контрольная 7. Контрольная работа по дисциплине История (история России, всеобщая история)
Скачать 62.63 Kb.
|
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра документоведения, истории и правового обеспечения. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «История (история России, всеобщая история)» Вариант №7: Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е.Забелину и Н.И.Костомарову). Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение. Даты: 1380, 1497, 1584, 1613, 1649. Личности: Иван III Студент Милова А.С Группа Пу-112 ПСО Преподаватель: доцент кафедры ДПО Захаровский Л.В. Екатеринбург 2021 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках………6 2. Культура и быт русского народа и русских царей в XVI- XVII веке по А.Е. Забелину …………………..… ..…………………………………………..............8 3. Культура и быт русского народа и русских царей в XVI- XVII веке по Н.И.Костомарову …………………..… ..…………………..……………............18 Заключение……………………………………………………………………….23 Приложение 1: термины…………………………………………………………24 Приложение 2: даты…………………………………………………………….27 Приложение 3: личности……………………………………………………….28 Список использованных источников…………………………………………32 ВВЕДЕНИЕ Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал, что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы. Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством. На сегодняшний день, в России, уделяется особое внимание на истиные, достоверны культурно-исторические ценности. Для их изучения и сохранения существует целый ряд госудврственных программ. Особое внимание уделяется народной культуре, фольклору, быту и народным промыслам. В данной работе, прежде всего, хотелось бы определить значение понятий «быт», «культура», и их отношения между собой. Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура это форма общения между людьми, целая организационная структура, объединяющая людей. Область культуры всегда символична и исторична по своей природе. Культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. По своему первому образованию, я художественный руководитель театрального самодеятельного коллектива, и чтобы правильно простроить актерские линии взаимодействий, оправдать поступки и дествия героев произведений, особенно художественно-исторических произведений, нужно иметь представление о том, как жили герои в том или ином времени, какой мир их окружал… Это и является темой данной работы. Что такое культура, я уже попыталась объяснить. Сейчас пострараюсь объяснить что такое быт. Быт — повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды, приготовления пищи и других видов деятельности, направленных на самообеспечение необходимыми для жизни материальными ценностями. Быт, как основа существования, часто противопоставляется более «высоким» душевным качествам человека и сферам его деятельности, таким как любовь, радость, культура, искусство, наука и другим. Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего. Как же он может соприкасаться с миром символов и знаков, составляющих пространство культуры? Быт — это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры. Связь этой стороны быта с культурой не требует пояснений. Ведь именно в ней раскрываются те черты, по которым мы обычно узнаем своего и чужого, человека той или иной эпохи, англичанина или испанца. Например, обычай имеет еще одну функцию. Далеко не все нормы поведения фиксируются письменно. Письменность преобладает в юридической, религиозной, этической сферах. Однако в жизни человека есть обширная область обычаев и приличий. «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». Эти нормы принадлежат культуре, они закрепляются в формах бытового поведения, всего того, о чем говорится: «так принято, так прилично». Эти нормы передаются через быт и тесно соприкасаются со сферой народной поэзии. Они вливаются в память культуры. 1. Общественно-политическая обстановка в России в XVI-XVII веках. Чтобы понять истоки условий образа жизни , быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую обстановку в России того времени. При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек. Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. Подавляющее большинство русских людей жили в небольших деревнях, раскинувшихся на необъятных просторах Среднерусской равнины. Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна — металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель – зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины. На Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости. Отставание Руси в своем развитии— прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости. Владимирское великое княжество и другие русские княжества на среднерусской равнине почти на 250 лет оказались в составе Золотой Орды. А территория западно-русских княжеств (бывшего Киевского государства, Галицко-Волынская Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская, Полоцкая земли), хотя и не вошли в состав Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены и обезлюдели. 2. Культура и быт русского народа и русских царей в XVI- XVII веке по А.Е. Забелину Быт - это живая ткань истории, позволяющая детально представить и прочувствовать историческое бытие. Иван Егорович Забелин (1820-1908) - выдающийся русский историк и археолог, председатель Общества истории и древностей, почетный член Петербургской Академии наук. Его исследования касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. Трудам историка свойственен выразительный и оригинальный язык, необыкновенно красочный и богатый, с народным оттенком. Исследуя идейные основы русской культуры, он подчеркивает важную роль экономических отношений в истории. Историк стремился выяснить «корни и истоки» русской жизни, выявлял заимствования в культуре от соседних народов. Как ведущий представитель направления «бытовой истории» Забелин уделял внимание любым мелочам, из совокупности которых складывалась жизнь наших предков. Фундаментальный труд И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» посвящён восстановлению основ и мельчайших деталей царского быта, развитию представлений о царской власти и Москве как центре пребывания царей, истории строительства Кремля и царских хором, внутреннему их убранству (архитектурным новшествам и способам внешнего декора, техническим деталям интерьера, росписям стен, мебилировке, предметам роскоши, одежде, домашним животным и т. д.), ритуалам, связанным с персоной царя и придворному протоколу (кто из царского окружения имел право приходить во дворец, как это следовало делать, какие хозяйственные службы и должности были при дворе, обязанности царских врачей, назначение различных дворцовых помещений), распорядку дня во дворце (занятия государя, начинавшиеся с утренней молитвы, решение государственных вопросов и роль в этом боярской думы, обеденное время и послеобеденные развлечения, цикл православных праздников, центром которого был государев двор). Традиционная пышность и замкнутость русского великокняжеского, а затем и царского двора неизменно вызывали у современников любопытство, которому было суждено оставаться неудовлетворенным - вход во внутренние покои дворца, в особенности на его женскую половину, был запрещен практически для всех, за исключением узкого круга слуг и родственников. Проникнуть в этот тайный для окружающих мир, сделать это аккуратно, не увлекаясь легендами или фантастическими сплетнями, - задача не из простых. Историки, которых привлекают общие закономерности развития государства, экономики и общества, редко обращаются к таким темам. Однако есть и счастливые исключения - работы выдающегося русского историка и археолога Ивана Егоровича Забелина (1820-1908). Внутренний распорядок, бытовой уклад Московского дворца, взаимоотношения его обитателей прослежены Забелиным во всех их подробностях, с детальным описанием разнообразных обрядов и церемоний, которые сопровождаются пояснением их ритуального смысла и значимости. Все рассказы И. Е. Забелина основаны на подлинном историческом материале, с которым он имел возможность познакомиться, работая в архиве Оружейной палаты Московского Кремля. Московский государь оставался все тем же князем - вотчинником. Вотчинный тип отражался во всех мелочах и порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и следовательно чисто русский быт, нисколько не отличавшийся в основных чертах от быта крестьянина, быт, свято сохранявший все обычаи и предания.Государев двор или дворец, Великокняжеские хоромы, как древнейшие, так и строенные во времена царей, можно рассматривать как три особых отделения. Во-первых, хоромы постельные, собственно жилые, или, как их называли в XVII в покоевые. Они были не обширны, три, иногда четыре комнаты, служили достаточным помещением для государя. Одна из этих комнат, обычно самая дальняя, служила опочивальней (спальней) царю. Рядом с ней устраивалась крестовая или моленная. Другая, имевшая значение современного кабинета, называлась комнатой. И, наконец, первая именовалась передней и служила в качестве приемной.Передней в нынешнем понятии служили сени. Княжнина половина, хоромы государевых детей и родственников ставились отдельно от жилых хором государя и, с небольшими изменениями, во всем походили на последние. Ко второму отделению государева дворца относились хоромы не покоевые, предназначенные для торжественных собраний. В них государь, следуя тогдашним обычаям, появлялся только в торжественных случаях. В них проходили духовные и земские соборы, давались праздничные и свадебные государевы столы.Что же касается названия, они были известны как столовые избы, горницы и повалуши. К третьему отделению принадлежали все хозяйственные постройки, которые тоже назывались дворцами.Известны дворцы конюшие, житный, кормовой он же поваренный, хлебный, сытный и т.д. Что же касается великокняжеской казны, состоявшей обычно из золотых и серебряных сосудов, драгоценных мехов, дорогих материй и тому подобных предметов, то великий князь, следуя весьма древнему обычаю, сохранял эту казну в подвалах или подклетах каменных церквей. Например, казна Ивана Грозного хранилась в церкви св. Лазаря, а его супруги, великой княжны Софьи Фоминичны под церковью Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Что касается внешнего вида, дворец в конце XVII столетия представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины, расположеных без всякой симметрии, так что в конкретном смысле дворец не имел фасада.Здания теснились друг против друга, возвышались одно над другим и еще больше увеличивали общую пестроту своими разнообразными крышами в виде шатров, скирдов, бочек, с прорезными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху, с узорчатыми трубами, сложенными из изразцов.В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами, львами, вместо флюгеров. Рассотрим внутреннее убранство хором. Все, что служило украшением внутри хором или составляло их необходимую часть, называлось нарядом. Существовало два вида наряда хоромный и шатерный.Хоромный еще назывался плотничьим, т.е. оттесывали стены, потолки и стены обшивали красным тесом, делали лавки, подати и прочее. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, если комнаты убирались столярной резьбой. Шатерный наряд состоял из уборки комнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам. Существовало два вида украшения потолков вислый и слюдяной. Вислый - деревянная резьба с рядом навесных деталей.Слюдяной убранство слюдой с резными украшениями из жести. Украшение потолков сочеталось с украшением окон. Пол настилали досками, иногда мостили дубовым кирпичом. Теперь переходим к меблировке комнат. Основные комнаты царской половины были Передняя, Комната кабинет, Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Мне хотелось бы остановить свой взгляд на опочивальне, потому что эта комната имела самое богатое убранство по тем временам. Итак, опочивальня. Главным предметом убранства постельной комнаты была кровать постеля.Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т.е. она служила кровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Завесы были отделаны бахромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кровати привешивались застенки (род драпировки). Застенки тоже вышивались золотом и серебряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей и разные диковинные травы и цветы. Когда в XVII в. пошла мода на немецкую фигурную резьбу, кровати стали украшать резными коронами, венчавшими шатры, гзымзами карнизы, шпренгелями, яблоками и пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась и расписывалась краской. Цены на царские кровати колебались от 200р. до 2р. Два рубля стоила разборная походная кровать, обшитая красным сукном аналог раскладушки. Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила 2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Эта кровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховым панцирем, шелком, жемчугом и перламутром. Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошью убиралась и сама постель.Причем для особых случаев свадьба, крестины, рождение ребенка и т.д. существовала своя постель. Итак, постель состояла тюфяк - бумажник в основании, взгловья длинная подушка во всю ширину постели, две пуховые подушки, две маленькие пуховые подушечки, одеяло, покрывало, под кроватью стелился ковер. К кровати приставлялись колодки. Они нужны для того, что бы залазить на ковер. Причем застеленные кровати были настолько высоки, что без этих приступных колодок залезть на кровать было тяжело.У многих существует представление, что опочивальни тех времен были увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которые выглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же был только поклонный крест. Обычный день День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. Раннее утро заставало государя в Крестовой, с богато украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигались лампады и свечи. Государь вставал обыкновенно в четыре часа утра. Постельничий подавал ему платье. Умывшись в Мыленке, государь тот же час шел в Крестовую, где его ждали духовники. Священник благословлял государя крестом, начиналась утренняя молитва.По совершении молитвы, которая длилась обычно около четверти часа, выслушав заключительное духовное слово, читавшееся дьяком, государь посылал особо доверенного человека к государыне проведать о ее здоровье, узнать как почивала, потом сам выходил здороваться. После этого они вместе слушали заутреннюю. Между тем в Передней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди челом ударить государю.Поздоровавшись с боярами, поговорить о делах, государь в сопровождении придворных шествовал в девятом часу в одну из придворных церквей слушать позднюю обедню. Обедня продолжалась часа два. После обедни в Комнате (кабинет) царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные и занимался текущими делами. После того, как бояре разъезжались, государь иногда с особо приближенными боярами шел к столовому кушанью, или обеду. Несомненно, праздничный стол разительно отличался от обыкновенного.Но даже обеденный стол не шел в никакое сравнение со столом государя во время поста. Набожности и аскетичности в соблюдении постов государями можно было только удивляться. Например, царь Алексей во время поста ел только 3 раза в неделю, а именно в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни ел по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по полстакана пива. Рыбу он ел только 2 раза за весь семинедельный Великий пост. Даже, когда не было поста, он не ел мясного по понедельникам, средам и пятницам. Впрочем, несмотря на такое постничество, в мясные и рыбные дни, за обыкновенным столом подавалось до 70 разнообразных блюд. После обеда государь обычно ложился спать и почивал до вечера, часа три. Вечером во дворе снова собирались бояре и прочие чины, в сопровождении которых, царь шел к вечерне. Иногда после вечерни также слушались дела или собиралась Дума. Но чаще всего время после вечерни до вечернего кушанья царь проводил в кругу семьи. Царь читал, слушал бахарей (рассказчики сказок и песен), играл. В числе самых любимых развлечений царей были шахматы.О силе этой традиции говорит тот факт, что при Оружейной палате состояли особые мастера-шахматники. Вообще развлечения того времени не были так бедны, как мы думаем. При дворе существовала особая Потешная палата, в которой всякого рода потешники забавляли царское семейство. В числе потешников были скоморохи, гусельники, домбрачи. Известно, что при дворовом штате были дураки-шуты у царя, дурки-шутихи, карлицы и карлики у царицы.Зимой, особенно по праздникам, царь любил смотреть медвежье поле, т.е. бой охотника с диким медведем. Ранней весной, летом и осенью царь нередко выезжал на соколиную охоту. Обычно эта потеха длилась целый день и сопровождалась особым ритуалом. День царя оканчивался обычно также в Крестильной, так же 15-минутной вечерней молитвой. В выходной день к обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении бояр и прочих служилых и дворовых чинов.Великолепие и богатство выходной одежды государя соответствовали значению торжества или праздника по случаю которого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Летом он выходил в легком шелковом опашне (мужская и женская летняя верхняя одежда)и в золотой шапке с меховым околом, зимою в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду в суконной однорядке (русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук). В руках всегда был посох единороговый или индийский из черного дерева.Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество, Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие, государь обличался в царский наряд, которому принадлежали царское платье, царский становый кафтан (верхнее, долгополое мужское платье разного кроя), царская шапка или корона, диадема, наперстный крест и перевязь (пояс), которые возлагались на грудь, вместо посоха. Все это блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями.Тяжесть этого наряда была без сомненья очень значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали стольники, а иногда ближние бояре. Вот как описывает подобный выход итальянец Барберини 1565г. «Отпустя послов, государь собрался к обедне.Пройдя залы и другие дворцовые покои, он сошел с дворового крыльца, выступая тихо и торжественно, опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За ним следовало больше восьмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шел он посреди четырех молодых людей, имевших от роду лет тридцать, сильных и рослых это были сыновья знатнейших бояр. Двое из них шли впереди его, а двое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии от него. Все четверо были одеты одинаково, на головах у них были высокие шапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные кругом рысьим мехом.Одежда на них была из серебристой ткани до ног, подбита она была горностаями, на ногах были белье сапоги с подковами, каждый нес на плече большой топор, блестевший серебром и золотом». В праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате.Во втором часу дня, в то время как начинали благовест к литургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха с духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном и коврами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него кресло патриарха.Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славить Христа и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святую воду. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчие пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потом по все членам царской семьи, если они не собирались у царицы. Отпустя патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне.После литургии, переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел во дворец, где потом, в Столовой или Золотой палате, приготовлялся праздничный стол. Этим оканчивалось праздничное торжество.В день Рождества царь не садился за стол без того, чтобы не накормить так называемых тюремных сидельцев и пленных. Так в 1663 г. в этот праздник на большом тюремном столе кормлено было 964 человека. Конечно, царская кухня – лишь малая часть огромного пласта культуры, поднятого Забелиным. Малая и не самая удачная с точки зрения настоящего исследования. Во-первых, посвященные кулинарии страницы – это масштабное, местами изнурительное для читателя описание порядков, обеденных церемоний, списки блюд, застольной утвари и т. п. Во-вторых, язык Забелина действительно сложный для восприятия. Создается ощущение, что многие статьи его книги попросту взяты из древних источников без какого бы то ни было изменения. А может быть, Забелин настолько погрузился в атмосферу средневековой Руси, что язык его книг невольно повторял структуру и правила речи тех времен. Если же говорить об источниках его трудов (источниках, так сказать, «кулинарного» характера), то это «Росписи царским кушаньям» (1610–1613 гг.). По сути, документ был похож на один из разделов более раннего «Домостроя» – такой же перечень, «список» блюд, распределенных по порядку «мясоедов» и постов. Примерно вот так: «На Велик день государю подавали ествы: 1) Три лебедя, а к лебедям на скрыли 2) Три перепечи; а в них 12 лопаток муки крупичатые, 60 яиц, да от тех лебедей. 3) Потрохи. А к лебедям во взвар и в потрохи 45 золотников шафрану, 3 ковша бастру (вина), да в потрохи ж 18 частей говядины. Далее следуют: 4) Утя верченое (жаренное на вертеле). 5) Две ряби (рябчики), а к ним лимон. 6) Три груди бораньи с шафраном, 45 золотников. 7)…бораньи верченые, а в них 7 частей. 8) На блюдо боранины россольные, лопатки да мышки. 9) Плечико боранье. 10) Грудинка боранья. 11) Спинка боранины. 12) Плечо боранье, а в нем 3 части. 13) Ножка боранины начинивана яицы, а в нее 20 яиц. 14) На блюдо, как будет, двое куров россольных молодых. 15) На блюдо пупочки, да шейки, да печенцы тех же куров молодых. 16) На блюдо кальи с лимоны, а в нее куря, лимон. 17) Курник, а в него 2 лопатки муки крупичатые, куря, 20 яиц, гривенка масла коровья, 6 частей малых боранины, гривенка сала говяжья. 18) На блюдо кальи с огурцы, а в нее куря, 10 огурцов. 19) На блюдо 3 пирожки подовых с бораниною, а в них 2 лопатки муки крупичатые, 10 яиц, 2 гривенки сала говяжья, 12 частей боранины». И так двенадцать страниц. В общем, чтение не для легкого провождения времени. Наверное, это правильный подход для историка – скрупулезно, с удивительной точностью в мелочах, давать картину русской старины. Эта дотошность и внимательность принесла свои плоды. На торжественном праздновании 50 летнего юбилея в 1892 году, Забелина приветствовал весь русский ученый мир. И по праву. Не было в России другого автора, с такой внимательностью относившегося к бытовым, обрядовым, техническим и литературным деталям. Вообще, И. Е. Забелин – во многом уникальный русский историкархеолог. Родился он в 1820 году в Твери, в бедной семье. Окончил курс в Преображенском училище в Москве. Однако не смог продолжить учебу изза недостатка средств и в 1837 году поступил на службу в Оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Там, изучая архивные документы, он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в ТроицеСергиеву лавру, напечатанную в «Московских губернских ведомостях» в 1842 году. Спустя пять лет переделанная и дополненная статья стала для Забелина своего рода пропуском в члены Московского общества истории и древности. Дальше карьера историка пошла по магистральному пути. В 1848 году он получает место помощника архивариуса в Дворцовой конторе, а с 1856 года занимает в ней место архивариуса. В 1859 году по предложению графа С. Г. Строганова Забелин перешел в Императорскую археологическую комиссию, где ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, при проведении которых было найдено множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны им в «Древностях Геродотовой Скифии» (1866 и 1873) и в отчетах Археологической комиссии. Начинался новый период заслуженной славы. В 1871 году университет св. Владимира удостоил Забелина степени доктора русской истории. В 1879 году он был избран председателем Общества истории и древности (куда так долго стремился в молодости) и затем товарищем (т. е. заместителем) председателя Исторического музея. В 1884 году Академия наук избрала Забелина в число членовкорреспондентов, а в 1892м – своим почетным членом. Исследования Ивана Егоровича касаются главным образом древнейшей киевской эпохи и Руси московского периода. В области истории быта и археологии древнейших времен его труды, бесспорно, занимают первое место. В этой связи его мнение о русской кулинарии чрезвычайно важно для нас. Вот характерный момент. Даже в своих ранних работах молодой тогда еще историк Забелин утверждает, что «гастрономические пристрастия наших предков были совершенно не похожи на наши». По его мнению, настоящая, то есть старинная, русская кухня включала очень много рыбных блюд, а также дичи вроде лебедей и приправ – лука, чеснока, перца, шафрана. К сожалению, пишет он, «все сведения наши в этом случае ограничиваются одними только голыми сказаниями расходных записок, из которых весьма трудно составить чтолибо полное, целое и скольконибудь удовлетворительное в отношении желаемых подробностей и красок». Забелин не пытается делить русскую кулинарию на периоды – «от сих до сих» было одно, а вот при царе таком-то стало совсем подругому. Надо признать, что очень многие историки отстаивают тесную связь между развитием быта, структуры и состава питания людей с историческими событиями и явлениями. Он искренне полагал, что летописный подход к прошлому, каким пользовались тот же Татищев в XVIII веке, Карамзин в начале XIX, – для русской историографии пройденный этап. Уже достаточно написано о деяниях отдельных личностей – князей, военачальников, царей. Пора создавать историю народов в целом. «В человеческой истории первый творец своего бытия, своей жизни – народ». И на протяжении веков народный дух проявлялся, выражался не только, а может быть, и не столько в войнах и государственных установлениях, сколько в быту, в обыденной жизни, в устроении жилища, в одежде, в песнях и обрядах. Прекрасно зная предмет своего изучения – быт прошлого, – автор совершенно не идеализировал старорусскую эпоху. «Жизнь допетровского общества не представляет собой ничего такого, что могло пленить наше воображение. На тощей почве родовых и семейных отношений напрасно станем искать тех сочных плодов общественности, которыми так богата жизнь других народов». В этой связи оригинальность русской гастрономической культуры была для него одним из факторов национальной самобытности. Понятно, что такой подход нацеливал его внимание на источники, которые, собственно, и отражали наиболее «типические черты народной личности»; причем это были не только летописи, но и юридические акты, челобитные, сыскные дела, росписи блюд, хозяйственные отчеты, рассказывающие о повседневной жизни народа – одежде, обуви, утвари и т. д Итог такого подхода, пожалуй, ярче всего проявилось в «Домашнем быте русского народа». Кстати, как уже говорилось, книга состояла из отдельных томов – «Домашнего быта русских царей» и «Домашнего быта русских цариц». Самое интересное, что кухне было больше уделено внимания «у царей», чем «у цариц». Про цариц все както не о том: об управлении домашним хозяйством, а не о приготовлении блюд. Забелин весьма подробно обрисовывает круг повседневных занятий цариц. Это не только торжественные приемы, но и хозяйственные дела, контроль за порядком в вотчинных деревнях, закупки одежды, белья, припасов, «работа с персоналом» (по традиции, царица – «мать родная» для дворцовой челяди, она выслушивает их жалобы, выдает девок замуж, крестит детей и т. п.). Но во всей книге, объемом под 800 страниц, – ни слова о дворцовой гастрономии, лишь случайные упоминания тех или иных блюд на приемах и обедах. В течение многих веков русский быт достаточно бережно сохранял старинные привычки и с большим трудом изменял свои житейские порядки даже в мелких подробностях, например в отношении пищи и питья. «Что кушали деды и прадеды, то кушали внуки и правнуки», – пишет Забелин. Он же пытается проследить происхождение русских блюд, говоря, в частности, о том, что «некоторые кушанья приходили к нам и с Запада, и, особенно, с Востока, как это обнаруживается в названиях таких блюд, как, например, котлома, юрма, тавранчук, кундумы, сычуг и т. п., которые могли появиться в русском поварском искусстве в очень древнее время, раньше татар и половцев, чуть не от скифов и сарматов». Забелин считал, что вся русская кухня допетровского времени родилась не в IX–XVI веках, как утверждает большинство исследователей, она на сотни лет старше. …Иван Егорович Забелин скончался 31 декабря 1908 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, причем памятник оплатила казна. Дочери Забелина, Марии Ивановне, была назначена пенсия три тысячи рублей, которую сохранили и при советской власти. |