Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет»

  • (УрГЭУ) Контрольная работапо дисциплине «

  • Основная часть. 1. Общая характеристика эпохи Средневековья

  • 2. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема.

  • Теоцентризм

  • Провиденциализм

  • 3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф.Аквинский, У.Оккам и др. (одного по выбору).

  • Фома Аквинский

  • Список литературы.

  • контрольная работа. Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 4 Институт заочного и очнозаочного обучения


    Скачать 34.41 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Вариант 4 Институт заочного и очнозаочного обучения
    Дата09.04.2022
    Размер34.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа .docx
    ТипКонтрольная работа
    #456433

    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    Контрольная работа
    по дисциплине «Философия»

    Вариант № 4



    Институт заочного и очно-заочного обучения
    Направление подготовки

    38.03.04. Государственное и муниципальное управление
    Направленность (профиль)

    Государственная и муниципальная служба

    Кафедра

    Креативного управления и гуманитарных наук

    Оценка: ________________




    Студент

    Группа ИДО ЗБ ГМС-20п НТЗ

    Преподаватель


    Екатеринбург

    2021 г.
    Содержание.

    1. Основная часть.

    2. Общая характеристика эпохи Средневековья.

    3. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема.

    4. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф.Аквинский, У.Оккам и др. (одного по выбору).

    5. Заключение.

    6. Список литературы.


    Основная часть.
    1. Общая характеристика эпохи Средневековья.

    Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (V в.) и до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.). В это время в Европе господствовал феодальный строй. Политеизм Античности сменился монотеизмом. Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией. Это оказало существенное влияние на философию.

    Философия, которая складывается в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотельской традициях. Второй источник- Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догмами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежит иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средник веков.
    2. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема.
    Важнейшей чертой средневековой философии была ее тесная связь с христианской религией. С одной стороны, христианство нуждалось в философском обосновании своих исходных положений. С другой стороны, сами философы в своих поисках все больше опирались на установки христианства; в философию стали интенсивно проникать понятийный аппарат религии.

    Теоцентризм- принцип средневекового мышления, согласно которому источником и причиной всего сущего выступает Бог как абсолютное бытие, высшая ценность и конечная цель всякого существования. Если античные философы расходились в понимании первопричины всего сущего (вода, огонь, атомы, идеи и др.), то для средневековых мыслителей вопрос решается однозначно: первопричина, духовное совершенное начало мира – Бог, который трансцендентен ( от лат. Trancendens – перешагивающий, выходящий за пределы) миру, т.е. находится сверх-, по ту сторону его границ.

    Принцип теоцентризма распространяется и на познании, где на высшую степень в системе знаний помещается теология ( от греч. Theos- Бог, logos- слово; рус. – богословие) – учение о сущности и бытии Божьем. Степенью ниже располагается находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже – различные частные и прикладные науки.

    Креационизм ( от лат. Creation – творение, создание) – учение о том, что Бог сотворил мир из ничего действием своей свободой воли. Бог творит мир и человека не вынуждаемый к тому никакой необходимостью; причина творения – любовь, т.е., желание разделить полноту бытия с другим бытием, принципиального отличия от Его Собственного. Отсюда различие в средневековой философии бытия тварного, земного, профанного и бытия нетварного, Божественного, сакрального. Однако это различие не обозначает абсолютного разрыва между Богом и сотворенным миром. Согласно христианскому вероучению в лице человека тварное, т.е. по существу вторичное бытие приобретает особое значение и связь с Богом. Бог есть Личность и человек, сотворенный Им по своему образу и подобию, также является личностью. Личность определяется средневековыми мыслителями как самостоятельное, свободное ( «действует, а не приводится в действии»), одаренное разумом, обладающее достоинством и ценностью бытие. Такой характер Божественного и человеческого бытия предполагает возможность личного общения Бога и человека, задает человек путь духовного возрастания через глубинные переживания собственно греховности, исповедания и покаяние.

    Провиденциализм  (от лат. — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. Провиденциализм является одним из принципов средневековой философии. Провиденциализм религиозная интерпретация истории как осуществления божественного плана, промысла божия. Этот божий промысел спасительно направляет историю на достижение царства божия и недоступен человеческому пониманию. Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие богочеловеческих отношений. Он характеризуется, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, а, с другой стороны, восхождением человека к Богу. Основная миссия истории понимается как спасительная, искупительная, исправительная, испытательная и назидательная. Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией религиозным учением о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (универсальная эсхатология). История изображается как процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели царству Эсхатона («царству божию»). У христианских мыслителей «царство божие» представляет собой мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек полностью соединится с Богом. Достижение «царства божия» это конечная цель и смысл человеческого существования.

    3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф.Аквинский, У.Оккам и др. (одного по выбору).
    Христианская философия в период Средневековья прошла два этапа развития.

    Первый этап - патристика, этап деятельности отцов христианской религии (padre- отец) от II до VI в.н.э. Наиболее значительным достижением этого этапа была философско-теологическая система Августина. Это было, как мы уже отметили раньше, и последним достижением античной философии и культуры, и одновременно первым весьма существенным достижением философии, теологии и культуры Средневековья, поскольку с этого времени начинает отсчет новая философия и новая культура Европы- христианская. В период патристики были заложены основы христианской религии- основные ее догматы, патристика также характеризуется деятельностью т.н. апологетов, защитников христианства от римского государства, которое последовало христиан.

    Второй этап- схоластика ( IX – конец XV в.). Философия этого периода развивалась в различных школах (отсюда и название этого этапа развития христианской философии), таких как Сорбонна, Оксфорд, университеты Италии. Средневековые университеты свое обучение основывали на изучении семи вольных наук и теологии; философия в этот период исполняла служебную роль по отношению к теологии, была своеобразной « служанкой богословия». К наукам, которые были обязательными для изучения в средневековых университетах, относились: гуманистические- грамматика, риторика и диалектика; естественно-математические-арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти свободные науки составляли содержание низшего уровня обучения, и их задачей было приготовить студентов в области теологии. При этом ведущее значение в подготовке к изучению теологии занимала диалектика в древнегреческом понимании этой науки как искусства споров и дискуссий. Потребностям теологии было подчинено и содержание философии. Считалось, что задачей философии должно быть рациональное толкование истин религии. Именно толкование истин религии. Именно толкование, а не открытие, поскольку это было привилегией Святого письма (Библии) и церкви. Схоластическая философия обязана была отыскивать доказательства (аргументы) бытия Бога и аргументы против врагов религии и церкви. Для этого была выработана специальная схоластическая методология, которая должна была помочь людям понять истины религии и не допустить сомнений в них. Эта истинность, в принципе, не нуждается в доказательствах, поскольку она предначертана сверху, идет от Бога, и религия, вообще говоря, не очень нуждается в философии – так утверждалось в схоластике.

    Отличительными чертами схоластики являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность и учительство (поучение). Для схоластики Библия – это нормальный документ и абсолютная истина.

    Специфическим для схоластики было наличие двух главных направлений- номинализма и реализма, между которыми на протяжении нескольких веков шел спор о сущности т.н. универсалий – общих понятий. Спор шел о том, являются ли общие понятия, например, такие как «дом», «человек», «конь», вторичными или они первичны, т.е. существуют самостоятельно.

    Номинализм – это доктрина схоластической философии, согласно которой самостоятельным, реальным бытием обладают только единичные вещи. А универсалии- это только имена (лат nomina- имя) для обозначения групп сходных предметов, процессов, явлений, т.е. универсалии вторичны, они являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого сознания.

    Реализм- это доктрина схоластической философии, согласно которой универсалии (общие понятия) по отношению к конкретным предметам являются первичными, они обладают самостоятельным бытием, а единичные вещи (этот дом, другой и т.д.) вторичны, они временны, преходящи, в то время как универсалии вечны.

    Номинализм- это отражение материалистического направления в философии, он мог привести к подрыву религиозного догмата о первичности духовного и вторичности материального.

    Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма Учение Фомы Аквинского Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/ 1226—1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок. 1193—1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма — источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояние, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, т. е. актуальное начало, реализуется в вещах. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis- формальная причина); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, — таковы растения. Третий уровень — животные, здесь форма есть действующая причина , поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata- формы сами по себе образуют отдельную). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. По этому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела, — мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа — бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, т. е. разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. В мире Фомы сущими оказываются, в конечном счете, индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого — действие индивидуальных «скрытых сущностей» — «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и, кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, т. е. по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице. Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма — одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

    Заключение.

    Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим анализом слова. Поскольку «слово» лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее). С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи). В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций (с одной из главных идей - существования эйдосов, образов вещей до вещей), реализм считался единственно правильным подходом к познанию того, что такое бытие; появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм был сочетанием умеренного реализма с умеренным номинализмом. Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров. В контексте теологически ориентированной культуры логика, бывшая вместе и инструментом философии и самой философией, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект - субъектные отношения. По существу такая логика непременно становилась теологикой.

    Список литературы.

    1. Степанович В.А., История философии. Том 1. Издательство «Прометей» 2018 года.

    2. Коллектив авторов. Философия .УП «Издательство Вышэйшая школа», 2015 года.

    3. Философия: Учебник для вузов. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005.

    4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии - М.: Высшая школа, 2003.


    написать администратору сайта