проф. этика. реферат. Методы изучения профессиональной этики юриста
Скачать 55.87 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Зачетная (экзаменационная) работа № 1Дисциплина: Профессиональная этикаРеферат по теме №12 Тема: Методы изучения профессиональной этики юриста. Выполнил(а): Мацковская Алина Александровна 40.03.01 Юриспруденция «Гражданское право» Группа:ЮС-2521(2) Проверил(а): _________________ (дата) Омск – 2022 ОглавлениеЗачетная (экзаменационная) работа № 1 1 Дисциплина: Профессиональная этика 1 Введение Профессиональная этика юриста является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики. Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции. Юридическая этика использует в качестве методологии совокупность подходов научного исследования, которая составляет методологическую основу. Первый подход – диалектический, который позволяет изучать объект в его развитии, противоречии. Диалектика включает в себя понимание того, что многие явления дополняют другие, и развитие явлений происходит только из-за дополнения - принцип дополнения. Следующий подход – системный. В данном случае обязательно изучение не целого, а поиски взаимосвязанных вещей. Поэтапное сопоставление систем морали и права убедительно показывает действие принципа дополнительности при каждой конкретной связи. Целью исторического подхода является установление первоначального происхождения того или иного социального явления. Специфические методы применяются главным образом для исследования конкретных нравственных проблем, в том числе и профессиональной деятельности. Принципиальной особенностью является то, что они применяются на основе методологии и возникают реальным проявлением общего в конкретном. Особенно большое значение для исследования профессиональной этики имеют социологические методы исследования (анализ различных статистических материалов, личные беседы, опросы, анкетирование и т.д.) Как и другие гуманитарные науки, социология обращается также и к математике, кибернетике, лингвистики, психологии и др. С помощью структурного подхода можно моделировать структуру морали. Для начала мы обратимся к краткой истории появления термина «этика» и самому понятию «профессиональной этики юриста». Термин «Этика» имеет древнегреческое происхождение: слово «этос» первоначально означало « местопребывание» - человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово и т.п. В дальнейшем Гераклит использует данный термин «этос», имея в виду «образ жизни, характер человека». Но все же своим становлением этика как отрасль науки обязана Аристотелю, который впервые ввел в оборот термин «этика», подразумевая под этим характер внутренней природы человека, его нрав. В современной науке под этикой понимается философское учение, объектом изучения которого является мораль. А теперь вернемся к понятию « профессиональной этики юриста». Профессиональная этика - это исторически сложившаяся совокупность нравственных норм, предписаний, кодексов, научных теорий о должном поведении представителя конкретной профессии, его нравственных качествах и обязанностях. Профессиональную этику юриста или юридическую этику следует рассматривать как один из видов профессиональной этики, в задачу которого входит применение общих норм морали и нравственности в специфических условиях деятельности судей, адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов и др. юридических профессий. Так же профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания. Соотношение этики и юриспруденции согласно теории Иммануила Канта Юриспруденция и этика в философии Канта теснейшим образом связаны, так как оба эти раздела учат о внеприродной сфере свободы (должного бытия). В сфере несвободного природного бытия, вне человеческой практики, долженствование отсутствует, законы природы осуществляются вне зависимости от чьей-либо воли. Этим законам мы не должны, а принуждены следовать. Факт свободы же делает возможным независимость воли от эмпирии через подчинение моральному закону. «Такая независимость называется свободой в самом строгом, т.е. трансцендентальном смысле». Независимость от природного феноменального аффинирования - есть лишь одна сторона свободы и ее негативный смысл. Но есть еще позитивная сторона свободы. Человек помимо следования внеприродным моральным законам, и даже помимо представления о них, способен еще самоопределяться, устанавливать эти законы. Способность чистого практического разума, быть законодателем самому себе - свобода в положительном смысле. Это есть автономия «чистого практического разума, т.е. свободы и эта свобода сама есть формальное условие всех максим...». Как верно отмечалось, свобода мыслится Кантом не как элемент бытия вообще, а только человеческого бытия. Человек является свободным, когда он не получает нравственные ценности извне, а рождает их изнутри. Сфера свободы носит название «мораль», философия, занятая ею, отвечает на вопрос: «Что я должен делать?». Это так называемая практическая философия. Но если юриспруденция, и этика моральны, то в чем их различие? Критерием различения права и этики, согласно Канту, являются понятия легальности и моральности, в узком смысле слова. Для всякого априорного законодательства требуются два элемента: закон, объективно представляющий поступок, и мотив, субъективно связывающий определяющее основание произволения этого поступка с представлением о законе. Единственным мотивом априорного морального закона может быть долг, т.е. уважение к закону как таковому, возбуждаемое самим чистым разумом. Сам закон становится достаточным определяющим основанием воли. Здесь устраняется любой душевный порыв, а присутствует лишь одно уважение к своему долгу. Мотив и есть основание для выведения понятий легальности и моральности, и соотносимых с ними законов. «Поскольку они касаются лишь внешних поступков и их законосообразности, они называются юридическими законами; если же ими выдвигается требование, чтобы они (законы) сами были определяющими основаниями поступков, они называются этическими, и в этом случае говорят: соответствие с первыми есть легальность, со вторыми - моральность поступка». Юридические законы, относящиеся к «строгому праву», не содержат в себе ничего этического, ибо не требуют никаких определяющих оснований произволения, кроме внешних. Иными словами, это законодательство не требует, чтобы единственным мотивом поступка был долг, а допускает любой мотив. Говоря о моральном обосновании права и его подчиненности этике, учении о праве как прикладной этике, философии права как связующем звене меж политикой и моралью, взаимодополнительности морали и права, где этика предстает теорией правосознания, и, наконец, о юридизации Кантом морали. Последнее мнение будет справедливым, если будет поставлена под сомнение возможность нормативной этики. На самом деле Кант, как никто другой, разграничил право и этику вразрез с предшествующей ему традицией их отождествления или выведения одного из другого. Другое дело, что и юриспруденция, и этика, составляя вместе практическую философию Канта, имеют одни и те же основания. Как справедливо отмечалось, «требования категорического императива лежат в философии Канта как в основе его учения о добродетели, так и в основе его учения о праве». Этими основами, помимо категорического императива, являются чистый разум в его практическом аспекте и идея свободы. Затем же происходит последовательное разведение юриспруденции и этики, где ни одна сторона не является частным проявлением другой. Важнейшим моментом разграничения является отношение к мотиву поступка, но не с субъективной стороны, а со стороны внешней объективной оценки. Кант, различая субъективную и объективную человеческую практику, строит юриспруденцию и этику как объективную и субъективную мораль. В заключение необходимо отметить тот факт, что современная российская законодательная политика, особенно регионального уровня, не отвечает требованиям кантовской правовой доктрины. Это, прежде всего тенденция нормативно-правового регулирования сферы нравственности. Основные методы изучения профессиональной этики юриста Логический метод Логический метод - это логический метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определённого (как правило, высшего) исторического состояния объекта, логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (то есть во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (то есть во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей). Социологический метод Социологические исследования в сфере профессиональной правовой культуры обусловливается не только их разрешающими возможностями в сфере познания, но как раз и тем, что они способствуют преодолению положения, когда проблемы правовой культуры изучаются преимущественно в рамках общетеоретического подхода, что обусловливает использование главным образом философских и логических средств. Между тем теоретический подход к изучению правовой культуры, будучи в целом важным и необходимым этапом познания, становится недостаточным, когда нужно сформулировать максимально конкретизированные рекомендации для государственной и общественной практики. Особое значение, сказанное имеет по отношению к профессиональной культуре юристов, деятельность которых непосредственно связана с практикой укрепления законности и правопорядка, развертыванием демократии, правового просвещения населения. Все возрастающая потребность в исследовании профессиональной культуры нашла отражение и в литературе. Рассматривая роль социологических методов научных исследований в праве, В. Н. Кудрявцев писал о том, что особый интерес представляет «поведение должностных лиц, применяющих нормы права, в том числе лиц, работающих в правоохранительных органах — милиции, прокуратуре, суде и в ряде других юридических учреждений. Важно знать уровень профессионального мастерства этой категории граждан». В современных условиях эта задача может решаться более последовательно и эффективно. Положительную роль здесь могло бы сыграть, прежде всего, усиление социологического направления в общей теории права, развивавшегося наряду и в тесном единстве с философским и специально-юридическим. Это нашло отражение в ряде работ, посвященных проблемам социологии права. Одновременно расширились социологические исследования, проводимые криминологами, а также специалистами в области правового воспитания, ускорившие научную разработку структурно-функциональной модели правосознания, применение математических методов и электронно-вычислительной техники. Наконец, накопленный опыт послужил основой для специальной разработки вопросов использования социологических исследований в сфере правосознания. Однако представители обшей теории государства и права уделяют явно недостаточное внимание социологическим исследованиям профессионального правосознания и правовой культуры. Неудивительно поэтому, что потребность в изучении профессионального правосознания и правовой культуры раньше почувствовали представители отраслевых юридических наук, более тесно связанные с практикой. Представители уголовного права, уголовного процесса, криминологии все чаще используют социологические исследования для изучения правовой психологии, включая профессионально - юридическую. Сравнительный метод моделирования Роль сравнительного метода велика, поскольку без него не обходится ни одна отрасль научного познания, в том числе и юридическая этика. Кроме того, при изучении юридической этики используются разнообразные приемы и способы: наблюдение, анализ, синтез, индукция (вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных науки), дедукция (переход от общего к частному, от некоторых данных предположений-посылок к их следствиям-заключениям). Одни специальные методы и способы используются больше на эмпирическом уровне (уровне опыта), другие – на теоретическом. Анализ и синтез – непременные способы перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Чтобы синтезировать, необходимо сначала осуществить анализ, определить, какие составляющие и в какой последовательности, какими связями синтезируются. Иначе мы не определим приоритеты в юридической практике и профессиональной деятельности юриста, все время будем наталкиваться на общее, которое мы не учли, обратившись сразу к сфере частного, конкретного, лишь на первый взгляд очевидного. Не определив достоинства субъекта юридической деятельности (нормы-требования, которые предъявляются к юристу-профессионалу) как общий стержень и предпосылку юридической практики, нельзя постичь ее сущности, создание идеальных моделей и их сопоставление с реальностью. Системный метод Системный метод - проявление морали в профессиональной деятельности юриста посредством представления последней в качестве системы и ее составных частей. Системный подход является одним из перспективных методов юридических исследований, это относительно новое направление, возникшее и получившее значительное развитие во второй половине XX в., которое нашло применение, в том числе и в юридических исследованиях, однако в основном в довольно выхолощенном виде, с потерей основной своей сути. Применении системного подхода в юридических исследованиях целесообразно в тех случаях, когда изучаемый объект представляет собой сложное явление, которое может быть описано несколькими различными путями и результирующее знание об этом явлении должно. Аккумулировать все знания, полученные каждым из способов исследования, но сделать это с использованием других методов не удается вследствие природной разницы взглядов. Системный подход в юридическом исследовании предполагает изначально строить общую модель исследуемого правового явления. Для всех возможных направлений описания различных свойств явления и получения знаний о нем, при этом отдельные частные исследования этого явления, проведенные с помощью других методов юридической науки, учитываются в этой общей модели, из которых синтезируется общее, наиболее полное, многомерное, многоаспектное, «сложное» научное знание несущее новизну в юридической науке. Функциональный метод Функциональный метод - проявление морали в профессиональной деятельности юриста посредством изучения функций работников. Деятельность юриста связана, прежде всего, с общением. Эта деятельность публична и открыта. Юридическое сообщество не является некой закрытой кастой жрецов, обладающих экзотерическим знанием и не стремящихся раскрывать свои тайны перед непосвященными. В рамках юридической деятельности приходится быть постоянно включенным в систему ценностей общества и наряду со всеми нести ответственность за свои поступки. Побудительные мотивы поведения людей определяются их интересами, жизненной позицией и оценочным отношением к самому себе и окружающим. Именно эти мотивы лежат в основе поведения людей и служат основанием социального поведения индивида. Для того чтобы успешно справляться с поставленными задачами, юрист в первую очередь должен быть высоконравственным человеком. Нельзя бороться с аморальным, антиобщественным поведением, будучи безнравственным человеком, который втихомолку совершает поступки, за которые других он наказывает. Движущие силы, мотивы поведения юриста должны быть глубоко моральны и нравственно чисты, т.е. факторы действий юриста должны быть моральны. Никакие цели, даже самые важные и благородные не могут достигаться аморальными методами. В целом моральный фактор является частью правового сознания и определяет правотворческую политику государства. Моральный фактор оказывает влияние на юридическую технику и технологии, на эффективность законодательства и правоприменительную практику. Важным элементом морального фактора в деятельности юриста является высокий профессионализм, хорошее знание законодательства и постоянное совершенствование своих навыков. Исходить здесь следует из основных ценностей общества, общественных потребностей и интересов людей. Моральный фактор мобилизует специалиста, позволяет ему сконцентрироваться на наиболее важных сторонах проблемы и успешно ее решить. Формально-юридический Формально - юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами. Формально - юридический метод помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешние и внутренние формы, определить юридические понятия, выявить их признаки. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, компетенции его органов – все это конкретные проявления формально - юридического метода. Среди методологических оснований анализа этических учений можно выделить принцип конкретно-исторического подхода, который требует учета всех особенностей, дающих начало тому или иному этическому феномену и принципу развития. Можно выделить два основных метода этической науки: теоретико-логический и эмпирико-исторический. Каждый из данных методов имеет свои плюсы и минусы. Теоретико-логический метод позволяет выявить в истории этики закономерность, но при этом может привести к пренебрежению эмпирическим материалом. Эмпирико - исторический метод ориентируется на тщательное изучение фактов, но это может привести к утрате логики исторического развития. На основе этого можно сделать вывод, что для полноценного развития этической науки необходимо синтезировать эти два метода, обеспечить их работу в гармонии. Иногда также выделяют дескриптивный (описательный) и проблемный подходы при изучении этики. Установка на один из методов изучения этики зависит обычно от задач исследования и конкретных обстоятельств, но наиболее актуальным является проблемный подход, который предполагает и глубокое знание эмпирического материала. Большое значение при изучении этических учений имеет проблема классификации ее основных направлений. Учитывая наиболее общие подходы к определению и пониманию морали, часто выделяют такие главные направления, как натуралистическое и идеалистическое, в котором различают течения субъективно-идеалистического, объективно-идеалистического и религиозного характера. Натуралистическое направление объединяет стремление объяснить мораль и высшие нравственные ценности с учетом природы человека, которая рассматривается преимущественно в биопсихологическом плане. Мораль, определяемая этой природой, должна быть адекватной формой ее проявления. Натуралистический подход распадается на несколько течений, в основе которых лежит более конкретное упоминание источника морали: эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм – с удовольствием, наслаждением, утилитаризм – с пользой, выгодой. На некотором этапе развития этики как науки складываются такие методологические ориентации исследования, которые способны выходить за пределы двух основных направлений. Данная типология методов исследования этических систем не считается единственно возможной. При изучении методов следует иметь в виду, что отнесение мыслителя в области этики к тому или иному направлению часто бывает условным. Заявляя, например, о своей приверженности конкретной традиции и разделяя ее основные взгляды, философ своим творчеством не только выходит за ее границы, но и способен разрушить ее фундамент. Заключение В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Практическая деятельность не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями практики, поэтому одна из важных задач этики - в изучении состоянии нравственного сознания. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, метод контент-анализ, метод общественной аттестации. Список используемых источников Абрамян Л.А. //Несколько замечаний о структуре кантовского понятия свободы / / Кантовский сборник. Калининград, - М.: 1990. Асмус В.Ф. //Иммануил Кант, - М.: 1973. Баскин Ю.Я. //Кант, - М.: 1984. Гулыга A.B. //Немецкая классическая философия, - М.: 1986. Гусейнов А.А. //Этика: Учебник для вузов, - М.: 2003. Зиммель Г.Л. //Кант. Шестнадцать лекций, прочитанных в Берлинском университете / / Зиммель Г. Избранное, - М.: 1996. История политических и правовых учений XVII-XVIII вв., - М.: 1989. Кант И. //Метафизика нравов / / Сочинения. В 8-ми т, - М.: 1994. Т 6. Кант И. //Спор факультетов / / Сочинения: В 8-ми т, - М.: 1994. Т. 7. Кудрявцев В.Н. //Конкретно-социологические методы научных исследований вправе // Проблемы методологии и методики правоведения, - М.: 1974. Кассирер Э.О. // Жизнь и учение Канта. СПб., - М.: 1997. Нерсесяна B.C. //Философия права: Учебник для вузов, - М.: 1997. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в., - М.: 1976. Пионтковский A.A. //Теория права и государства Канта / / Философия Канта и современность, - М.: 1974. Профессиональная этика юриста: учебное пособие //Есикова М.М., Бурахина О.А., Скребнев В.А., Терехова Г.Л. //«Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», - М.: 2015. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник // ред. Кикого В.Я., – М.: 2015. Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие // Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, - М.: 2012. Соловьев Э.Ю. //И. Кант: взаимно дополнительность морали и права, - М.: 1992. Фишер К.У. // История новой философии. Т. 5, Ч. 2 //Иммануил Кант и его учение. СПб., - М.: 1906. Чухина Л.А. //Проблема человека в философии //Иммануила Канта / / Этика Канта и современность. Рига, - М.: 1989. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие, – М.: 2004. Этика: Учебник для вузов. //Под общей редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л., - М.: 2003. Этика: Для вузов // Под общ. ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.. Минск: Новое знание, - М.: 2002. Этика: Уч. пос. / Сост. Колбовская С.Г.; Под ред. Степановой. Т.А. Ярославль: Ин-т разв. образов., - М.: 2001. Этика: Энцикл. словарь // Под ред. Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А., - М.: 2001. |