ывфываы. История гос и права России СмирновВС. Контрольная работа По дисциплине История государства и права России Вариант 21 зачетной книжки з2022
Скачать 66.5 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФКОУ ВО ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ) Кафедра государственно-правовых дисциплин № 21 15.11.2020 Контрольная работа По дисциплине: История государства и права России Вариант № 21 № зачетной книжки З-2022 Специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность Выполнил Смирнов Виктор Сергеевич, прапорщик внутренней службы обучающийся группы ПД-Зз-20-11 I курса, отделения заочного обучения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми младший инспектор отдела охраны г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д. 306, кв. 140 Отметка о зачете __________________ _____________ (зачтено, не зачтено) (дата) Пермь 2020 Содержание Введение 3 1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II 5 2. Реформы Екатерины II как осуществление политики «просвещенного абсолютизма» 9 3. Новый юридический статус дворянства 11 Заключение 14 Список литературы 16 ВведениеАктуальность обращения к прошлому определяется насущной необходимостью понимания настоящего, понимания и интерпретации того, что совершается сегодня, в связи с тем, что интегральным элементом культуры является изучение образовательных и культурных ценностей общества. XVIII век вошел в историю европейской цивилизации как эпоха Просвещения, которая стала самым важным поворотным пунктом в идеологическом, философском, культурном и духовном развитии Европы. Время, названное эпохой Просвещения, вся логика его формирования ассоциировалось с дальнейшим развитием гуманистических традиций Возрождения и рационализма XVII века во всех сферах общественной жизни в Европе. В центре дискуссий эпохи Просвещения был человек, развитие технологий с целью изменить его мировоззрение, социальное поведение, чтобы создать позитивную, независимо от его сословия, систему ценностей, которая может стать эталоном для развития качественно иного культурного пространства народов Западной Европы. Наиболее яркой представительницей идей Просвещения в России была императрица Екатерина II. Время правления Екатерины II и ее личность на разных этапах отечественной историографии получали различные оценки – от панегирических до резко критических. Идейно-политические взгляды и деяния Екатерины оценивались то как умеренно просветительские и либеральные, то как консервативные и даже реакционные. Став императрицей, Екатерина столкнулась с реалиями управления огромной самодержавной империей, величие которой необходимо было укреплять и приумножать. Она видела, что страна нуждается в конкретных реформах – в области внутреннего управления, экономики, сословной организации, образования. Цель работы – изучение темы «Просвещенный абсолютизм» в России». Задачи: 1. Рассмотреть основные черты просвещенного абсолютизма Екатерины II. 2.Проанализировать реформы Екатерины II как осуществление политики «просвещенного абсолютизма». 3. Охарактеризовать новый юридический статус дворянства. 1. Просвещенный абсолютизм Екатерины IIПервые годы правления Екатерины II (1762 – 1796), взошедшей на трон в результате дворцового переворота, прошли под знаком «просвещенного абсолютизма». В России причинами проведения политики «просвещенного абсолютизма» были: Устремление высшей власти продолжать модернизацию страны и, соответственно, сформировать возможности для развития промышленности, торговли, третьего сословия. Понимание необходимости привести систему государственного управления, уровень культурного развития в соответствие с «духом времени». Острота социальных противоречий и необходимость принятия мер по смягчению недовольства низших классов при сохранении абсолютистского государства. Просветительские взгляды самой Екатерины. В то же время Екатерина II, придя к власти, очень быстро перешла на позицию традиционализма. Она утвердилась в вере и не уставала постоянно подчеркивать, что Россия должна следовать своему собственному пути национального развития. «Подумайте только, что эти законы, – писала императрица, – должны служить и для Европы и для Азии; какое различие климата, жителей, привычек, понятий. Ведь это целый особый мир: надобно его создать, сплотить, охранять»1. Императрица, которая понимала шаткость своего положения, решила предложить собственную программу правления. Фундаментом этой программы, своего рода идеологическим оформлением, был «Наказ» (1767) депутатам Уложенной комиссии. «Наказ» - это попытка использовать некоторые просветительских идей, объединяя их с идеями немецкого консерватизма о порядке и стабильности на первом месте. Их гарантом было государство в лице абсолютного монарха, который знает, как обеспечить «общее благо» и гарантирует свободу каждого человека. В «Наказе» Екатерина отвергла теорию естественного права, поскольку она подразумевала необходимость уничтожения сословий и всеобщее равенство. Екатерина только заявила о некоторых естественно-правовых положениях. Цель государства была «не та, что у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большого ото всех добра»1. Екатерина отвергла теорию «общественного договора» с ее идеей суверенитета народа как несоответствующую ее прагматическим интересам. Это было оправдано необходимостью существующей системы в России. «Чтобы сохранить, писала в Наказе Екатерина, начальные основания учрежденного правления невредимыми, надлежит удержать государство в его настоящем величии; и сие государство разрушится, есть ли начальные в нем переменятся основания». Идея органичности самодержавия для России была доминантой «Наказа». «Всякое другое правление, утверждала императрица, было бы в России вредно и разорительно». Самодержавная монархия, традиционная форма правления, которой, по словам Екатерины II, уже из-за этого нужно сделать предпочтение, соответствует той же естественной позиции, природе страны, социальным потребностям русского народа. Поэтому в России «огромное государство приобретает самодержавную власть в той особе, кто ей управляет, и никакая другая сила не может действовать подобно пространству столь великого государства». Екатерина провозгласила, что намерение и результат авторитарного правления «слава граждан государства и императора»2. Чтобы доказать необходимость самодержавия в России, императрица использовала некоторые идеи французских просветителей, в частности Монтескье, о том, что для страны с пространственной территорией подходит только монархическая власть. Но просветители отличали монархию от самодержавия, а Екатерина не разделяла эти понятия. Неограниченная самодержавная власть, по словам императрицы, объясняется географическим положением и природой России. Поэтому монарх в России является источником «всей государственной и гражданской власти». Наличие самодержавной власти в руках правителя является ключом к защите общества и его жизни. Он, и только он, представляя все объединенное общество, держит всю власть в своих руках, издает и интерпретирует законы. По словам Екатерины, автократическая монархия, необходимая и естественная форма правления в России, была предложена законом своей истории, воплощением мудрости предыдущих поколений, выбравших эту политическую систему для России. Поэтому самодержавие должно быть защищено и усилено. Неотъемлемой частью самодержавно-монархической идеологии, разработанной Екатериной II, была религиозно-православная константа Божьего установления Высшей самодержавной власти. Во многих законодательных актах 60-х годов XVIII века было сказано, что монарх получает власть от Бога, который, владея Царством, дает власть тому, кто хочет. Положение о получении власти от Бога дало Екатерине религиозное освящение. Получение власти монарха на земле не зависит от какого-либо человека или общества. Поэтому сила, данная Богом монарху, является суверенной, самодержавной и неограниченной. Монарх никому не подотчетен и не может быть никем ограничен. Главным мотивом его деятельности может быть только его личное благоизволение. Власть самодержец получает, чтобы обеспечить «общее благо» и в этом смысл самодержавного правления. «Общественное благо», изложенное в манифестах и постановлениях Екатерины, достигается только благодаря достижению «государственного блага». Из этого следовало, что если правитель сделает все ради блага государства, тогда будет обеспечено благо всего общества и каждого его члена. Это достигается путем издания монархом законов о том, что люди должны «пытаться сохранить неприкосновенность»1. Достижение блага государства, «блаженства каждого», требовало беспрекословного послушания его подданных. Государственная «свобода» была отождествлена со спокойствием духа подданных, которые боялись бы только законов, изданных монархом. Общество, согласно «Наказу», не может ограничить власть самодержца, поскольку оно, эта власть, действует в пределах «своих собственных позиций». Все ограничения на власть монарха, который «смиренно и снисходительно» управляется, должны носить исключительно этический и политический характер. Правителю, утверждала Екатерина II, в его законодательной практике следует не только считаться с принципом разумности принимаемого решения, ему необходимо опираться на «дух народа», так как чувства людей, их привычки, опыт, предубеждения против нового станут основой обеспечения их полного и «сознательного повиновения закону». В «Наказе» рассуждения о «всеобщем благе были оформлены в стиле философской риторики века Просвещения, а провозглашение самодержавия единственно возможной формой правления носило отнюдь не рекомендательный характер. Видеть в самодержавии единственно возможную и необходимую форму правления Екатерина обязывала всех своих подданных. Теоретические построения императрицы базировались на идеях консерватизма. Вскоре после прихода к власти в поисках улучшения системы управления Екатерина II поручила Н. И. Панину разработать проект политической реформы. Он представил проект, по которому Сенату было предложено разделить его на 6 отделов или департаментов. Панин также счел необходимым создать Совет из 6 или 8 императорских советников, через который должны были пройти все дела, относящиеся к компетенции высшей власти. Проект был основан на идее законной монархии и стремлении ограничить произвол власти монарха. Идею создания Совета императрица отвергла. Но разделение Сената на 6 отделов для оптимизации его работы было выполнено в 1763 году1. Таким образом, Императрица ослабила Сенат как законодательное учреждение, сделав его просто «хранилищем законов». Сенат стал одним из их административных органов. Итак, уже в начале царствования Екатерина сосредоточила в своих руках всю законодательную и большую административную власть. Она осуществлялась через генерал-прокурора, чья власть укрепилась, и его собственное отделение со статс-секретарями. Однако в 1768 году императрица создала Совет при императорском дворе, который стал, однако, только самым высшим совещательным и распорядительным органом при ней. 7 (18) ноября 1775 года императрица Екатерина II опубликовала «Учреждение для управления губерний Российской империи», согласно которому в 1775-1785 гг. была проведена радикальная реформа административно-территориального деления Российской империи. 2. Реформы Екатерины II как осуществление политики «просвещенного абсолютизма»Главная цель губернской реформы 1775 года состояла в том, чтобы упрочить власть дворянства на местах и не допустить крестьянские восстания. Были выделены институты управления провинциями Российской империи, утвержденные 7 ноября 1775 года. До 1775 года провинции Российской империи были разделены на провинции, а провинции на уезды. Согласно новому указу, губернии были разделены только на уезды, провинции ликвидировались. Главная цель реформы заключалась в том, чтобы адаптировать новую администрацию к фискальным и полицейским вопросам. Накануне реформы административно-территориальное деление России было следующее: 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проведенная реформа планировала осуществить разукрупнение губерний1. Влияние идей Просвещения также проявилось в создании Губернского приказа общественного призрения, состоящего из избранных представителей трех классов и обязанного помочь населению в строительстве и обслуживании школ, больниц, детских домов и т. д .; в 80-е годы были предприняты реальные шаги для создания организованной системы школьного образования. В 25 провинциях были организованы основные (четыре класса) и небольшие (двухклассные) народные училища Всего было создано около 400 народных училищ. Экономические воззрения Екатерины базировались на учении физиократов и «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. В замыслах Екатерины экономические преобразования носили более широкий характер, чем в «Наказе». Хотя реализовать их программу полностью не удалось, многое было проведено в жизнь. В 60-е гг. были ликвидированы государственные монополии в ряде отраслей производства, упрощен порядок создания предприятий. В 1775 году Манифест Императрицы объявил свободу предпринимательства. Предприятия получили право свободно открываться без разрешения правительства и регистрации. В 1780 году была утверждена частная собственность на фабрики и заводы. Екатерина II играла инициативную роль в развитии культуры, в этой области она всегда была «законодателем моды». Это особенно затрагивало области образования и воспитания. Императрица всегда стремилась повлиять на умы граждан, чтобы создать необходимое самодержавие общественного сознания. Императрица была инициатором школьной реформы (1782-1787), которая позволила охватить больше людей системой государственного образования. Смысл этой реформы заключался в том, чтобы сформировать сознание граждан «научиться подчиняться, то есть не произносить и не спорить никогда о поведении или намерениях своих начальников»1. Под воспитанием «истинных сынов Отечества» Екатерина понимала воспитание покорного власти, преданного самодержавному монарху и законам, ревностного слугу и работника, имевшего некоторые знания для успешного выполнения своих обязанностей перед государством. Понимание чувства социального долга, личного достоинства, трудолюбия, порядочности, нравственности и нравственности было тем, что императрица была полна консерватизма, не согласующегося с буржуазной природой культуры и этики Нового времени. 3. Новый юридический статус дворянстваВремя правления Екатерины II по праву вошло в историю как «золотой век российского дворянства». Жалованная грамота дворянству 1785 г. собрала воедино все привилегии дворянства и укрепила его доминирующее положение в политике и экономике. Дворянское звание, согласно Грамоте, неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Лишить дворянского звания могли только в случае совершения некоторых уголовных преступлений. Их перечень был исчерпывающим и не мог расширяться ни при каких обстоятельствах: нарушение клятвы; измена; разбой; воровство всякого рода; лживые поступки; преступления, за которые закон предусматривал лишение чести и телесное наказание; подстрекательство к совершению перечисленных преступлений другими. При этом: «Дело благороднаго, впадшаго в уголовное преступление и по законам достойнаго лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества»1. Дворяне имели право на дворянское достоинство, защиту чести и жизни, освобождались от государственной службы. Дворяне четко выделились от других сословий: для них были отменены пытки и телесные наказания, только дворяне могли владеть землей, ее недрами, крепостными. Они имели право на самоуправление и суд. Жалованная грамота дворянству доказывала насущную потребность русского абсолютизма укрепить свою социальную поддержку в условиях надвигавшихся классовых противоречий. Дворяне освобождались от любых налогов, постоя солдат. Они могли беспошлинно вести оптовую, в том числе международную, торговлю, заводить мануфактуры и т. д. Екатерина предусмотрела, что выборными предводителями дворянских обществ и другими выборными должностными лицами могли быть только мужчины с 25 лет, имевшие определенное число крепостных душ и определенный чин за государственную службу. Это заставляло часть дворян служить или числиться на службе. Дворяне могли создавать свои общества – Дворянские Собрания, которые наделялись имущественными (обладали капиталом и недвижимой собственностью) и политическими (могли подавать свои «прожэкты» императору) правами. В состав Собрания входили все дворяне, у которых были имения в данной губернии. Управлял дворянским самоуправлением губернский предводитель дворянства. Кандидата на этот пост выдвигало раз в три года само Собрание. Утверждал кандидатуру губернатор или представитель монарха в губернии. В городах каждая из шести категорий горожан имела свой статус. Большинство рядовых горожан несли подушную, рекрутскую и другие повинности, составляли податное сословие. ЗаключениеТаким образом, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Правление Екатерины II считается эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл эпохи «просвещенного абсолютизма» заключался в абсолютном и непоколебимом утверждении «сильной монархии», которая является единственной, способной осознать социальные потребности «в блаженстве и благополучии каждого». Истинное содержание вышеуказанной формулы лежит в знаменитой Жалованной грамоте дворянству Екатерины 1785 года, которая решила почти все ранее выраженное недовольство этого класса, положила конец длительному процессу законодательной регистрации прав и преимуществ. В XVIII веке Екатерина созвала Уложенную комиссию, целью которой было устранить существующие недостатки в законодательстве и выявить потребности и отношения в обществе. С большим энтузиазмом императрица начала создавать новое Уложение, основанное на принципах новой философии и науки, открытых для современной эпохи Просвещения. С этой целью она инициировала подготовку своих знаменитых указаний, полученных в исторической литературе под названием «Наказ». Жалованной грамотой дворянству Екатерина оформила привилегированный статус этого сословия. Важной областью политики Екатерины II были меры по содействию образованию и культуре. Просвещенный абсолютизм в России был формой временного компромисса государства и общества. Анализ системы мировоззренческих ценностей и практики Екатерины позволяет утверждать, что после 1762 г. происходит достаточно быстрая их эволюция, доминирующими становятся принципы консерватизма, а просветительские идеи отходят на второй план либо принимают декларативный характер. В идейном плане Екатерину можно отнести к умеренным консерваторам, испытавшим влияние идей Просвещения, а в практической деятельности – к консервативным реформаторам. Став императрицей, Екатерина столкнулась с реалиями управления огромной самодержавной империей, величие которой необходимо было укреплять и приумножать. Она видела, что страна нуждается в конкретных реформах – в области внутреннего управления, экономики, сословной организации, образования. Однако все более очевидным для нее становилось и то, что проводить преобразования, напрямую претворяя в жизнь идеалы просветителей, в России невозможно и чревато лишь потерей власти. Отказ от многих идей, которые Екатерина усвоила во время чтения просветительской литературы, был неизбежен. Список литературыБаженова Т.П. Русское Просвещение как проявление европеизации русской культуры // Аналитика культурологии. – 2014. № 1. – С. 95-96. Бессарабова Н.В. Взаимоотношения государства и общества в российской империи в эпоху Екатерины Великой // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 4. С. 102-121. Долгих А.Н. Императрица Екатерина II, просвещенный абсолютизм и крестьянский вопрос в России во второй половине XVIII века // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 2 (11). С. 7-15. Кузнецов И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. - М.:ИНФРА-М, 2017. – 639 с. Моряков В.И. Екатерина II - просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 3. – С. 9-26. Орлов А. С. История России : С древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2016. – 541 с. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – СПб. : Кристалл, 2014. – 838 с. Стрельцов А.А. Парадоксы русского просвещения / А.А. Стрельцов // История и современность. – 2015. – № 1 (11). – С. 61-77. 1 Баженова Т.П. Русское Просвещение как проявление европеизации русской культуры // Аналитика культурологии. – 2014. № 1. – С. 95. 1 Стрельцов А.А. Парадоксы русского просвещения / А.А. Стрельцов // История и современность. – 2015. – № 1 (11). – С. 61. 2 Баженова Т.П. Русское Просвещение как проявление европеизации русской культуры // Аналитика культурологии. – 2014. № 1. – С. 95. 1 Моряков В.И. Екатерина II - просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 3. – С. 9. 1 Бессарабова Н.В. Взаимоотношения государства и общества в российской империи в эпоху Екатерины Великой // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 4. С. 102. 1 Орлов А. С. История России : С древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2016. – С.348. 1 Платонов С. Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – СПб. : Кристалл, 2014. – С.523. 1 Кузнецов И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. - М.:ИНФРА-М, 2017. – С.511. |