Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период империи Заключение Список литературы Глава 1.

  • Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима в период республики

  • Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период империи

  • Список литературы

  • Рим. Контрольная работа По дисциплине "История государства и права зарубежных стран" На тему "Государственное устройство Древнего Рима "


    Скачать 45.34 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа По дисциплине "История государства и права зарубежных стран" На тему "Государственное устройство Древнего Рима "
    Дата19.12.2022
    Размер45.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРим.docx
    ТипКонтрольная работа
    #853736


    Контрольная работа

    По дисциплине: "История государства и права зарубежных стран"

    На тему: "Государственное устройство Древнего Рима"


    Выполнил студент:

    Стрияшко Евгений Евгеньевич

    Содержание

    Глава 1. Государственное устройство Древнего Рима в период царства

    Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима в период республики

    Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период империи

    Заключение

    Список литературы

    Глава 1. Государственное устройство Древнего Рима в период царства
    Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством.

    Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.

    В древнейшую эпоху истории Древнего Рима нет чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы независимы от какой-либо организации. С начала своей истории Рим является общиной. Тем не менее следы родового строя многочисленны. Род сохраняет все свое значение, как религиозный союз: члены рода связаны единством религиозного культа. Это означает, что род может издавать постановления, налагать на провинившихся членов наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

    В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время существовала родовая общность недвижимых имуществ, общность землевладения. В историческую эпоху этой общности уже нет. Она преобразовалась в семейную собственность, оставив лишь следы в праве родового наследования и родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

    Таким образом, возникнувшее государство, охватив независимые роды, ослабило значение родовых связей, разделило роды на элементы. Такими элементами являются семьи — familiae. Этот элемент крепок пред лицом государства. Древнеримская семья представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц. Государство имеет дело только с главой семьи, который закрывает семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее, de jure он здесь неограниченный владыка. В состав семейного круга входят: жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia – это все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Внутри этой сферы глава семьи правит безгранично: имеет над всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

    Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Это были тоже переселенцы в Рим, но из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. Таковыми являются общины Латинского Союза.

    Латины не считались за чужестранцев. Они могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян, но он не имел никаких политических прав, так как не принадлежал ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб. С ростом Рима количество таких переселенцев возрастало, они оставались жить в Риме из поколения в поколение. Таким образом, рядом со слоем коренных Римлян постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом1.

    Коренное население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу "комплексную теорию":

    • Патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

    • В непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

    • Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

    Основными сторонами римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть полноправным гражданином. Следовательно, патриции, по своей первоначальной идее, отнюдь не являются классом богачей или аристократов, это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.
    Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.
    Царь (rex) является верховным владыкой государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

    Рим не является династической монархией. Возможно, что в доисторическую эпоху Рим знал царскую власть, переходившую по наследству, но с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

    После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди управляют государством до тех пор, пока не будет выбран кандидат в цари. Сенат предлагает выбранного кандидата народному собранию, которое и облекает его властью. При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников. Так же были командиры войсковых частей. На время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя.

    Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись как представители родов, членами сената. Ha это указывает совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

    Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы. Заключения сената не обязательны для царя, но они имеютх большую фактическую силу.

    По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается в утверждении сената.

    Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, то есть собрание всех взрослых полноправных граждан. В основу организации этих народных собраний положено деление на курии. Народное собрание созывается по инициативе царя, который вносит туда предложения. Эти предложения в собрании не оспариваются, а принимаются или отвергаются открытой подачей голосов. Далее в народном собрании происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые акты частноправовой жизни — усыновление и завещание. Так же в собраниях решались и важные вопросы текущей внутренней и внешней политики — например, вопрос об объявлении войны, заключении мира и т. п.

    Патриархальный характер древнеримского государственного строя исключает теорию о юридических правах народных собраний по отношению к царю2. Фактически царь во всех важных случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его верховная власть ничем не была связана.

    Ввиду наличия всех элементов, характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Так же, спорным является и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план военный элемент, другие - религиозный элемент. Все споры находят объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода все элементы заключены вместе и что еще к не сложившемуся строю нельзя применять нынешних категорий.

    Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

    К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

    В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

    Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов. Эти старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку был обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные, жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом.

    Исторические предания называют Ромула первым рексом римской общины.

    Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима в период республики
    Община «Рим»  развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных  и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

    Главной цитаделью  нобилитета и руководящим органом  республики являлся сенат. Сенаторов  обычно было 300.

    Право назначать сенаторов  принадлежало раньше царю, а затем  консулам. По закону Овиния (последняя  четверть IV в.) это право перешло  к цензорам. Каждое пятилетие цензоры  пересматривали список сенаторов, могли  вычеркивать из него тех, кто по тем  или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры  под клятвой выбирали в сенат  лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

    Сенаторы распределялись по рангам:

    • На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы;

    • Затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного).

    Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных—консулы, преторы, а позднее народные трибуны3.

    До начала гражданских  войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным  образом его социальным составом и организацией. Первоначально в  сенат могли входить только главы  патрицианских семей. Но уже очень  рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур  число их в сенате стало быстро увеличиваться.

    В III в. подавляющее большинство  сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой  влиятельной части общества.

    Между  сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат, в конце концов, попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

    Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему  принадлежало право утверждать постановления  народного собрания. После этого  года требовалось только предварительное  одобрение сенатом вносимых в  комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

    Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния  государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что  сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в. Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление  о роспуске войска,под его контролем  происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов  между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

    В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать  мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого  всю подготовительную работу4. Он отправлял  посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал  всеми дипломатическими актами.

    Сенат управлял финансами  и государственными имуществами: составлял  бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал  откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

    Сенату принадлежал  высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях  толковал знамения богов, контролировал  иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

    Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов  состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай  Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда  богатых купцов и ростовщиков).

    В том случае если должности высших магистратов, имевших  право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли  прибыть к моменту выборов  в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской  эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования  в консульских избирательных  комициях. Он исполнял свою должность  в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал  ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут  избраны консулы.

    Таким образом, сенат  являлся высшим административным органом  республики, и вместе с тем ему  принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

    Оба крупных сословных  класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным  явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально  бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

    Таким образом, оба  сословия слились в одном понятии  «римский народ». Однако осуществление  права занимать высшие государственные  должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых  плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в  противоположности к менее зажиточному  плебсу.

    Управление римской  общиной Республиканского периода  основывалось на воле народа. Поэтому  все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного  волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

    власть законодательная - право издавать за коны;

    власть судебная - право производить суд;

    власть избирательная  — право избрания магистратов;

    власть решающая - в вопросах о мире и войне.

    Решения народа по пунктам  а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или  «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был  облечен известным величием, и  преступления против общины считались  оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием  склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения  пред «величием народа».

    Свои права народ  осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

    Право участия в  комициях и подачи голос имели  все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями  римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский  комиции и трибутский комиции.

    От комиции следует  отличать созывавшиеся светским или  духовным должностным лицом свободные  собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и  сообщения или обсуждал некоторые  важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли  все присутствующие. Собирались они  обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

    Причина падения  республики в том, что она была государственной формой, которая  сложилась на базе города-государства  и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в  диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».
    Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период империи
    27 г. до н.э. принято считать началом империи. Римская империя делится на принципат и доминат.

    Принципат- это форма государственного образования, при котором сочетаются республиканские и монархические особенности.

    Доминат - форма государственного устройства, близкая по сходству с монархией.

    Октавиан, племянник Цезаря, становится первым императором и наделяет себя полномочиями принципса, т.е право стоять первым в списке сенаторов. Его власть становится неограниченной, и он выполняет все функции полноправного властителя. Власть принципса передавалась по наследству.

    С возникновением периода принципиата меняется и роль Сената. Из народных собраний сохраняются лишь трибутные, но и их созыв становится чрезвычайно редким. Сенат утратил все свои привилегии, и в его задачу входило подтверждать решения принципса. Наряду с этим, создается аппарат чиновников, где главой является совет и канцелярия самого принципса. На эти должности назначает сам глава государства из приближенных к нему лиц. В задачи канцелярии входили финансовое ведение дел, прошения, распоряжение императорским имуществом, распоряжение императорским судом и прочее.

    Главные чиновники делились на:

    • префект претория (командование гвардией)

    • префект города Рима (распоряжался полицейским отрядом)

    • префект анноны (контролировал поставки пшеницы в Рим)

    • префект вигилов (ведал пожарной охраной Рима и отвечающее за порядок в ночное время)

    • префект лагеря (комендант легионного лагеря в ранге военного трибуна)

    Так же наблюдалось видоизменение территориального устройства. Провинции были разделены на императорские и сенатские. Императорскими провинциями управлял наместник, которого избирал глава государства. Сенатскими провинциями управлял выбранный сенатор, который подчинялся и сенату и принципсу. Прибыль с сенатских провинций поступала в государственный резерв, который именовался эрарием, а доходы с императорских провинций поступали в индивидуальное распоряжение императора - фиск.

    Принципат делился на несколько этапов:

    Правление династии Юлиев-Клавдиев (27 г. до н.э. - 68 г. н.э.)

    Год четырех императоров (68 -69 н.э.)

    Правление династии Флавиев и Антонинов (69-192 гг. н.э.)

    Правление династии Северов (193-235 гг. н.э.)

    Кризис 3 века (235-284 гг. н.э.)

    Период принципата начинается с начала правления Октавиана и заканчивается правлением Юлиана Первого.

    Каждый император в период принципата внес свои преобразования в государственное устройство Рима.

    Октавиан (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) - сформировал бюрократический аппарат, укрепил границы Рима, благодаря внешней политике, период его правления можно назвать периодом расцвета живописи и искусства.

    Последующие правители (Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон) продолжали укрепление своей власти, единоличной и неотчуждаемой. При них окончательно перестали созываться народные собрания, бюрократический аппарат достиг своего пика, одобрялись наветы и прочие доносы разного характера, насилие над врагами не являлось чем-то осуждаемым, а наоборот поощрялось, и было неотъемлемой частью жизни. Положение провинций становилось хуже, так как увеличились налоги и произвол вышестоящей власти.

    Нормализация ситуации пришлась только на конец первого века. Прекратились необоснованные доносы и положение провинций заметно улучшалось.

    В 98 году н.э. к власти пришел император Траян. Благодаря императору были расширены границы Римской империи. Велось активное строительство, а так же строились укрепления и сооружения на случай войны. Заметные изменения происходят и в других сферах жизни. Вводится такое понятие как латифундия, до этого крупными, а тем более собственными, владениями никогда не пользовались5. Латифундии арендовывали колоны (мелкие землевладельцы).

    Из-за недостатка рабочей силы, рабов начали наделять некоторыми привилегиями:

    • им разрешалось заводить семью

    • для них выделялось некоторое имущество

    На годы правления Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.) выпала участь защищать границы государства от частых набегов со стороны германских племен6. Начавшийся в третьем веке внутренний кризис, обуславливался отсутствием и ослаблением центральной власти. Провинции стремились к независимости от Рима, как к политической, так и экономической. Частая смена императоров, ухудшило положение населения государства. Как следствие кризиса, наблюдается ослабление границ государства, ослабление войска, ослабление экономических и политических связей между граничащими государствами, упадок культуры. На смену периоду принципиата приходит период домината.

    После правления династии Северов, начинается династическая борьба. Борьба за власть. Наступление полувековой эпохи отсутствия централизованного управления отрицательно сказалось на обороноспособности страны, а так же жизни населения. Необходимость в преобразованиях и другой системы управления стала неизбежной. Период принципата заменяется доминатом.

    В период домината приходит к упадку рабовладельческий строй. Крупные землевладельцы усиливают свое влияние. Пропадет полисная система. В религиозной сфере тоже происходят преобразования, культ богов уходит на второй план, ему на смену приходит христианство. В третьем веке рабы учиняют восстания, с требованиями уравнять их в правах со свободным населением.

    Рим становится монархическим государством, с абсолютной властью в руках правителя.

    Государственный совет превращается в консисториум. Чиновничий аппарат делится по иерархической системе. Римом управляет префект. Префекта назначал император, и префект полностью подчинялся ему. Так же меняется и военная структура. Армия подразделяется на: подвижные и пограничные войска.

    Первым императором в пору домината является Диоклетиан (284-305 гг. н.э.). В его заслуги входит упрочнение государства. Он реформировал систему управления. Было изменение территориального устройства страны. Так же реформы коснулись и экономической сферы. Реформа налогообложения положительно повлияла на бюджет страны и населения в целом. Налоги взимались больше не натуральным продуктом, а валютой. В округах был введен размер землевладения и количество лиц, которые могут обрабатывать землю. Административная реформа тоже положительно повлияла на государственное устройство. Империя была разбита на две части: западную и восточную. Диоклетиан назначил себе управляющего- цезаря. А цезарь назначил, в свою очередь, управляющего себе. Родилась система четырехвластия.

    В период абсолютной монархии происходит возвеличивание правителя. К нему обращались, начиная со слов "господин". Так же было неотъемлемой частью жизни, приближенного к правителю общества, величие и пышность придворных церемоний.

    Во время правления императора Константина (306-337 гг. н.э.) окончательно закрепилась абсолютная власть правителя. Именно в это время начиналось заложение основ христианства, как государственной религии. Христианство было принято наравне (равноправной) с другими религиями. Центром Римской империи становится Византия. В честь себя Константин переименовал город в Константинополь. Благодаря денежной реформе, валюта стабилизировалась, и денежный оборот набирал силу. В военной сфере тоже наблюдался ряд преобразований: военная профессия становилась наследственной. Административная реформа, которую начинал Диоклетиан, была закончена.

    Было ликвидировано четырехвластие. В двух участках Рима были образованы префектуры, которые управлялись префектами. Военная власть осуществлялась военными магистрами - два руководителя пехоты и два руководителя конницы. Префектуры в свою очередь делились на диоцезы, которые возглавлял викарий. А в провинциях диоцезами управлял ректор. На смену старым традициям пришли новые, что повлияло на гармоничное развитие эпохи домината. Доминат опирался на: армию, бюрократический аппарат и христианство.

    Последним императором становится Феодосий первый (379-392 гг. н.э.). Он официально провозгласил христианство государственной религией. Осуществлялось гонение неверующих, разрушение иных храмов, запрет на проведение Олимпийских игр. На смену Феодосию пришли два его сына. Они разделили римскую империю на две части - Западную и Восточную. Раздел империи носил спасительный характер. Братья подразумевали, что благодаря, разделу государства они предотвратят падение рабовладельческого строя, который так был необходим для землепользования. Но восстания не прекратились, а только ожесточились, что особенно коснулось Западной части Рима.

    Восточная часть империи именовалась Византией. Западная часть Рима постепенно распадалась, под влиянием набегов. Многочисленные вторжения варварских племен окончательно подавили величие Западного Рима и в 476 г. разрушили его.
    Заключение
    На протяжении нескольких веков Рим испытывал и взлеты, и падения. Как и каждое государство, Рим переживал и междоусобицы, и казнокрадство, и всяческого рода ошибки. Но наряду с этим, с каждым годом величие Рима росло. От маленького городка, его территории разрослись до целой империи. Благодаря реформам и преобразованиям великих правителей и политиков: Цезаря, Сулла, Братьев Гракх, Сервия Тулия и многих других, возросла роль Рима на международной арене. С каждым из периодов происходили свои переустройства и в военной сфере, и экономической, и политической, и сословной, и культурной.

    Аграрные реформы, дали некоторую свободу для порабощенного населения. Крестьяне могли возделывать земли и жить за счет своего натурального хозяйства. Что касается роли Сената, то с каждой эпохой, ее ждали и величие и падение. В эпоху республики его влияние существенно возросло и функции, которыми наделялся Сенат охватывали все сферы жизни общества. После борьбы патрициев и плебеев, роль Сената была несколько ограничена, но своего весомого значения он не терял. В эпоху империи роль Сената уменьшается, и необходимость в Сенате отпала, власть полностью переходит в руки одного правителя.

    С каждой осуществленной реформой Рим делал шаг к укреплению государства и его границ. Военная мощь государства была практически непоколебима. Рим не только присоединил к своим границам Италию, но и полностью разрушил великую державу-Карфаген.

    В период существования Рима были возведены прекрасные строения: Святилище Фортуны Перворожденной, Колизей, Пантеон, Базилика Константина и многие другие прекрасные строения. Некоторые сооружения сохранились и по наши дни. Рим отличался своим новаторством в техники, строительстве и прочих областях. Именно мастера Рима придумали: бетон, освещаемые туннели, зебру, центральное отопление, дороги и прочие гениальные сооружения.

    Организация государственного устройства Древнего Рима была структурирована и высокоорганизованна, его сплоченность и военная мощь, помогали в расширении территорий и возвеличивании страны среди других государств.

    Список литературы:

    1. Ковалев С. И. История  Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986.

    2. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.: Наука, 1987.

    3. Санчурский Н. В. «Римские древности». – М.: Издательство Московского университета, 1995.

    4. Трухина Н. Н. «История Древнего Рима». – М.: Русское слово «Владос», 1996.

    5. Макашов И. Н., Овчинников Н. В. «Управление в древних цивилизациях». – М.: Компания Спутник+, 2004.

    6. Габитов М. Р. «Становление основ западной модели государственности и права в Древнем Риме» // Право и государство. – 2006. –  № 10.




    1 Ковалев С. И. История  Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986.

    2 Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.: Наука, 1987.

    3 Санчурский Н. В. «Римские древности». – М.: Издательство Московского университета, 1995.

    4 Трухина Н. Н. «История Древнего Рима». – М.: Русское слово «Владос», 1996.

    5 Макашов И. Н., Овчинников Н. В. «Управление в древних цивилизациях». – М.: Компания Спутник+, 2004.

    6 Габитов М. Р. «Становление основ западной модели государственности и права в Древнем Риме» // Право и государство. – 2006. –  № 10.


    написать администратору сайта