правды. Эти королевские указы имели более универсальное значение и гибкость, распространялись на всю территорию государства, всех его жителей.

    38 вопрос:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта