Главная страница
Навигация по странице:

  • Уи́льямХо́гарт

  • «Карьера шлюхи», 1732г.

  • Гравюра

  • «Модный брак»

  • Слайд «Заключение брачного контракта».

  • Слайд «Вскоре после свадьбы».

  • Слайд «Визит к шарлатану»

  • Слайд «Дуэль и смерть графа»

  • Слайд«Смерть графини» - развязка.

  • «Ирония и сатира Хогарта» урок МХК. Тема (2). Ирония и сатира Хогарта


    Скачать 53 Kb.
    НазваниеИрония и сатира Хогарта
    Анкор«Ирония и сатира Хогарта» урок МХК
    Дата05.09.2019
    Размер53 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТема (2).doc
    ТипДокументы
    #85987

    Тема:«Ирония и сатира Хогарта»

    «Поставил автор цель благую – лечить испорченность людскую».

    Д.Свифт.

    «…высокая комедия не основана единственно на смехе…

    И нередко близко подходит к трагедии…»

    А.С.Пушкин.

    Уи́льямХо́гарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

    Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком.

    Хогарт родился в семье школьного учителя. Детство его прошло на «чердаке и дворе лондонской трущобной улицы», «школу грамотности» прошел в мастерской маляра. Но он знал античную мифологию, бойко цитировал античных классиков. В юности Хогарт был подмастерьем резчика по серебру, страстно увлекался театром, открыл граверную мастерскую, делал геральдические рисунки на подносах и мечтал о большой живописи.

    Он бы мог стать модным живописцем, выполнять заказные портреты, салонные картинки для украшения гостиных. Но он стал:

    - наблюдательным и правдивым нравописателем своего времени,- утверждают одни исследователи его творчества.

    - художником, который, подобно Свифту, стремился совершенствовать человеческий род и рассказывать о жизни как участник и судья, -считают другие

     Призрак нищеты витал над Хогартом всю жизнь, вот почему он старался не упускать ни одной возможности заработать. Под его эгидой нередко проводились благотворительные лотереи и аукционы. Именно Хогарт первым поднял вопрос о защите авторских прав и добился принятия соответствующего закона. Хогарт проявил себя и в качестве теоретика искусства, выпустив трактат «Анализ красоты». И, тем не менее, все его попытки утвердиться в качестве живописца, терпели неудачу: публика воспринимала мастера исключительно в качестве гравёра. Скончался Уильям Хогарт от аневризмы аорты в возрасте 67 лет.

     

    -В Лондоне, как известно, к чудакам привыкли, а способность скрывать удивление англичане относят к числу национальных добродетелей. И все же многим казался странным этот молодой человек, в меру полный, маленького роста господин, неторопливо прогуливающийся по Сити. То есть в нем самом ничего странного не замечалось: костюм его отличался опрятностью, пряжки на башмаках блестели, парик был уложен аккуратными буклями. Но он вел себя странно: на некоторых прохожих смотрел с неприличным и даже вызывающим вниманием, затем, не сказав ни слова, поворачивался на каблуках, отходил куда-то под арку ворот и там что-то сосредоточенно и торопливо царапал карандашом на ногтях левой руки. За спиной он слышал насмешки и даже ругань. Есть в его поведении что-то подозрительное и раздражающее. Но он привык к насмешкам в свой адрес и не обращал внимания на гнев публики. Он настойчиво учился запоминать увиденное с помощью простейших графических формул, двух-трех штрихов, определяющих движение и поворот фигуры. Потом торопился домой и, положив перед собою четвертушку бумаги, вглядывался в едва заметные черточки на ногтях. И эти палочки, запятые постепенно возвращали ему мгновение, почти исчезнувшее впечатление.

    Он приходил в школу рисования с больной от напряжения головой, полной мыслей, не интересовавших его коллег. Он чувствовал себя изгоем. Быть может, именно тогда проявилось впервые в его характере мужество. Мужество быть самим собой.

    Пройдут годы, и этот человек напишет картины, которые, без сомнения, можно отнести к лучшим произведениям эпохи Просвещения. Имя этого человекаУильям Хогарт.

    Звучит «Шутка» Баха, на экране слайд с «Автопортретом с собакой» 1745г.

    «О, как ты мне нужен, насмешник Хогарт.

    Я слышал, что ты большой весельчак…

    И хотя мы с тобой не знакомы,

    Тебе бы следовало попробовать свой резец

    На этой отвратительной компании дураков,

    Рисуй своих скотов, как я их описываю,

    Рисуй их черты, а я их буду высмеивать.

    Делай их похожими: уверяю тебя, к карикатуре незачем будет прибегать.

    Изобрази их так, чтобы каждый из нас мог понять их души по портретам».

    Д.Свифт «Клуб легионов».


    - Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с творчеством загадочного У.Хогарта и постараемся выяснить, последовал ли молодой художник совету Свифта.

    (Запись темы урока и эпиграфа.)

    - Почему же известный всей Англии грозный сатирик Свифт обращается к еще молодому неизвестному художнику?

    Живописец и гравер Хогарт возьмется за перо, чтобы создать книгу «Анализ красоты», где изложит свои взгляды на задачи живописи и способы запечатлеть жизнь людей.

    Хогарт пишет: «…обратился к совсем новому жанру, а именно к написанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области, еще вовсе не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

    Хогарт против всякой «нормы» в традициях прошлого. Форма тогда прекрасна, когда соответствует внутреннему содержанию произведения. Содержание должно учитывать проблемы, которые ставит перед обществом время.

    «Я начал ставить природу выше лучших произведений искусства»,- пишет Хогарт.

    Художник стремился представить то, что совершается в действительности повседневной жизни, запечатлеть «сцены с улицы, с рынка, из кабака…» Таким образом, он пытался изобразить изнанку пышности и величия. А эту изнанку жизни Хогарт знал хорошо.

    Сообщение некоторых фактов биографии художника.

    -Хогарт родился в семье школьного учителя. Детство его прошло на «чердаке и дворе лондонской трущобной улицы», «школу грамотности» прошел в мастерской маляра. Но он знал античную мифологию, бойко цитировал античных классиков. В юности Хогарт был подмастерьем резчика по серебру, страстно увлекался театром, открыл граверную мастерскую, делал геральдические рисунки на подносах и мечтал о большой живописи.

    Он бы мог стать модным живописцем, выполнять заказные портреты, салонные картинки для украшения гостиных. Но он стал:

    - наблюдательным и правдивым нравописателем своего времени,- утверждают одни исследователи его творчества.

    - художником, который, подобно Свифту, стремился совершенствовать человеческий род и рассказывать о жизни как участник и судья, -считают другие

    -Кто же прав?

    Обратимся к творчеству Хогарта, чтобы ответить на этот вопрос.

    - В жизни каждого художника наступает время, когда он становится самим собой. Хогарт стал Хогартом, когда опубликовал серию из гравюр под очень рискованным названием «Карьера шлюхи», 1732г.

    То была первая из знаменитых гравированных серий Хогарта – явление в Англии еще невиданное. Серия откровенно издевалась над современными нравами.

    Не случайно ее называют драмой (имеет акты, завязку, кульминацию, финал, множество действующих лиц, разработка декораций): «Я старался трактовать мои сюжеты, как драматический писатель: моя картина, моя – сцена, а мои мужчины и женщины – мои актеры, которые посредством жестов должны изображать пантомииу».

    Эта серия была написана на холсте, но почти сразу художник объявил подписку на серию гравюр.

    -Зачем?

    Вспомним, что такое гравюра.

    (Работа над понятием гравюры.)

    Гравюраэто вид графического искусства. Печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске. С одной доски можно напечатать огромное количество оттисков.

    -Зачем же Хогарт открывает подписку? (Хотел воздействовать на большое количество людей.)

    Первая серия гравюр мастерски высмеивает пороки общества. (Вспомним эпиграф!)

    Герои первой серии – простые люди, но художник не боится проникнуть и аристократическую среду.

     В 1744 г. Хогарт пишет еще одну серию гравюр«Модный брак»,которую считают шедевром. Эти 6 холстов, известных всему миру, являются украшением Лондонской национальной картинной галереи. Войдем в театр Хогарта и посмотрим драму в 6 действиях «Модный брак».

    Работа над серией «Модный брак».

    Слайд «Заключение брачного контракта». (Название картины пока детям не называется.)

    -Это завязка.

    -Куда нас приглашает войти Хогарт ?(В очень богатый шикарный дом.)

    -Кто хозяин шикарного дома?(Это дом аристократа. Справа сам аристократ, он модно, красиво одет, одна нога на скамейке, вероятно, мучает подагра – аристократическая болезнь. Графская корона украшает балдахин над креслом и рамы картин, и кастиль, и скамейку.)

    -Что он держит в руках ?(Длинный сверток. Если приглядеться, увидим изображение «древа») его рода, он потомок древнего аристократического рода и этим горд. Вспомните, как Дефо посмеялся над кичливостью аристократов в памфлете «Чистокровный англичанин»: «…А рыцари? Их нет у англичан. Бесстыдством, золотом здесь купишь пэров сан…»

    Кто сидит слева, что можно о нем сказать?(Вероятно, это гость. Он сидит на краешке стула. Одет скромно, как подобает купцу, человеку деловому. Коммерсант уныло смотрит на уплывающее от него золото. Он едва не забыл, что у него в руке долгожданная бумага – «Брачный контракт». Картина так и называется.

    Вот теперь все становится ясно: заключается взаимовыгодная сделка после вступления в брак купец приобретает титул, а аристократ – деньги, которых ему так не хватает (за окном мы видим приостановленную стройку). Не случайно имя графа Скуондерфилд – он скуондер - проматыватель.)

    - Где жених и невеста? (Они слева. Картина делится как бы на 2 части).

    -Что разделяет картину? (Цвет. Справа – чистые, теплые тона одежды.)

    -А слева какие цвета? (Голубой, белый, черный. Это холодные тона. И это не случайно. Молодые не любят друг друга. Ими торгуют, продают, покупают. Невеста находится рядом с женихом, а смотрит на обольстительного стряпчего мистера Сильвертанга (от англ. Серебряный язык). Запомните этого юриста, мы еще с ним встретимся. )

    - На картинах Хогарта всегда много деталей, и они многозначительны. (Работа над деталями картины: пара собачек, свиток в руках аристократа, говорящие имена).

    - Когда мы смотрим на картину, глаз легко ориентируется на холсте и переходит от главного к второстепенному согласно воле художника.

    Художник не оставляет на этом своих героев, а продолжает наблюдать за ними. Последуем за ним.

    Развитие действия происходит в следующих трех картинах.

    Слайд «Вскоре после свадьбы».

    Перед нами ленивое утро, хотя далеко за полдень. Заспанная виконтесса расположилась пить кофе перед камином. Но вот явился после весело проведенной ночи виконт, он развалился в кресле. Даже не замечает, что собачонка вытаскивает у него из кармане дамский чепчик.

    Слайд «Визит к шарлатану»- свидетельство постыдной жизни . Виконт привел к доктору двух дам, возможно, их привела «дурная болезнь».


    Слайд «Будуар графини».

    Да, именно графини. Графская корона теперь красуется повсюду. Здесь много действующих лиц: колоритная фигура певца в яркой одежде, женщина. Во время утреннего туалета графиня принимает гостей и развлекает их концертом. Приглашены модные в Лондоне итальянский певец Франческо Бернарди, немецкий флейтист Вейдман.

    - Зачем Хогарт вводит в картину реально живших людей? (Чтобы убедить зрителя в реальности, правдивости изображенного).

    Сама графиня ведет томную беседу с мистером Сильвертангом. Скорее всего, они договариваются о свидании.

    Слайд «Дуэль и смерть графа» - кульминация драмы.

    Граф застает жену в доме свиданий в объятьях любовника и умирает от удара шпаги. А Сильвертанг, блеснув голыми ногами, выпархивает в окно. Но его тоже ожидает смерть, петля, ведь он убил аристократа.


    Слайд«Смерть графини» - развязка.

    Графиня возвращается в дом отца, обесчещенная, одинокая.

    Здесь она выпивает яд. Ее дочь с изуродованной ногой уже не станет продолжательницей династии. Теперь даже деньги деда не купят ей счастливого замужества. Отец занят тем, что снимает кольцо с дочери, которая доживает последние минуты.

    А за окном мы видим ясный светлый пейзаж. Безмятежно течет Темза. Спокойное движение времени продолжается там, далеко.

    Вывод:в этой серии был осмеян, низведен с пьедестала, развенчан аристократический класс, буржуа. В мире, где чувства продажны, как и титулы, не может быть благополучия, счастья.

    -На следующем уроке мы познакомимся еще одним циклом Хогарта «Выборы в парламент».

    Домашнее задание: 1) вспомнить из курса истории о двух английских партиях – вигах и тори ,2) познакомиться самостоятельно с картиной «Слуги Хогара» и выяснить, чем отличается эта картина от уже знакомых вам, 3) повторит принципы Просвещения.


    написать администратору сайта