философия. Контрольная работа по дисциплине Философия Выполнил Студент специальности 20 г
Скачать 37.95 Kb.
|
Профессиональное образовательное учреждение облпотребсоюза«Брянский кооперативный техникум» Цикловая комиссия товароведных и коммерческих дисциплин ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Философия» Выполнил Студент специальности_____________ «___» ___________ 20___ г. Брянск 2023 СодержаниеВведение 1. Общее понятие человека. Его природа 2. Проблема человека в философии 3. Биологическая и социальная природа человека 4. Единство биологического и социального в человеке Заключение Список источников и литературы Введение Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования. Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, так как является и высшим млекопитающим и существом социальным, что мы и будем рассматривать. Проблема человека в философии Философия - сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек - субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии - образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом - "в здоровом теле здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела. В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек - политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека - теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир - момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека - А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях. Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек - венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы. Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени механистический подход к душе человека. Человек - это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится. Проблема становления человека в условиях развития - проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек - существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество. Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек - ручное животное. Человек - существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда. Человек - Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили. Классификация: субъективистский подход: человек - его внутренний субъективный мир. объективный подход: Человек - носитель внешних объективных условий существования. синтезированный подход: субъективный и объективный. 1. Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие - нет. Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Атеисты (Камю, Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает. Представители религиозного крыла, Хайдегер и Ясперс, считают, что сущность человека не может существовать без понятия Бога. Человек-создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь, борьба и т. д. Человек приобретает сущность только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла. 2. Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет сознание. 3. Его начало заложено в психоанализе З. Фрейда, который пытался синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики. Концепции антропосоциогенеза должны были объяснить, как сформировались особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты: самосохранения,… Как человек приобрёл социальные признаки? Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления - всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 признака: Тело - приспособленное для прямохождения. Кисть - развитая для тонких манипуляций. Развитие головного мозга. Голая кожа. Как появились эти признаки - загадка? 3,5-5 млн. лет назад австралопитек - только умел прямо ходить, питекантроп (1,5 млн. лет назад) - еще умел изготавливать орудия труда, неандерталец (150 тыс. лет назад) - еще и пользовался орудиями труда. Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции: - Общая космологическая теория эволюции. - Синтетическая теория эволюции. 1. разработана в рамках синергетики. Человек сам является процессом эволюции социального мира. 2. человек продукт естественного отбора и мутаций. Возникновение человека связано с возникновением жизни. В противовес существуют теории, которые связывают возникновение человека с божественным акт творения, т.е. для того, чтобы счастливым образом сложились все обстоятельства для возникновения человека нужно много времени, а времени существования Земли не достаточно. Общее понятие человека. Его природа Философская антропология традиционно под природой человека понимает структурно организованную совокупность важнейших признаков и свойств (качеств), характеризующих человека как особый род живого существа. К числу важнейших атрибутов большинство исследователей относят: сознание, труд и способность человека общаться с себе подобным. Проводится мысль о том, что природа человека едина, неисчерпаема и изменчива (пластична), всегда носит конкретно-исторический характер. Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость "человеческого, слишком человеческого" бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми. Природа человека - это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его "стартовые условия". Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего". Проблема человека не может быть подменена ни проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни проблемой души, психологического сознания, ни проблемой духа, ни проблемой идеальных ценностей, идей добра, истины, красоты и пр. Человек не есть субъект гносеологии, не есть душа психологии, не есть идеальная ценность этики, логики, эстетики. В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверх природном. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу — судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному, в других же, напротив,— к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях. Оно вполне адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс в целом походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека — это в принципе незавершённый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам. Лавриненко В. Ф. говорит нам, что по своей сущности человек есть существо социальное. В то же время он есть дитя природы и не может в своём существовании выйти за её рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и так далее. Биологическое в человеке отражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. Он появляется на свет с не полностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые будут развиваться при его жизни в социуме. Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.), если рассматривать в общем виде. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием. Человек как биологическое и социальное существо Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству. Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности. Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека. Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на само-регуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность — две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. К биологическим особенностями человека относят те признаки, которые характерны и животным. К ним относят наследственные признаки, наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.), эмоции, биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.), сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела), возможность использовать природные предметы, приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные же особенности, характерные исключительно для человека заключаются в следующем: способность производить орудия труда, членораздельная речь, язык, социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь), духовные потребности (мораль, религия, искусство), осознание своих потребностей, деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир, сознание, способность мыслить, творчество, созидание, целеполагание. В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом. Единство биологического и социального в человеке Биологическое в человеке предстает не как параллельный и абсолютно автономный по отношению к социальному бытию мир, а располагается в самой сфере социального как исток и фундаментальная основа. Природа выступает в качестве начального уровня иерархическою бытия человека, который заключает в себе необходимые естественные свойства, являющиеся одновременно и частью природы и ее высшим продуктом. Человек создает свой культурный и социальный мир на определенных природных основаниях, которые выступают своеобразным строительным материалом для создания человеком материальных и духовных ценностей, опредмечивания его знаний, взглядов и идей. Взаимодействие биологического и социального в человеке никогда не может считаться законченным и выступать в завершенной форме. Их единство состоит в бесконечном наполнении биологического социальным содержанием, в опосредствовании и преобразовании природного общественными факторами, поскольку человеческие предметы не являются природными в том виде, как они непосредственно даны в природе. Биологические структуры и функции под воздействием социальных факторов (в частности, трудовой деятельности) модифицировались и достигли более высокого уровня развития, нежели у представителей животного мира. Они «очеловечились», стали социализированными и уже не выступают в «чистом» виде. Через человека происходит одухотворение природного мира, в человеке пересекаются все круги бытия: в нем встречаются и дополняют друг друга культура и природа. «...Природа с господствующим в ней слепым интеллектом или инстинктом, - писал С. Булгаков, - только в человеке осознает себя, становится зрячею. Природа очеловечивается, она способна стать периферическим телом человека, подчиняясь его сознанию и в нем осознавая себя. В этом смысле человек есть центр мироздания...». Рассматривая диалектику соотношения биологического и социального, важно установить, что в человеке предопределяет его естественные, генетические предпосылки, и какова роль и значение для его становления и развития социальной среды. Здесь важно отметить, что человек является частью природы, т.е. естественным телесным существом. Он рождается, испытывает потребности в пище, продолжает жизнь в потомстве и в конечном итоге умирает. К биологическим факторам становления человека относятся свойства нервных процессов, подвижность которых определяет тип нервной системы, а значит и индивидуальные качества человека, его характер. Так же существенным биологическим фактором, влияющим на формирование человека, выступает функциональная асимметрия мозга (доминирование правого либо левого полушария). Определенную роль в становлении человека и его характера играют железы внутренней секреции. Так, доминировав мужских гормонов способствует формированию твердости, жестокости, деловитости, мужского склада ума, а гормоны женского типа определяют мягкость характера, артистичность, женского склада ума. Биологическими факторами, а точнее сказать, генетическим аппаратом наследственности во многом предопределяются умственные способности человека, его одаренность, талант, гениальность, харизматичность и т.п. Биологизаторские концепции довольно разнообразны. Один из основателей социологии Огюст Конт считал биологию фундаментом социологии. Многообразие социальной активности он объяснял «инстинктивными импульсами». Это также дарвинизм, который распространял действие законов естественного отбора на общество и пытался исчерпать ими особенности общественной жизни, а также фрейдизм, подчеркивающий ведущую роль в психической деятельности человека бессознательного начала и оправдывающий врождённые качества (например, агрессивность). Замечательный ученый Шарль Фуръе законом социального движения считал закон влечения страстей. Одной из наиболее распространённых в западных странах биологизаторских концепций является позиция социобиологии. Эта научная дисциплина накопила обширный материал, свидетельствующий о том, что в живой природе существуют разные формы организации подобно обществу (защита местожительства, иерархическая структура стада, передача опыта и др.). Один из её основоположников Э.О. Уилсон склонен объявить все социальные и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии, поведение социального существа предлагает объяснить, исходя только из генетической предопределённости. В плане критики биологизаторских теорий важно подчеркнуть, что определяющую роль в формировании человека играет социальная среда: развитие науки и техники, культура общества, специфика политической системы, его демократичности, цивилизованности, свободы прав человека и средств массовой информации и т.п. Вне общества человек не может развиваться. К. Маркс справедливо указывал, что ни борода, ни кровь не образуют сути человеческой организации. Человек есть отражение тех многообразных отношений и связей, которые существуют в обществе, что, однако, не даёт оснований для отождествления человека с социальными факторами его жизнедеятельности. Человек не является слепком, простым отражением социального окружения. Если бы это было так, то все люди одной культуры мало чем отличались бы друг от друга. Социальная среда «лепила» бы одинаковых людей. Но в том-то дело, что каждый человек индивидуален, своеобразие проявляется в психологии, мышлении, присущем во внутреннем мире. Общество во многом формирует человека, он при этом не оказывается сырым и податливым материал вроде глины или пластилина. Напротив, можно предположить, человек во всем богатстве присущих ему качеств и сам оказывает воздействие на характер общества, в котором он живёт. Вот почему при определении сущности человека следует исключить социологизаторское о нем представление. При рассмотрении человека как биосоциального существа следует учитывать не только психологические характеристики, но и духовное состояние. Духовная жизнь и её ценности стоят иерархически выше всех остальных ценностей человека. Это означает, что человек является таковым, когда он через своё индивидуальное бытие позволяет действовать силам более высоким, чем он сам, например, совести, вере, чести, милосердию, свободе и т.д. Как писал С. Франк: «Человек — есть существо, укорененное в сверхчеловеческой почве - таково единственное значимое определение существа человека». Эти воззрения о духовной сущности человека разделяет и Николай Бердяев. «Через внутреннюю работу личности и нации, через выработку качеств характера, - писал он, - утверждается человеческая социальность». Следовательно, говоря о человеке, пытаясь понять его, оценить его поступки, мы должны учитывать его триединую природу, потому как «магическое» триединство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное) свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода. Заключение Проанализировав сущность человека, автор пришел к выводу, что философская антропология, как и другие антропологические дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны. Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии. Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействовать созданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенного содержания. философия человек наука Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки, целостного знания, представленного многочисленными специальными науками. Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексном человековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает для частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общую теорию обществоведения и природоведения. Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания. Список использованных источников Алексеев П. В. Философия // ТК Велби. -2005. - №3. – С. 542-600. Вишневский М. И. Философия: Учебное пособие. Мн.: Вш школа, 2008. 480 с. Калмыков В. Н. Философия: Учебное пособие. Мн.: Выш. шк., 2008. 431 с. Спиркин А. Г. Философия . 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. 736 с. Рачков П. А. Человек в зеркале философии. М.:Знание, 2008. 540 с. Хаврак, А. П. Философия: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 376 с http://www.grandars.ru/college/filosofiya/biologicheskoe-i-socialnoe.html Н. В. Рябоконь, Философия; УМК-Минск; изд-во МИУ, 2009 г. Лавриненко В., 2-е издание; Философия, учебник; изд-во Юристъ 2004. Бердяев Н.А. О назначении человека; изд-во АСТ Москва, 1993. |