Новая КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Периодизация культуры Древнего Египта подразделяется на Царства
Скачать 7.99 Mb.
|
Египетская цивилизация – одна из самых древних, возникшая приблизительно 5 тыс. лет назад. Расположенная в долине многоводной реки Нил, эта страна называлась древними египтянами «Земля Возлюбленная». Вся территория делилась на «Черную землю» - плодородные почвы, «Красную землю», где лишь песок и камень, т.е. пустыню. Периодизация культуры Древнего Египта подразделяется на Царства:
Своеобразие египетской мифологии РА (бог Солнца) ШУ ТЕФНУТ НУТ ГЕБ ОСИРИС ИСИДА СЕТ НЕФТИДА В Древнем Египте не было единой религии, в каждом номе и городе существовал собственный пантеон богов. Постепенно из всех богов стала выделяться могущественная группа, состоящая из 9 богов – «эннеада», которую египтяне называли Великой девяткой. Вскоре гелиопольская девятка стала почитаться во всем Египте, а разработанная жрецами версия о происхождении мира и человека была принята как «официальная».Религия Древнего Египта Атум Геб и Нут Осирис Хатор Исида Сет Нефтида Ра-бог Солнца Шу – бог ветра Тефтун - богиня влаги Нут – богиня неба Осирис – бог плодородия Исида (Изида) – богиня плодородия Сет – бог пустыне, грозы Геб – бог земли 3. Религиозные культы древних египтян Важнейшей чертой мироощущение египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной для человека и для природы. В основе такого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы. Природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь обогащает своим илом земли. Даже засуха не представляет смерти, т.к. Нил разольется вновь. Смерть понималась в древнем Египте как переход к другой жизни, и потому рассматривалась как благо. Согласно представлениям египтян, человек состоял из телесной плоти, души (ба), двойника (ка), персонифицированной воли, имени, тени и светлого духа. Основными из них были ка и ба. Ка - это безгрешный двойник человека, вместилище чувств, проводник духа. Ему требовалось и особое поклонение после смерти тела, которое достигалось, в первую очередь, мумификацией. Начертанные на стенах и папирусах гробниц магические тексты позволяли Ка выходить за пределы гробниц, а приношения еды и питья позволяли ему вести материальную жизнь. Ка передвигается в места на место подобно светящемуся призраку, общаясь с богами и людьми. Анубис, бог загробного мира, представленный здесь с головой шакала, бальзамирует мертвое тело, чтобы сохранить его, — обряд, необходимый для того, чтобы усопший мог вести загробную жизнь. Смерть не является после инстанцией человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться с телом, поэтому живые должно позаботиться о том, чтобы тело сохранилось, а средством этого и являлось бальзамирование. Таким образом, возникло искусство изготовления мумий. Саму мумию называли «саху». «Книга мертвых», список магических формул, необходимых усопшему для благополучного преодоления опасностей, подстерегающих его на пути в царство Осириса. Вступая во вторую жизнь, покойный должен был пройти через процедуру суда трибунала, состоявшего из сорока двух богов загробного мира с Осирисом во главе. Суд этот проходил в зале Маат, богини истины и справедливости. ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ
Книга мертвых История египетской письменности. Розеттский камень. Египетская письменность напоминала пиктографическое (рисуночное) письмо. На самом деле было иероглифическим. К периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Рамзес II Автократ Птолемей Клеопатра Свою известность Розеттский камень получил благодаря тому, что с помощью него удалось дешифровать древнеегипетскую письменность. Название эта стела получила в честь небольшого современного городка — Розетта, основанного во второй половине 9 в. н. э., и расположенного в 50 км восточнее Александрии. Научные достижения египтянВ Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в это слово звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда.кисточки папирус с текстом пенал чернила (красные и черные) Египетский алфавит состоит из двадцати четырех согласныхСпециальные знакиДревние египтяне считали литературу «откровением богов». Изобретателем письма и литературы был бог Тот, «который подает словеса и писание».Древнеегипетские литературные тексты так же как и другие виды искусства тесно связана с религией, храмами, заупокойным культом.Литература Египетский календарь
Древнеегипетский календарь 24 часа – 1 день 10 дней – 1 неделя 3 недели – 1 месяц 4 месяца – 1 сезон З сезона – 1 год 360 дней +5 священных дней = 1 год Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали свою систему исчисления, ввели знаки для обозначения цифр. Знали четыре действия арифметики.Математика О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, содержащего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса, дающего ответы на 25 задач. Лондонский математический папирус Ринд Московский математический папирус
Хирургические инструменты, найденные при археологических раскопках
Искусство Древнего ЕгиптаЕгиптяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли многочисленные песни, записанные на папирусах, различные музыкальные инструменты. А стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов.Музыка и танцы Нам известно несколько видов древнеегипетских музыкальных инструментов, которые могли бы даже составить небольшой оркестр. Бронзовые тарелки Арфа Флейта На стенах египетских гробниц можно найти изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество. АРФААрфы сильно различались по размеру: среди них встречались и совсем маленькие, и инструменты высотой с человека. Количество струн тоже было разным: от 4 до 20 и более.БРОНЗОВЫЕ ТАРЕЛКИ Бронзовые тарелки подчеркивали ритм музыки резким металлическим звуком ФЛЕЙТА Флейта или свирель один из древнейших музыкальных инструментов. Обычно она была сделана из тростника или дерева. Главный объект скульптуры – человек. В Древнем Египте скульптурными изображениями бога или фараона украшали погребальные камеры и храмы.Скульптура ТУТМОС III ХЕФРЕН ЭХНАТОН НЕФЕРТИТИТУТАНХАМОН В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по мнению египтян переселялась душа умершего. Из поколения в поколение скульптуры создавались по единым правилам - канонам.Человека изображали стоящим или сидящим.У него всегда была прямо поставлена голова, почти одинаково расположены руки и ноги.Скульпторы изображали фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна: ноги и головы – в профиль, туловище - в анфас. Глаз всегда смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам.Плита фараона Нармера. Рельеф. IV тыс. до н.э.
Сфинкс Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс — лев с человеческой головой. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина — 57 метров. В древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника — “шепес анх”, что означает “живой образ”. Изобразительное искусство существовало в виде настенных росписей погребальных камер и рельефов, высеченных на стенах храмов.Древнеегипетская роспись гробницы Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Рельеф.XV в.до н.э. Росписи и рельефы должны были увековечить земную жизнь, поэтому основными сюжетами были разнообразные повседневные занятия. Шема тауи — символ объединения Верхнего и Нижнего Египтов МастабыПогребения представляют собой несколько подземных помещений, сложенных из кирпича-сырца и использовавшихся для хранения пищи, оружия и других предметов, необходимых в загробной жизни.Для отправления разнообразных ритуалов и принесения жертв, над подземными склепами появляются надстройки. Подобные сооружения получили название «мастабы», что в переводе с арабского означает каменная скамья.Архитектура «Все на свете боится времени, а время боится пирамид» Пирамиды были строениями-усыпальницами, предназначенными не для простых смертных, а для фараонов, считавшихся земными божествами. Люди верили, что после своей смерти фараон отправится на запад, в Страну мертвых, где он присоединится к богам. В пирамиде остается лишь его мумия и погребенные вместе с нею изображения фантастических божеств. Каждая пирамида была построена как усыпальница только одного фараона. Пирамида ДжосераСамыми известными являются пирамиды, построенные в Гизе. Страбон назвал их одним из семи чудес света. Самой большой является пирамида сына и приемника Снофру фараона Хеопса. Она имеет в высоту 146,6 метров. Сравниться с этим сооружением уже не смогла ни одна гробница.Самая древняя пирамида Египта построена в Саккара, недалеко от Мемфиса, столицы Древнего царства, фараоном Джосером, основателем III династии (2780-2720 гг. до н. э.). Пирамида Снофру Еще одна гробница, обладающая необычной формой, принадлежала фараону Снофру. Его ромбовидная усыпальница является переходной формой от ступенчатых пирамид III династии к классическим пирамидам фараонов IV династии. Пирамиды в Гизе Великие пирамиды Согласно легенде, пирамиду Хеопса на протяжении 30 лет строила вся страна: 10 лет строили дорогу, 20 лет саму пирамиду.Пирамида оставалась самым высоким сооружением в мире до конца XIX века. Пирамида дошла в своем первозданном облике до наших дней: более чем за 5 тысяч лет от времени пострадала только верхушка пирамиды. Строительство пирамиды. Современный рисунок Строительство храмов
Храм царицы Хатшепсут. Зодчий Сенмут. Ок. 1500 г. до н.э.
Развалины храма Амона в Карнахе XV до н. э. Современное фото. Позднее храмы стали строиться в городах. «…Если древние пирамиды с ее спокойной целостной формой уподоблялись горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться …» Древнеегипетский храм. Рисунок-реконтрукция храма Гора в Эдфу Скальный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле (1-я пол. 13 в до н.э.) Древний Египет прекратил свое существование, но его культура бессмертна, она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Древнегреческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций». |