ИЗЛ. Контрольная работа по дисциплине История зарубежной литературы
Скачать 35.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА» Факультет русской филологии и национальной культуры Кафедра литературы и журналистики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История зарубежной литературы» М. Пруст «В поисках утраченного времени» - новаторство и традиции в эпопее Выполнила: студентка 5 курса группы 2742 Семенова Татьяна Проверил(-а): кандидат педагогических наук, доцент Царева Елена Викторовна Рязань, 2022 ОглавлениеВведение. 3 Глава I. Новаторство Пруста «В поисках утраченного времени». 4 Глава II. Традиции Пруста в эпопее. 8 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение.Счастливые дни – это утраченные дни. И страдание наделяет нас мудростью. Несмотря на обращённость к внутреннему миру, к переживаниям рассказчика и его героев, роман Пруста запечатлевает с необычайной конкретностью реальный облик французской жизни на определённом этапе развития французского общества, вернее, довольно узких, но репрезентативных её слоёв. Весь роман – это стихия воспоминаний, переход из одного психологического состояния в другое. Повествование от первого лица. Повествователя зовут Марсель, но полностью его имя не упоминается. Человек больной, умирающий. В начале его одолевает тоска и жесточайшая депрессия, причина которых – утраченное время. Он умирает в одиночестве, потеряв близких и все возможности реализовать свой творческий потенциал. Роман – песочные часы. Есть ли возможность перевернуть их, повернув время вспять? Да, последняя глава – «Обретённое время». Жанровое своеобразие эпопеи. Всю эпопею нужно рассматривать через призмы разных жанров. Автобиографический роман (повествование от 1 лица, автора зовут Марсель). Но сам Пруст говорил, что роман не является его личной историей. Эпопея делится на 3 цикла: 1 цикл – первый три книги, эпоха имён (приобщение героя к идее искусства); 2 цикл – вторые три тома, «адский, инфернальный цикл любви»/«цикл Содома и Гоморры», эпоха слов (творческое бессилие); 3 цикл – последний том, эпоха вещей (преодоление, приобщение к идее творчества). На протяжении всего романа герой периодически переживает епифаничексие (богоявленческие) моменты, связанные с созерцанием творчества. «Из чашки с бисквитами (экстатическое состояние) вытек весь мир Пруста…» Глава I. Новаторство Пруста «В поисках утраченного времени».Все книги объединены образом рассказчика Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Объектом исследования Пруста становится человеческая жизнь, и он задается вопросом о том, что же такое жизнь человека, каковы ее свойства, качества, параметры. Для него важна не сама объективная реальность и человек в ней, для него реальность существует прежде всего в сознании человека. Его тезис: "Все в сознании, а не в объекте", и это очень сходно с идеями Берксона. Мир, который существует вокруг человека, умещается в его сознании, мир таков, каков он в сознании человека. Поэтому изобразить жизнь для Пруста это значит изобразить поток, текущий через сознание, последовательность событий вообще не является предметом описания, хотя ее можно реконструировать. Пруст пишет так, будто автора нет, он не пытается интерпретировать, что всегда писатели делали всегда, явно или неявно. Пруст как бы фотографирует картину человеческого сознания. Поток сознания это: 1. Объект описания, то, что описывается модернистами, именно в нем с точки зрения модернистов сосредотачивается жизнь человека; 2. Это новое художественное средство, оказалось, что традиционными художественными средствами внутреннюю жизнь человека описать невозможно, писатели модернисты разработали новый художественный прием, технику потока сознания астрономическое время мертво, время — это только точка в потоке нашей жизни. Представитель импрессионизма (в его прозаическом варианте) Марсель Пруст (1871 - 1922) — «В поисках утраченного времени» (1913-1927). Роман из 7 книг. Все книги объединены образом рассказчика Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Роман основан на принципах: Все в сознании, поэтому конструкция романа-потока выражает его бесконечную сложность и текучесть Впечатление — критерий истины (импрессионист). Мимолетное впечатление (названо озарением) и ощущение от него живут одновременно в прошлом и позволяют воображению насладиться ими и в настоящем. По выражению автора, «схватывается частичка времени в чистом виде» В механизме творчества главное место занимает «инстинктивная память». Писательское «я» только воспроизводит запасы субъективных впечатлений, которые хранятся в подсознании. Искусство - высшая ценность потому, что оно (с помощью памяти) позволяет жить сразу в нескольких измерениях. Искусство — плод молчания, оно, отстраняя разум, способно проникнуть в глубину и установить контакт с длительностью. Такое искусство не изображает, а намекает, оно суггестивно и воздействует с помощью ритма, подобно музыке. Мир в романе показан с чувственной стороны: цвет, залах, звук составляют импрессионистические пейзажи романа. Структура романа — реставрация, воссоздание мелочей бытия с радостным чувством, потому что таким образом обретается утраченное время. Развитие образов — в порядке припоминания, в соответствии с законами субъективного восприятия. Поэтому отстраняется общепринятая, иерархия ценностей, значение определяет Я., а для него поцелуй матери более значим, чем катастрофы мировой войны. Здесь основной принцип— история где-то рядом. Движущей силой поступков героя становится подсознание. Характер не развивается под воздействием окружения, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Поэтому образ часто строится из ряда зарисовок, дополняющих друг друга, но не дающих целостной личности (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей). Здесь последовательно проводится мысль о непостижимости человеческой сущности. В создании образа повествователя господствует «Я», т.е. герой - не тень автора, но словно бы сам автор (герой-рассказчик наделен всеми чертами жизни Пруста, вплоть до газеты, в которой работал). Темами романа являются: Традиционная для французской литературы бальзаковская тема утраченных иллюзий. Тема нетождественности человека и художника в структуре творческой личности: нет зависимости таланта от человеческих качеств личности. По мнению Пруста, художник — это тот, кто может престать жить собой и для себя, может «превращать свою индивидуальность в подобие зеркала». Метод М. Пруста — трансформация реалистической традиции на уровне импрессионизма, не классического (конца XIX в.), а модернистского (начало XX в.). Основа — философия Бергсона (интуитивизм), вслед за которым Пруст считал, что сущность — это длительность, непрерывный поток состояний, в котором стираются грани времен и определенность пространства. Отсюда понимание времени как безостановочного движения материи, ни одно из мгновений и фрагментов которого не может быть названо истиной. Т.к. все — в сознании, в романе нет хронологически ясности, преобладают ассоциации (то пропадают годы, то растягиваются мгновения). Целостное подчинено детали (из чашки чая, ее вкуса и запахов, пробудивших воспоминания, выплывает внезапно «весь Комбре со своими окрестностями»). Стиль романа поразил современников. На уровне композиции кинематографичность видения (образ Свана — как будто смонтирован из кусков). Лексика отличается нагромождением ассоциаций, метафоричностью, сравнениями, перечислениями. Синтаксис сложен: передавая ассоциативное мышление, фраза развивается свободно, расширяется как поток, вбирая риторические фигуры, дополнительные конструкции и заканчивается непредсказуемо. При всей сложности структуры, фраза не ломается. Изменения в общественной жизни приводят к тому, что в 40-е годы у авторов многотомных романов словно перехватывает эпическое дыхание. Глава II. Традиции Пруста в эпопее.Главная тема в романе – тема времени (психологическое время). Пруст создал специальную форму образного языка времени. Ощущение таяния, истончения – психологическая модель времени (внутреннее время человека). Есть две системы отсчёта этого времени. Идеал есть только в мире иллюзий. Интонация этого мира – грустная. Объективная сторона реальности. Внешняя сторона – социальный мир. Герой сталкивается с тем, что не может реализоваться в социальном мире. Пруст работает с чем-то более близким, с социологией маленькой группы. Герой сталкивается с феноменом светского человека, который способен создавать о себе впечатление (это зависит от них, а не от тех, кто на них смотрит). Здесь есть и тема светской пустоты (за внешним лоском нет ничего, только маска), но это только обостряет вопрос. Внутренне пустые люди умеют создать о себе яркое впечатление, в отличие от героя, насыщенного внутренним богатым миром. Вторая проверка героя – любовь. Здесь поражения переживаются героем особенно остро. В этой сфере практики он опять неполноценен (любовь – главная дорога к реальности, к миру других людей, это магистральная дорога; творчество – это окольная дорога). Женщина в романе – душа мира, макромодель реальности, непредсказуемой реальности, которая не подчиняется нашим правилам; она свободна и непредсказуема. Реальность свободна, она не подчиняется Марселю. Движущей силой поступков героя становится подсознание. Характер не развивается под влиянием окружения, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Поэтому образ часто строится из ряда зарисовок, которые дополняют друг друга, но не целостной личности, которые дают (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей). Здесь последовательно проводится мысль о непостижимости людской сущности По мнению Пруста, художник — это тот, кто может переполнить жить собой и для себя, может «превращать свою индивидуальность в подобие зеркала». «В сторону Свана» Составляется с 3 частей, не равных в композиционном отношении. «Комбре» - воспоминания Марселя о детстве, о том, как на лето его буржуазная семья выезжала из Парижа в городок Комбре (прототип - Ильи). Создается портрет одинокого, болезненного и неуверенного в себе ребенка, слишком чувствительного для строго воспитания. Мир родственников дан не глазами ребенка, а в перспективе. Подробное описание комнаты, дома, сада, уклада жизни - детское восприятие, все есть не случайным, а закономерным. Все воспринимается как неопровержимая данность Но Пруст наделяет восприятие ребенка знанием взрослого - Комбре дает трещину (взаимоотношения в семье - комично-сатиричное описание). Все персонажи появляются как живые, но нет традиционного описания: ни одной даты, не указанные профессии деда и отца, нет имен мамы, бабушки и отца. Воспоминания детства ходят кругами, центр - главная мука - отход к сну, сопровождаемый поцелуем матери. Сван возбуждается один раз этот ритуал. Марсель (вспомни, как) проводит ночь вместе с матерью - приходит новый уровень самосознания, достижение желательного, в котором только что было отказано «поднимал меня к статусу взрослого, сразу сообщал мое горе своего рода зрелость, позволял мне плакать законно. Пруст уже показал механизм работы ассоциативной памяти, теперь читателю показывается формула работы памяти - отрывок о бисквите «Мадлен». Глоток за глотком анализируя свои ощущения, рассказчик старается уловить воспоминание. Начинается основная сюжетная линия эпопеи - история многочисленных разочарований и ошибок, совершенных под влиянием иллюзий, рожденных стороной Свана и стороной Германта. «Любовь Свана» - своего рода введения. Предыстория брака Свана в первой части. Сван - миллионер по наследству, биржевой маклер, денди, друг принца Уельского, унаследовал от буржуазных предков порядочность, отвращение к неправде и практицизм, а от аристократов - стиль жизни Знаком того, что он начинает влюбляться в Одетту (женщину не в него вкусе), есть то, что он находит приятнейшим обществом вульгарный салон Вердюренов. Тема потери иллюзий - Сван подсознательно всегда знает жалкую правду об Одетте. Первоначальное впечатление о ней возникает снова в последнем сне Свана («не в моем вкусе»). Образа и темы снова по кругу. Главный лейтмотив любви Свана - музыкальная фраза из сонаты Вентейля. Каждое расширение фразы - новая стадия любви (на вечере у Маркизы Сент-Еверт). Многочисленные аллюзии на полотна живописцев. Всякое прикосновенье к сфере искусства, то есть к сферы остановленного времени, имеет особое значение для романа, цель которого - сделать с воспоминаний произведение искусства. Третья часть «Имена местностей: имена». Марсель возвращается к рассказу от первого лица. Сюжетная основа - любовь Марселя к Жильберте. Она полностью преобразована его сознанием, все, что с ней связанное абсолютно идеализировано «В сторону Свана» - изображенные детские года героя-рассказчика, в значительной мере законченное произведение. Реальная действительность переломлена из максимальной для Пруста конкретностью. Это мир Бальзака, «Человеческой комедии», несмотря на радиальное расхождение этих мирив. Сван, утонченный и безвластный блестящий светский денди, в дочь которого влюблен Марсель, и какой сам очаровывает юного героя, непохожий на блестящих молодых людей Бальзака, которым приходилось самим пробивать себе дорогую, не останавливаясь перед жестокостью и преступлением. Изменилось и окружение этих молодых людей. Но именно поэтому Пруста ярко воспринимаются на фоне персонажей Бальзака: кокетка Одетта де Кресси, насквозь лживая и рассудительная, богатые буржуа Вердюрени, что живут себе на утеху и играют роль меценатов и др. Добывание денег - ключевая пружина романов Бальзака - остается за пределами этого мира, борьба за существования превращается в борьбу самолюбий. Исключена вся сфера практического жизни Это характеризует решительное изменение формы существования капиталистического мира, наступление нового этапа в развитии буржуазии - усиливается переход буржуа в рантье, а в больше широком плане - процесс оскудевания и измельчание «классического» буржуа. Это отражено и в принципе неполноты охвата, и в виде большинства персонажей. Только Сван (если оставить в стороне от рассказчика и его мать) появляется как человек, в котором пробуждается истинная страсть. Другие люди объективированы и чрезвычайно ограниченны. Заключение.Роман завершается очередной епифанией, когда он, уже отрёкшись от творчества, спешил на ужин, споткнулся о брусчатку – в этот раз экстатическое наслаждение не покинуло его. И теперь он знает, что и как будет писать. Ему открылась тайна бессмертия и то, как вернуть потерянный рай – нужно написать художественное произведение, поместить свою жизнь в рамку…. Но ты готов к созданию такого произведения только тогда, когда жизнь твоя уже состоялась. В конце объясняется мотив сравнения героя с Шахерезадой (я живу, пока тянется нить моего рассказа). Движущей силой поступков героя становится подсознание. Характер не развивается под воздействием окружения, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Поэтому образ часто строится из ряда зарисовок, дополняющих друг друга, но не дающих целостной личности (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей). Здесь последовательно проводится мысль о непостижимости человеческой сущности. С точки зрения рассказчика единственно значимыми и живыми были его детские и юношеские года. Время, о потере которого пишет Пруст, — это время субъективное, течение жизни отдельного человека со всем, что его окружает, то есть течение жизни каждого поколения. Трагедия потери «своего» времени - трагедия, которая возникает перед каждым человеком и поколением, самая по себе она не посвящена к какой-нибудь определенной социальной эпохе. Но в Пруста в соединении с периодом в историческом развитии эта трагедия принимает больше конкретный эпохальный характер - намечается коренная переориентация во всех сферах жизни и общества Список литературы.Андреев, А.Г. Марсель Пруст / А.Г. Андреев. – М.: Высшая школа, 1968. – 320 с. Бочаров, С.Г. Пруст и «поток сознания» / С.Г. Пруст // Критический реализм XX века и модернизм. – М.: Просвещение, 1967. – С. 26-38. Воронский, А. Марсель Пруст: к вопросу о психологии художественного творчества / А. Воронский. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 228 с. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2000. – 559 с. История французской литературы: учеб. пособие для филол. спец. вузов / под ред. Г.К. Косикова. – М.: Высшая школа, 1987. – 543 с. Пруст, М. В поисках утраченного времени / М. Пруст. – М.: Амфора, 2005. – 542 с. Ревель, Ж.-Ф. О Прусте / Ж.-Ф. Ревель. – М.: Академия, 1995. – 346 с. Таганов, А.Н. Концепция искусства в раннем творчестве М. Пруста / А.Н. Таганов // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. – Иваново, 1991. – С. 78-87. Таганов, А.Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX–XX веков / А.Н. Таганов. – Иваново: ИвГУ, 1993. – 131 с. |