Главная страница

Смута в российском государстве. Эссе Смута в российском государстве. Контрольная работа по дисциплине История


Скачать 43.75 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История
АнкорСмута в российском государстве
Дата30.03.2022
Размер43.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе Смута в российском государстве.docx
ТипКонтрольная работа
#427754


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

Содержание




Введение 3

Задание 1. 4

Задание 2. 6

Заключение 11

Список использованной литературы 13


Введение



После смерти Годунова (1605 г.) его сын Федор II стал царем. Федор правил – его мать была назначена регентом и в то же время вдова Бориса, Мария – всего два месяца. Федор и Мария были убиты во время беспорядков, разразившихся, когда войска Дмитрия I Самозванца приблизились к Москве (а «сын» Ивана Грозного был дислоцирован в Туле).

Дмитрий Самозванец I (1605–1606) объявил мирное правление, отменил смертную казнь и объявил амнистию противникам. Он хотел организовать военную экспедицию против крымских татар и искал союзников для этой цели. Отказал польской миссии Сигизмунда III Васа в передаче Смоленской и Севежской территорий в обмен на помощь в предполагаемой войне. Он женился на польской женщине Марине Мнишновне, которая приехала с большой свитой и отцом (воевода Сандомирский) в Москву, после чего ее считали царской. По словам историков, польский экипаж не всегда вел себя достойно. Таким образом, русские бояре начали антипольское восстание, во время которого были убиты Дмитрий Самозванец I и 2000 его сторонников, в основном поляки, а губернатор Мнишех с дочерью были интернированы за пределами Москвы.

Если сравнивать то, что произошло тогда, в далеком XVII веке, с тем, что произошло в веке XX, при внимательном рассмотрении самих событий и значения одержанной победы можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка, и одно не важнее другого.

В целях закрепощения крестьян вводились “Заповедные лета” – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу. В 1597 г. принят указ о пятилетнем сыске беглых крестьян.

Задание 1.


1. Назовите документ, его автора и год принятия.

Декларация независимости США, принята в 1776 г., основную работу по написанию декларации проделал Томас Джефферсон, впоследствии третий президент Соединенных Штатов. 1 июля 1776 г.

Основная идея этого документа – это провозглашение независимости США от Великобритании. Эти идеи впервые появились в бостоне после «Бостонской бойни» и «Бостонского чаепития».
2. Определите, просветители какой европейской страны оказали идеологическое влияние на формирование предлагаемого документа.

В 1763 году, когда триумфом для британской колониальной политики в Новом Свете завершилась Семилетняя война и Канада перешла от Франции Британской империи, колонисты праздновали победу. Для многих будущих революционеров именно опыт Семилетней войны, или, как ее называют в Новом Свете, «войны с французами и индейцами» (French and Indian War), стал первым военным опытом, который им понадобится уже в войне с британскими регулярными частями.

Но на волне триумфа начались трудности, связанные со стремлением Британской империи контролировать колонии, стремлением унифицировать колониальную систему, избавить колонии тех многих привилегий, которые сходили еще к XVII столетию, во времена британских революций, когда правительства не всегда было дело до колоннах, всегда хватало рук ними заниматься. 

Считаю, что огромное влияние на создание документа имели просветители Франции – Монтеск'є, Вольтер, Александер Поуп, Горас Волпол и др.
3. Выделите условия взаимодействия США и Англии, определенные документом.

«Бостонская бойня» 1770 год, «Бостонское чаепитие» 1773 год, война за независимость в Северной Америке с 1775 – по 1783 год.

Прогрессивное значение этого документа заключалось в том что США показывало что оно может постоять за себя, что люди которые живут в этой стране образованы и культурны и ничем не уступают европейцам.

Сначала колонисты выступали за идею самоуправления - home rule, то есть за автономию, то, за что сначала боролись ирландские политические деятели в XIX веке. Однако ситуация быстро радикализировалась из-за резких решение лондонского кабинета, принятие «невыносимых актов» накануне революции, а до этого актов Тауншенда (1767), когда, в частности, ряд товаров, в том числе чай, вводился гербовый сбор, то есть акциз. Новые налоги вводились парламентом в Лондоне, за который колонисты не голосовали. Это разозлило борцов за самоуправление, лозунгом которых стали слова «Нет налогообложению без представительства» (No taxation without Representation). И поэтому уже с 1773-1774 годов язык начинает вестись о независимости.

Задание 2.



18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного - двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством [7, с. 174]. Личность Федора Ивановича, выросшего в обстановке средневековой жестокости, привлекала внимание многих писателей и художников. "Я царь или не царь", - сакраментальная фраза, вложенная в его уста А.К. Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет.

В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Ивановича, Земский собор избирает царем Бориса Годунова [2, с. 18].

Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы - брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский - отец будущего русского царя. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказывали бы виновность Годунова. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу [3, с. 87].

Против царя выступили все слои населения этим воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1604 г. он с польским отрядом выступил походом на Москву, Россию. Борис Годунов внезапно умирает и в мае 1605 г. Лжедмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание, данное полякам [8, с. 34]. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстания. Лже Дмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского [11, с. 59-60].

После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест) обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Одним из важнейших дел Шуйского было назначение патриарха [10, с. 212]. Патриарх Игнатий Грек за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген. С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых. К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие историки считают пиком Крестьянской войны начала XVII в. [7, с. 183].

Вначале 1608 г. повстанцы двинулись на Москву, и 30 марта 1608 г. отряд Александра Лисовского под Зарайском разбил царское войско.

30 апреля - 1 мая 1608 года в двухдневной битве под Болховом Лжедмитрий разбил царское войско под командованием Шуйского, после чего ему показались города Козельск, Калуга, Можайск и Звенигород. В начале июня самозванец появился под Москвой и 25 июня разбил царские войска на Ходынке, но Москву взять не смог.

После неудачной попытки захватить столицу Лжедмитрий II расположился в селе Тушино что было тогда рядом с Москвой. Здесь было сформировано правительство из части московских бояр и приказных служащих. Осенью 1608 г. Лжедмитрий II контролировал значительную часть территории Московского царства.

28 февраля 1609 году Василий Шуйский заключил со Шведской империей Выборгский договор, согласно которому в обмен на территории возле Невы и Ладоги он получил помощь 12-ти тысячного экспедиционного корпуса Якоба Делагарди [1]. 15 мая 1609 московско-шведское войско под Торопце разбило отряд Лжедмитрия, возглавляемый шляхтичем Яном Кернозицким. Вступление в конфликт регулярных шведских войск вызвал возмущение польской короны и летом 1609 г. Речь Посполитая объявила войну Василию Шуйскому, после чего польские офицеры в армии Лжедмитрия начали массово присягать польскому королю. Тушинский лагерь распался, а Лжедмитрий II в декабря 1609 года бежал в Калугу.

Шведы, которых нанял Шуйский, разбили Тушенцев. В 1609 г. Поляки начали открытую интервенцию России, и подошли к Москве. В 1610 г. Шуйский был, свергнут, власть захватили бояре (“Семи боярщина”), которые сдали Москву полякам и пригласили на престол польского королевича Владислава [1, с. 68].

Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В 1610 г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков, за что был арестован. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь в районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами. Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую [4, с. 112].

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения других русских городов была создана материальная база освободительной борьбы: народ собрал значительные средства для ведения войны с интервентами. Возглавили ополчение К. Минин и князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России "Совет всея земли". Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот войска К. Минина и Д.М. Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками первого ополчения. Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошел гетман Ходасевич, который двигался на помощь полякам, засевшим в Кремле. В сражении у стен Москвы войско Ходасевича было отброшено. 22 октября 1612 г. на день обретения иконы Казанской богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле [3, с. 74]. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д.М. Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской богоматери. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.

Данный период получил название Смуты, поскольку имелось в виду «смущение умов», резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемых беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией, которая поставила Россию на грани национальной катастрофы. Роль иностранного экспансионистского фактора в истории Смутного времени является одной из важнейших проблем в изучении этого переломного периода истории России [11, с. 612].

На авансцену выходит тезис о столетнем противостоянии России и Польши, к тому же исторический путь последней был с редким единодушием признан аморальным, препятствующим развитию славянской общности.

В российской истории есть закономерность: в переломные моменты жизни страны находятся внешние силы, желающие «принять участие» в ее делах - с помощью закулисных интриг или военной силы. Начало XVII века не было исключением из этого правила. Геополитическим противником России была Речь Посполитая. Польские паны ждали ослабления государственной власти в России, для захвата новых земель и приобретения новых крепостных. К «завоевание Востока» постоянно призывал польских правителей Ватикан. В этих призывах читалось презрение к православным «схизматиков». Именно религиозный фактор определил смысл и сюжет российской Смуты. Борьба католицизма с православием отразила столкновения элитарной «избранности» с демократизмом [4, с. 11].

Одной из главных принципов московской политики короля Сигизмунда III был его католический фанатизм, его стремление насадить в России католическую религию. Противостояние России и Польши во время Смуты можно рассматривать с этой точки зрения как национально-религиозное противостояние.


Заключение



В конце XVI — начале XVII вв. Московское государство вступило в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса. Вместе с тем Россия в этот период была страной удивительно динамичной и открытой для политического прогресса и экономико-политической модернизации. Именно Смутное время, когда Россия очередной раз находилась перед выбором пути развития, стало временем потери альтернатив общественного развития. Россия оказалась на грани фактического распада и разрушения государственности. Размеры социальной катастрофы начала XVII в. были поразительны: от локальных очагов столкновений к всенародному выступлению, В водоворот всероссийской гражданской войны постепенно были вовлечены все слои общества. Затеяло Смуту боярство, руководствуясь принципами местничества и оспаривая права друг друга на занятие престола в условиях прекращения династии Рюриковичей. Затем боярство раскололось. Выделилось среднее боярство, к которому примкнуло столичное дворянство и приказные дьяки. Вслед за средним боярством и московским дворянством выступило дворянство низшее, провинциальное. Наконец в Смуту вмешались низшие неслужилые и тяглые слои. Сначала они выступили совместно с дворянами, азатем начали действовать враждебно по отношению к дворянам и боярам. Вмешательство низших классов изменило не только состав, но и направление Смуты. Из политической борьбы за личность и образ правления она превратилась в социальную борьбу низов.

Благодаря подлинно всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Крепкие национальные и религиозные связи не допустили распада общества и государства, сохранив независимость и самостоятельность. При вторжении на территорию государства интервентов у россиян проснулось чувство патриотизма, национального единства, что заставило объединиться ранее враждовавшие между собой группы населения. Смута закончилась победой сил порядка. Хотя потребовалось еще не менее 7 лет после избрания царем Михаила Романова, чтобы добиться стабилизации обстановки в стране.

Список использованной литературы





  1. Алексеев Н.Н. Лжецаревич / Н.Н. Алексеев ; Тайны истории: При дворе Тишайшего. - М. : Терра,1998- 542 с.

  2. Гумилев Л.Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 318с.

  3. Забелин И. Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время/ И.Е. Забелин; Книжные памятники из фондов АН.-СПб. :Русская симфония, 2005. - 272 с.

  4. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин ; О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М. : Книга, 1988. - Т. 11.- 530 с. (Репринтное воспроизведение издания 1842— 1844 годов).

  5. Кобрин В.Б. Смутное время: утраченные возможности / В.Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX века. - М. : Политиздат, 1991.-С . 163-185.

  6. Курбатов О. А. Военная история русской Смуты начала XVII века / О. А. Курбатов – М. : Квадрига, 2014. - 240 с. (Исторические исследования).

  7. Морозова Л. Е. Смута начала XVII в. в России глазами современников / Л. Е. Морозова - М. : ИРИ РАН, 2000. - 237 с.

  8. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). / С. Ф. Платонов. - СПб., 1899. - 349 с.

  9. Рыбаков Б. А История России с древнейших времен до конца XVIII века/ Б. А. Рыбаков. - М. : Высшая школа, 1983. - 416 с.

  10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев / Р. Г. Скрынников. - Новосибирск, 1990. -138 с.

  11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 29 т. / Отв .ред.: Иванов Н.А. - М .: Голос, 1994. - Т. 7 - 758 с.


написать администратору сайта